«Педагогические условия формирования основ правовой культуры детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО».
методическая разработка (старшая группа) на тему

1.  Правовое воспитание дошкольников

 

 

2 Правовое воспитание в условиях ДОУ

 

 

3. Особенности формирования представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста

 

 

4.Практическая часть.

 

 

5.Заключение

 

 

6.Список литературы

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_pravah_cheloveka_u_detey_2.docx47.91 КБ

Предварительный просмотр:

«Педагогические условия формирования основ правовой культуры детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО».

  1. Правовое воспитание дошкольников

2 Правовое воспитание в условиях ДОУ

3. Особенности формирования представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста

4.Практическая часть.

5.Заключение

6.Список литературы

1. ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Понятие «правовое воспитание», его содержание и особенности

Право - совокупность общеобразовательных правил поведения, норм, узаконенных возможностей человека, санкционированных, регулируемых и охраняемых государством (право собственности, право убежища, права человека и т.д.)

Под правовым воспитанием принято понимать целенаправленную систематическую деятельность государства, его органов и их служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры.

Воспитание правовое - целенаправленная деятельность по воспитанию правовой культуры личности. Проявляется в определенной правовой позиции личности, которая определяет взгляды, отношения и действия человека.

Правовое обучение и правовое воспитание органически связаны между собой. Воспитывающее обучение предполагает непрерывную взаимосвязь процессов целенаправленного формирования сознания личности законопослушного гражданина, включая правовоззрение, нравственные идеалы, правовые установки и ценностные ориентации.

Крайне важно сформировать соответствующую мотивацию - положительное отношение к познаваемому содержанию и потребность к постоянному расширению и углублению правовых знаний.

Правовое обучение и воспитание является частью всего процесса духовного формирования личности, без которого нельзя обойтись, реализуя идею построения в России правового государства.

Главный объект воздействия при правовом  воспитании - правовое сознание, устойчиво положительно ориентированное, развитое, должного уровня.

Имеется в виду правовое сознание индивида, коллектива (профессиональной группы), общества в целом.

Следует подчеркнуть, что идеологическое воздействие на общественное правосознание означает соответствующее воздействие на групповое и индивидуальное сознание и, наоборот, правовое воспитание отдельных индивидов и их групп, в конечном счете, обусловливает формирование и развитие общественного правосознания, так как различные виды правосознания находятся между собой в диалектической взаимосвязи и взаимозависимости.

История свидетельствует о том, что во всех государствах (с разной степенью осознанности и качества) осуществляется особая деятельность по распространению воззрений о праве и правопорядке, для чего используются имеющиеся в распоряжении средства: церковь, литература, искусство, школа (всех уровней), печать, радио, телевидение, специальные юридические учебные заведения.

Иными словами, правовое воспитание является составным компонентом идеологической функции любого государства.

 По мере развития и совершенствования государственности изыскиваются все более искусные способы и формы идеологической обработки сознания масс, все более обосабливается и специализируется правовое воспитание как самостоятельный вид деятельности государства, его органов местного самоуправления и общества в целом.

Меняется содержание и тактика, объекты, формы и способы воздействия на сознание масс и отдельных граждан, но в значительной степени стабильной, прежде всего, в развитых государствах остается его сущность в виде представлений о праве и правосознании, их сущности, ценности и функциях.

Только в условиях реальной демократии возможна целенаправленная и специально организованная деятельность по правовому обучению юристов-профессионалов.

Правовое воспитание обладает относительной  самостоятельностью целей, спецификой методов их достижения и организованных форм.

Оно представляет собой многоцелевую деятельность, предполагающую наличие стратегических, долговременных целей и целей тактических, ближайших, общих и частных.

Цели могут конкретизироваться с учетом специфики субъекта и объекта воспитательного воздействия, используемых форм и средств этой деятельности, а также органов, осуществляющих правовое воспитание.

Некоторые основные цели, указанные выше, достижимы лишь при соблюдении в правовой воспитательной работе следующих основных принципов: научность, плановость, систематичность, последовательность и дифференцированность, обеспечение комплексного подхода, а также создание благоприятных условий для реализации развитого здорового правосознания на практике.

Содержание искомого уровня правосознания предполагает приобретение субъектами правового воспитания и обучения должного уровня правовой подготовки, системы убеждений, характеризующейся признанием права и пониманием необходимости следовать его предписаниям, владение умениями и навыками реализации права.

