«Реализация проекта «Юные патриоты», как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ».
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Агеева Наталья Васильевна

 

        Патриотическое воспитание – одна из главных целей деятельности системы образования. Работа по формированию общегражданской целостности российского общества должна начинаться с дошкольной ступени и должна преемственно продолжаться в начальной школе и в системе общего среднего образования.

       МБДОУ «Полтавский детский сад «Березка» работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой. Наряду с сохранением и укреплением здоровья детей одной из задач коллектива детского сада является воспитание нравственных качеств дошкольников, а патриотическое воспитание - часть нравственного воспитания. Настоящий патриот должен быть здоров физически и нравственно, т.к. народная мудрость гласит: «В здоровом теле - здоровый дух», вот почему к задаче воспитания здорового образа жизни теснейшим образом примыкает задача патриотического воспитания.

       Проект «Юные патриоты» разработан для детей в возрасте с 5 до 7 лет.

Особенностью проекта является разработка и реализация в работе с детьми мероприятий, приуроченных к памятным датам. 

Цель: Через ознакомление с историей и культурой родного поселка, города, страны формировать нравственные и патриотические чувства дошкольников.

Задачи:

  1. Познакомить детей с историей возникновения родного села  Полтавка, города Омска.
  2. Познакомить детей с выдающимися и почетными жителями нашего поселка.
  3. Приобщать детей к прошлому и настоящему культуры родного поселка, города.
  4. Формировать желание защищать свою «малую Родину» и преумножать богатство своего края.
  5. Воспитывать уважительное отношение и любовь к своему народу, бережное отношение к природе родного края, гордость за него.

 

Участники проекта:

- Дети старшего дошкольного возраста: старшая группа «Колокольчик» (5-6 лет), подготовительная группа «Солнышко» (6-7 лет) МБДОУ «Березка» Полтавского района Омской области;

- педагогический коллектив (старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель) МБДОУ «Березка» Полтавского района Омской области;

- родители воспитанников.

Сроки реализации проекта: с 01.09.2008г. по 01.09.2011г.

Основные направления работы:

  1. Духовно-образовательное:
  • тематические занятия;
  • беседы;
  • чтение художественной литературы;
  • рассматривание иллюстраций, макетов;
  • занятия в музее.
  1. Воспитательно-образовательное:
  • развлечения;
  • народные праздники;
  • игровая деятельность.
  1. Культурно-познавательное:
  • экскурсии;
  • целевые прогулки;
  • встречи с интересными людьми.
  1. Нравственно-трудовое:
  • продуктивная деятельность детей;
  • знакомство с трудом людей разных профессий.

Оценка эффективности реализации проекта:

-  положительное отношение к родному краю;

-улучшение взаимопонимания между детьми, родителями, бабушками, дедушками (укрепление внутрисемейных связей);

- уважение к символике страны, гордости за принадлежность к своей стране и ее народу

- проведение фестивалей и конкурсов по патриотической тематике;

-готовность и стремление к выполнению своего гражданского и патриотического долга;

- повышение компетентности педагогов по патриотическому воспитанию дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_yunye_patrioty.doc89 КБ
Microsoft Office document icon prilozheniya_k_proektu_yunye_patrioty.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Реализация проекта «Юные патриоты», как средство формирования  патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ».

                                                «Полтавка наша свою славу

                                         И корни древние свои

                                                          Ведет от той большой Полтавы,

                                                    Что на краю большой Земли.

                                                  Оттуда родом наши предки,

                                                      И мы – ростки заветной ветки».

                                                      А. Лесняк.  Отрывок  из поэмы

                                                       «Поэма о Сибирской Полтаве».

   Воспитание гражданина – одна из важнейших задач образовательного учреждения.      Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного  качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Становление гражданственности, как качества личности, определяется как субъективными усилиями педагогов, так и объективными условиями функционирования общества – особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества.

  Решая проблему гражданского воспитания  детей, прежде всего, необходимо сосредотачивать свои усилия на формировании ценностного отношения к явлениям общественной жизни.

  В известной книге В.А.Сухомлинского «Воспитание гражданина»  в определенной мере обобщен и систематизирован теоретический и практический опыт деятельности советской школы по гражданскому воспитанию.

    Особое место в этой работе уделялось формированию гражданской позиции ребенка, влиянию школы, семьи, детских общественных организаций на воспитание гражданственности.

