Главные вкладки

    Проект по окружающему миру (старшая группа) по теме:
    «Реализация проекта «Юные патриоты», как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ».

    Агеева Наталья Васильевна

     

            Патриотическое воспитание – одна из главных целей деятельности системы образования. Работа по формированию общегражданской целостности российского общества должна начинаться с дошкольной ступени и должна преемственно продолжаться в начальной школе и в системе общего среднего образования.

           МБДОУ «Полтавский детский сад «Березка» работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой. Наряду с сохранением и укреплением здоровья детей одной из задач коллектива детского сада является воспитание нравственных качеств дошкольников, а патриотическое воспитание - часть нравственного воспитания. Настоящий патриот должен быть здоров физически и нравственно, т.к. народная мудрость гласит: «В здоровом теле - здоровый дух», вот почему к задаче воспитания здорового образа жизни теснейшим образом примыкает задача патриотического воспитания.

           Проект «Юные патриоты» разработан для детей в возрасте с 5 до 7 лет.

    Особенностью проекта является разработка и реализация в работе с детьми мероприятий, приуроченных к памятным датам. 

    Цель: Через ознакомление с историей и культурой родного поселка, города, страны формировать нравственные и патриотические чувства дошкольников.

    Задачи:

    1. Познакомить детей с историей возникновения родного села  Полтавка, города Омска.
    2. Познакомить детей с выдающимися и почетными жителями нашего поселка.
    3. Приобщать детей к прошлому и настоящему культуры родного поселка, города.
    4. Формировать желание защищать свою «малую Родину» и преумножать богатство своего края.
    5. Воспитывать уважительное отношение и любовь к своему народу, бережное отношение к природе родного края, гордость за него.

     

    Участники проекта:

    - Дети старшего дошкольного возраста: старшая группа «Колокольчик» (5-6 лет), подготовительная группа «Солнышко» (6-7 лет) МБДОУ «Березка» Полтавского района Омской области;

    - педагогический коллектив (старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель) МБДОУ «Березка» Полтавского района Омской области;

    - родители воспитанников.

    Сроки реализации проекта: с 01.09.2008г. по 01.09.2011г.

    Основные направления работы:

    1. Духовно-образовательное:
    • тематические занятия;
    • беседы;
    • чтение художественной литературы;
    • рассматривание иллюстраций, макетов;
    • занятия в музее.
    1. Воспитательно-образовательное:
    • развлечения;
    • народные праздники;
    • игровая деятельность.
    1. Культурно-познавательное:
    • экскурсии;
    • целевые прогулки;
    • встречи с интересными людьми.
    1. Нравственно-трудовое:
    • продуктивная деятельность детей;
    • знакомство с трудом людей разных профессий.

    Оценка эффективности реализации проекта:

    -  положительное отношение к родному краю;

    -улучшение взаимопонимания между детьми, родителями, бабушками, дедушками (укрепление внутрисемейных связей);

    - уважение к символике страны, гордости за принадлежность к своей стране и ее народу

    - проведение фестивалей и конкурсов по патриотической тематике;

    -готовность и стремление к выполнению своего гражданского и патриотического долга;

    - повышение компетентности педагогов по патриотическому воспитанию дошкольников.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_yunye_patrioty.doc89 КБ
    Microsoft Office document icon prilozheniya_k_proektu_yunye_patrioty.doc73.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Реализация проекта «Юные патриоты», как средство формирования  патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ».

                                                    «Полтавка наша свою славу

                                             И корни древние свои

                                                              Ведет от той большой Полтавы,

                                                        Что на краю большой Земли.

                                                      Оттуда родом наши предки,

                                                          И мы – ростки заветной ветки».

                                                          А. Лесняк.  Отрывок  из поэмы

                                                           «Поэма о Сибирской Полтаве».

       Воспитание гражданина – одна из важнейших задач образовательного учреждения.      Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного  качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Становление гражданственности, как качества личности, определяется как субъективными усилиями педагогов, так и объективными условиями функционирования общества – особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества.