 Соответственно правовое воспитание и обучение состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности.

 Отсюда необходимость в осознанном усвоении основных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву.

Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон, проявлять правовую и профессионально-юридическую активность.

2.Правовое воспитание в условиях ДОУ

В связи с постоянными политическими, экономическими и социальными изменениями, которые происходят в современном российском обществе, особенно актуальными становятся проблемы связанные с нормативно-правовым регулированием деятельности и взаимоотношений живущих в нем людей.

 Одной из важнейших сфер деятельности, нуждающихся в таком регулировании, является образование вообще, и дошкольное образование, в частности.

Вопросы знания нормативно-правовых основ деятельности всех участников образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях  входят в сферу должностных обязанностей сотрудников.

 В свою очередь, своевременное повышение квалификации в области правового образования административных и педагогических работников ДОУ позволяет им эффективно и качественно разрешать нестандартные проблемные ситуации, возникающие в процессе их профессиональной деятельности.

Благодаря целенаправленному освоению правовых знаний, применения их на практике, можно обеспечить формирование нормативно-правовой компетентности кадров.

Воспитание правовой культуры - обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка.

 Однако по отношению к детям дошкольного возраста эта задача понимается порой непростительно примитивно: мол, дети посмотрят на картинки, почитают рифмовки - и с правами будет все в порядке.

Из картинок и из инсценировок по мотивам Конвенции правовая культура ребенка не возникает. Первая необходимая составляющая, обеспечивающая ее, это правовая культура взрослых и их соответствующее поведение.

В детях должна воспитываться уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность - вот основа правового воспитания дошкольников.

Образование и право, выступая в роли социальных институтов, роль которых в обществе исключительно высока, органически взаимосвязаны между собой.

 Важное место занимает образование в правовом пространстве и право в образовательном пространстве. Целесообразно выделить три такие основные грани: право на образование, образовательное право, правовое образование.

Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Но для этого он практически не имеет доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим дaнную тему.

В России проблема защиты детей стояла и стоит чрезвычайно остро. Экономический кризис, продолжающийся в стране пагубно влияет, прежде всего, на несовершеннолетних.

Это видно из таких показателей, как увеличившегося числа бедных семей в стране; постоянным увеличением числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними; ростом числа детей, оставшихся без родителей; ростом числа несовершеннолетних убегающих из дома и др.

Работа по правовому воспитанию, прежде всего, своей целью ставит именно определение значимости правовых основ дошкольного образования.

Думается, что достигнута эта цель может быть, если будет определено место отдельно взятых институтов" права на образование" и "образовательное право" в современном российском обществе.

Кроме этого задачей данной работы на пути к достижению ее цели также ставится Поиск возможных вариантов решения актуальных проблем в данной области благодаря комплексному совершенствованию и норм о праве.

 На пути к достижению целей данной работы отчетливо видится еще одна задача, которая состоит в выявлении закономерностей основных проблем формирования нормативно-правовой компетентности педагогических кадров и правового воспитания дошкольников/надо сказать, что в правовой литературе уже появились некоторые исследовательские работы, касающиеся правовых основ дошкольного образования.

Интеграция всех линий воспитательного влияния на формирующуюся детскую личность оказалась как актуальной, так и достаточно сложной для коллектива, решить которую можно при организации активного диалога, общения (координации) и содержательного взаимодействия сотворческой деятельности (интеграции) всех участников воспитательно-образовательной деятельности ДОУ.

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

 В настоящее время возрастает актуальность проблемы «Гражданско-правовых знаний взрослых и детей».

Среди функций, которые выполняет ДОУ в системе народного образования, большое место должно занимать воспитание основ правового сознания с дошкольного возраста, формирование у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития, уважения и терпимости к другим людям и их правах.

Ребенком, по нормам международного права, признается человеческое существо от рождения до 18 лет.

Права человека, как и права ребенка, начинаются с права на жизнь. Жизнь - это первое и главное, что дано человеку. Она уникальна, свята, неприкосновенна.

Организуя работу по вопросам правового воспитания  рекомендуется опираться на такие виды деятельности: игровая и художественно-продуктивная, организовать работу в З-х направлениях: с воспитателями, с родителями, с детьми.