   Содержание гражданского воспитания в школе и  семье составляет работа учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по  формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций.

    В толковом словаре В.И.Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник». Патриотизм, как качество личности, проявляется к любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей родине. Проявлением высокого уровня культуры межнационального общения выступает чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов.

    В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам; в интернационализме – уважение и солидарность с другими народами и странами.

    Патриотическое  воспитание  и формирование культуры межнационального общения осуществляется  в процессе включения   в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа – любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучение обычаев и культуры разных этносов.

      Патриотическое воспитание реализуется с помощью многообразных форм  и методов. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов Российской Федерации:  герба, флага, гимна, символики других стран.

     Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине.

      В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления. Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые; неоднородна информация об армии и событиях, происходящих в ней; в молодежной среде все чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием; средства массовой информации усиленно пропагандируют иностранный уклад жизни. Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения  наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема нравственно-патриотического воспитания детей.

        Патриотическое воспитание – одна из главных целей деятельности системы образования. Работа по формированию общегражданской целостности российского общества должна начинаться с дошкольной ступени и должна преемственно продолжаться в начальной школе и в системе общего среднего образования.

        Психологической основой патриотизма является социальная идентичность  личности, включающая такой важный компонент, как осознание и переживание принадлежности к народу своей страны.  Необходимое условие появление этого качества – полноценное и глубокое приобщение детей к отечественной культуре.  

          Традиционная отечественная культура объединяет граждан страны в целостное в духовно-нравственном отношении сообщество. Этот термин должен пониматься в широком смысле слова. Необходимо не ограничиваться  фольклором и уделять большое внимание знакомству детей с произведениями  авторов родного края.

         В проекте «Национальная доктрина образования в РФ» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить…. воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

     Реализация такой системы образования невозможна  без знаний традиций  своей Родины, своего края.

     Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике./ «Концепция патриотического воспитания граждан РФ»/

     Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

              Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006- 2010 годы», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 года, определили основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время».

             МБДОУ «Полтавский детский сад «Березка» работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой. Наряду с сохранением и укреплением здоровья детей одной из задач коллектива детского сада является воспитание нравственных качеств дошкольников, а патриотическое воспитание - часть нравственного воспитания. Настоящий патриот должен быть здоров физически и нравственно, т.к. народная мудрость гласит: «В здоровом теле - здоровый дух», вот почему к задаче воспитания здорового образа жизни теснейшим образом примыкает задача патриотического воспитания.

            Проект «Юные патриоты» разработан для детей в возрасте с 5 до 7 лет. При написании проекта мы опирались на следующие нормативные документы:

1.      Закон «Об образовании РФ»

2.      Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006- 2010 годы», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года № 422.

3.      Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

4.      Федеральный Закон «О днях воинской славы (победных днях) России от 13 марта 1995 г № 32 ФЗ (с изменениями от 22 августа 2004 года)

В основу проекта положены следующие принципы:

  • «Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста).
  • Дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.
  • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
  • Сочетание научности и доступности исторического материала.
  • Наглядность.
  • Рациональное сочетание разных видов деятельности, характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.
  • Профессиональная компетентность педагогов.
  • Систематичность и последовательность. Воспитание эффективно, если оно реализуется систематически.
  • Принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов.
  • Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося любовью к семье, городу, краю.
  • Принцип  «от близкого к далекому».

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Систему работы можно представить следующим образом:

семья→детский сад→родная улица→родной поселок→родной город→родная страна.

 Проект предусматривает распределение работы по патриотическому воспитанию по трем блокам:

1 блок - «Моя семья»

2 блок - «Родной поселок, город»

3 блок - «Родная страна»

            Каждая из тем повторяется в возрастных группах, изменяются только содержание, объем познавательного материала, сложность и длительность изучения. Это длительное, систематическое и целенаправленное воздействие на ребенка, так как воспитание патриотических чувств не ограничивается временными отрезками, они не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий.

1 блок: «Моя семья».

       Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям- к матери, к отцу, бабушке, дедушке. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление важных моментов:

- корни каждого - в истории и традициях семьи

- семья - ячейка общество, хранительница национальных традиций

- счастье семьи - счастье и благополучие народа

2 блок:  «Родной, поселок,  город».

            Знакомство начинается с детским садом, с улицей, по которой идешь в детский сад, поселком. Важно показать ребенку, что родной поселок славен своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми. Продолжением работы будет знакомство с родным городом Омском, другими городами Омской области, России. Поселок - частица Родины. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству.