      Решая проблему гражданского воспитания  детей, прежде всего, необходимо сосредотачивать свои усилия на формировании ценностного отношения к явлениям общественной жизни.

      В известной книге В.А.Сухомлинского «Воспитание гражданина»  в определенной мере обобщен и систематизирован теоретический и практический опыт деятельности советской школы по гражданскому воспитанию.

        Особое место в этой работе уделялось формированию гражданской позиции ребенка, влиянию школы, семьи, детских общественных организаций на воспитание гражданственности.

       Содержание гражданского воспитания в школе и  семье составляет работа учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по  формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций.

        В толковом словаре В.И.Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник». Патриотизм, как качество личности, проявляется к любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей родине. Проявлением высокого уровня культуры межнационального общения выступает чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов.

        В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам; в интернационализме – уважение и солидарность с другими народами и странами.

        Патриотическое  воспитание  и формирование культуры межнационального общения осуществляется  в процессе включения   в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа – любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучение обычаев и культуры разных этносов.

          Патриотическое воспитание реализуется с помощью многообразных форм  и методов. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов Российской Федерации:  герба, флага, гимна, символики других стран.

         Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине.

          В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления. Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые; неоднородна информация об армии и событиях, происходящих в ней; в молодежной среде все чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием; средства массовой информации усиленно пропагандируют иностранный уклад жизни. Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения  наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема нравственно-патриотического воспитания детей.

            Патриотическое воспитание – одна из главных целей деятельности системы образования. Работа по формированию общегражданской целостности российского общества должна начинаться с дошкольной ступени и должна преемственно продолжаться в начальной школе и в системе общего среднего образования.

            Психологической основой патриотизма является социальная идентичность  личности, включающая такой важный компонент, как осознание и переживание принадлежности к народу своей страны.  Необходимое условие появление этого качества – полноценное и глубокое приобщение детей к отечественной культуре.  

              Традиционная отечественная культура объединяет граждан страны в целостное в духовно-нравственном отношении сообщество. Этот термин должен пониматься в широком смысле слова. Необходимо не ограничиваться  фольклором и уделять большое внимание знакомству детей с произведениями  авторов родного края.

             В проекте «Национальная доктрина образования в РФ» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить…. воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

         Реализация такой системы образования невозможна  без знаний традиций  своей Родины, своего края.

         Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике./ «Концепция патриотического воспитания граждан РФ»/

         Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

                  Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006- 2010 годы», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 года, определили основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время».

                 МБДОУ «Полтавский детский сад «Березка» работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой. Наряду с сохранением и укреплением здоровья детей одной из задач коллектива детского сада является воспитание нравственных качеств дошкольников, а патриотическое воспитание - часть нравственного воспитания. Настоящий патриот должен быть здоров физически и нравственно, т.к. народная мудрость гласит: «В здоровом теле - здоровый дух», вот почему к задаче воспитания здорового образа жизни теснейшим образом примыкает задача патриотического воспитания.

                Проект «Юные патриоты» разработан для детей в возрасте с 5 до 7 лет. При написании проекта мы опирались на следующие нормативные документы:

    1.      Закон «Об образовании РФ»

    2.      Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006- 2010 годы», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года № 422.

    3.      Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

    4.      Федеральный Закон «О днях воинской славы (победных днях) России от 13 марта 1995 г № 32 ФЗ (с изменениями от 22 августа 2004 года)

    В основу проекта положены следующие принципы:

    • «Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста).
    • Дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.
    • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
    • Сочетание научности и доступности исторического материала.
    • Наглядность.
    • Рациональное сочетание разных видов деятельности, характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.
    • Профессиональная компетентность педагогов.
    • Систематичность и последовательность. Воспитание эффективно, если оно реализуется систематически.
    • Принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов.
    • Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося любовью к семье, городу, краю.
    • Принцип  «от близкого к далекому».

    Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

    Систему работы можно представить следующим образом:

    семья→детский сад→родная улица→родной поселок→родной город→родная страна.

