Консультация для родителей Тема: «Сюжетно - ролевая игра, как средство воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста»
консультация (старшая, подготовительная группа) по теме

Ястребова Галина Николаевна

Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

В сюжетно-ролевые игры играют и мальчики, и девочки. На первый план выдвигается игра «Семья», но не менее важны игры в школу, в магазин, в больницу и т.п. Такие игры дают возможность ребенку примерить на себя роли доктора, пациента, учителя, ученика, мамы, папы, братика, сестренки, друга, продавца, проявить заботу и участие в другом человеке с точки зрения выбранной роли, то есть получить определенный социальный опыт. Поэтому, играя с детьми в ролевые игры, мы учим их правильному поведению, правильному выражению заботы, любви, уважения, правильному пониманию принятых ролей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_vospitaniyu_gum-ti_v_s.r.i.docx17.4 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Тема: «Сюжетно - ролевая игра, как средство воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста»

Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

В сюжетно-ролевые игры играют и мальчики, и девочки. На первый план выдвигается игра «Семья», но не менее важны игры в школу, в магазин, в больницу и т.п. Такие игры дают возможность ребенку примерить на себя роли доктора, пациента, учителя, ученика, мамы, папы, братика, сестренки, друга, продавца, проявить заботу и участие в другом человеке с точки зрения выбранной роли, то есть получить определенный социальный опыт. Поэтому, играя с детьми в ролевые игры, мы учим их правильному поведению, правильному выражению заботы, любви, уважения, правильному пониманию принятых ролей.

Сюжетно-ролевая игра «Семья» наиболее популярна среди детей, вполне уместно поиграть в семью и в гостях, и на детском празднике, и в семейном кругу. Причем роли могут быть распределены как угодно: настоящая мама может исполнять роль маленькой дочки, а папой может стать 6-тилетний мальчик.

Чтобы хорошо войти в роль, используйте различные атрибуты –  личные вещи, одежду, игрушки. Перед началом игры обговорите, чем занимается каждый член «семьи». Допустим, дочка ходит в детский сад, играет, помогает маме, смотрит за кошкой и т.д. Папа ходит на работу, читает газету, смотрит телевизор. Мама убирает, готовит, стирает, гуляет с детьми, ходит в магазин и т.д. Играя в семью, можно использовать кукол – это будет кукольная семья, или мягкие игрушки – это семья животных. Игра в семью помогает ребенку усвоить правила поведения в семье, «примерить» на себя разные социальные роли, установить, углубить, расширить понимание семейных взаимоотношений и отточить их навыки.

Аналогичным образом можно поиграть с ребенком по сюжетам: «Большая уборка», «Парикмахерская», «Семейный выходной», «Лечим больного медвежонка», «День рождения куклы», «Проезд в автобусе», «Школа», «Строительство» и др.

Родителям стоит запомнить три правила, действующие при организации сюжетно-ролевых игр:

1. Игра не должна строиться на принуждении.

2. Игра – творческий процесс, не надо загонять ребенка в жесткие рамки.

3. Старайтесь, чтобы игра имела развитие.

Рекомендации для родителей:

1. Демонстрируйте и объясняйте ребенку свои действия, например, вы собираетесь на работу: выбираете одежду, складываете в сумку необходимые вещи – бумаги, ручки, очки, телефон. Вечером, приходя с работы, или по дороге из детского сада домой поделитесь с ребенком тем, как прошел ваш день, спросите, что он делал в детском саду, что особенно его волнует.

2. Во время игры спросите у ребенка, во что он играет, обратите внимание на то, какие роли ему интересны: повара, мамы, папы, шофера и т.п. Помогите ребенку советом, поиграйте вместе с ним, чтобы игра не стояла на месте, а развивалась и увлекала ребенка.

3. Если вы замечаете, что ребенок уже несколько недель играет в одну и ту же ролевую игру, например, в магазин, при этом игра не имеет развития, и он прокручивает одни и те же сюжеты – пора вмешиваться. Для начала необходимо помочь развить игру, изменить игровую ситуацию, добавить, например, новых героев. Можно стать директором магазина и объявить о том, что в магазине открывается новый отдел, в котором будут продаваться свежие хлебобулочные изделия. Предложите ребенку начать выпекать хлеб, булочки, пирожные. Так вы вовлечете ребенка в другую ситуацию.

4. Разумно вмешаться взрослому, когда игра приобретает жестокий сюжет, герои превращаются в злодеев. При этом не спешите остановить игру, а лучше вспомните, насколько хорошо вы объяснили своему чаду понятия добра и зла, хорошего и плохого. Возможно, стоит повторить урок и предотвратить возникновение подобных игр. Также родителям следует внимательнее приглядеться к «чудищу», в которого превращается ребенок. Может оно окажется добрейшим существом, не представляющим никаких опасений. В современных мультфильмах внешний образ обманчив.

Поэтому старайтесь контролировать литературу и зрелища, которые получает ваш ребенок. Если он ни дня не может прожить без какого-нибудь сомнительного мультика, посмотрите его вместе с ребенком. Ваши отрывочные замечания по поводу поведения героев наверняка запомнятся.

5. Если очевидно, что ребенок сознательно играет в жестокую и злую игру, дайте ему выговориться, может это – скопившаяся агрессия, и ей необходим выход. Подумайте над ее природой. Затем заинтересуйте ребенка новой интересной игрой. Помогите плохим героям превратиться в хороших.

Список использованных источников:

  1. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.Педагогические принципы организации сюжетной игры // Дошкольное воспитание. – 1989. – №4.
  2. Новоселова С.Л. Новая классификация детских игр // Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте. Материалы международной научно-практической конференции. Часть I. – М., 1995.
  3. Новоселова С.Л. Родителям о детских играх и игрушках. Советы психолога [Электронный ресурс]. URL: www.sluh.net/assets/files/obigre.doc. (Дата обращения: 31.07.2017)
  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – 22-е изд., стер. – М.: Рус. яз., 1990. – 921 с.
  5. Озерова Ю.И. Формирование гуманных качеств у детей младшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх / Ю.И. Озерова, Н.А. Манько // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 20 март 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. –  Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 162-164.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Сюжетно – ролевая игра как средство формирования нравственных норм поведения детей дошкольного возраста»

Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Сюжетно-ролевая игра главный вид деятельности дошкольника. Через неё он позна...

«Сюжетно – ролевая игра как средство воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста»

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что активные преобразования в дошкольной педагогике, поиск методов гуманизации воспитания дошкольников, построения новых способов взаимоотношений педагога ...

«Сюжетно – ролевая игра как средство воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста»

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что активные преобразования в дошкольной педагогике, поиск методов гуманизации воспитания дошкольников, построения новых способов взаимоотношений педагога ...

Сообщение на тему «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста».

 На современном этапе, когда происходят существенные изменения в социуме, одним из приоритетных направлений организации работы с подрастающим поколением является воспитание чувства патриот...

«Сюжетно-ролевая игра как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста».

Патриотизм – явление, которое имеет сложный комплекс свойств и характеристик, проявляющих себя на различных уровнях социальной системы....

Консультация для воспитателей на тему: «Сюжетно-ролевые игры как средство формирования гуманных чувств детей подготовительной к школе группы»

Характерной особенностью современного образования является активизация гуманистической направленности в воспитании детей. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования о...