3 блок: «Родная страна».

             Знакомство со столицей России, с символикой государства. Воспитание любви к своему отечеству должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к другим народам, соблюдением традиций.

          Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребенка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. И задача педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу, педагог сам должен знать природные, культурные, экономические и социальные особенности региона, где он живет. А самое главное, необходимо, чтобы педагог любил Родину, свой край, город и всегда помнил слова академика Д.С.Лихачева: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати- поле».

Особенностью проекта является разработка и реализация в работе с детьми мероприятий, приуроченных к памятным датам. 

Цель: Через ознакомление с историей и культурой родного поселка, города, страны формировать нравственные и патриотические чувства дошкольников.

Задачи:

  1. Познакомить детей с историей возникновения родного села  Полтавка, города Омска.
  2. Познакомить детей с выдающимися и почетными жителями нашего поселка.
  3. Приобщать детей к прошлому и настоящему культуры родного поселка, города.
  4. Формировать желание защищать свою «малую Родину» и преумножать богатство своего края.
  5. Воспитывать уважительное отношение и любовь к своему народу, бережное отношение к природе родного края, гордость за него.

Участники проекта: 

- Дети старшего дошкольного возраста: старшая группа «Колокольчик» (5-6 лет), подготовительная группа «Солнышко» (6-7 лет) МБДОУ «Березка» Полтавского района Омской области;

- педагогический коллектив (старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель) МБДОУ «Березка» Полтавского района Омской области;

- родители воспитанников.

Сроки реализации проекта: с 01.09.2008г. по 01.09.2011г.

Основные направления работы:

  1. Духовно-образовательное:
  • тематические занятия;
  • беседы;
  • чтение художественной литературы;
  • рассматривание иллюстраций, макетов;
  • занятия в музее.
  1. Воспитательно-образовательное:
  • развлечения;
  • народные праздники;
  • игровая деятельность.
  1. Культурно-познавательное:
  • экскурсии;
  • целевые прогулки;
  • встречи с интересными людьми.
  1. Нравственно-трудовое:
  • продуктивная деятельность детей;
  • знакомство с трудом людей разных профессий.

Формы организации работы с дошкольниками:

  • Разработка и проведение циклов тематических занятий и бесед:

«Мой поселок – Полтавка» (история возникновения села),

«Улицы родного поселка»,

«Достопримечательные места Полтавки»,

«Культура моего поселка» (обычаи, традиции, народное творчество),

«Встречи с интересными и выдающимися людьми» (ветераны ВОВ, почетные жители п. Полтавка, художники, поэты, представители различных профессий),

«Природа родного поселка» (флора и фауна, климатические и природные условия),

«Работа моих родителей».

  • Организация и проведение праздников и развлечений, знакомящих детей с обычаями и традициями поселка:

«Осенины», «Покровская ярмарка», «Наум - грамотник»,

«Рождественские посиделки», «Масленица», «Герасим – грачевник», «Троица» (праздник русской березки), «Иван – купала» и другие.

  • Проведение праздников: «Мамин день», «День защитников Отечества»,    «День Победы», «Вместе дружная семья» и так далее.
  • Целевые прогулки и экскурсии по улицам поселка:

к памятнику воинам – освободителям; к районной доске Почета; к памятному знаку с. Полтавка; в библиотеку, школу искусств, на стадион; на промышленные и сельхозхозяйственные объекты; на предприятия, где работают родители воспитанников; в парк, лес, к водоемам, в поле и так далее.

  • Создание уголков патриотического воспитания в группах:

Знакомство детей с картой Полтавского района и п. Полтавка; оформление фотоальбома «Моя семья», «Мой любимый детский сад», «Моя малая родина – Полтавка»; знакомство со значимыми и интересными событиями через районную газету «Заря»; выставки детских рисунков и поделок.

Организация управления проектом и контроль  его реализации:

- Организацию и координацию деятельности по реализации программы осуществляет заведующий ДОУ и старший воспитатель, согласно плану работы

- Контроль за проведением плановых мероприятий

- Отчет о реализации программы на педсовете.

- Корректировка содержания планов.

