Конспект НОД по художественной литературе в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие по русским народным сказкам»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Аскерова Елена Геннадьевна

систематизирование знаний детей о русских народных сказках через игру - путешествие

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по художественной литературе в подготовительной к школе группе на тему:

«Путешествие по русским народным сказкам»

Цель: Систематизирование знания детей о русских народных сказках через игру – путешествие.

Программное содержание:

Образовательные:

  • Вызвать желание узнавать сказку по заданию.
  • Закреплять умение передавать структуру сказки с помощью моделирования.

Развивающие:

  • Развивать воображение, фантазию, мышление.
  • Обеспечить развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
  • Способствовать развитию всех компонентов речевой деятельности

Воспитательные:

  • Формировать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, приобщать к словесному и музыкальному искусству и к правилам безопасного поведения.
  • Способствовать  формированию навыка договариваться между собой и действовать согласованно.

Методы: Игровой, словесный, практический, наглядный.

Приемы: Сюрпризный момент, использование ТСО, показ способов действия, рассказ, загадывание и отгадывание загадок.

Активизация словаря: Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.

Материал: Игрушки для загадок, игра «Сложи сказку» (разрезные картинки), игра «Репка» и «Теремок» (карточки-схемы), диск с русскими народными сказками, костюм сказочницы для педагога.

Оборудование: Аудиозапись с мелодиями, стенд с книгами русских сказок, ноутбук, диск со сказкой «Как Колобок друзей искал», диск с викториной по русским сказкам, столы, стульчики.

Предварительная работа: Образовательная деятельность в ходе режимных моментов - Чтение сказок: «Репка», «Теремок», Рукавичка, Теремок, Колобок, Гуси-лебеди, Маша и медведь, Иван-царевич и серый волк, Марья Моревна, Свет-Луна, Снегурочка и других сказок.

Ход НОД

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Методические приемы

Вводная

Мы стоим, рука в руке,

Вместе мы большая сила

Можем маленькими быть,

Можем мы большими быть,

Но никто один не будет.

Cтук в дверь, принесли письмо от Сказы Рассказовны.

-Ребята нам пришло письмо, давайте прочитаем его.

«Здравствуйте, дети, я Сказа Рассказовна, меня заколдовала Баба Яга, спасите меня, выполните все задания, которые она вам отправила.  Cпасибо вам заранее."

-Ребята, давайте поможем. Я очень люблю  сказки. А вы, дети, любите сказки?

Звучит негромкая музыка. Дети проходят, встают в круг.

Дети. Да. Любим. Очень любим. И поможем.

Организационный момент

Сюрпризный момент

Мотивация.

Основная

- Вот первое задание.

 - А как можно сказать о сказке, какая она?

- Молодцы, ребята.

Все что создано умом

Все к чему душа стремится

Как янтарь на дне морском,

В книгах бережно хранится.

- Вот вам второе задание

-Вспомните пословицы о книге.

-  Правильно, справились.              

Испокон века книга растит человека.

Хорошая книга – ярче звездочки светит.

Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

- Почему они называются народными?

-Верно. Вот вам и третье задание. - И так, мы с вами отправимся в путешествие по русским народным сказкам.

Отправляемся друзья

В чудо сказку – вы и я

В театр кукол и зверей,

Для девчат и для ребят!

Здесь экран волшебный есть,

Сказок тут не перечесть!

(Викторина на компьютере «Русские народные сказки»)

- И с этим заданием вы справились.

Гимнастика для глаз.

Открываем глазки – раз,

А зажмуриваем – два.

Раз, два, три, четыре,

Раскрываем глазки шире

А теперь опять сомкнули,

Наши глазки отдохнули.

- А вот и четвёртое задание.

В круг вставайте дружно,

В сказки поиграть нам нужно!

Физкультурная минутка «Сказки»

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)

Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)

Вот ее мы посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)

- Вокруг нас и там и тут

Сказки разные живут.

