Консультация для родителей на тему: «Семейное чтение - как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи».
консультация по художественной литературе на тему

Какуева Аделя Кавиевна

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

на тему:

«Семейное чтение - как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи».

     

       Сегодня семейное чтение все больше становится чрезвычайно важным феноменом, который определяет уровень культуры будущего общества. Одним из ориентиров ребенка должен стать интерес к книге.

 Чтение - сложный процесс не только сложения букв  в  слоги,   но и акт, требующий  интенсивной  интеллектуальной работы, к которой у ребенка должна быть привычка,  в отличие от компьютерных игр и мультфильмов, которые стали альтернативой чтению. Чтение книг дает простор для фантазий  и читая ребенок проводит некие параллели со значимыми переживаниями героев в ходе сюжета произведения. Грэм Грин писал: «Только в детстве, может быть, книга действительно влияет на нашу жизнь. Дальше мы восхищаемся ей, получаем от нее удовольствие, возможно, меняем благодаря ей некоторые свои взгляды, но главным образом находим в книге лишь подтверждение тому, что уже в нас заложено» [2, с. 1]. И именно это, «что уже в нас заложено», в дошкольном детстве дают нам родители и воспитатели в ДОУ.

Опыт работы с детьми в детском саду предлагает использовать в работе по формированию интереса к книге:

- простое чтение воспитателя в кругу детей;

- недели русских народных сказок, сказок отдельных авторов;

- вечера чтения;

- выставки книг или организацию книжного уголка;

- семейные вечера чтения;

- организацию викторин: «Какие я знаю сказки? », «Каких детских писателей (сказочников) я знаю? »;

- конкурсы чтецов, рассказчиков;

- праздники: « Праздник любимой книги », «День рождения… » (любимого героя книги);

- оформление информационных стендов: ""Круг чтения Вашего ребенка", "Читаем дома", "Книга на выходные";

- сотрудничество с районной детской библиотекой

Сегодня перед педагогами и родителями стоит выбор, использовать для чтения классические произведения или обратиться к современным. Но книжные новинки выходят небольшими тиражами и в маленьких издательствах. И причины этому разные.

Нельзя не сказать и об огромном значении формирования художественного мира ребенка. Не достаточно хорошо изданных книг и привлекательных иллюстраций, также сегодня есть необходимость чтения книги самими взрослыми, чтобы потом предложить (показать) эту книгу ребенку. Несомненно, детский писатель - это тот, кто дольше всех остальных остается ребенком, но не испортят ли такие книги вкус наших детей

Воспитанию читателя-школьника посвящено немало исследований. Что же касается дошкольника, то здесь дело обстоит сложнее. Вероятно, это связано с тем, что в силу возрастных особенностей его считают не читателем, а слушателем. А ведь именно в дошкольном возрасте формируются стереотипы читателя, среди которых имеют место и негативные (в школьном возрасте их сложнее корректировать). Чтение и обсуждение книг вместе с детьми, в которых описываются ситуации, сходные с теми, что имеют место в реальной жизни детей, является элементом коррекционной работы – «библиотерапии» («лечение» книгой). Приведу несколько примеров. Если дошкольник привык относиться к чтению только как к развлечению, а любимым его  « чтивом» являются комиксы, то воспитать в таком ребенке вдумчивого читателя, для которого чтение - серьезное занятие, сложно. Если в семье ребенка постоянно заставляют читать, прибегая к наказаниям, он будет воспринимать чтение как скучную обязанность и творческого, заинтересованного читателя из него не получится. Дошкольники «всерьез» воспринимают все прочитанное и увиденное, и, если не формировать критическое восприятие, велика вероятность, что они будут копировать негативные образцы, подражать отрицательным героям, т. е. у них начнут формироваться неадекватные модели поведения. Например, во многих сказках зло наказывается, причем жестоко. И если ребенок,  неверно воспринимает сказку (ее смысл, поступки главных героев и т. д.,у него может сформироваться агрессивная модель поведения. Поэтому произведения и события жизни должны переплетаться. Книга должна,  помогать человеку анализировать  происходящее.