Оценка эффективности реализации проекта:

-  положительное отношение к родному краю;

-улучшение взаимопонимания между детьми, родителями, бабушками, дедушками (укрепление внутрисемейных связей);

- уважение к символике страны, гордости за принадлежность к своей стране и ее народу

- проведение фестивалей и конкурсов по патриотической тематике;

-готовность и стремление к выполнению своего гражданского и патриотического долга;

- повышение компетентности педагогов по патриотическому воспитанию дошкольников.

 Обобщение опыта реализации проекта:

- выступление с опытом работы в рамках VI Областного педагогического марафона - «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей родного поселка» (музыкальный руководитель Бешевец Л.А., 2009г.).

 Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое. В нашем детском саду такая возможность предоставляется каждому дошкольнику, начиная с младенческого возраста и заканчивая выпускниками детского сада.

   Благодаря совместным усилиям педагогов и родителей маленькие полтавчане ежедневно соприкасаются с историей и культурой родного края, учатся любить и беречь свою малую родину, гордиться ее достижениями.


Этапы реализации проекта

                         Этапы

Система

мероприятий

2008–2009гг.

Организационно-подготовительный этап 

Цель: Определение возможностей дошкольного учреждения и готовности коллектива детского сада для реализации задач патриотического воспитания. Создание банка нормативно-правовых и методико-диагностических материалов.

2009–2011гг.

Коррекционно-развивающий

(обновленческий этап)

Цель: Непосредственная реализация проекта. Апробация новшеств и коррекция отдельных направлений работы с позиции дифференциации перспектив развития.

2011г.

Аналитическо-информационный этап

Цель: Внутренняя и внешняя экспертная оценка достижений при реализации проекта.  Обобщение и распространение накопленного опыта, интеграция результатов в деятельность.

Проект

«Юные патриоты»

1. Оценка актуального состояния работы с родителями воспитанников и с заинтересованным населением (родители, имеющие детей дошкольного возраста, представители учреждений культуры).

2. Создание условий для совершенствования системы взаимодействия с родителями (совершенствование нормативно-правовой базы,  разработка совместных планов).

1. Разработка и реализация проекта (с учетом образовательно-оздоровительного потенциала социума) дифференцированной  работы с семьями воспитанников и  родителями, с детьми старшего дошкольного возраста:

- подпрограмма по профилактике социально-обусловленных заболеваний, предупреждению асоциального поведения;

- подпрограмма повышения педагогической и валеологической культуры молодых родителей через работу «Клуба для родителей»;

2. Совершенствование и реализация программы «Клуб для родителей» (работа адаптационной группы).

3. Разработка и реализация совместных с родителями проектов.

4. Повышение престижа ДОУ среди заинтересованного населения через налаживание  связей со СМИ (публикации, репортажи), полиграфическими организациями (буклеты, листовки), сетью Интернет (создание сайта ДОУ), создание портфолио воспитанников ДОУ и учреждения в целом.  

1. Мониторинг   дошкольников – участников проекта, опрос  родителей.

2. Анализ реализации проекта  «Юные патриоты», транслирование положительного опыта семейного воспитания и опыта взаимодействия с родителями на разном уровне.

3. Поддерживание  положительного имиджа детского сада, обеспечение возможности для транслирования передового педагогического опыта сотрудников ДОУ в области патриотического воспитания.


Визитная  карточка образовательного учреждения.

            Полное название: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Полтавский детский сад «Березка» Полтавского района Омской области.

        Юридический адрес: 646740, Омская область, Полтавский район, р.п. Полтавка, ул. Чапаева, 21. Телефон: 8 (3812) 2-10-66.

        Учреждение функционирует с 2005 года, находится в отдельно стоящем типовом двухэтажном здании.

        Учредитель детского сада: Комитет образования Администрации Полтавского муниципального образования Омской области.

        Управляющая система:  заведующая Авакян Светлана Николаевна (административное управление), старший воспитатель Григорян Ольга Васильевна, медсестра Панова Галина Александровна, завхоз Нестерова Людмила Геннадьевна (оперативное управление).

        Кадровая характеристика: Общее количество педагогических работников – 12 человек (заведующая детским садом, старший воспитатель, 9 воспитателей, 1 музыкальный руководитель).  Медицинских работников – 1 человек.

          Укомплектованность кадрами - 100 %.

  Реализуемые в ДОУ образовательные программы.

         Содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется образовательной программой детского сада, разработанной, принятой и реализуемой в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей - воспитанников ДОУ.

