Памятка для родителей «Как правильно читать детям книги»
консультация по художественной литературе (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Нарядчикова Оксана Юрьевна

Целевая аудитория: воспитатели,родители

Влияние книги на ребенка трудно переоценить.В данном материале описано как же правильно читать детям чтоб им было интересно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Подбор художественной литературы для детей дошкольного возраста»

Очень важно, какие книги мы подбираем для наших детей, насколько они разнообразны по жанру, по оформлению. Книжки не должны восприниматься только как развлечение или только как обучение. Мир художественной литературы очень богат и многогранен, в нем есть место и серьезному разговору, и веселой игре. Правильным отбором книг можно оказывать благотворное влияние на нравственное становление личности ребёнка, на формирование его духовных ценностей.

Дети стремятся подражать героям, которые им симпатичны. И очень важно, чтобы дети выбирали положительных героев. Так как, проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к их духовному и нравственному опыту. Книга должна раскрывать перед ребёнком идеалы справедливости, добра, мужества, сострадания и честности. Посредством литературных произведений формируется правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам. Книги, созданные для детей, формируют у ребёнка нравственное отношение к действительности, несут целую программу позитивных форм поведения, в которых это отношение проявляется и выражается.

Детская литература сегодня богата и по составу, и по содержанию. В нашей стране для детей издаются детские книги современных отечественных и иностранных авторов. Полностью охватить всё это многообразие невозможно. К. Д. Ушинский подчеркивал, что произведения, с которыми впервые встречается ребёнок, должны вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа ». Произведения устного народного творчества: потешки, загадки, cчиталки, перевёртыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и др. приобщают ребёнка к духовной жизни своего народа. Они своим содержанием и формой отвечают задачам воспитания и развития ребёнка, приспособлены к детским потребностям. Устное народное творчество вводит малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту. Фольклор формирует у детей чувство принадлежности к своему народу, его культуре. Произведения русского фольклора дают детям уроки физической и нравственной чистоплотности (потешка «Водичка, водичка… » «Расти коса до пояса», сказки «Царевна лягушка », доброты и трудолюбия, («Хаврошечка », «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка » и др.) дружбы и взаимопомощи («Репка», «Лиса и заяц», «Кот, петух и лиса » и др.). Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки, потешки. В круг детского чтения входят также фольклор народов мира и произведения зарубежных писателей для детей. Они несут в себе большой потенциал национальных культур и делает ребёнка обладателем общечеловеческих духовных ценностей.

При отборе литературных произведений необходимо, прежде всего, видеть идейную направленность детской книги. Носителем духовной культуры народа является классическая литература. Это произведения А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, М. М. Пришвина и других русских писателей.

В литературном развитии ребёнок должен идти от литературы своего народа к классике мировой детской литературы. При этом в круг детского чтения следует включать книги, разнообразные по темам и жанрам. Это позволит формировать у детей широту читательских интересов, избирательность и индивидуальность литературных пристрастий.

Дети дошкольного возраста любят народные и авторские сказки отечественных (А. М. Горького, А. Н. Толстого, Ю. К. Олеши, К. И. Чуковского, Э. Н. Успенского, Б. В. Заходера, И. П. Токмаковой) и зарубежных писателей (Дж. Родари, А. Линдгрен, Т. Янсон, А. Милна и др.) Сказка вызывает у всех детей любовь и стойкий интерес своей яркостью образов, загадочностью, занимательностью событий, неограниченными возможностями для фантазирования, выдумки, игры ума.

Детям очень нравятся произведения К. И. Чуковского, Н. Н. Носова, В. Г. Сутеева, В. Ю. Драгунского, Э. Н. Успенского и др. Произведения этих авторов открывают детям смешное в жизни, воспитывают ценные качества умение шутить и смеяться, c чувством юмора принимать жизнь со всеми ее хорошими и плохими сторонами.

Художественные произведения должны быть доступны пониманию ребёнка. В связи с этим особое значение приобретает принцип доступности.

Отбор книг для детского чтения должен осуществляться по определенным принципам:

- Психологические принципы. Необходим учет возрастных особенностей детей. Возрастные особенности: быстрая утомляемость, слабая концентрация внимания и сложность его переключения, недостаточный объем памяти, отсутствие личного опыта.

- Педагогические принципы. Воспитательная ценность произведения, его доступность, наглядность, занимательность, динамичность сюжета.

- Литературоведческие принципы. Наличие всех видов литературы: проза, поэзия, драма.

- Историко-литературные принципы. Наличие в домашней библиотеке произведений русской литературы и литературы народов мира.

Существуют критерии отбора книг для детского чтения:

Произведения должны быть проникнуты гуманистическими идеями, несущими вечные ценности добра, справедливости, равенства, труда, здоровья и счастья, мира и покоя для всех и каждого.

Литература должна быть адаптирована для детского чтения: книга сокращается, объем текста уменьшается, старые, вышедшие из употребления слова заменяются новыми, понятными современному человеку.

Несколько советов родителям:

Не покупайте ребенку новую книгу, пока еще для него не исчерпано имеющееся у нее содержание.

Внимание ребенка необходимо к содержанию книги каждый раз, раскрывая в ней что-то новое для него.

Интерес и бережное отношение к его книге проявляйте сами.

Детей надо приучать бережно, обращаться с книгой: (рассматривать книги только на столе, брать их чистыми руками, осторожно перевертывать страницы, после рассматривания убирать книги на место) .

Воспитывайте у детей любовь к книге:

Художественная книга – это могучее средство воспитания, она способствует развитию у детей любви к нашей Родине, к родной природе.

С раннего возраста надо воспитывать у детей любовь и интерес к книге.

Детская книга способствует появлению у детей чувства долга: заботы о старших и маленьких, уважения к родителям.

Книга воспитывает у детей интерес к труду и желание трудиться.

Чтение книг и рассматривание иллюстраций к ним воспитывает моральные качества детей, развивает ум, эстетическое восприятие.

Многообразие детской литературы дает возможность формировать у детей индивидуальные читательские интересы и склонности. Одни дети любят книги о животных, другим нравится слушать про приключения, третьих интересует истории о жизни своих сверстников. Удачи вам в подборе художественных произведений для детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: Как правильно читать детям книги

Как правильно читать детям книги.В данной консультации рассказывается, как правильно читать книги детям.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13875712","attributes":{"alt":"","class":"med...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: "КАК ПРАВИЛЬНО ЧИТАТЬ ДЕТЯМ".

ПАМЯТКА ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ: " КАК ПРАВИЛЬНО ЧИТАТЬ ДЕТЯМ" (8 СОВЕТОВ ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ)....

Памятки для родителей «Как правильно читать с ребенком сказки», «Речевая культура ребенка рождается в семье»

Культура общения ребенка рождается в семье, ее не могут привить ни в детском саду, ни в школе, если в доме царит грубость. Пример родителей имеет огромное значение в овладении ребенком правилами речев...

Консультация для родителей "Как правильно читать детям"

            Шестилетнему ребёнку следует покупать яркие книги с крупным шрифтом и множеством красивых картинок, сюжет книги должен быть интересным, чтобы реб...

Памятка для родителей "Как правильно читать сказка детям"

Советы для родителей, как правильно читать сказки детям....

Памятка для родителей «Как правильно читать ребенку книги»

В наше время трудно оторвать детей от планшета и компьютера. Родители редко читают детям книги. А дети порой и не желают слушать, не проявляют любознательность. Важность чтения сказок д...