     Проект предусматривает распределение работы по патриотическому воспитанию по трем блокам:

    1 блок - «Моя семья»

    2 блок - «Родной поселок, город»

    3 блок - «Родная страна»

                Каждая из тем повторяется в возрастных группах, изменяются только содержание, объем познавательного материала, сложность и длительность изучения. Это длительное, систематическое и целенаправленное воздействие на ребенка, так как воспитание патриотических чувств не ограничивается временными отрезками, они не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий.

    1 блок: «Моя семья».

           Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям- к матери, к отцу, бабушке, дедушке. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление важных моментов:

    - корни каждого - в истории и традициях семьи

    - семья - ячейка общество, хранительница национальных традиций

    - счастье семьи - счастье и благополучие народа

    2 блок:  «Родной, поселок,  город».

                Знакомство начинается с детским садом, с улицей, по которой идешь в детский сад, поселком. Важно показать ребенку, что родной поселок славен своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми. Продолжением работы будет знакомство с родным городом Омском, другими городами Омской области, России. Поселок - частица Родины. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству.

    3 блок: «Родная страна».

                 Знакомство со столицей России, с символикой государства. Воспитание любви к своему отечеству должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к другим народам, соблюдением традиций.

              Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребенка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. И задача педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу, педагог сам должен знать природные, культурные, экономические и социальные особенности региона, где он живет. А самое главное, необходимо, чтобы педагог любил Родину, свой край, город и всегда помнил слова академика Д.С.Лихачева: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати- поле».

    Особенностью проекта является разработка и реализация в работе с детьми мероприятий, приуроченных к памятным датам. 

    Цель: Через ознакомление с историей и культурой родного поселка, города, страны формировать нравственные и патриотические чувства дошкольников.

    Задачи:

    1. Познакомить детей с историей возникновения родного села  Полтавка, города Омска.
    2. Познакомить детей с выдающимися и почетными жителями нашего поселка.
    3. Приобщать детей к прошлому и настоящему культуры родного поселка, города.
    4. Формировать желание защищать свою «малую Родину» и преумножать богатство своего края.
    5. Воспитывать уважительное отношение и любовь к своему народу, бережное отношение к природе родного края, гордость за него.

    Участники проекта: 

    - Дети старшего дошкольного возраста: старшая группа «Колокольчик» (5-6 лет), подготовительная группа «Солнышко» (6-7 лет) МБДОУ «Березка» Полтавского района Омской области;

    - педагогический коллектив (старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель) МБДОУ «Березка» Полтавского района Омской области;

    - родители воспитанников.

    Сроки реализации проекта: с 01.09.2008г. по 01.09.2011г.

    Основные направления работы:

    1. Духовно-образовательное:
    • тематические занятия;
    • беседы;
    • чтение художественной литературы;
    • рассматривание иллюстраций, макетов;
    • занятия в музее.
    1. Воспитательно-образовательное:
    • развлечения;
    • народные праздники;
    • игровая деятельность.
    1. Культурно-познавательное:
    • экскурсии;
    • целевые прогулки;
    • встречи с интересными людьми.
    1. Нравственно-трудовое:
    • продуктивная деятельность детей;
    • знакомство с трудом людей разных профессий.

    Формы организации работы с дошкольниками:

    • Разработка и проведение циклов тематических занятий и бесед:

    «Мой поселок – Полтавка» (история возникновения села),

    «Улицы родного поселка»,

    «Достопримечательные места Полтавки»,

    «Культура моего поселка» (обычаи, традиции, народное творчество),

    «Встречи с интересными и выдающимися людьми» (ветераны ВОВ, почетные жители п. Полтавка, художники, поэты, представители различных профессий),

    «Природа родного поселка» (флора и фауна, климатические и природные условия),

    «Работа моих родителей».

    • Организация и проведение праздников и развлечений, знакомящих детей с обычаями и традициями поселка:

    «Осенины», «Покровская ярмарка», «Наум - грамотник»,

    «Рождественские посиделки», «Масленица», «Герасим – грачевник», «Троица» (праздник русской березки), «Иван – купала» и другие.

