Методические рекомендации "Знакомство с книжной культурой и детской литературой".
материал по художественной литературе на тему

Книга- оказывает большое воздействие на формирование личности ребенка!

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

  «Знакомство с книжной культурой и детской литературой».

 

  Требования  ФГОС  ДО  по  речевому  развитию  дошкольников  согласно  Федеральному  государственному  образовательному  стандарту  дошкольного  образования: « речевое  развитие  включает  владение  речью  как  средством  общения  и  культуры; обогащение  активного  словаря; развитие  связной, грамматически правильной  диалогической  и  монологической  речи; развитие  речевого  творчества; развитие  звуковой  и  интонационной  культуры  речи, фонематического  слуха; знакомство  с  книжной  культурой, детской  литературой, понимание  на  слух  текстов  различных  жанров  детской  литературы; формирование  звуковой  аналитико-синтетической  активности  как  предпосылки  обучения  грамоте» (извлечение  из   ФГОС  ДО).

      «Хорошая  книжка  глубоко  затрагивает  чувства  ребенка, ее  образы  оказывают  большое  воздействие  на  формирование  личности»                   (Е. А. Флерина)

      Детская  литература-  это  художественные, научно- художественные  и  научно- популярные  произведения, написанные  специально  для  детей- от дошкольного  до  старшего  школьного  возраста.

Задачи  образовательной  деятельности:

Четвертый  год  жизни.

2-я  младшая  группа

Пятый  год  жизни. Средняя  группа

Шестой  год  жизни. Старшая  группа

Седьмой  год  жизни. Подготовительная  группа

1.Развивать  умение  воспроизводить  ритм  стихотворения, правильно  пользоваться  речевым  дыханием.

2.Развивать  умение  слышать  в  речи  взрослого  специально  интонируемый  звук.

1.Воспитывать  желание  использовать  средства  интонационной  выразительности  в  процессе  общения  со  сверстниками  и  взрослыми  при  пересказе  литературных  текстов.

2.Воспитывать  интерес  к литературе, соотносить  литературные  факты  с  имеющимся  жизненным  опытом, устанавливать  причинные  связи  в  тексте, воспроизводить  текст  по  иллюстрациям.

1.Развивать  первоначальные  представления  об  особенностях  литературы: о  родах ( фольклор  и  авторская  литература) , видах (проза  и  поэзия) , о  многообразии  жанров  и  их  некоторых  признаках (композиция, средства  языковой  выразительности).

2.Способствовать  развитию  понимания  литературного  текста  в  единстве  его  содержания  и  формы, смыслового  и  эмоционального  подтекста.

1.Развивать  умения  анализировать  содержание  и  форму  произведения, развивать  литературную  речь.

2.Обогащать  представления  об  особенностях  литературы: о  родах (фольклор  и  авторская  литература), видах (проза  и  поэзия) и  многообразии  жанров.

Содержание  образовательной  деятельности:

Воспитание  интереса  к  фольклорным  и  литературным  текстам, желание  их  слушать. Развитие  умения  воспроизводить  короткие  ролевые  диалоги  из  сказок  и  прибауток  в  играх-драматизациях, повторять  за  взрослым  знакомые  строчки  и  рифмы  из  стихов, песенок, игр с  пальчиками.

Проявление  интереса  к  слушанию  литературных  произведений. Самостоятельный  пересказ  знакомых  литературных  произведений, воспроизведение  текста  по  иллюстрациям.

Восприятие  классических  и  современных  поэтических  произведений (лирические  и  юмористические  стихи, поэтические  сказки, литературные  загадки, басни) и  прозаических  текстов ( сказки, сказки- повести, рассказы);

проявление  интереса  к  рассказам  и  сказкам  с  нравственным  содержанием; понимание  образности  и  выразительности  языка  литературных  произведений; проявления  интереса  к  текстам  познавательного  содержания (например, фрагментам  детских  энциклопедий).

Представления  о  некоторых  особенностях  литературных  жанров: сказка, рассказ, стихотворение, басня, пословица, небылица, загадка; проявление  интереса  к  текстам  познавательного  содержания.

Результаты  образовательной  деятельности:

- Ребенок  узнает  содержание  прослушанных  произведений  по  иллюстрациям, эмоционально  откликаясь  на  него.

- Совместно  со  взрослым  пересказывает  знакомые  сказки, читает  короткие  стихи.

- Самостоятельно  пересказывает  знакомые  сказки, с  небольшой  помощью  взрослого  составляет  описательные  рассказы  и  загадки.

- С  интересом  слушает  литературные  тексты, воспроизводит  текст.

- Самостоятельно  пересказывает  рассказы  и  сказки, сочиняет  загадки.