Для решения поставленных задач по правовому воспитанию просьба рассматривать их в связи с теми программами, по которым работает ДОУ, потому что правовое воспитание включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве и представляет процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом, и обществом.

При отборе материала по правовому воспитанию необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников, в частности, их особую восприимчивость, желание и умение играть, что способствует эффективному познанию окружающего мира. Учитывать то, что ребенок руководствуется в отношении к действительности эмоциями и бессознательными стремлениями.

Глубина и устойчивость впечатлений обеспечивается яркостью и чистотой эмоциональных реакций, получаемых ребенком.

Следует помнить, что для предупреждения нарушения правил, ведущая роль принадлежит нравственному воспитанию, опережающему и сопровождающему правовое воспитание.

Правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей.

Они определяют что «можно», а что «нельзя», каким  образом надо поступать в той или иной ситуации. С первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь.

Потенциал ребенка в области его интеллектуального и морального развития выше, чем принято считать.

Между тем упущенные в дошкольном возрасте возможности впоследствии не восполняются или восполняются с трудом. В дошкольном возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребенка, способствовать воспитанию уверенности в себе, воли, доброжелательного отношения к людям, ощущения себя Человеком Земли и гражданином собственной страны.

Правовая культура не ограничивается лишь знаниями, оценками, установками, она шире, чем сфера сознания, так как включает в себя непосредственные действия человека, его поведение в различных, часто непредвиденных ситуациях.

Она предполагает умение и готовность личности решить свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходят за рамки закона.

Создание правового пространства в ДОУ ставит следующие задачи:

- С взрослыми: формирование гуманного отношения к ребенку; формирование правовой культуры; обеспечение защиты прав.

- С детьми: создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения; способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям; создание возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми; развитие коммуникативной компетентности ребенка; развитие социальных навыков; формирование правового сознания детей.

Правовое воспитание дошкольников невозможно без формирования правовой компетентности педагогических кадров.

Поэтому в нашем ДОУ используются разнообразные формы обучения правового сознания педагогов.

Таким образом, правовое воспитание - это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, реализация которого в практической деятельности отвечает требованиям общества.

Процесс правового воспитания может осуществляться через формирование трех компонентов: информационно-познавательного, эмоционально-оценочного и поведенческо-деятельностного.

Критериями правового воспитания у ребенка дошкольного возраста являются: знания детей о своих правах и обязанностях, оценка собственного поведения и поведения других людей с точки зрения норм и права, оперирование правовыми знаниями в собственном поведении и реализация правового поведения в различных видах деятельности, полнота знаний и потребность в получении новых знаний, умение адекватно оценить свои и чужие поступки с точки зрения норм права, умение оперировать знаниями по реализации собственного правового поведения, сформированность качеств самоконтроля, самооценки результатов деятельности, умение соблюдать запреты и исполнять обязанности) и уровни (высокий, средний, низкий) сформированности правовой воспитанности позволяют отследить динамику развития процесса правового воспитания детей старшего дошкольного возраста.

"Временные (примерные) требования к содержанию и методам обучения и воспитания, реализуемые в ДОУ" ориентируют педагогов дошкольных образовательных учреждений на правовое воспитание дошкольников, предлагая знакомить детей с международными правовыми документами, регулирующими отношения между людьми.

В ряде образовательных программ для дошкольных учреждений ("Детство", "Истоки", "Я - человек", "Семицветик", "Открой себя" и др.) заявлен гражданский аспект образования.

В них поставлены отдельные задачи развития представлений детей о своей стране, знаменитых людях своего отечества, приобщения к историко-культурным ценностям своего народа.

Однако проблема воспитания правовой культуры (ознакомление дошкольников с международными правовыми документами, с правами человека) в упомянутых программах не ставится.

3.ОСОБЕННОСТИ  ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С целью изучения проблемы формирования представлений о правах человека у детей дошкольного возраста нами была разработана и проведена анкета для воспитателей и родителей, позволяющая определить необходимость изучения прав ребенка и проблемы в формировании правового воспитания детей в дошкольном возрасте.

Анализ анкеты, проводимой среди родителей показал, что из всего количества опрошенных знакомы с правами человека и документами, в которых прописаны эти права 25%; согласны со всеми перечисленными там правами – 20%; 45% отмечают, что детям необходимо знать свои права, 40% считают это необязательным, 15% воздержались.