На полянке есть загадки

Отгадайте без подсказки

Называйте, посмелей

Этих сказочных друзей!

Вот следующее задание.

1. Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка.

2. В небесах и на земле скачет баба на метле, Страшная, злая, кто она такая?

3. Жили-были семь ребят

Белых маленьких козлят.

Проник обманом серый в дом.

Коза потом его нашла,

Перехитрить его смогла.

И всех детей своих спасла.

4. У Аленушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят

Далеко они глядят

5. Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей.

Сделался милой, красивой, пригожей?

- Все загадки отгадали и героев всех назвали. Молодцы.

Был Кощей вчера в гостях

Что наделал, просто - Ах!

Все картинки перепутал

Сказки все мои он спутал

Пазлы вы должны собрать

Сказку русскую назвать!

- А вот с этим заданием мы точно справимся.

Сказки: Гуси-лебеди, Маша и медведь, Иван-царевич и серый волк, Марья Моревна, Свет-Луна, Снегурочка.

Воспитатель в это время читает стих:

Трудно сказочку сложить,

Но не надо нам тужить.

Дружно, смело и умело

С вами мы взялись за дело!

- Молодцы! Сложить сумели!

Проделки Кощея преодолели!

А сейчас вы разделитесь

В две команды становитесь.

Будем сказки вспоминать,

Будем в сказки мы играть.

Сказку «Репка» посмотрите

И героям помогите.

Репку надо им достать,

Кто за кем, где должен встать?

Это сказка «Теремок»

Он не низок, не высок.

И жильцов своих всех ждет,

Кто за кем сюда придет?

- Со всеми заданиями вы очень быстро справились, и вам Сказа Рассказовна в подарок отправила эту сказку.

Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.

Дом без книги – день без солнца.

Кто много читает, тот много знает.

Книга учит жить, книгой надо дорожить.

Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.

Будешь книги читать – будешь много знать.

Книга для ума, что теплый дождь для всходов.

Книга мала да ума придала.

Книга поможет в труде и выручит в беде

Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.

Потому что их сочинил русский народ.

Дети отгадывают сказки по фрагментам.

Делают гимнастику для глаз

Делают разминку

дети находят среди игрушек отгадку и показывают ее

Снегурочка

Баба – Яга

Волк и семеро козлят

Гуси – лебеди

Царевна лягушка

Дети из пазл собирают картинку сказки и называют ее

Дети, используя карточки-схемы, выстраивают последовательность цепочки героев сказок «Теремок» и «Репка»

Дети смотрят сказку

«Как Колобок друзей искал»

Вопросы

Художественное слово

Пословицы

Разучивание новой пословицы

Пальчиковая гимнастика

Вопросы

Художественное слово

Викторина с использованием ИКТ

Гимнастика для глаз

Разминка

Художественное слово

Загадывание загадок

Художественное слово

Практическая деятельность детей

Художественное слово

Самостоятельная деятельность детей

Показ мультфильма

Заключительная

чем занимались?

- что было интересно?

- что вызывало трудности?

 «Давайте будем дружить друг с другом,

Как птица с небом, как поле с плугом.

Как ветер с морем, трава с дождями.

Как дружит солнце со всеми нами!!!»

Ответы детей

Дети прощаются и уходят в группу

Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игровой образовательной ситуации по развитию речи в младшей группе на тему «Путешествие по русской народной сказке "Колобок"»

Игровая ситуация учит детей внимательно слушать сказку, развивает диалогическую речь, а также закрепляет умение использовать элементы дыхательных движений и артикуляционной гимнастики....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему «Путешествие по русским народным сказкам».

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему «Путешествие по русским народным сказкам»....

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Путешествие по русским народным сказкам»

Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить навыки детей пересказа сказок....

Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной к школе группе по ненецкой народной сказке «Кукушка»

Данное занятие поможет воспитателю открыть смысловое содержание сказки более подробно и эмоционально....