Главные вкладки

    ТЕХНОЛОГИЯ «ЛЭПБУК» В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    статья (старшая группа) на тему

    Лугачёва Ольга Михайловна

    ТЕХНОЛОГИЯ «ЛЭПБУК» В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ТЕХНОЛОГИЯ «ЛЭПБУК» В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    О.М. Лугачёва, воспитатель

    МБДОУ «Детский сад № 11», г. Северск

    Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка. Сохранить всё человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, научить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности. Поэтому, нравственно-патриотическое, духовное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования.

    В нашем детском саду духовно – нравственное, патриотическое воспитание дошкольников мы реализуем через краеведческую программу З.Н. Ажермачёвой «С чего начинается Родина». Мы знакомим дошкольников с природой, русской традиционной и национальной культурой, а также с культурами других народов, населяющих нашу область – сибирских татар, хантов и манси. Традиционные ценности духовной и материальной культуры народов родного края, открывают ребёнку взгляд на человека в исторической и культурной перспективе, служат действенным средством духовно - нравственного воспитания и образования.

    В поисках успешных средств и методов реализации этнокультурного, духовно - нравственного образования и воспитания дошкольников мы остановились на технологии «лэпбук». «Лэпбук» - это самодельная книжка, которая содержит в себе множество кармашков, книжек-раскладушек, конвертиков, и других деталей для познания материала. Все материалы книги соответствуют определенной теме и несут в себе познавательную и развивающую функции. Мы используем «Лэпбук» для изучения нового материла, для обобщения и закрепления уже известного.

    В ДОУ была создана творческая группа, которая занималась разработкой «лэпбуков» по трём направлениям: культура русского народа, культура сибирских татар, культура северных народов ханты и манси. Были изготовлены большие демонстрационные «лэпбуки» для детей и педагогов. Педагоги используют их в качестве информационной базы для подготовки к образовательной деятельности с детьми, дети их воспринимают как сюрпризные моменты, кроме того, они оснащены дидактическими и развивающими играми, разнообразным наглядным демонстрационным материалом.

    Структура всех «лэпбуков» примерно одинаковая. Мы включили в них информацию о символике каждого народа: флаг, герб, гимн; территории проживания; полезных ископаемых. Закрепить знания ребята могут через дидактические игры «Расскажи о значении герба», «Рассмотри карту и покажи, где живёт данный народ», «Покажи, какие реки протекают». Знакомим детей с жилищами и хозяйственными постройками народов, их внутренним убранством, с характерными занятиями женщин и мужчин, народными промыслами. На страницах расположены дидактические игры «Собери картинку из частей», «Составь рассказ по картинке», «Разложи предметы быта правильно», «Отгадай предмет по назначению». Работая с «лэпбуками», дети узнают о животном и растительном мире народов. Через дидактические игры  ребята закрепляют знания в области экологии, учатся видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому (например, «Ловись рыбка большая и маленькая», «Кто в лесочке живёт», «Назови растение», «Кто чем питается» и др.), знакомятся с национальными костюмами (например, «Одень куклу в национальный костюм», «Выложи орнамент», «Найди отличия») Дети открывают для себя интересный мир национального фольклора: песенки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, сказки. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Ребята могут поиграть в игры «Театр на палочках», «Злой и добрый герой», «Оцени поступки героев», «Собери сказку».

    Формированию духовно – нравственных ценностей у детей дошкольного возраста способствует знакомство с праздникам народов Сибири. Поэтому особое внимание в «лэпбуке» уделяется страницам, посвящённым национальным праздникам и обрядам. Мы знакомим детей с праздниками народного календаря: Лупа – брусничник , Наталья – овсяница (8 сентября), Осенины (21 сентября), Репорез (28 сентября), Савватий – пчельник (10 октября).  И ещё много других. Большое внимание уделили праздникам «Святки», «Рождество» «Масленица», «Пасха». Из татарских праздников мы знакомим детей с весёлым праздником «Сабантуй» (конец мая - июнь). Это – самый любимый праздник татарского народа, «праздник весеннего сева», «праздник плуга», проводится в честь окончания посевных работ. Из праздников народов ханты и манси - «День оленевода, охотника и рыбака», «Вороний день – праздник весны, любви и встреч» (7 апреля), «Медвежий праздник».

    После ознакомления с демонстрационными «лэпбуками», технологией их изготовления, дети создают свой «лэпбук» по любой теме.

    Использование технологии «лэпбук» способствует познанию детьми нового материала о культурном наследии народов Сибири, расширяется их кругозор, обогащается активный словарь.

    Совместная деятельность в процессе изготовления «лепбука» объединяет и взрослых и детей.

    Технология «лэпбук» успешно прижилась в нашем ДОУ. Мы считаем эту технологию удачным шагом нашего коллектива для формирования основ этнокультурного и духовно – нравственного воспитания детей.

    ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

    1. Краеведческая программа З. Н. Ажермачёвой «С чего начинается Родина»

    2. Князева, О. Л., Маханева, М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб: Детство-пресс, 2004.

    3. Романов Р.М. «Несём по Сибири легенду» - Новосибирск 1972

    4.Этнопедагогика сибирского Севера (учебно – методическое пособие) – Томск: институт образования Сибири, Дальнего Востока и Севера, - ТГПИ 1996

    5. Русские народные сказки/Сост. Афанасьева А.Н. – м:,1958

    6. «Я познаю мир» детская энциклопедия: история/Сост. Н.В. Чудакова, А.В. Громов; Издательство АСТ, 1998г


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО–НРАВСТВЕННЫХ НОРМ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ" (Выступление в рамках научно-практической конференции)

    18.02.2012г. в Конференц-зале храмового комплекса во имя Воскресения Христова по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул.Гагарина, д.17 прошла городская научно-практическая конференция «Просвещение и нравс...

    Формирование духовно-нравственных чувств у детей дошкольного возраста на современном этапе.

    В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целе...

    Консультация для воспитателей "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ"

    Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба....

    «Формирование духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру»

    Всё начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И от того, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба.   ...

    Музейная педагогика как средство формирования духовно – нравственных чувств у детей дошкольного возраста.

    Статья знакомит с музейной педагогикой в ДОУ как средством активизации познавательного развития ребенка....

    «Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

    Чтобы Ребёнок познал и присвоил многообразие внешнего мира, взрослые – педагоги, родители, должны помочь ему освоить адекватные способы познания. Важным аспектом в этом является приобщение дошкольнико...

    Презентация "Формирование духовно- нравственных основ у детей дошкольного возраста"

    Приоритетным направлением нашего дошкольного учреждения является ДНВ. Мы разработали программу для детей 4-7 лет "Тропинка добра", которая дает первоначальные представления о ДНВ....