    • Проведение праздников: «Мамин день», «День защитников Отечества»,    «День Победы», «Вместе дружная семья» и так далее.
    • Целевые прогулки и экскурсии по улицам поселка:

    к памятнику воинам – освободителям; к районной доске Почета; к памятному знаку с. Полтавка; в библиотеку, школу искусств, на стадион; на промышленные и сельхозхозяйственные объекты; на предприятия, где работают родители воспитанников; в парк, лес, к водоемам, в поле и так далее.

    • Создание уголков патриотического воспитания в группах:

    Знакомство детей с картой Полтавского района и п. Полтавка; оформление фотоальбома «Моя семья», «Мой любимый детский сад», «Моя малая родина – Полтавка»; знакомство со значимыми и интересными событиями через районную газету «Заря»; выставки детских рисунков и поделок.

    Организация управления проектом и контроль  его реализации:

    - Организацию и координацию деятельности по реализации программы осуществляет заведующий ДОУ и старший воспитатель, согласно плану работы

    - Контроль за проведением плановых мероприятий

    - Отчет о реализации программы на педсовете.

    - Корректировка содержания планов.

    Оценка эффективности реализации проекта:

    -  положительное отношение к родному краю;

    -улучшение взаимопонимания между детьми, родителями, бабушками, дедушками (укрепление внутрисемейных связей);

    - уважение к символике страны, гордости за принадлежность к своей стране и ее народу

    - проведение фестивалей и конкурсов по патриотической тематике;

    -готовность и стремление к выполнению своего гражданского и патриотического долга;

    - повышение компетентности педагогов по патриотическому воспитанию дошкольников.

     Обобщение опыта реализации проекта:

    - выступление с опытом работы в рамках VI Областного педагогического марафона - «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей родного поселка» (музыкальный руководитель Бешевец Л.А., 2009г.).

     Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое. В нашем детском саду такая возможность предоставляется каждому дошкольнику, начиная с младенческого возраста и заканчивая выпускниками детского сада.

       Благодаря совместным усилиям педагогов и родителей маленькие полтавчане ежедневно соприкасаются с историей и культурой родного края, учатся любить и беречь свою малую родину, гордиться ее достижениями.


    Этапы реализации проекта

                             Этапы

    Система

    мероприятий

    2008–2009гг.

    Организационно-подготовительный этап 

    Цель: Определение возможностей дошкольного учреждения и готовности коллектива детского сада для реализации задач патриотического воспитания. Создание банка нормативно-правовых и методико-диагностических материалов.

    2009–2011гг.

    Коррекционно-развивающий

    (обновленческий этап)

    Цель: Непосредственная реализация проекта. Апробация новшеств и коррекция отдельных направлений работы с позиции дифференциации перспектив развития.

    2011г.

    Аналитическо-информационный этап

    Цель: Внутренняя и внешняя экспертная оценка достижений при реализации проекта.  Обобщение и распространение накопленного опыта, интеграция результатов в деятельность.

    Проект

    «Юные патриоты»

    1. Оценка актуального состояния работы с родителями воспитанников и с заинтересованным населением (родители, имеющие детей дошкольного возраста, представители учреждений культуры).

    2. Создание условий для совершенствования системы взаимодействия с родителями (совершенствование нормативно-правовой базы,  разработка совместных планов).

    1. Разработка и реализация проекта (с учетом образовательно-оздоровительного потенциала социума) дифференцированной  работы с семьями воспитанников и  родителями, с детьми старшего дошкольного возраста:

    - подпрограмма по профилактике социально-обусловленных заболеваний, предупреждению асоциального поведения;

    - подпрограмма повышения педагогической и валеологической культуры молодых родителей через работу «Клуба для родителей»;

    2. Совершенствование и реализация программы «Клуб для родителей» (работа адаптационной группы).

    3. Разработка и реализация совместных с родителями проектов.