Федеральный компонент образовательной программы: «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой и др.) – 6 групп раннего и дошкольного возраста, программа экологического воспитания дошкольников «Юный эколог» (автор С.Н. Николаева) – 4  группы дошкольного возраста.

     Статус:  Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Полтавский детский сад «Березка», (приказ № 93 от 01.11.2005г).

        Устав образовательного учреждения зарегистрирован администрацией             (приказ № 93  от 01.11.2005г.).

Детский сад имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам дошкольного образования (А 221910 от 29.11.2007г.).



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

 Анкета для родителей «Патриотическое воспитание».

1.Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

 

2.Возможно ли патриотическое воспитание  в детском саду?

 

3.Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

 

4.Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?

 

5.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

 

6.Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

 

7. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки нашего поселка Полтавка, города Омска? Если нет, то почему?

 

Спасибо за сотрудничество!


      

Приложение 2.

Рекомендации для родителей «Как воспитать маленького патриота».

 Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.
         Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
         Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

  • Обращайте внимание ребенка на красоту родного поселка, города.
  • Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
  • Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
  • Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
  • Расширяйте собственный кругозор.
  • Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
  • Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.
  • Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

Приложение 3.

Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в старшей группе.

Сентябрь

Тема "Моя семья"

Работа над понятием «родня». Чтение стихотворения Я. Акима «Моя родня».

Чтение заранее подготовленных детьми стихов о сестренке, братишке и т.д.

Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.

Обсуждение отрывка из рассказа В. Драгунского «Сестра моя Ксения».

Связь с другими видами деятельности:

Рисование на тему «Моя семья».

Беседы на тему «Как мы отдыхали летом» (рассматривание фотографий).

Обсуждение ситуаций из жизни семьи.

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Октябрь

Тема «Мой любимый детский сад»

Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.

Изготовление поделок из природного и бросового материала в подарок детям младшей группы.

Пение песен и чтение стихов о детском саде.

Связь с другими видами деятельности:

Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.

Труд по уборке листьев на участке детского сада.

Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад».

Ноябрь

Тема «Мой поселок, в котором я живу»

Экскурсия по поселку на «автобусе» (по фотографиям и иллюстрациям).

Игра «Магазин сувениров» («продажа» сувениров полтавских мастеров).

Прослушивание песен о родном поселке (в записи).

Связь с другими видами деятельности:

Экскурсия по поселку на автобусе (с родителями).

Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в поселке.

Изготовление альбома «Природа моего края».

Сюжетно-ролевая игра «Почта» (на знание адреса дома и детского сада)

Декабрь 1 - 2 недели

Тема «Я и мое имя»

«Для чего человеку имя?» (беседа).

«Полное» и «неполное» имя (игра).

Этюд «Назови ласково».

Связь с другими видами деятельности:

Изготовление именных карточек.

Рисование на тему «Мой лучший друг».

Развлечение «Друг в беде не бросит».

Декабрь 3 — 4 недели

Тема «Новый год у ворот»

Загадки о зиме.

Беседа о встрече Нового года в других странах.

Изготовление открыток с новогодними пожеланиями в рисунках.

Составление письма Деду Морозу

Связь с другими видами деятельности:

Рисование на тему "Новогоднее представление".

Аппликация "Елка".

Проведение конкурса «Лучшая новогодняя игрушка» (вместе с родителями).

Акция «Подкормим птиц».

Январь

Тема «Наша Родина – Россия»

Рассматривание репродукций с картин о родной природе.

Чтение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина?»

Объяснение значения пословиц о Родине.

Рассказ о Российском флаге (раскрашивание нарисованного флага).

Связь с другими видами деятельности:

Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины.

Рисование на тему «Моя Родина».

Пение русских народных песен, частушек, колядок.

«Рождественские встречи» - развлечение.

Народные игры.

Февраль 1 – 2 недели

Тема «Москва – главный город  России»

Сюжетно-ролевая игра «Пароход по Москва-реке».

«Экскурсия по Красной площади» (по иллюстрациям).

«Экскурсия по Кремлю» (по иллюстрациям).

«Прогулка по Москве» (видеофильм  о Москве).

Связь с другими видами деятельности:

Оформление стенда «Москва — столица нашей Родины» (вместе с родителями).

Конструирование Московского Кремля.

Чтение стихов о Москве.

Февраль 3 – 4 недели

Тема «Наши защитники» (ко Дню Защитника Отечества)

Рассказ приглашенного воина (из пап) о защитниках Отечества.

Просмотр видеофильма "Защитники Отечества".