В 65% случаев родители согласны оказывать помощь в процессе изучения прав ребенка при соответствующей помощи со стороны воспитателей и методистов.

Анкета, проведенная среди воспитателей МДОУ показала, что в 90% случаев воспитатели отмечают правовую неграмотность детей, незнание ими прав и законов, эти права охраняющих; необходимость изучения прав человека отметили  85% опрошенных.

 Среди основных проблем преподавания были выделены следующие:

недостаток методической базы для изучения – 65%;

отсутствие учебных и дидактических пособий по данному курсу – 50%;

нехватка времени для рассмотрения данной проблемы – 40%;

недостаточный уровень подготовки воспитателей – 30%;

протест со стороны родителей – 10%

Таким образом, проведенное нами исследование отражает необходимость и значимость изучения прав человека в ДОУ, но, наряду с этим отмечается недостаточная методическая база.

Проведя анкетирование в старшей группе МДОУ мы определили, что дети не знают прав человека и не владеют информацией о правах детей.

С целью формирования представлений у старшего дошкольника о правах человека нами разработана программа правового воспитания в МБДОУ, целью которой является формирование представлений о правах человека у дошкольников.

 

Программа по формированию представлений о правах человека у дошкольников в МДОУ

 

Направления работы по правовому воспитанию в детском саду

Правовое воспитание в детском саду с детьми        

Анкета для ребёнка «Семья глазами ребёнка»

Правовое воспитание в детском саду с педагогами        

Анкета по правовому воспитанию

Всеобщая Декларация Прав человека

Декларация прав ребенка

Консультация для воспитателей

Памятка по посещению семьи

Ознакомление с Конвенцией о правах ребёнка

Правовое воспитание в детском саду с родителями        

В уголок для родителей. Декларация о правах ребёнка

Жестокое обращение с детьми

Консультация для родителей «Понимаем ли мы своих детей«

Памятка родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы

Памятки для родителей по правовому воспитанию

Социологическая анкета семьи

В рамках реализации данной программы  были проведены занятия по правовому воспитанию в старшей группе.

  1. “По извилистой дорожке”

  1. “Шли по миру чьи-то ножки.”

  1. “Вдаль смотря широкими глазами,”

  1. “Шел малыш знакомиться с правами.”

  1. “Рядом мама крепко за руку держала, “

  1. “В путь-дорогу умницу свою сопровождала.”

  1. “Знать должны и взрослые, и дети “

  1. “О правах, что защищают их на свете. “

Теоретическое обоснование темы: Знакомство с Конвенцией о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году, стало объектом пристального внимания педагогов только в последние несколько лет.

В нашей стране в системе дошкольного образования сделаны лишь первые шаги в этом направлении.

Ввести ребенка в проблему нам поможет «старая сказка на новый лад».

Было необходимо выбрать хорошо знакомую детям сказку, достаточно актуальную, в которой сюжет отражает определенные социальные явления.

Мы остановили свой выбор на сказке А. Толстого «Приключения Буратино».

Так появилась на свет продолжение истории о Буратино, который пришел на помощь детям и куклам из Страны Дураков, где никто не имел представления о правах человека, а тем более - о правах детей.

Чтение этой сказки и стало первым этапом знакомства детей с проблемой прав человека вообще и прав ребенка в частности.

Цель занятия состояла в том, чтобы каждый ребенок поставил себя в воображаемой ситуации на место обижаемого и «проиграл» возможные варианты поиска помощи и самозащиты.

Наконец, завершение цикла занятий мы спланировали как интерактивную ролевую игру с детьми.

Параллельно проводилась и работа с родителями. Прежде всего, провели анкетирование, которое позволило выявить их отношение к нарушению прав ребенка, их юридическую и психолого-педагогическую грамотность и компетентность.

Затем был проведен цикл бесед и встреч с родителями.

Таким образом, педагогическая технология, складывается из следующих блоков:

- введение ребенка в проблематику прав ребенка, их перечень осуществляется через дидактическую сказку;

- закрепление и уточнение полученных представлений через работу с наглядным иллюстративным материалом, плакатами или книгой;

- цикл занятий, формирующих личное отношение каждого ребенка и предлагающих ему «проиграть» возможные ситуации нарушения прав и адекватных способов поведения в них;

- заключительная ролевая игра.