Любовь к искусству, литературе связана с любовью человека к слову вообще. Именно поэтому настоящая литература должна войти в жизнь ребенка в период, когда у него формируется и развивается речь. Дошкольники восприимчивы, способны глубоко чувствовать художественный текст, поэтому полюбившиеся им в раннем детстве литературные образы останутся с ними на долгие годы.

Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге - одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему образцами художественной литературы и фольклора должно начинаться с первых лет жизни.

Известно, что дошкольное детство - определяющий этап в развитии личности, ибо в возрасте до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, «напитывается» разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в том числе героям книг.

В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности.

Итак, любой дошкольник является читателем. Даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых, он выбирает, что будет слушать; он воспринимает то, что слышит, оценивает его. Но ведь ребенок не умеет читать и воспринимает книжку только от взрослого – педагога, матери, отца. От того, как ему прочитают книгу, зависит её влияние на ребенка. Даже хорошая, занимательная книжка может не вызывать у ребенка никаких эмоций, пройти мимо него бесследно, если родитель не вложил в свое чтение или рассказывание чувств, живого интереса к книге, если ему самому безразличны и бесхитростная судьба героя, и её сюжет, образы, язык. Активное участие родителей позволяет ребенку чувствовать неподдельный интерес родителей к его жизни. А родители в процессе взаимодействия с ребенком в то же самое время учатся лучше понимать его.

В дворянских семьях существовала традиция семейного чтения вслух: вечером вся семья собиралась за столом, кто-нибудь читал вслух, затем прочитанное,  обсуждалось. В некоторых семьях такая традиция сохранилась и сейчас, но, к сожалению, она все больше уходит в прошлое. Сегодня родителей порой интересуют исключительно те педагогические средства, которые стимулируют ребенка к овладению точными науками, а многовековая традиция общения с дошкольником в семье с помощью потешек, песенок, сказок, игр недооценивается и заменяется просмотром телепередач и прослушивание аудиозаписей. Средства массовой информации вытеснили или почти вытеснили такую традиционную форму общения старших и младших в семье как семейное чтение. Совсем иные отклики вызовет книжка, если её преподносит ребенку родитель, увлеченный детской литературой, который следит за появлением каждой новой книги, умеет оценивать ее как произведение искусства, знает детскую литературу и хочет знать её еще лучше. Отсюда вытекает особая важность выразительной, эмоциональной подачи литературного произведения.

Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги,  учат прежде всего своим собственным примером, а уж потом наставлениями.

Семейное  чтение – одно из средств духовно- нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает детей и их родителей знаниями, но и сближает всех членов семьи.

 

Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов, в частности чтение дидактических сказок является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений:

   1.Совместное время препровождение за чтением поучительных или волшебных сказок способствует пополнению « жизненной копилки» знаний и впечатлений человека.

   2.Побуждает ребенка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, вступать в диалог со  взрослыми, формулировать вопросы. Знакомит детей с народными обычаями, традициями, семейными историями.

   3.Семейное чтение  дает детям  возможность   почувствовать ценность жизненного опыта старших членов семьи ,  узнать о своих близких  что-то важное и интересное.

   4.После чтения предлагаемых сказок слушатели втягиваются в разговор о похожих событиях и ситуациях в их собственной жизни, что позволяет вскрыть тесные родовые связи и на этой основе заинтересоваться собственным семейным древом, побудить к созданию родословной, опираясь на опыт старших представителей семейного рода.

    5.Чтение сказок позволяет детям уяснить значение понятий, о которых они не слышат в детском саду, ни во дворе: это такие понятия как целомудрие, добродетель, благочестие, бескорыстная любовь, самопожертвование.

После чтения книг у младших членов семьи появляется предмет для разговора, желание спросить у старших непонятное им слово, выражение, событие, явление имеющее место в книге.