Пение песен об армии.

Связь с другими видами деятельности:

Изготовление подарков для пап и дедушек.

Спортивное развлечение «Вместе с папой».

Рассказы пап о службе в армии.

Март

Тема «Очень я люблю маму милую мою»

Беседа о мамах.

Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей».

Пение песен о маме, чтение стихов.

Связь с другими видами деятельности:

Рисование портрета «Мама милая моя».

Изготовление подарка маме.

Праздник – концерт «Для милых мам».

Апрель

Тема «Наши космонавты»

Рассказ воспитателя о космонавтах.

Беседа о том, что в космос летают люди разных национальностей. Они дружны, поэтому у них все получается.

Игра «Космонавты».

Связь с другими видами деятельности:

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Космонавты».

Рисование на данную тему.

Конструирование космического корабля.

Май

Тема «Этот День Победы»

Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей).

Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов.

Слушание и пение фронтовых песен.

Игры (соревновательного характера)

Связь с другими видами деятельности:

Экскурсия к Памятнику погибшим воинам.

Изготовление праздничных открыток.

Высаживание цветов на аллею детского сада.

Оформление стенда «Наши ветераны».

Июнь – август

Тема «Полтавка — прежде и теперь»

Семейная экскурсия по поселку.

Приложение 4.

Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в подготовительной к школе группе.

Сентябрь

Тема «Моя семья»

Разгадывание ребуса «7 Я».

Работа над понятием «семья».

Обсуждение рассказа В. Драгунского «На Садовой большое движение».

Рисование дома для своей семьи.

Связь с другими видами деятельности:

Беседы с детьми об их домашних обязанностях, о семейных традициях и праздниках.

Лепка и рисование домашней утвари для игры в «Семью».

Изготовление панно «Моя семья».

Октябрь 1 – 2 недели

Тема «Я люблю свой детский сад и поселок,  где я живу»

Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду.

Рассказы заранее подготовленных детей (вместе с родителями) об исторических местах поселка и его знаменитых людях (в честь кого названы улицы). Рассматривание фотографий.

Пометка на карте поселка  самых интересных объектов, детского сада.

Связь с другими видами деятельности:

Экскурсия (пешая) по поселку.

Составление схемы «Я иду в свой детский сад» (дорога из дома в детский сад).

Встреча с лучшими людьми района (бабушками и дедушками).

Семейный праздник «Моя родословная».

Октябрь 3 - 4 недели

Тема "Град на реке Иртыш" (путешествие по фотографиям и иллюстрациям)

Рассказ воспитателя об истории Омска (местоположение, особенности застройки, боевое прошлое).

Знакомство с легендой о реке Иртыш

Слушание песен об Омске.

Связь с другими видами деятельности

Экскурсия по городу ( по иллюстрациям).

Изготовление панно из природного материала "Герб Омска».

Рисование на тему «Мой город».

Ноябрь

Тема "Законы, по которым мы живем

Беседа о Конституции.

Чтение отрывков из сказок Ю. Олеши «Три толстяка», Д. Родари «Приключения Чиполлино» (беседа о справедливости сказочного государства).

Связь с другими видами деятельности:

Выставка поделок «Мастерство детей и их родителей».

Декабрь

Тема «По Новогодней карте»

Беседа о праздниках.

Рассказ воспитателя о встрече Нового года и воображаемое путешествие по карте.

Беседа о Новогодних символах.

Рассказ о Новогодних обычаях.

Связь с другими видами деятельности:

Показ вертепа (вид кукольного театра) со сценами рождения Христа.

Оформление группы к празднику.

Зимние постройки из снега для малышей.

Акция "Поможем птицам зимой".

Новогодний праздник.

Январь 1 – 2 недели

Тема «Наша Родина — Россия»

Экскурсия по выставке рисунков «Моя Родина».

Беседа о березке — символе России.

Стихи и песни о березке.

Народные игры

Связь с другими видами деятельности:

Рисование на тему «Моя Родина».

Беседа о народных приметах.

Беседа о народных промыслах.

Январь 3 – 4 недели

Тема «Живем в России»

Беседа о людях разных национальностей, живущих в России.

Работа над понятием «гражданин».

Слушание песен о Родине.

Связь с другими видами деятельности:

Рассматривание фотографий, предметов одежды людей разных национальностей.

Составление рассказов о будущем Родины.

Семейные национальные праздники (украинский, казахский  и др.).