Дальнейшие рекомендации могут включать в себя следующее:

– создание игровых ситуаций, способствующих развитию познавательной сферы, применение разных социальных ролей;

– поэтапное выполнение совместных действий, формирование умения работать совместно по образцу и указанию воспитателя;

– проведение индивидуальной работы и выполнение дифференцированных заданий по уровню сложности.

4.Практическая часть.

Прежде чем приступить к деятельности по правовому воспитанию, я в начале обследовала детей своей группы с помощью бесед, анкет, проблемных ситуаций в игровой деятельности и выявила, что у них слабое представление о правовой культуре.

Так, на вопросы: “В каком городе мы живём?”

“ В какой стране находится этот город?” – дети путали название города и страны. А на вопрос “ Что вы можете рассказать о своём городе, стране?” – ответа не получила.

Тогда я попросила рассказать детям о себе:

- Как их зовут?

- Знают ли они своё полное имя?

- Сколько человек у них в семье?

- Где работает мама и папа?

- В каком доме они живут?

- Где он находится?

Ответы детей были более развёрнутыми. Я пояснила детям, что, так как они рассказывали о себе можно и рассказать о своём городе, о своей стране.

Провела диагностику с детьми.

Цель: выявить общее представление о родном городе.

Индивидуальная беседа с детьми.

1.Как называется город, котором ты живёшь?

2.Известно ли тебе как город назывался раньше?

3.На каких реках расположен наш город?

4.Подумай, как Волга помогает жителям города?

5.Догадайся, чем могут заниматься ульяновцы в связи с тем, что город расположен на реке?

6.Какие районы города ты знаешь?

7.В каком районе города ты живёшь?

8.В каком районе находится твой детский сад?

9.Знаешь, ли ты почему наш район называется Железнодорожным?

10.Какие заводы и фабрики есть в твоём городе?

11.Какие музеи в городе ты знаешь?

12.В Москве живут москвичи, а в Ульяновске?

13.Сможешь ли ты рассказать историю о своём городе?

Я сделала вывод: что дети умеющие рассказывать о себе, мало знают о своём городе, стране.

Данные констатирующего этапа эксперимента я вывела в следующей таблице.

Высокий

Средний

Низкий

Общий

       

         2%

        28%

       70%

      100%

 

Рассматривая, это направление в работе акцентировала своё внимание на реализацию следующих целей:

- Формировать у дошкольников систему элементарных представлений о культуре и истории района.

- Воспитывать положительные отношения и интерес к культурно – историческим ценностям края, его жителям.

- Подвести детей к осознанию собственной принадлежности к   Родине, краю, городу и ощущению себя частью большого человеческого сообщества.

-Развивать социальную активность дошкольников: желание в меру своих  возможностей участвовать в событиях окружающей  социальной действительности, вызвать стремление к ее позитивному преобразованию.                                      

После проведения констатирующего этапа эксперимента  я приступила  к непосредственной работе с детьми.

В процессе работы, прежде всего, определила формы работы:

- Занятие: познавательного цикла, чтение и рассказывание детям

литературных произведений, организация наблюдений, прогулок,

экскурсий, изодеятельность, музыкальные, физкультурные развитие речи, проведение элементарных исследований и опытов,

организация   выставок, мини-музеев групповых пространствах детского сада, беседы, игры  в утренние и  вечерние отрезки времени.

-Для своей работы я использовала 3 обязательных компонента:

- Информационный – представляет собой определенный обьём знаний дошкольников об окружающей действительности.

Он обеспечивается познавательным  материалом, отражающим региональный аспект образования. С этой целью были подобраны: статьи, альманахи, сборники и журналы об истории края, произведения художественной литературы местных авторов, сказки, былины, легенды.

Эти литературные источники я предлагала детям в адаптированном виде: в форме пересказа, рассказа, в процессе  бесед, экскурсий и т.д.

Аналитический – побуждает воспитанников выражать свое собственное  мнение и отношение к предмету разговора (например, мимикой, движениями). Он состоит из серии заданий с возможными вариантами ответов, способствующих развитию умений сравнивать, анализировать, делать выводы (например, версии названия нашего города, рассуждения о происхождении  человека).

Практический – позволяет  реализовать представление в разных  видах деятельности, где требуется умение осуществить выбор, корректировать свои действия, договариваться со сверстниками, уступать, проявлять  терпимость и терпение (работа с картинами и схемами, выполнение  рисунков, сочинений – миниатюр о городе, сверстниках, горожанах).

