Главные вкладки

    Консультация для родителей «Сказки А.С.Пушкина как средство воспитания»
    консультация по художественной литературе (старшая группа) на тему

    Кокурина Юлия Сергеевна

    Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл chto_za_prelest_eti_skazki.docx19.7 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Что за прелесть эти сказки!»- восклицал А.С Пушкин.

    Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.

    Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.

    В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Интересен уникальный опыт этого педагога по созданию комнаты сказок, где дети не только знакомились с ней, но и учились создавать, воплощая в ней свои детские мечты.

    Основоположник российской этнопедагогики Г. Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, что «духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом - бессмертие человечества. В этом — вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу».

    Таким образом, сказка жила, несмотря на гонения и играла огромную воспитательную роль. Сказки и былины о храбром богатыре Илье Муромце, о Добрыне Никитиче учат детей любить и уважать свой народ, с честью выходить из трудных положений, преодолевать препятствия. В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла.

    Произнесите эти волшебные слова: «Почитаем сказку….», и ребенок  тут же подбежит к вам и приготовится слушать Вас.

    В каждой сказке своя мораль, каждая освещает какую-то новую ситуацию , с которой  подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни. Просто задавайте ребенку вопросы и вместе ищите ответ. 

    Можно поиграть в игру «Полезные сказочные советы». Берете  какую-то сказку, и — кто больше советов найдет?  Берете какой-то полезный совет, и кто больше сказок назовет, где он встречается?

    Одна мама рассказывала, как ее дочка воспользовалась подсказкой из сказки. В дворовой  песочнице ее девочка была самой маленькой, и вечно кто-нибудь отбирал у нее то совочек, то ведерко. И тут мама купила сказки «Кот, петух и лиса»  и  «Зайкина  избушка». Прочитала, обсудили, даже поиграли. Мама старалась беседовать по сказке и строить игру  так , чтобы  дочка научилась звать на помощь, постоять за себя.

    Когда малышка снова оказалась в песочнице и ее снова стали толкать, она завизжала прямо  в уши обидчикам изо всех сил. Больше на нее не нападали. Вот так сказка помогла.

    Читать сказку нужно так, чтобы ребенок сопереживал  поступкам героев, с восторгом воспринимал добро и всей душой противился злу.

    Сказка помогает  формировать речь ребенка, его эмоциональную жизнь, воспитывает умение удивляться разнообразию мира, развивает воображение и фантазию.

    Мудрость, заложенная в сказках, воспитывает у детей уважительное отношение к окружающим людям.

    Если рядом Сказка, то ребенок стремится стать лучше, учится понимать и любить все живое, познает окружающий мир, пробует сочинять свои собственные сказки, знакомится с трудными правилами и понятиями, съедает «волшебное лекарство», с радостью и без  капризов укладывается спать.

    Дети очень любят слушать сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует и волшебный мир. Именно через сказки, обращенные  к  сердцу, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма  воспитания этих понятий для взрослого не является образной. Детям необходима игра воображения. Детское понятие о добре предстает в  сказке в виде богатыря, рыцаря, принца, воплощающего силу и храбрость, доброй волшебницы или феи, которые всегда могут прийти на помощь. В сказках повествуется о чувствах  героев , а не о внешних событиях , и разворачивающееся  в них действо часто противоречит обычной реальности.  

    Ребенок, услышав и представив  сказочные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в себе.

    Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как приятное, доступное детям занятие . 

    С помощью сказок можно воспитывать ребенка, помогать преодолевать негативные стороны его формирующейся личности . 

    Например, жадному  эгоистичному ребенку полезно послушать сказку « О  рыбаке и рыбке», «О трех жадных  медвежатах»; пугливому и робкому – «О  трусливом  зайце»; шаловливому и доверчивому помогут «Приключения Буратино», капризуле – «Принцесса на горошине», активному и подвижному непоседе – «Кот в сапогах», сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятивших жизнь подвигам во имя людей.

    Постарайтесь понять эмоциональную проблему Вашего малыша (страх, одиночество, неуверенность, грубость и другие черты). Задумайтесь, почему он тревожен, агрессивен, капризен – и сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать решать ребенку его существенную проблему. 

    Придумайте фантастическое существо, пусть оно по сказочному сюжету преодолевает все трудности. Ваш ребенок сам почувствует помощь и найдет выход из травмирующей его ситуации.

    Рассказывая малышу сказку. Обязательно придумайте хороший финал. Сочиняйте только те сказки, которые близки и понятны именно Вашему ребенку. 

    Сказки о животных

    Колобок

    Заюшкина избушка

    Лисичка-сестричка и волк

    Лисичка со скалочкой

    Лиса-повитуха

    Лиса, заяц и петух

    Звери в яме

    Маша и медведь

    Теремок

    Лиса-исповедница

    Мужик, медведь и лиса

    Овца, лиса и волк

    Волк и козлята

    Кот - серый лоб, козел да баран

    Лиса и тетерев

    Лиса и журавль

    Лиса и рак

    Лиса и кувшин

    Лиса и козёл

    Зимовье зверей

    Кот и Лиса

    Кот, петух и лиса

    Курочка Ряба

    Война грибов

    Бобовое зернышко

    Журавль и цапля

    Волшебные сказки

    Финист-ясный сокол

    Крошечка -Хаврошечка

    Царевна-лягушка

    Морозко

    Снегурочка

    Василиса Прекрасная

    Баба-яга

    Терешечка

    Гуси-лебеди

    Сестрица Аленушка и братец Иванушка

    По щучьему веленью

    Молодильные яблоки

    Мальчик с пальчик

    Иван-царевич и серый волк

    Сивка-бурка

    Марья Моревна

    Волшебное кольцо

    Семь Симеонов

    Бытовые сказки

    Каша из топора

    Барин и собака

    Барин и мужик

    Добрый поп

    Горшок

    Заяц

    Иванушка-дурачок

    Лутонюшка

    Не любо - не слушай

    Про нужду

    Солдатская шинель

    Три калача и одна баранка

    Хорошо, да худо

    Чего на свете не бывает

    Вершки да корешки

    Медведь и мужик

    Наговорная водица


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    консультация для родителей "Сказка - как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста"

    Формирование ценностного отношения к жизни, воспитание моральных качеств личности дошкольников через сказки....

    Консультация для родителей" Сказка как средство воспитания"

    "Сказка будит и пленяет мечту: она даёт ребёнку первое чувство героического, она учит мужеству и верности; она учит его содержать человеческую судьбу, сложность мира, отличие правды от кривды" И.А. Ил...

    Консультация для родителей Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

    Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливост...

    Консультация для родителей на тему: «Народные игры как средство воспитания»

    Цель: рассказать о значении  народных игр в духовно-нравственном воспитании дошкольников....

    Консультация для родителей Тема: «Сюжетно - ролевая игра, как средство воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста»

    Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность в...

    Консультация для родителей «Сказки Пушкина - основа формирования духовно-нравственного воспитания»

    Александр Сергеевич Пушкин. Каждый сможет найти в его произведениях что-то близкое сердцу, но самые родные, знакомые всем ещё с детства творения Пушкина –это его сказки. Можно сказать, что...

    Консультация для родителей "Сказки Пушкина в воспитании детей дошкольного возраста"

    Слушая сказки Пушкина, мы с малых лет учимся ценить чистое, простое чуждое преувеличения и насыщенности слово…С. Я. Маршак....