Выступление на МО "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
статья по теме

Панфилова Екатерина Константиновна

ФГОС ДО направляют содержание образовательной области «Познание» на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 1 слайд В соответствии с введением ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования одним из ориентиров является любознательность. ФГОС ДО направляют содержание образовательной области «Познание» на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

2 СЛАЙД Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формировании познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

3 слайд Образовательная область «Познавательное развитие» включает:

- Формирование элементарных математических представлений
- Развитие познавательно – исследовательской деятельности
- Ознакомление с предметным     окружением
- Ознакомление с социальным миром
- Ознакомление с миром природы

4 слайд Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста как эволюционный процесс проходит несколько стадий: любопытство, любознательность, стадия развития познавательного интереса, стадия развития познавательной активности, которые переходят от низшей к высшей в совместной специально организованной деятельности Значимого взрослого и ребенка.

Так, на стадии любопытства дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью, яркостью, необычностью самого предмета. Любознательность представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира. На этой стадии проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельностью. Новым качеством познавательного развития детей дошкольного возраста является познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста мы относим познавательную активность, основой развития которой служит целостный акт познавательной деятельности. Источником познавательной активности является познавательная потребность, и процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение.

5 слайд Об интересах ребёнка и интенсивности его стремления познакомиться с определёнными предметами или явлениями свидетельствуют: внимание и повышенная заинтересованность; эмоциональное отношение (удивление, волнение, смех и др.); действия, направленные на выяснение строения и назначения предмета (тут важно учитывать качество и разнообразие действий по обследованию, а также паузы для раздумывания); постоянное притяжение к этому объекту.

6 слайд Основные формы развития познавательно-исследовательской деятельности в свете требований ФГОС ДО: наблюдение, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, реализация проекта, игры с правилами Данное содержание реализуется в различных видах деятельности, присущих дошкольному возрасту. Один из них − познавательно-исследовательская деятельность − исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними.

7 слайд Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него.

Например, эксперименты с водой всегда вызывают интерес и эмоциональный отклик у детей. Перед вами на слайде представлен опыт с водой, который направлен на уточнение и расширение знаний о свойствах воды и льда, их сходстве и различиях. Так вода и лед не имеют запаха. Воду можно перелить из одной емкости в другую, лед не переливается. Если подержать лед в ладошке, то он растает и в стакане образуется вода, т.е лед – это замерзшая вода.

8 слайд Следующий эксперимент проводился в рамках проекта «Животные севера» и помог понять детям, почему моржи не мерзнут в ледяной воде. Для проведения данного эксперимента понадобилась жировая «шуба» в виде размягченного маргарина. Дети убедились на собственном опыте, что большой слой жира у животных помогает сохранять тепло и защищает животное от замерзания.

9 слайд Данный опыт очень интересен маленьким ребятам. Он знакомит детей со свойствами песка. Сухой песок легко сыпется, но из него невозможно лепить и все постройки не держат форму. Если песок намочить, то его невозможно пересыпать и он хорошо держит форму и из него легко лепить и строить.

10 слайд Следующий эксперимент является для детей своеобразным фокусом. Если на дно стакана поместить бумажную салфетку и аккуратно в прямом положении погрузить  стакан в воду, а потом так же аккуратно вынуть из воды, то салфетка останется обсалютно сухой. Этот опыт показывает, что стакан не пустой – в нем содержится воздух, который не дает воде попасть в стакан. Чтобы убедиться в наличии воздуха в стакане нужно наклонить стакан находящийся в воде и тогда будут видны пузыри воздуха в воде.

11 слайд К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Так например, педагогом нашего детского сада был разработан и представлен проект «Морские обитатели», где дети получили возможность почувствовать себя настоящими первооткрывателями, исследователями и путешественниками.

В ходе проекта, дети вместе с родителями подбирали необходимую художественную литературу, энциклопедии, наборы иллюстраций для рассматривания, участвовали в выставке книжек – малышек о морских обитателях. Дети с удовольствием представляли свои книжки, рассказывали о выбранном животном: его строении, внешнем виде, способах питания и способах защиты от врагов.

Изготовление морских обитателей, кораблей, батискафов из бумаги и пластилина, рисование различными техниками помогали детям закрепить полученные знания, узнать новое о жизни, которая протекает в океане.

На открытом занятии «Путешествие в подводный мир» юные исследователи самостоятельно сделали себе на память «море в банке», закрепив свойства воды и масла.

 

12 слайд Активность дошкольников нельзя оценивать только за уровнем усвоения социально заданных нормативов. Особое значение приобретает способность ребёнка самостоятельно организовать себя, реализовать собственный замысел, выработать собственное суждение по поводу кого-то или чего-то, отстаивать свою мысль, проявлять изобретательность, фантазию, объединять разные впечатления- с жизни и книжки… Активность ребёнка проявляется в его стремлении самостоятельно что-то переделать, изменить, открыть, узнать.