Продолжая свою работу с детьми  по ознакомлению их с родным городом, с его историей я использовала такие  

На заключительном этапе я провела диагностику детей.

Индивидуальная беседа с детьми.

  1. Как называется город,  в котором ты живёшь?
  2. В какой стране расположен город?
  3. Кто основал город?
  4. Когда мы отмечаем день рождения города?
  5. Как назывался город раньше?
  6. На каких реках расположен наш город?
  7. Какие районы города ты знаешь?
  8. Какие музеи в городе ты знаешь?
  9. Известны ли тебе знаменитые люди нашего города?
  10. Сможешь ли ты рассказать историю о своём городе?

Диагностика показала следующие результаты, если на начальном этапе только 2% детей относились к высокому уровню, то по её окончанию 72% - отнесены к высокому уровню, а 28% к среднему.

С низким уровнем детей не выявлено. Данные диагностики убедительно показывают эффективность проведенной работы.

5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Права ребенка – обязательный и неотъемлемый компонент эффективного современного общества.

Их соблюдение говорит о грамотном и оптимальном отношении к будущему поколению.

К сожалению, как отмечают многие исследователи и собственные педагогические наблюдения, сами дети не имеют достаточно полного представления о своих правах.

Особую роль в формировании правовой грамотности должна играть система образования, т.к. именно в  этот момент, наряду с изучением основ дисциплин возможно оптимально эффективное преподавание детям правовых знаний.

Проанализировав литературу по теме работы, я определила, что оптимальным возрастом формирования правовой грамотности является дошкольный возраст, т.к. именно в это время закладывается основа личности, в том числе ее правовой стороны.

Наряду с этим отмечается недостаточная разработанность методической и дидактической базы для изучения прав ребенка: отсутствуют специальные материалы, отводится недостаточно времени для изучения прав ребенка.

Проведенное исследование проблем преподавания прав ребенка позволило выявить существующие проблемы и необходимость изучения данной правовой проблемы.

Определение уровня знаний дошкольниками своих прав показало, что общее представление о своих правах имеют далеко не все дети.

Таким образом, обобщая все вышесказанное, отмечаю, что проблема изучения прав ребенка остается достаточно актуальной в современном образовании и требует особого внимания и изучения, как со стороны педагогов, так и со стороны методистов, со стороны родителей.

Проведенное исследование не позволяет решить всех задач по правовому воспитанию дошкольников, но позволяет наметить дальнейшие пути эффективного изучения прав ребенка и использовать разработанные и представленные в работе

6.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Антонов Ю.Е. “Как научить детей любить Родину” 2003г.
  2. Апиян С.Н. ,, Правовое воспитание ,,- 2005 г.
  3. Алёшина  Н.В. ,, Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью ,,-2004 г.
  4. Артёмов  В.В. “Страницы российской истории” 2005г.
  5. Ашиков  В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М., 1997.
  6. Ашиков В.И. “Азбука мира” Д\В №10, 2004г.
  7. Болотина Т.В. ,, Конвенция о правах ребенка и законодательство

Российской  Федерации ,,-2009 г.

  1. Буре Р.С. , Виноградова А.М. ,, Воспитание патриотических

чувств  у старших дошкольников ,,-2004г.

  1. Васильева Т.А. ,, Программа от рождения до школы ,,-2005 г.
  2. “Всеобщая декларация прав человека” 2001г.
  3. Вераксы Н.Е. Комаровой T.С.  Васильевой М.А.  “От рождения до школы.” “Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.” 2010г.
  4. Гризик Т.И. ,,Познаю мир ,,-2001 г.
  5. Доронова Т.Н. , Жичкина А.Е. ,,Защита прав и достоинства маленького ребенка ,,-2003 г.
  6. Доронова Т.Н. ,, Защита прав и достоинства маленького ребенка,,-2003 г.
  7. “Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития” 2001г.
  8. Ермолаев С.Д. ,,Детство,,. Программа развития и воспитание в детском

саду.-2002 г.

  1. Козлова С.А.  “Теория и методика ознакомления старших дошкольников

с социальной действительностью”. М-2000 г.

  1. Козлова С.А. ,, Я человек , Программа приобщения ребенка к

социальному миру,,-2002 г.

