Перспективный план самообразования на 2016-2020гг «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО»
учебно-методический материал

 

 

Программа по самообразованию Жарковой Анастасии Михайловны (воспитатель первой квалификационной категории)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx41.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 24 «Васильки» села ОсиновоЗеленодольского муниципального района Республики Татарстан

Программа по самообразованию

Жарковой Анастасии Михайловны

(воспитатель первой квалификационной категории)

Тема:

«Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста

в условиях введения ФГОС ДО»

План по самообразованию

Проект создать  –  не поле перейти,

Мы не искали  легкого пути,

Мы можем все, хоть мы совсем не боги,

В дошкольном деле мы - простые педагоги…

                                                                                      О.В.Каржаневская

ТЕМА:«Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возрастав условиях введения ФГОС  ДО»

НАПРАВЛЕНИЕ:социально-личностное

ВОСПИТАТЕЛЬ:Жаркова Анастасия Михайловна (первая квалификационная категория)

ДАТА НАЧАЛА РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ:январь 2016г.

ФОРМА САМООБРАЗОВАНИЯ:индивидуальная

ЦЕЛЬ: Повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства и общекультурного уровня путем внедрения инноваций в образовательный процесс.

 ЗАДАЧИ:

  1. Формировать  способности к творческому саморазвитию и исследовательской деятельности.
  2. Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме, теоретические основы технологии проектной деятельности.
  3. Исследовать актуальность проблемы в рамках нашего ДОУ.
  4. Выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов, ввести в план дополнения в соответствии с изменениями нормативно-правовых документов в образовании.
  5. Исследовать результативность применения метода проектов в образовательную деятельность в условиях внедрения ФГОС ДО.
  6. Привлечь родителей к организации воспитательно – образовательной  работы с детьми.
  7. Обобщать и распространять собственный психолого-педагогический опыт.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

У меня, как у педагога-воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:

  • умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
  • овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей дошкольного возраста (проектная деятельность)
  • умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике.

У детей сформируется:

  • творческие способности, коммуникативные навыки,  умение   экспериментировать, синтезировать полученные знания;
  • социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, опыт исследовательско - творческой деятельности;
  • повысится степень самостоятельности, инициативности и познавательной мотивированности.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:  

  • история и сущность проектной деятельности;
  • актуальность применения проектно-исследовательской деятельности в ДОУ;
  • цели и задачи проектной деятельности детей  дошкольного возраста;
  • методика организации исследований детей дошкольного возраста;
  • этапы работы над проектом;
  • прогнозируемые результаты;
  • группы умений, формируемые проектным методом;
  • особенности исследовательских проектов детей дошкольного возраста;
  • роль родителей в проектной деятельности;
  • практическая реализация проектов детей дошкольного возраста.

ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность, как средство развития детей и взрослых // Развитие личности.2000.№ 1
  2. Белая, К.Ю. Самообразование педагогов ДОУ / К.Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя. - 2007. - № 2.
  3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008.
  4. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие).
  5. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство: Центр педагогического образования, 2013 г.
  6. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994.
  7. Дыбина О.В., Еник О.А. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5 / Сост. О.В. Дыбина, О.А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007.
  8. Захарова М.А. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. Издательство: Школьная пресса, 2010 г.
  9. Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2011.
  10. Маханёва, М.Д. Самообразование педагогов / М.Д. Маханёва // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004. - № 1.
  11. Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. Волгоград, 2008.
  12. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  13. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом - природа» блок занятий «песок, глина, камни».карапуз - дидактика Москва 2005.
  14. Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении.// методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2010.
  15. Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ: программ - метод.обеспечение: пособие для рук. и адм. работников / И.А. Урмина, Т.А. Данилина. – М.: Линка-Пресс, 2009.
  16. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №4.    

Изучение статей, конспектов  по самообразованию и проектной деятельности  на интернет сайте: http://nsportal.ru.

АКТУАЛЬНОСТЬ:  

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели (Киселева Л.С., Данилина Т.А., Пахомова Н.Ю.) Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, - это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.

Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность приобретает все большую популярность, т.к. она

  • Личностно ориентирована;
  • Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
  • Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;
  • Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
  • Приносит удовлетворение детям, видящим продукт собственного труда.

Следовательно, можно сделать вывод, что использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.

        ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ (НА 2016-2020 гг)

Срок

Этап

Проблема

Содержание работы

Форма отчетности

2016-2017гг

Организационно - теоретический

Повышение своего профессионального уровня, развитие любознательности и познавательной активности.

1. Изучение нормативных документов

2. Детальное  изучение имеющегося опыта ДОУ, методической литературы по данной проблеме.

3. Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

4. Прогнозирование  результатов

1.Консультация для родителей «Основные цели и задачи метода проектов» (2016г)

2. Анкетирование родителей по теме «Инновации ДОУ. Метод проектов в детском саду» (2017г)

2016-2020гг

Накопительно - практический

Использование метода проектов в практике дошкольного образовательного учреждения как инновационной педагогической технологии

1. Изучение методики технологии проектирования педагогов в Интернете

2. Проведение цикла мини проектов с детьми.

3. Консультации для педагогов ДОУ.

4. Участие в конкурсах и выставках различного уровня.

5. Привлечение родителей к организации проектов в группе.

6. Освещение данной темы на своем сайте.