    4. Повышение престижа ДОУ среди заинтересованного населения через налаживание  связей со СМИ (публикации, репортажи), полиграфическими организациями (буклеты, листовки), сетью Интернет (создание сайта ДОУ), создание портфолио воспитанников ДОУ и учреждения в целом.  

    1. Мониторинг   дошкольников – участников проекта, опрос  родителей.

    2. Анализ реализации проекта  «Юные патриоты», транслирование положительного опыта семейного воспитания и опыта взаимодействия с родителями на разном уровне.

    3. Поддерживание  положительного имиджа детского сада, обеспечение возможности для транслирования передового педагогического опыта сотрудников ДОУ в области патриотического воспитания.


    Визитная  карточка образовательного учреждения.

                Полное название: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Полтавский детский сад «Березка» Полтавского района Омской области.

            Юридический адрес: 646740, Омская область, Полтавский район, р.п. Полтавка, ул. Чапаева, 21. Телефон: 8 (3812) 2-10-66.

            Учреждение функционирует с 2005 года, находится в отдельно стоящем типовом двухэтажном здании.

            Учредитель детского сада: Комитет образования Администрации Полтавского муниципального образования Омской области.

            Управляющая система:  заведующая Авакян Светлана Николаевна (административное управление), старший воспитатель Григорян Ольга Васильевна, медсестра Панова Галина Александровна, завхоз Нестерова Людмила Геннадьевна (оперативное управление).

            Кадровая характеристика: Общее количество педагогических работников – 12 человек (заведующая детским садом, старший воспитатель, 9 воспитателей, 1 музыкальный руководитель).  Медицинских работников – 1 человек.

              Укомплектованность кадрами - 100 %.

      Реализуемые в ДОУ образовательные программы.

             Содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется образовательной программой детского сада, разработанной, принятой и реализуемой в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей - воспитанников ДОУ.

    Федеральный компонент образовательной программы: «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой и др.) – 6 групп раннего и дошкольного возраста, программа экологического воспитания дошкольников «Юный эколог» (автор С.Н. Николаева) – 4  группы дошкольного возраста.

         Статус:  Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Полтавский детский сад «Березка», (приказ № 93 от 01.11.2005г).

            Устав образовательного учреждения зарегистрирован администрацией             (приказ № 93  от 01.11.2005г.).

    Детский сад имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам дошкольного образования (А 221910 от 29.11.2007г.).



    Предварительный просмотр:

    Приложение 1.

     Анкета для родителей «Патриотическое воспитание».

    1.Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

     

    2.Возможно ли патриотическое воспитание  в детском саду?

     

    3.Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

     

    4.Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?

     

    5.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

     

    6.Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

     

    7. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки нашего поселка Полтавка, города Омска? Если нет, то почему?

     

    Спасибо за сотрудничество!


          

    Приложение 2.

    Рекомендации для родителей «Как воспитать маленького патриота».

     Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.
             Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
             Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

    • Обращайте внимание ребенка на красоту родного поселка, города.
    • Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
    • Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
    • Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
    • Расширяйте собственный кругозор.
    • Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
    • Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.
    • Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

    Приложение 3.

    Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в старшей группе.

    Сентябрь

    Тема "Моя семья"

    Работа над понятием «родня». Чтение стихотворения Я. Акима «Моя родня».

    Чтение заранее подготовленных детьми стихов о сестренке, братишке и т.д.

    Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.

    Обсуждение отрывка из рассказа В. Драгунского «Сестра моя Ксения».

    Связь с другими видами деятельности:

    Рисование на тему «Моя семья».

    Беседы на тему «Как мы отдыхали летом» (рассматривание фотографий).

    Обсуждение ситуаций из жизни семьи.

    Сюжетно-ролевая игра «Семья».

    Октябрь

    Тема «Мой любимый детский сад»

    Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.

    Изготовление поделок из природного и бросового материала в подарок детям младшей группы.

    Пение песен и чтение стихов о детском саде.

    Связь с другими видами деятельности:

    Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.

    Труд по уборке листьев на участке детского сада.

    Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад».

    Ноябрь

    Тема «Мой поселок, в котором я живу»

    Экскурсия по поселку на «автобусе» (по фотографиям и иллюстрациям).

