Консультация для родителей «Сказки А.С.Пушкина как средство воспитания»
консультация по художественной литературе (старшая группа) на тему

Кокурина Юлия Сергеевна

Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_za_prelest_eti_skazki.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

«Что за прелесть эти сказки!»- восклицал А.С Пушкин.

Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.

В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Интересен уникальный опыт этого педагога по созданию комнаты сказок, где дети не только знакомились с ней, но и учились создавать, воплощая в ней свои детские мечты.

Основоположник российской этнопедагогики Г. Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, что «духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом - бессмертие человечества. В этом — вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу».

Таким образом, сказка жила, несмотря на гонения и играла огромную воспитательную роль. Сказки и былины о храбром богатыре Илье Муромце, о Добрыне Никитиче учат детей любить и уважать свой народ, с честью выходить из трудных положений, преодолевать препятствия. В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла.

Произнесите эти волшебные слова: «Почитаем сказку….», и ребенок  тут же подбежит к вам и приготовится слушать Вас.

В каждой сказке своя мораль, каждая освещает какую-то новую ситуацию , с которой  подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни. Просто задавайте ребенку вопросы и вместе ищите ответ. 

Можно поиграть в игру «Полезные сказочные советы». Берете  какую-то сказку, и — кто больше советов найдет?  Берете какой-то полезный совет, и кто больше сказок назовет, где он встречается?

Одна мама рассказывала, как ее дочка воспользовалась подсказкой из сказки. В дворовой  песочнице ее девочка была самой маленькой, и вечно кто-нибудь отбирал у нее то совочек, то ведерко. И тут мама купила сказки «Кот, петух и лиса»  и  «Зайкина  избушка». Прочитала, обсудили, даже поиграли. Мама старалась беседовать по сказке и строить игру  так , чтобы  дочка научилась звать на помощь, постоять за себя.

Когда малышка снова оказалась в песочнице и ее снова стали толкать, она завизжала прямо  в уши обидчикам изо всех сил. Больше на нее не нападали. Вот так сказка помогла.

Читать сказку нужно так, чтобы ребенок сопереживал  поступкам героев, с восторгом воспринимал добро и всей душой противился злу.

Сказка помогает  формировать речь ребенка, его эмоциональную жизнь, воспитывает умение удивляться разнообразию мира, развивает воображение и фантазию.

Мудрость, заложенная в сказках, воспитывает у детей уважительное отношение к окружающим людям.

Если рядом Сказка, то ребенок стремится стать лучше, учится понимать и любить все живое, познает окружающий мир, пробует сочинять свои собственные сказки, знакомится с трудными правилами и понятиями, съедает «волшебное лекарство», с радостью и без  капризов укладывается спать.

Дети очень любят слушать сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует и волшебный мир. Именно через сказки, обращенные  к  сердцу, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма  воспитания этих понятий для взрослого не является образной. Детям необходима игра воображения. Детское понятие о добре предстает в  сказке в виде богатыря, рыцаря, принца, воплощающего силу и храбрость, доброй волшебницы или феи, которые всегда могут прийти на помощь. В сказках повествуется о чувствах  героев , а не о внешних событиях , и разворачивающееся  в них действо часто противоречит обычной реальности.  

Ребенок, услышав и представив  сказочные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в себе.

Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как приятное, доступное детям занятие . 

С помощью сказок можно воспитывать ребенка, помогать преодолевать негативные стороны его формирующейся личности . 

Например, жадному  эгоистичному ребенку полезно послушать сказку « О  рыбаке и рыбке», «О трех жадных  медвежатах»; пугливому и робкому – «О  трусливом  зайце»; шаловливому и доверчивому помогут «Приключения Буратино», капризуле – «Принцесса на горошине», активному и подвижному непоседе – «Кот в сапогах», сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятивших жизнь подвигам во имя людей.

Постарайтесь понять эмоциональную проблему Вашего малыша (страх, одиночество, неуверенность, грубость и другие черты). Задумайтесь, почему он тревожен, агрессивен, капризен – и сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать решать ребенку его существенную проблему. 

Придумайте фантастическое существо, пусть оно по сказочному сюжету преодолевает все трудности. Ваш ребенок сам почувствует помощь и найдет выход из травмирующей его ситуации.

Рассказывая малышу сказку. Обязательно придумайте хороший финал. Сочиняйте только те сказки, которые близки и понятны именно Вашему ребенку. 

Сказки о животных

Колобок

Заюшкина избушка

Лисичка-сестричка и волк

Лисичка со скалочкой

Лиса-повитуха

Лиса, заяц и петух

Звери в яме

Маша и медведь

Теремок

Лиса-исповедница

Мужик, медведь и лиса

Овца, лиса и волк

Волк и козлята

Кот - серый лоб, козел да баран

Лиса и тетерев

Лиса и журавль

Лиса и рак

Лиса и кувшин

Лиса и козёл

Зимовье зверей

Кот и Лиса

Кот, петух и лиса

Курочка Ряба

Война грибов

Бобовое зернышко

Журавль и цапля

Волшебные сказки

Финист-ясный сокол

Крошечка -Хаврошечка

Царевна-лягушка

Морозко

Снегурочка

Василиса Прекрасная

Баба-яга

Терешечка

Гуси-лебеди

Сестрица Аленушка и братец Иванушка

По щучьему веленью

Молодильные яблоки

Мальчик с пальчик

Иван-царевич и серый волк

Сивка-бурка

Марья Моревна

Волшебное кольцо

Семь Симеонов

Бытовые сказки

Каша из топора

Барин и собака

Барин и мужик

Добрый поп

Горшок

Заяц

Иванушка-дурачок

Лутонюшка

Не любо - не слушай

Про нужду

Солдатская шинель

Три калача и одна баранка

Хорошо, да худо

Чего на свете не бывает

Вершки да корешки

Медведь и мужик

Наговорная водица


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Народные игры как средство воспитания»

Цель: рассказать о значении  народных игр в духовно-нравственном воспитании дошкольников....

Консультация для родителей Тема: «Сюжетно - ролевая игра, как средство воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста»

Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность в...

Консультация для родителей "Сказки А.С. Пушкина в жизни ребенка"

Тема Пушкина – неисчерпаема. Давнюю английскую пословицу: "Лучшее никогда не стареет" можно проиллюстрировать, в том числе, и таким примером, как творчество Пушкина. Сказки великого ру...

Консультация для родителей в старшей группе «Игра как средство воспитания дошкольников»

Консультация для родителей в старшей группе «Игра как средство воспитания дошкольников»Игра является ведущим видом деятельности дошкольников, благодаря которой ребенок развиваетс...

Консультация для родителей. Сказки К.И. Чуковского – помощники в воспитании и развитии дошкольников.

Знакомясь с удивительным миром К. Чуковского дети получают первоначальные знания о добре и зле, о том,как устроен мир и каким должен быть человек....

Консультация для родителей "Мини-музей в ДОУ как средство воспитания и образования детей дошкольного возраста"

Благодаря реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ у детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к выставкам, развивается эмоциональный отклик.  В группе...