«Сюжетно-ролевая игра как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста».
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ратенкова Людмила Викторовна

Патриотизм – явление, которое имеет сложный комплекс свойств и характеристик, проявляющих себя на различных уровнях социальной системы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno-rolevaya_igra.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

«Сюжетно-ролевая игра как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста».

   На современном этапе, когда происходят существенные изменения в социуме, одним из приоритетных направлений организации работы с подрастающим поколением является воспитание чувства патриотизма.

   Сейчас, в нестабильный период в обществе, остро возникает потребность вернуться к самым лучшим народным традициям, к вековым корням, к важным и вечным понятиям, как род, родство, Родина.

   «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи

начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь,

эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории,

прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Д.С.Лихачёв

   Президент РФ Путин В. В. акцентирует особое внимание на воспитание патриотов в России. В Указе о государственной политике по патриотическому воспитанию отмечено: «Необходимо строить свое будущее и будущее своих детей. И такой фундамент — это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и ее будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит от морально-нравственного климата в обществе в целом».

   В настоящее время патриотическое воспитание подрастающего поколения и молодежи является одним из важнейших направлений политики государства в образовании, ведь детство и юность - наилучшая пора для привития осознанного чувства любви к Родине. Воспитание патриотизма - это непрерывная работа по осознанию гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию является «формирование общей культуры личности детей, в том числе развития их социальных, нравственных качеств».  

   В разделе «Социально-коммуникативное развитие» Образовательной программы дошкольного образования отмечено, что содержание образования должно быть «направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых».  

   Можно с уверенностью утверждать, что воспитание патриотизма у детей является приоритетной задачей ДОУ.

Понятие «патриотизм»

   Патриотизм – явление, которое имеет сложный комплекс свойств и характеристик, проявляющих себя на различных уровнях социальной системы.

   Существует множество определений понятия «патриотизм». Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова выдает следующее определение: «Патриотизм - преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу».

   В словаре по политологии под редакцией Ю.И. Аверьянова: «Патриотизм - эмоциональное отношение к Родине, которое выражается в готовности служить ей и защищать от врагов».

   Словарь иностранных слов в русском языке даёт такое определение: «Патриотизм - это любовь к Родине, к Отечеству; одно из самых глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями».

   Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста — это не только привитие уважения и любви к дому, семье, детскому саду, городу, природе, культурным достояниям своего народа, нации, но и формирование уважительного отношения к труду, родной земле, защитникам Родины, символике своего государства, его традициям и общенародным праздникам.  

   В наше время значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л.А. Кондрыкинская, М.Д. Маханева, Н.В. Алёшина, Ю.М. Новицкая и другие.

   В их  работах раскрываются цели и задачи, сущность и содержание нравственно-патриотического воспитания, основные методы и формы работы с детьми дошкольного возраста.

Цель патриотического воспитания.

   Формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

   Формирование у детей потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

Задачи патриотического воспитания.

        1. Углублять и уточнять представления о Родине – России. Расширять представления о родном крае. Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России. Расширять представления о Москве – столице России и знания о государственных праздниках.

        2. Развивать представления о том, что Российская Федерация (Россия) – огромная, многонациональная страна. Развивать интерес к русским традициям и промыслам.

        3. Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, посёлку и Родине. Воспитывать дружеские, доброжелательные отношения друг к другу.

        4. Формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию своего народа.

        5. Формировать духовно-нравственное отношение к природе родного края и чувство сопричастности к ней.

        6. Воспитывать любовь, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувство собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантное отношение к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).

   Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста, в условиях перехода дошкольных образовательных учреждений на инновационный режим в соответствии с ФГОС ДО, возможно через разные образовательные области.

   Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Роль сюжетно-ролевой игры

   Игра — это центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Первостепенное значение игры в развитии ребенка побудило ООН провозгласить ее универсальным и неотъемлемым правом ребенка.  

   Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

   Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

   Именно сюжетно - ролевая игра вливает в духовный мир ребёнка живительный поток представлений, понятий об окружающем мире, зажигает огонёк пытливости и любознательности.

   Целью является развитие и создание условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников, посредством сюжетно-ролевой игры через обращение к памяти об историческом прошлом нашего государства, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, уважения к ее историческому прошлому, к традициям своего народа.

Отечественные педагоги, психологи о роли игры в социализации дошкольников.

  • Л.С. Выготский
  • С.Л. Рубинштейн  
  • А.Н. Леонтьев
  • А.П Усова  
  • К.Д. Ушинский
  • П.П. Блонский
  • Н.К. Крупская
  • Д.Б. Эльконин
  • А.С. Макаренко
  • Ф.И. Фрадкина
  • Д.В. Менджерицкая

Что такое игра?

Игра  - это  отражение ребенком окружающей реальности.

Игра – это импровизация.

Игра – это самостоятельная деятельность ребенка.

Игра - это школа воспитания чувств  дошкольников.

Игра – это средство интеллектуального развития ребенка.

Игра – действенное средство коррекции нарушений.

Игра – это способ  развития детского воображения и творческих способностей.

Игра – это подготовка ребенка к взрослой жизни.

Игра – это работа ребенка над самим собой.

   Сюжетно-ролевая игра – это подлинная социальная практика ребенка,  его  реальная жизнь в обществе сверстников.
Поэтому она актуальна для всестороннего  развития ребенка,  формирования его  положительных личностных качеств и социализации как члена сообщества людей.

   От правильно разработанных сюжетно-ролевых игр зависит, насколько эффективным будет патриотическое воспитание.    

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста находится в прямой зависимости от комплексных педагогических воздействий, осуществляемых в разных видах деятельности. Несомненно, ведущее значение при формировании патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста имеет сюжетно-ролевая игра. Воспитательные воздействия должны быть направлены на обогащение и углубление знаний детей, введение значимых мотивов деятельности и формирование положительного эмоционального отношения к игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Реализация проекта «Юные патриоты», как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ».

Патриотическое воспитание – одна из главных целей деятельности системы образования. Работа по формированию общегражданской целостности российского обще...

Консультация для родителей Тема: «Сюжетно - ролевая игра, как средство воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста»

Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность в...

«Сюжетно – ролевая игра как средство воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста»

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что активные преобразования в дошкольной педагогике, поиск методов гуманизации воспитания дошкольников, построения новых способов взаимоотношений педагога ...

«Сюжетно – ролевая игра как средство воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста»

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что активные преобразования в дошкольной педагогике, поиск методов гуманизации воспитания дошкольников, построения новых способов взаимоотношений педагога ...

Сообщение на тему «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста».

 На современном этапе, когда происходят существенные изменения в социуме, одним из приоритетных направлений организации работы с подрастающим поколением является воспитание чувства патриот...

Пение, как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Методическая разработка "Пение, как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста"....

Обобщение опыта «Народные промыслы как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Цель: личное повышение профессиональной квалификации по вопросу развития художественных способностей  и формированию патриотических чувств детей у меня, как у педагога; расширение  знан...