Тезисы «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
статья на тему

В статье представлены тезисы, раскрывающие понятие познавательного развития по ФГОС ДО. Показана обоснованность выбора проектной деятельности как средства развития познавательной активности. Дано определение проектной деятельности, ее направленности на решение задач ФГОС. Раскрыты основные аспекты проектной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Тезисы «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

   Познавательное развитие по Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания;
развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
 

   Познавательное развитие по ФГОС ДО предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.  Направляя познавательное развитие ребенка, педагог использует целый спектр методов и приемов. К ним относятся различные виды игр, опыты и эксперименты, наблюдения, чтение литературы, беседы, проблемные и игровые обучающие ситуации и многие другие. Все эти методы способствуют развитию познавательной активности детей в течение всего дня и успешно используются в форме проектной деятельности.

    Проектная деятельность – это разнообразная, интегрированная деятельность по достижению определённой цели.

   Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята развивают познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку, учатся искать информацию и использовать эти знания в самостоятельной деятельности.

   Проектная деятельность направлена на решение задач ФГОС: развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; формирование общей культуры личности детей, развитие интеллектуальных, нравственных, эстетических качеств, инициативности и самостоятельности детей.   Проектная деятельность отвечает основным принципам дошкольного образования: содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержки инициативы детей в различных видах деятельности; формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка.

   Проектная деятельность включает в себя как непосредственно – организованную, так и совместную и самостоятельную виды деятельности. Получается целостный образовательный процесс. Ребенок участвует в разных видах деятельности, становясь активным участником проекта. К тому же, зачастую сам ребенок или группа детей наталкивают педагога на выбор темы проекта. Ребята могут самостоятельно обозначить проблемную ситуацию, обратившись за помощью в ее решении к воспитателю.  Происходит интеграция различных образовательных областей: социально – коммуникативной, познавательной, художественно – эстетической, речевой, а иногда и физического развития

    Исходя из вышесказанного следует, что развитие познавательной активности детей успешно проходит в форме проектной деятельности. Проектная деятельность отвечает принципам ДО и ФГОС ДО и направлена на решение задач ФГОС ДО. Проектная деятельность в ДО предоставляет детям возможность самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Тема проекта «проходит» через разные виды деятельности детей, тем самым помогая усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями. Дошкольники являются активными участниками всего времени работы над проектом, происходит развитие познавательных процессов, развитие любознательности и воображения.

Список использованной литературы:

1. Виноградова Н.А.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 208 с.

2. Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – СПб.: Детство-пресс, 2016

3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С.Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.

Интернет-ресурсы

  1. Министерство образования и науки Российской Федерации http://mon.gov.ru

2.  Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. https://infourok.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

ФГОС ДО направляют содержание образовательной области «Познание» на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач....

План по самообразованию "«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО».

Предлагаю вниманию коллег план работы по самообразованию по организации проектной деятельности с детьми подготовительной группы....

Самообразование «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Изучение научной литературы по данной теме и создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, как основы интеллектуально-личностного, творческого ра...