    Игра «Магазин сувениров» («продажа» сувениров полтавских мастеров).

    Прослушивание песен о родном поселке (в записи).

    Связь с другими видами деятельности:

    Экскурсия по поселку на автобусе (с родителями).

    Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в поселке.

    Изготовление альбома «Природа моего края».

    Сюжетно-ролевая игра «Почта» (на знание адреса дома и детского сада)

    Декабрь 1 - 2 недели

    Тема «Я и мое имя»

    «Для чего человеку имя?» (беседа).

    «Полное» и «неполное» имя (игра).

    Этюд «Назови ласково».

    Связь с другими видами деятельности:

    Изготовление именных карточек.

    Рисование на тему «Мой лучший друг».

    Развлечение «Друг в беде не бросит».

    Декабрь 3 — 4 недели

    Тема «Новый год у ворот»

    Загадки о зиме.

    Беседа о встрече Нового года в других странах.

    Изготовление открыток с новогодними пожеланиями в рисунках.

    Составление письма Деду Морозу

    Связь с другими видами деятельности:

    Рисование на тему "Новогоднее представление".

    Аппликация "Елка".

    Проведение конкурса «Лучшая новогодняя игрушка» (вместе с родителями).

    Акция «Подкормим птиц».

    Январь

    Тема «Наша Родина – Россия»

    Рассматривание репродукций с картин о родной природе.

    Чтение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина?»

    Объяснение значения пословиц о Родине.

    Рассказ о Российском флаге (раскрашивание нарисованного флага).

    Связь с другими видами деятельности:

    Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины.

    Рисование на тему «Моя Родина».

    Пение русских народных песен, частушек, колядок.

    «Рождественские встречи» - развлечение.

    Народные игры.

    Февраль 1 – 2 недели

    Тема «Москва – главный город  России»

    Сюжетно-ролевая игра «Пароход по Москва-реке».

    «Экскурсия по Красной площади» (по иллюстрациям).

    «Экскурсия по Кремлю» (по иллюстрациям).

    «Прогулка по Москве» (видеофильм  о Москве).

    Связь с другими видами деятельности:

    Оформление стенда «Москва — столица нашей Родины» (вместе с родителями).

    Конструирование Московского Кремля.

    Чтение стихов о Москве.

    Февраль 3 – 4 недели

    Тема «Наши защитники» (ко Дню Защитника Отечества)

    Рассказ приглашенного воина (из пап) о защитниках Отечества.

    Просмотр видеофильма "Защитники Отечества".

    Пение песен об армии.

    Связь с другими видами деятельности:

    Изготовление подарков для пап и дедушек.

    Спортивное развлечение «Вместе с папой».

    Рассказы пап о службе в армии.

    Март

    Тема «Очень я люблю маму милую мою»

    Беседа о мамах.

    Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей».

    Пение песен о маме, чтение стихов.

    Связь с другими видами деятельности:

    Рисование портрета «Мама милая моя».

    Изготовление подарка маме.

    Праздник – концерт «Для милых мам».

    Апрель

    Тема «Наши космонавты»

    Рассказ воспитателя о космонавтах.

    Беседа о том, что в космос летают люди разных национальностей. Они дружны, поэтому у них все получается.

    Игра «Космонавты».

    Связь с другими видами деятельности:

    Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Космонавты».

    Рисование на данную тему.

    Конструирование космического корабля.

    Май

    Тема «Этот День Победы»

    Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей).

    Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов.

    Слушание и пение фронтовых песен.

    Игры (соревновательного характера)

    Связь с другими видами деятельности:

    Экскурсия к Памятнику погибшим воинам.

    Изготовление праздничных открыток.

    Высаживание цветов на аллею детского сада.

    Оформление стенда «Наши ветераны».

    Июнь – август

    Тема «Полтавка — прежде и теперь»

    Семейная экскурсия по поселку.

    Приложение 4.

    Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в подготовительной к школе группе.

    Сентябрь

    Тема «Моя семья»

    Разгадывание ребуса «7 Я».

