Музейная педагогика как средство формирования духовно – нравственных чувств у детей дошкольного возраста.
статья на тему

Лопандина Надежда Павловна

Статья знакомит с музейной педагогикой в ДОУ как средством активизации познавательного развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lopandina_n.p.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

Лопандина Надежда Павловна

 преподаватель ОПК

                                                                           ( г. Лебедянь, Липецкая обл.) 

Музейная педагогика  как средство формирования духовно – нравственных  чувств у детей дошкольного возраста.

Воспитание, созданное самим народом основанное на
    народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет
    в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях
    или заимствованных у других народов. 
                                          К. Д. Ушинский

 

    Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста.

    В условиях внедрения ФГОС дошкольного образования  происходят позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. 

  Реализуя государственный образовательный стандарт в ДОУ, включая региональный компонент, а также работая над нравственно - патриотическим воспитанием дошкольников, удалось сделать вывод, что дети дошкольного возраста усваивают все прочно и надолго только тогда, когда все слышат, видят и делают сами.

     Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях,  истории, культуре.
  Патриотизм - это чувство любви к Родине. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.

  Русский народ не может терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой.

   Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи, именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. 

        Неоценимую помощь в нравственно – патриотическом воспитании  оказывает музейная педагогика. Именно музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, поможет заложить нравственные основы, научит правилам общения, разовьет творческий потенциал ребенка. 

 Музейная педагогика предполагает раскрыть через предметы русского быта, экспонаты выставки, экспозиции в доступной форме уникальную историю своей малой Родины, воспитывать любовь и привязанности к своей семье, дому,  бережное отношение к культурному наследию своей страны, развивать чувство гордости за свой народ.

В дошкольных учреждениях №3 и №7 г. Лебедянь созданы музеи русского быта .  

  Изначально нами был сделан акцент на приобщение детей к русской национальной культуре, с целью социально-психологической адаптации детей к реалиям современной жизни путем воспитания на материале русской истории и культуры, традициях.

Музей русского быта - результат совместной работы педагогов , детей, родителей. Это большая поисковая деятельность, содержанием которой являются встречи с хранителями старинных вещей, работа с семейным архивом, семейными реликвиями. Дошкольники чувствуют свою причастность к музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят экспонаты. 

 Всякая вещь хранит отпечаток личности мастера, создавшего ее, и хозяина, пользовавшего ею, а значит, отпечаток душ людей. Это часть духовного наследия прошлого. Предки оставили на земле «следы» своей жизни, если мы их отыщем и сохраним, значит, мы их достойные наследники.

  В русской избе размещены предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках, потешках.  

  В музее воссозданы основные детали и обстановка русской избы. Особенностью экспозиции является её динамичность и многофункциональное использование.

Экспонаты русской избы используют для создания интерьера образовательной деятельности «Путешествие в русскую избу», «Как Марьюшка  да Иванушка детей растили», для  выставок,

Дошкольники любят занятия, которые проводятся в музее русской избы. Дети качают младенца в люльке  и поют колыбельные песни, рассказывают о русской традиции встречи гостей.

фольклорных праздников «Покров Пресвятой Богородицы», «Осенние посиделки», «Святки», «Масленица»  .

 Для удобства просмотра и восприятия вся экспозиция музея размещена по тематическим блокам:

«Красный угол»: православные иконы.

«Мебель»: стол, лавка,  люлька.

«Как Марьюшка семью кормила»: миски, крынки, чаши, ложки деревянные.

Как только дети начинают посещать музей, носителем знаний становится экскурсовод. Дети старших и подготовительных групп не только знакомятся с профессией «экскурсовода», но и сами со временем активно участвуют в создании экспозиций и начинают проводить экскурсии для своих товарищей, для детей младших групп, родителей и гостей.

Наши воспитанники познают старинный быт не только посредством музея в детском саду  , но и благодаря тесному сотрудничеству детского сада с краеведческим музеем, где дети знакомятся с интерьером русской избы, знакомятся с традициями чаепития на Руси, с земляками - героями; с Домом ремесел, где дошкольники встречаются с народными куклами и русским костюмом, живописью художников родного края; читальным залом районной  библиотеки,в котором совершают путешествия по страницам книг, с музеем воина – интернационалиста Е.С.Антонова гимназии №1,музеем боевой славы; в рамках преемственности встречаемся со школьниками МБОУ СОШ №3.

Вся эта работа не простая и трудоемкая, но все окупается, когда видишь наших детей – их развитость, но без зазнайства; их активность, но без хамства; их умение ладить в коллективе и, по большому счету, проявление их любви к своей родине.

Работа по созданию мини-музеев сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь.

Сопоставив педагогические наблюдения от общения с детьми, родителями, мы убедились в том, что в результате улучшения партнёрских отношений с родителями наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей

Литература

1. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008

2. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4.

3. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10.

4. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Исследовательская деятельность как средство формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста"

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые све...

Формирование духовно-нравственных ценностей детей дошкольного возраста по средствам музыки.

В данной статье рассказывается о роли музыкального образования, которе способствует  формированию духовно-нравственных ценностей у детей. Виды музыкальной деятельности формирующие мировозрен...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОГО МИРА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В настоящее время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своей семье, стараясь оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. ...

ТЕХНОЛОГИЯ «ЛЭПБУК» В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТЕХНОЛОГИЯ «ЛЭПБУК» В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Сотрудничество ДОУ и семьи в вопросах формирования духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста.

Формирование в растущем человеке начала духовности без активного участия его родителей в образовательном процессе невозможно. В связи с этим становится ясно, что работа с родителями приобретает особое...

Педагогические условия формирования духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

В материале описываются условия и факторы необходимые для формирования духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста....

«ЛЭПБУК» В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка. Сохранить всё человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, научить их правилам общения, умению жить среди людей – главн...