Пение, как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста
методическая разработка

Позинова Наталья Васильевна

Методическая разработка "Пение, как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста".

Скачать:


Предварительный просмотр:

  «Пение, как средство формирования    патриотических чувств у детей дошкольного возраста».

                                                                   Подготовила: музыкальный руководитель    

                                                                                 Позинова Наталья Васильевна                                                         

                                                                               МБДОУ детский сад № 10, г Лысково

  Одной из главных задач нашего дошкольного учреждения, в этом году является нравственно-патриотическое воспитание детей. Поэтому я взяла тему по самообразованию, связанную с нравственно-патриотическим воспитанием: «Пение, как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста».

Цель: воспитание у детей нравственно-патриотического чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, родному городу, России,  бережного отношения к природе и всему живому через пение.

     Народная песня вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие.  Часто в своей работе я использую русские народные песни, игры и хороводы.

    Произведения русского музыкального и устного народного творчества просты и мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. «Ладушки», «Петушок», «Зайка» и др. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Русские песни становятся более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т. д.

     Итоговым мероприятием каждого временного цикла (осенний, зимний, весенний, летний) мы стараемся закончить тематическим праздником или развлечением.

     На осеннем празднике в группе раннего возраста дети исполняют русские народные потешки («Дождик» р.н.м.), танцы под русские народные песни («Певучая пляска», «Калинка»).

  В младшей и средней группе дети знакомятся с песнями, в которых воспевается красота русской природы («Осень» И. Кишко, «Листочки» А. Филиппенко, «Осеняя песенка» и т.д.).

   Традиционно осенний праздник в подготовительной к школе группе «Россия, Россия – края дорогие» мы проводим в русском народном жанре. Все дети были одеты в русские народные костюмы, пели песни о России («Россия» Г. Струве, «Край родной» Е. Гомоновой), о красоте русской природы, играли в русские народные игры под пение народных потешек, водили хороводы («Калинушка» А. Филиппенко).

     В детском саду мы знакомим  детей с народными праздниками и обрядами – Святки, Масленица, Пасха. Дети с удовольствием поют русские народные колядки, заклички. Детям приносит радость не только праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством русского народа. В народных праздниках, обрядах, играх нет зрителей, здесь все участники.

Говоря о нравственно-патриотическом воспитании хочется отметить еще один аспект, над которым работает наш коллектив. Это проект «Знакомство с родным городом», который традиционно завершается музыкально-литературной гостиной «Мой любимый город Лысково».

     В праздниках в детском саду отражаются разные темы. Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Эта тема очень любима детьми. На музыкальных занятиях мы говорим с детьми о защитниках нашей Родины, разучиваем песни данной тематики, которые легко запоминаются ребятами.

       Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания  тему  Великой Победы. В этой теме на музыкальных занятиях я стараюсь раскрыть детям величие подвига советского солдата, знакомлю их с песнями тех времен. При  подборе  песен о войне для детей старшего дошкольного возраста учитывались не только возрастные особенности, необходимые для исполнения, но и  сила воздействия  музыки, песен на  чувства  и настроение детей, на способность преобразования их нравственного и духовного мира. Дети исполняют песни о войне, танцы, смотрят видео. Например, песни «Вечный огонь», «День Победы».

    Нравственное воспитание дошкольника – это, прежде всего, воспитание любви и уважения к матери. Для ребёнка - дошкольника Родина – это мама, его близкие родные люди. На музыкальных занятиях разучиваем с детьми песни о маме, о бабушке. Проводятся праздничные концерты, посвященном Женскому дню 8 Марта, Дню матери.  Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. В мелодии этих песен  звучат и любовь, и ласка, и желание сделать маме приятное. Более сложные чувства у старших дошкольников - это и чувство гордости за свою маму.

Воспитание в детях любви к родине, своему народу и родной природе можно и нужно проводить на музыкальных занятиях,  знакомя  детей с произведениями русских классиков и творчеством  современных композиторов, пишущих для детей.

Русская музыкальная классика – это богатейшая сокровищница, достояние России. Из этой сокровищницы можно черпать бесконечно, и было бы неправильно, если бы мы стали игнорировать ее в музыкальном воспитании дошкольников. Классические произведения используются мной не только в качестве пения и восприятия, но и в инсценировках, ритмических  движениях, импровизациях.

Таким образом, совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания педагогами и мной, как музыкальным руководителем нашего детского сада, дало ощутимые результаты. Песня прочно вошла в быт детей, заняла значительное место в их жизни,  а приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, национальной гордости и любви к своей Родине.

   

                                                         

                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Реализация проекта «Юные патриоты», как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ».

Патриотическое воспитание – одна из главных целей деятельности системы образования. Работа по формированию общегражданской целостности российского обще...

Педагогический проект «Музей народного быта как средство развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Педагогический проект«Музей народного быта как средство развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста» Актуальность проекта. В настоящее время одним из важнейших приоритетов совреме...

«Средства воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста ».

         Нравственно - патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента ро...

выпускная работа повышения квалификации на тему «Региональная культура как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Актуальность проблемы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.1.     Теоретические исследования российских и ставропольских ученых патриотического воспитания...

Ансамблевое пение как средство развития речи у детей дошкольного возраста

Хоровое и ансамблевое пение - это искусство, объединяющее музыку и поэзию. Умение хора ясно и четко произносить слова при пении позволяет слушателям лучше понять содержание исполняеиого произведения. ...