    Работа над понятием «семья».

    Обсуждение рассказа В. Драгунского «На Садовой большое движение».

    Рисование дома для своей семьи.

    Связь с другими видами деятельности:

    Беседы с детьми об их домашних обязанностях, о семейных традициях и праздниках.

    Лепка и рисование домашней утвари для игры в «Семью».

    Изготовление панно «Моя семья».

    Октябрь 1 – 2 недели

    Тема «Я люблю свой детский сад и поселок,  где я живу»

    Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду.

    Рассказы заранее подготовленных детей (вместе с родителями) об исторических местах поселка и его знаменитых людях (в честь кого названы улицы). Рассматривание фотографий.

    Пометка на карте поселка  самых интересных объектов, детского сада.

    Связь с другими видами деятельности:

    Экскурсия (пешая) по поселку.

    Составление схемы «Я иду в свой детский сад» (дорога из дома в детский сад).

    Встреча с лучшими людьми района (бабушками и дедушками).

    Семейный праздник «Моя родословная».

    Октябрь 3 - 4 недели

    Тема "Град на реке Иртыш" (путешествие по фотографиям и иллюстрациям)

    Рассказ воспитателя об истории Омска (местоположение, особенности застройки, боевое прошлое).

    Знакомство с легендой о реке Иртыш

    Слушание песен об Омске.

    Связь с другими видами деятельности

    Экскурсия по городу ( по иллюстрациям).

    Изготовление панно из природного материала "Герб Омска».

    Рисование на тему «Мой город».

    Ноябрь

    Тема "Законы, по которым мы живем

    Беседа о Конституции.

    Чтение отрывков из сказок Ю. Олеши «Три толстяка», Д. Родари «Приключения Чиполлино» (беседа о справедливости сказочного государства).

    Связь с другими видами деятельности:

    Выставка поделок «Мастерство детей и их родителей».

    Декабрь

    Тема «По Новогодней карте»

    Беседа о праздниках.

    Рассказ воспитателя о встрече Нового года и воображаемое путешествие по карте.

    Беседа о Новогодних символах.

    Рассказ о Новогодних обычаях.

    Связь с другими видами деятельности:

    Показ вертепа (вид кукольного театра) со сценами рождения Христа.

    Оформление группы к празднику.

    Зимние постройки из снега для малышей.

    Акция "Поможем птицам зимой".

    Новогодний праздник.

    Январь 1 – 2 недели

    Тема «Наша Родина — Россия»

    Экскурсия по выставке рисунков «Моя Родина».

    Беседа о березке — символе России.

    Стихи и песни о березке.

    Народные игры

    Связь с другими видами деятельности:

    Рисование на тему «Моя Родина».

    Беседа о народных приметах.

    Беседа о народных промыслах.

    Январь 3 – 4 недели

    Тема «Живем в России»

    Беседа о людях разных национальностей, живущих в России.

    Работа над понятием «гражданин».

    Слушание песен о Родине.

    Связь с другими видами деятельности:

    Рассматривание фотографий, предметов одежды людей разных национальностей.

    Составление рассказов о будущем Родины.

    Семейные национальные праздники (украинский, казахский  и др.).

    Февраль 1 – 2 недели

    Тема «Москва — столица нашей Родины»

    Рассматривание макета города Москвы.

    Рассказ об основании Москвы.

    Обсуждение стихотворения Ф. Глинки «Москва».

    Слушание песен о Москве.

    Связь с другими видами деятельности:

    Конструирование и аппликация «Башни Московского Кремля».

    Оформление стенда.

    Февраль 3 – 4 недели

    Тема «Сильны и могучи богатыри славной Руси» (ко Дню Защитника Отечества)

    Рассматривание картины «Богатыри» В. Васнецова.

    Слушание в грамзаписи былин об Илье Муромце, Никите Кожемяке.

    Беседа о характере богатырей Руси и о защитниках Родины.

    Объяснение смысла пословиц о храбрости, героизме воинов («Смелость города берет», «Тот герой, кто за Родину горой» и др.).