Февраль 1 – 2 недели

Тема «Москва — столица нашей Родины»

Рассматривание макета города Москвы.

Рассказ об основании Москвы.

Обсуждение стихотворения Ф. Глинки «Москва».

Слушание песен о Москве.

Связь с другими видами деятельности:

Конструирование и аппликация «Башни Московского Кремля».

Оформление стенда.

Февраль 3 – 4 недели

Тема «Сильны и могучи богатыри славной Руси» (ко Дню Защитника Отечества)

Рассматривание картины «Богатыри» В. Васнецова.

Слушание в грамзаписи былин об Илье Муромце, Никите Кожемяке.

Беседа о характере богатырей Руси и о защитниках Родины.

Объяснение смысла пословиц о храбрости, героизме воинов («Смелость города берет», «Тот герой, кто за Родину горой» и др.).

Связь с другими видами деятельности:

Просмотр видеофильмов "Защитники Отечества".

Изготовление подарков папам и дедушкам.

Спортивное развлечение «Вместе с папой».

Март

Тема Мама милая моя»

«Мама» — самое прекрасное слово на земле (обсуждение).

Рассматривание репродукций с картины («Мать и дитя»).

Рассказы детей о своих мамах.

Чтение стихов и пение песен о маме.

Связь с другими видами деятельности:

Викторина «Что ты знаешь о своих родителях».

Оформление семейных уголков.

Изготовление подарков для мам.

Рассматривание русских костюмов и деталей женской одежды.

Апрель 1 - 2 недели

Тема «Наши космонавты»

Беседа о космонавтах (с просмотром видеофильма).

Пословицы и поговорки о космонавтах.

Связь с другими видами деятельности:

Спортивное развлечение «Мы — космонавты».

Конструирование космического корабля.

Апрель 3 - 4 недели

Тема «Наше государство — Российская Федерация»

Беседа о государстве — «Российская Федерация».

Знакомство с различными городами России.

Знакомство с флагом, гербом и гимном России.

Прослушивание гимна.

Связь с другими видами деятельности:

Разукрашивание в альбомах Российского флага.

Оформление на карте Российской федерации мест, где были дети.

Май

Тема «Этот День Победы»

Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей).

Беседа о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны.

Просмотр видеофильма.

Связь с другими видами деятельности:

Экскурсия к  Памятнику погибшим воинам.

Изготовление праздничных открыток.

Высаживание цветов на аллею детского сада.

Оформление стенда.

Июнь— август

Тема «Полтавка — прежде и теперь»

Семейная экскурсия по поселку.

Ф.И. ребенка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Родная страна:
Название страны
Название города, поселка
Домашний адрес
Название достопримечательностей поселка
Название зеленых зон
Название улиц, площадей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Символика
Флаг России
Герб России
Герб родного города
Гимн России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.История народной культуры и традиций
Народная игрушка
Народные праздники
Жилище человека и предметы быта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Историко - географический и природный компоненты
Природные богатства нашей страны
Различные природно-климатические зоны (тундра, лес и др.)
Виды ландшафта (горы, равнина и т.д.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Личностный компонент
Отношение к окружающей среде
Забота о близких
Проявление дружелюбия
Умение управлять своими чувствами, договориться
Умение анализировать свои поступки и поступки других

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5.

Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

 Высокий уровень:
Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.
Средний уровень:
Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
Низкий уровень:
Не знает названия страны, города, своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц, проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Народные промыслы, как средство развития творческих способностей детей старшего возраста в условиях реализации ФГОС»

Актуальность проекта: Проблема  развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о ва...

Опыт работы по теме «Музыкально- ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

     Материалы опыта могут быть использованы в различных дошкольных учреждениях,  с детьми разных возрастных групп, при организации образовательной, самостоятельно...

Тезисы «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

В статье представлены тезисы, раскрывающие понятие познавательного развития по ФГОС ДО. Показана обоснованность выбора проектной деятельности как средства развития познавательной активности. Дано опре...

Проект по теме: « Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста »

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка люб...

Семинар – практикум для педагогов: на тему: «Игра как средство социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Сюжетно-ролевые игры выступают важным средством социально-коммуникативного развития детей. Они способствуют усвоению норм и правил поведения в социуме, овладению определёнными умениями и социальными н...

Самообразование «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Изучение научной литературы по данной теме и создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, как основы интеллектуально-личностного, творческого ра...