- Отвечает  на  вопросы  по  содержанию  литературного  произведения, устанавливает  причинные  связи.

- Проявляет  избирательное  отношение  к  произведениям  определенной  тематики  и  жанра, внимание  к  языку  литературного  произведения.

- Различает  основные  жанры: стихотворение, сказка, рассказ, имеет  представления  о  некоторых  их  особенностях.

- Проявляет устойчивый  интерес  к  литературе, имеет  предпочтения  в  жанрах  литературы, темах  произведений; понимает  идею  произведения, авторское  отношение  к  героям.

        При  освоении  ребенком  образовательной  деятельности  «Развитие  речи»  педагогу  необходимо  учитывать  основные  принципы  дошкольного  образования  (извлечение  из  ФГОС  ДО):

    В игровой  деятельности с целью формирования  речевого взаимодействия  с  взрослым, воспитания нравственно - эстетического  мировоззрения, бережного  отношение  к  книге мы используем:

-  сюжетно - ролевые  игры: «Библиотека», «Книжная  больничка», «Типография»:

- театрализованные  игры: кукольный, настольный, пальчиковый  и  т. д.

    В коммуникативной  деятельности с целью уточнения  этических  представлений  детей   к  книгам, воспитанию  любви  к  книге мы проводим:        - беседы: « Какие  бывают  книги?», «Для  чего  нужны  умные  книги?»,

« Как  относиться  к  книгам?»

- цикл  познавательных  занятий: « Знакомство  с  книгой», «Как  рождается  книга?» , «Знакомство  с  новыми  друзьями», « Я  посещаю  библиотеку».

   В познавательно - исследовательской  деятельности с целью познакомить  детей  с  историей  происхождения  и  изготовления  книги проводятся:

- просмотр  познавательных  видеороликов: « Как  делают  бумагу?»,      

« Откуда  пришла  книга?», « Как  Незнайка  сочинял  стихи».

-дидактические  игры: « Путешествие  в  прошлое  книги»,

-экскурсия  в  библиотеку.

   Для восприятия  художественной  литературы  фольклора с целью помочь  детям понять  содержание  сказки, выразительно  исполнять  роль используются:

- театрализованные  игры,

-различные  виды  театра (теневой, пальчиковый  и  др.). 

-рассказывание, чтение, обсуждение  программных  произведений  разных  жанров, познавательных  и  художественных  книг, детских  иллюстрированных  энциклопедий;

    В продуктивной  деятельности применяется: оригами, рисование, лепка, аппликация, по  мотивам  знакомых  стихотворений  и сказок, на  тему  прочитанного   произведения; рисование  иллюстраций  к  художественным  произведениям; организация  выставок  детских  работ.

    Самообслуживание  и  элементарный  бытовой  труд: привлекать  детей  к  поддержанию  порядка  в  книжном  уголке, совместная  работа  по  ремонту  книг.

    Конструирование: изготовление  атрибутов  к  сюжетно - ролевой  игре «Библиотека»  и  др. Конструктор «Лего построй свою историю», где воспитанники имеют возможность обыгрывать знакомые произведения, а так же придумывать сюжеты самостоятельно.

          Литература:

1.Акулова О. В.  «Чтение  художественной  литературы» 2012г.

2.Ушакова  О. С., Гаврин Н. В. «Знакомим  дошкольников  с  литературой»

3.Гурович Л. М., Береговая  Л. Б. «Ребенок  и  книга»

4.Журнал  дошкольная  педагогика  

5.Интернет- ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль библиотеки в процессе знакомства дошкольников с книжной культурой и детской литературой

Опыт работы по приобщению дошкольников к чтению и знакомству с детской литературой....

Система работы ДОУ по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой и детской литературой

Организация работы по ознакомлению детей  дошкольного возраста с книжной культурой и детской литературой в дошкольной организации...

Система работы ДОУ по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой и детской литературой

Задачи и методы работы ДОУ по ознакомлению детей  дошкольного возраста с книжной культурой и детской литературой...

ОПЫТ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ЗНАКОМСТВУ ВОСПИТАННИКОВ С КНИЖНОЙ КУЛЬТУРОЙ И ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ – ПРОЕКТ «СТРАНА КНИГОЛЮБИЯ»

В данной статье рассказывается об опыте работы дошкольного учреждения по знакомству воспитанников с книжной культурой и детской литературой. Автор знакомит с основными аспектами реализации проекта &la...

Методическая разработка "Отбор произведений разных жанров детской литературы, подходящих для решения задач развития образной речи у детей разных возрастных групп"

Методическая разработка представляет собой таблицу отбора задач по развитию образной речи у детей разных возрастных групп и отбора детской художественной литературы, подходящей для решения этих задач....