    Связь с другими видами деятельности:

    Просмотр видеофильмов "Защитники Отечества".

    Изготовление подарков папам и дедушкам.

    Спортивное развлечение «Вместе с папой».

    Март

    Тема Мама милая моя»

    «Мама» — самое прекрасное слово на земле (обсуждение).

    Рассматривание репродукций с картины («Мать и дитя»).

    Рассказы детей о своих мамах.

    Чтение стихов и пение песен о маме.

    Связь с другими видами деятельности:

    Викторина «Что ты знаешь о своих родителях».

    Оформление семейных уголков.

    Изготовление подарков для мам.

    Рассматривание русских костюмов и деталей женской одежды.

    Апрель 1 - 2 недели

    Тема «Наши космонавты»

    Беседа о космонавтах (с просмотром видеофильма).

    Пословицы и поговорки о космонавтах.

    Связь с другими видами деятельности:

    Спортивное развлечение «Мы — космонавты».

    Конструирование космического корабля.

    Апрель 3 - 4 недели

    Тема «Наше государство — Российская Федерация»

    Беседа о государстве — «Российская Федерация».

    Знакомство с различными городами России.

    Знакомство с флагом, гербом и гимном России.

    Прослушивание гимна.

    Связь с другими видами деятельности:

    Разукрашивание в альбомах Российского флага.

    Оформление на карте Российской федерации мест, где были дети.

    Май

    Тема «Этот День Победы»

    Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей).

    Беседа о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны.

    Просмотр видеофильма.

    Связь с другими видами деятельности:

    Экскурсия к  Памятнику погибшим воинам.

    Изготовление праздничных открыток.

    Высаживание цветов на аллею детского сада.

    Оформление стенда.

    Июнь— август

    Тема «Полтавка — прежде и теперь»

    Семейная экскурсия по поселку.

    Ф.И. ребенка

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1.Родная страна:
    Название страны
    Название города, поселка
    Домашний адрес
    Название достопримечательностей поселка
    Название зеленых зон
    Название улиц, площадей

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2.Символика
    Флаг России
    Герб России
    Герб родного города
    Гимн России

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3.История народной культуры и традиций
    Народная игрушка
    Народные праздники
    Жилище человека и предметы быта

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    4.Историко - географический и природный компоненты
    Природные богатства нашей страны
    Различные природно-климатические зоны (тундра, лес и др.)
    Виды ландшафта (горы, равнина и т.д.)

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    5.Личностный компонент
    Отношение к окружающей среде
    Забота о близких
    Проявление дружелюбия
    Умение управлять своими чувствами, договориться
    Умение анализировать свои поступки и поступки других

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Приложение 5.

    Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

     Высокий уровень:
    Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.
    Средний уровень:
    Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
    Низкий уровень:
    Не знает названия страны, города, своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц, проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Развитие произвольной моторики, как средство коррекции ОНР у детей дошкольного возраста в условиях логопункта"

    В связи с тенденцией к ухудшению речи детей в дошкольном возрасте, к нам в учреждение общеразвивающего вида стали попадать дети с более сложными речевыми дефектами, преодоление которых затруднено в ус...

    Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

    В период дошкольного детства у ребенка на основе самопознания и самоотношения формируется деятельность самооценивания, в результате которой скаладывается самооценка. Самооценка ребенка дошкольного воз...

    Проект «Народные промыслы, как средство развития творческих способностей детей старшего возраста в условиях реализации ФГОС»

    Актуальность проекта: Проблема  развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о ва...

    Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ с учетом ФГОС ДО

    Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ с учетом ФГОС ДО...

    Опыт работы по теме «Музыкально- ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

         Материалы опыта могут быть использованы в различных дошкольных учреждениях,  с детьми разных возрастных групп, при организации образовательной, самостоятельно...

    Тезисы «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

    В статье представлены тезисы, раскрывающие понятие познавательного развития по ФГОС ДО. Показана обоснованность выбора проектной деятельности как средства развития познавательной активности. Дано опре...