  1. Ковардакова М.А. , Майданкина Н.Ю. ,, Ребенок и  Право ,, -2005 г.
  2. Кочергина В. И. ,, Правовое воспитание дошкольников. Д\В №6 -2004 г.
  3. Ковардакова  М.А. , Майданкина Н.Ю. , Шагарова Н.Г.         ,,Василинка ,, Программа- 2011 год.
  4. Камратова Н.Г., Грибова Л.Ф. “Патриотическое воспитание детей”. 2007г.
  5. Костина Э.П. и др. “Мой родной дом” 2000г.
  6. Ковалёва Г.А. “Воспитывая маленького гражданина” 2003г.
  7. “Конвенция о правах ребёнка” 1993г.
  8. “Как научить детей любить Родину” 2003г.
  9. Ковалёва Г.А. “Воспитывая маленького гражданина” 2003г.
  10. Курнишова Л.Е. “Защита прав и достоинства маленького ребёнка: координация усилий семьи и детского сада”. 2002г.
  11. Лободина Н.В. ФГТ в ДОУ от теории к практике “Комплексные занятия” 2011г.
  12. Майданкина Н.Ю. , Т.Ю. Кулагина ,, Первые шаги гражданина ,,-2001 г.
  13. Маханева М.Д. “Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников” 2010г.
  14. Маханева М.Д. “Я-ТЫ-МЫ” 2003г.
  15. Мулько И.Ф. “Развития представлений о человеке в истории и культуре” 2004г.
  16. Новицкая М.Ю. ,, Наследие .Патриотическое воспитание в ДОУ,,-2003 г
  17. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо – туристической деятельности. 2003г.
  18. “Права ребёнка: основные международные документы”. 1992г.
  19. Писарева А.Е., Уткина В.А. “Живём в “Ладу”. “Патриотическое воспитание в ДОУ” 2007г.
  20. Рылеева Е.А. “Как помочь дошкольнику найти своё место в мире.” 2005г.
  21. Руднева Г.И., Никулина Е.Б. “Нравственное развитие личности.” 2002г.
  22. Соловьева Е.В. , Данилина  Т.А. ,, Знакомим дошкольников с  Конвенцией о правах ребенка ,, М-2004 г.
  23. Соловьева Е.В. “Дети планеты Земля” 2001г.
  24. Соловьёва Е.В. “Дети планеты Земля” 2001г.
  25. Соловьёва Е.В , Данилина Г.А “Знакомим дошкольников с Конвенции о правах ребенка.” 2004г.
  26. Сёмкин Г.В. “Страна в которой я живу” 2004г.
  27. Суслова Э.А. “Растим гражданина”. Д\В №1,2 2005г.
  28. Тихомиров О.В. “На поле Куликовом” 2000г.
  29. Шнекендорф З.К. ,, Путеводитель по конвенции о правах ребенка - 2001 г.
  30. Элиасберг Н.И. ,, Учимся думать о себе и о других ,,-2002 г.
  31. Яковлев Ю. “Ваши права дети” 1992г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста»

Мое призвание – музыкальный руководитель, и я  существуют не для того, чтобы дрессировать детей для выступления на фестивалях или концертах перед взрослыми! У меня другая цель: ДОСТАВЛЯТЬ МУЗЫКАЛ...

«Педагогические условия формирования социально-коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста в условиях ДОО»

Следуя ФГОС ДО, одним из основных  условий гармоничного развития ребёнка дошкольного возраста является развивающая предметно-пространственная среда. Предметно-пространственная развивающая среда в...

Система эколого-педагогической работы по воспитанию основ экологической культуры детей дошкольного возраста в условиях города

Планирование работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста...

Статья на тему: Педагогические основы формирования здоровьесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС в ДОУ.

В последнее время вопрос о состоянии здоровья наших детей, к сожалению, встает особенно остро, как перед родителями, так и перед педагогами. Нашим детям в современном мире приходится расти и развивать...

Методическая разработка "ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ"

Статья "Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ" раскрывает специфику работы педагога по данной теме....

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Целью статьи является расширение  основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гр...

Презентация из опыта работы "Формирование основ правовой грамотности детей дошкольного возраста"

Презентация опыта работы "Формирование основ правовой грамотности детей дошкольного возраста черезреализацию проектов образовательной области" Речевое развитие"...