Главные вкладки

    Педагогические условия формирования духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
    статья (старшая группа)

    Никитина Ольга Владимировна

     

    В материале описываются условия и факторы необходимые для формирования духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение   детский сад №4 «Солнечный город»

    «Педагогические условия формирования духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

    Подготовила воспитатель

    Никитина Ольга Владимировна

    г. Саров

    2019 год

    Духовно-нравственное воспитание — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

    В законе «Об образовании» подчеркивается, что содержание образования должно обеспечивать формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества; формирование духовно-нравственной личности (1, ст.14.2).

    В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в котором современный национальный воспитательный идеал представлен как высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.(2)

    ФГОС ДО выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Стандарт направлен на решение таких задач, как: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения и интересах человека; формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка (3).

    Исходя из поставленных приоритетов духовно-нравственного воспитания, необходимо уделять особое внимание проблеме привития нравственных ценностей подрастающему поколению и освоения духовно-нравственных традиций русского народа.

    Дошкольное детство – это важный этап в становлении морального облика человека. В это время происходит формирование представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нормах поведения и взаимоотношений в окружающем мире. Дети задают много вопросов, стремятся больше узнать о своей Родине, месте, где они живут. Очень важно воспитывать в детях любовь к Родине и национальным традициям, как можно раньше, так как у них формируются духовно-нравственные качества, развивается личность ребенка.

    По словам В. А. Сухомлинского «Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (7).

    На формирование основ духовно-нравственного ценностей у ребенка оказывает среда, в которой он живет, люди, с которыми он общается., т.е. ближайшее социальное окружение. Формирование духовно-нравственного воспитания тесно связано с конкретными представлениями о том, что ребенку близко и дорого:  с любовью к родителям и близким людям, окружающей его природе, игрушкам, играм, к тому, что его радует.

    Особую роль в развитии моральных ценностей у детей можно отвести педагогическим условиям.

    Педагогические условия – это те основные части или характеристики среды, в которой развивается воспитанник.

    Под педагогическим условием Н.М.Борытко понимает внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата (6, стр53).

    В.И.Андреев считает, что педагогические условия – это «обстоятельство процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей» (5, стр.89).

    Таким образом, определение понятия «педагогические условия» можно сформулировать как комплекс мер, направленных на достижение поставленных целей для обеспечения желаемой эффективности.

    Для формирование духовно-нравственного воспитания в ДОУ необходимы определенные педагогические условия, которые должны быть представлены системой организации деятельности:

    -создание в группе соответствующей развивающей предметно-пространственной среды, способствующей формированию нравственных качеств и чувств дошкольников;

    -обогащение эмоционально-чувственного опыта, расширение круга впечатлений и переживаний посредством разнообразных средств (народное прикладное искусство, живопись, художественная литература, творчество);

    -организация экскурсий и прогулок по городу, на природу;

    -обеспечение условий для самостоятельной деятельности детей.

    Педагогам в ДОУ необходимо создать образовательное пространство так, чтобы воспитательно-образовательный процесс носил творческий характер. Ребенок лучше усваивает материал через осязание, непосредственные действия с предметами, обогащая свой сенсорный и эмоционально- -чувственный опыт. Ребенок в таком пространстве может действовать по своему усмотрению, планировать и выбирать самостоятельно виды деятельности.

    В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Становление личности ребенка происходит изначально в семье.

    В.А.Сухомлинский подчеркивал: «Ребенок – это зеркало нравственно жизни родителей». Положительный пример родителей способствует тому, что малыш учится жить в соответствии с нормами, принятыми в обществе. Если норма не соблюдается взрослым, то ребенок поймет, что нравственные нормы можно нарушить безнаказанно. Так ребенок выполняет норму в одних условиях и нарушает в других, не испытывая чувство вины (8).

    Поэтому огромное значение имеет пример взрослого: педагога, родителей, других близких людей из окружения ребенка. Поэтому необходимо помочь осознать родителям то, что именно они ответственны за воспитание детей и должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные ценности и обычаи.

    Для повышения эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников необходима системная организация работы, включающая учебную, досуговую, спортивную, повседневную сферу жизнедеятельности дошкольников. Необходимо использовать многообразные формы, методы приобщения дошкольников к истокам национальной культуры.  И одним из условий успешного формирования личности дошкольника с высокими нравственными и этическими качествами является педагогическое взаимодействие детского сада и семьи.

    Таким образом, педагогические условия духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста находят свое отражение в создании условий и факторов, воздействующих на ребенка с целью привития ему качеств, необходимых для выработки ценностного отношения, прежде всего, к родному краю и его природе, путем личного примера и межкультурного взаимодействия.

    Литература:

    1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

    2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ Данилюк А.Я, Кондаков А. М., Тишков В. А.. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009г.

    3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М: УЦ Перспектива, 2014. — 32 с.

    4. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М.: ТЦ Сфера, 2003.-128с.

    5. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. – Казань,  Центр инновационных технологий, 2012г.

    6. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности.-Волгоград: Перемена, 2001.-181с.

    7.. Демина Г. Д. Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду // Образование и воспитание. — 2016. — №5. — С. 40-42.

    8. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов .сред.пед.учеб.заведений.- 5-е издание, стереотип.- М..: Издательский центр «Академия», 2001 – 336с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО–НРАВСТВЕННЫХ НОРМ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ" (Выступление в рамках научно-практической конференции)

    18.02.2012г. в Конференц-зале храмового комплекса во имя Воскресения Христова по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул.Гагарина, д.17 прошла городская научно-практическая конференция «Просвещение и нравс...

    Формирование духовно-нравственных чувств у детей дошкольного возраста на современном этапе.

    В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целе...

    Консультация для воспитателей "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ"

    Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба....

    «Формирование духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру»

    Всё начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И от того, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба.   ...

    Музейная педагогика как средство формирования духовно – нравственных чувств у детей дошкольного возраста.

    Статья знакомит с музейной педагогикой в ДОУ как средством активизации познавательного развития ребенка....

    «Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

    Чтобы Ребёнок познал и присвоил многообразие внешнего мира, взрослые – педагоги, родители, должны помочь ему освоить адекватные способы познания. Важным аспектом в этом является приобщение дошкольнико...

    Презентация "Формирование духовно- нравственных основ у детей дошкольного возраста"

    Приоритетным направлением нашего дошкольного учреждения является ДНВ. Мы разработали программу для детей 4-7 лет "Тропинка добра", которая дает первоначальные представления о ДНВ....