1. Публикация статьи «Дитя войны – педагог от Бога» в печатном сборнике «Профсоюзной организации работников образования и науки ЗМР РТ» (апрель 2016г) в рамках проекта «Расскажем детям о Войне»

2. Консультация для педагогов ДОУ «Многообразность вариативности использования интегрированного метода проектов» (2017г)

 

3. Презентация проекта «Чудо-кристаллы. Соль» на муниципальном семинаре  клуба «Молодой педагог»; участие во Всероссийском конкурсе методических разработок «Шаги к успеху» (2016г) в рамках проекта «Чудо-кристаллы. Соль»

4.Выставка национальных уголков; выступление «Изучение этнографии и культурологи родного края путём создания предметно-развивающей среды»; открытый показ утренних гимнастик «Татарская мозайка», «В ритме татарского танца» ; ОД «Город матрёшек» ( 2017г) на Муниципальных и Республиканских семинарах и методических объединениях в рамках проекта «Край родной…»

5. Участие в конкурсе «Воспитатель года -2018» с открытым показом ОД «Богатства планеты Земля» и презентацией «Проектная деятельность в детском саду»; участие во Всероссийском педагогический фотоконкурсе «Ярмарка педагогических идей и проектов» с коллекцией декораций «Времена года»; участие в Международном экологическом проекте

 «Эко-школа/ Зеленый флаг»; разработка авторской интерактивной игры по проектам «Наша игра»; публикация в педагогическом журнале «Просвещение» развивающего пособия для дошкольников «Макет планеты Земля» (2018-2019гг) в рамках долгосрочного проекта «Наша планета –Земля»

6.Открытый показ ОД по трудовому воспитанию ««Кто привык трудиться, тому без дела не сидится!» на муниципальном семинаре  клуба «Молодой педагог» ; фотовыставка «Делу время, а потехе – час!»; выступление на педсовете по теме «Дежурство в уголке природы» (2019г) в рамках проекта «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»

7.Открытый показ занятий по физической культуре «Билет в дельфинарий»; «Волшебные кубы для весёлой детворы» на Республиканских семинарах; выступление в творческой группе со спортивным танцем «На одной волне» (2019г) в рамках проекта «В здоровом теле-здоровый дух!»

8. Участие в Межрегиональных педагогических чтениях имени Марджани; Выступление на пед-совете с презентацией «Свой человек среди детей» ( 2020г) в рамках проекта «Рафис Курбан»

2019-2020гг

Заключительный

Повышение познавательного интереса педагогов ДОУ, дошкольников и их родителей к методу проектов.

1. Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе.

2. Обобщение результатов на заседании.педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе).

3. Планирование деятельности и перспектив развития.

1. Презентация для родителей «Детский коллектив – вместе весело шагать» в рамках проекта «Летопись группы»

2. Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников образования (2020г)

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2020 -2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

срок

форма отчетности

1

сентябрь

Выступление на родительском собрании группы с презентацией  «Проектная деятельность в детском саду». (Актуальность, суть метода, примеры проведенных проектов из опыта работы)

2

октябрь

Проект «Доброта спасёт мир» с детьми средней группы.

Подбор методической и художественной литературы по теме проекта; игр, бесед и конспектов занятий

3

ноябрь

Организация «Аллеи добрых дел» в группе;

Организация ведения «дневника доброты» ребёнка дома с родителями; фотоотчет.

 Коллективная аппликация «Дружные ребята»

Подвижные игры «Добрый зайка», «Кот и мыши», «Соберемся в кружок», целью которых является умение играть в команде

4

декабрь

Развлекательное мероприятие с детьми «Татарча уйныйбыз», в рамках проекта «Разговариваем и играем по –татарски», посвященное 100-летию ТАССР.

5

январь

Проект «Волшебные палочки»

Цель:

Развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребенка дошкольного возраста, посредством использования палочек Кюизенера.

Задачи проекта :

-Создать условия для развития познавательных способностей каждого ребенка и обучения его познавательным действиям.

-Продолжать знакомить детей с палочками Кюизенера, как с игровым материалом; закрепить умения конструировать из палочек по образцу.

-Апробировать комплекс дидактических игр, направленных на сенсорное развитие детей.

-Повысить уровень родительской компетенции в вопросах сенсорного воспитания детей.

5

февраль

Проект «Секреты Бурёнки».

Цель:

Формировать представления у детей о долгом пути, который проходит молоко, прежде чем попадает на стол, о разнообразии молочных продуктов.

Воспитание ценностного отношения к здоровым продуктам питания

Задачи проекта:

-Способствовать формированию у детей представлений о пользе молока и молочных продуктах; о корове, как домашнем животном; о профессиях людей, которые связаны с производством молока;

-Расширять представления о разнообразии молочных продуктов: йогурт, майонез, кефир; проведение опытов и экспериментов с молоком.

-Развивать познавательный интерес, любознательность

6

март

Выступление на базе детского сада № ? на тему «Опыт работы по проектной деятельности»

7

апрель

май

Проект «Весенняя фантазия на подоконнике»

Цель:

Развивать познавательные и творческие способности детей.

Задачи проекта:

-Воспитать бережное отношение к своему труду и труду взрослых.

- Развивать познавательные и творческие способности детей.

- Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тезисы «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

В статье представлены тезисы, раскрывающие понятие познавательного развития по ФГОС ДО. Показана обоснованность выбора проектной деятельности как средства развития познавательной активности. Дано опре...

План по самообразованию «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства и общекультурного уровня путем внедрения инноваций в образовательный процесс....

План по самообразованию "«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО».

Предлагаю вниманию коллег план работы по самообразованию по организации проектной деятельности с детьми подготовительной группы....

План работы по самообразованию. Тема: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: Создание условий для развития познавательной активности ребенка через совместную деятельность педагога, родителей....