В процессе решения проблемных ситуаций взрослый помогает ребенку использовать известные способы действия, перенеся их в незнакомые условия; ребенок сравнивает и сопоставляет, устанавливая сходство и отличие, преобразует и группирует объекты.

13 слайд Например: для решения проблемной ситуации на ООД по изо деятельности «Зайку бросила хозяйка…», перед детьми встает задача: как помочь промокшему и замерзшему зайчику. Дети предлагают решение проблемы: вытереть полотенцем, надеть свитер, идти домой. Далее следует практическая проверка гипотезы и определение последовательности действий. Если надеть на мокрого зайку свитер, то свитер тоже станет мокрым. Значит его нужно сначала вытереть. Но если его вытирать под дождем, то он снова намокнет. Следует, что зайчика необходимо сначала забрать домой, затем вытереть полотенцем, а уже после надеть свитер, чтобы зайчик согрелся.

Таким образом, создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы и, что очень важно, приучаем не бояться допускать ошибки.

Еще один пример. Дети убеждены, что пешеходы переходят дорогу на зеленый сигнал светофора, а машины едут на красный. А взрослые утверждают, что автомобили движутся тоже на зеленый сигнал. Возникает противоречие. Ребенок не понимает. Ведь он видит красный сигнал светофора. Решить эту проблемную ситуацию помогает игра «Дорога» в ходе которой дети видят принцип работы светофора, что помогает им убедиться в том, что и автомобили тоже начинают движение на зеленый сигнал.

14 слайд Среди проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, экскурсия как формирование познавательных интересов является довольно значимой для дошкольников. экскурсии развивают у детей творческую наблюдательность, пытливость и самостоятельность в исследовании окружающего мира. На экскурсии более четко прослеживается связь явлений между собой. Дошкольники, подметив эту связь, усваивают её намного прочнее, чем, если бы слышали о ней только от взрослых. На экскурсии используется основной метод – это наблюдение. По мнению психологов, наблюдение – это сложная деятельность, основу которой составляет сознательное целенаправленное восприятие. Наблюдение формируется на протяжении всей жизни человека и включает в себя полноту восприятия частей, свойств; тонкость анализа, планомерность, осмысливание воспринятого в свете прежнего опыта.

15 слайд Живой интерес у дошкольников, самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач вызывают игровые упражнения с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша. С помощью этих пособий педагог учит детей моделировать, кодировать информацию, совершать логические операции, познаватьалгоритмическую культуру мышления. Подобные игры - это путь не только к успешному овладению основ математики, но и к азам информатики.

В заключении следует отметить то, что современный подход к реализации задач, поставленных ФГОС ДО требует от педагогов активной жизненной позиции, умения разрабатывать и внедрять инновационные формы, методы и приемы работы с дошкольниками.

Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного  возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие познавательной активности дошкольников в условиях реализации ФГОС МАОУ СОШ с.Березовка 2017

Слайд 2

ФГОС Дошкольного образования 17 октября 2013г Образовательная область «Познание» -Развитие любознательности и познавательной мотивации; - Формировании познавательных действий, становление сознания; Развитие воображения и творческой активности; Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, -О планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Слайд 3

- Формирование элементарных математических представлений - Развитие познавательно – исследовательской деятельности - Ознакомление с предметным окружением - Ознакомление с социальным миром - Ознакомление с миром природы ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» ВКЛЮЧАЕТ:

Слайд 4

Познавательное развитие: любопытство любознательность развитие познавательного интереса развитие познавательной активности

Слайд 5

Познавательная активность выступает как природное проявление интереса ребёнка к окружающему миру и характеризуется чёткими параметрами

Слайд 6

Формы развития познавательно-исследовательской деятельности в свете требований ФГОС ДО: наблюдение, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, реализация проекта, игры с правилами.

Слайд 7

Экспериментирование - практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.

Слайд 11

Проектная деятельность

Слайд 12

Решение проблемных ситуаций Решение проблемной ситуации

Слайд 13

Игра «Дорога»

Слайд 14

Экскурсия в рощу

Слайд 15

Игры с логическими блоками Дьенеша

Слайд 16

Игры со счетными палочками

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тезисы «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

В статье представлены тезисы, раскрывающие понятие познавательного развития по ФГОС ДО. Показана обоснованность выбора проектной деятельности как средства развития познавательной активности. Дано опре...

Статья "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС посредством проектов"

Внедрение в образовательный процесс проектной деятельности способствует развитию свободной, творческой, социально адаптированной личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе...

Статья "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС посредством проектов"

Внедрение в образовательный процесс проектной деятельности способствует развитию свободной, творческой, социально адаптированной личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе...

Самообразование «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Изучение научной литературы по данной теме и создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, как основы интеллектуально-личностного, творческого ра...