Сотрудничество ДОУ и семьи в вопросах формирования духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста.
статья

Чухрай Мария Константиновна

Формирование в растущем человеке начала духовности без активного участия его родителей в образовательном процессе невозможно. В связи с этим становится ясно, что работа с родителями приобретает особое значение и становится актуальной проблемой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_dou_i_semi_v_duhovno.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Сотрудничество  ДОУ и семьи в вопросах формирования духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста.

Формирование в растущем человеке начала духовности без активного участия его родителей в образовательном процессе невозможно. В связи с этим становится ясно, что работа с родителями приобретает особое значение и становится актуальной проблемой. Далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребёнка. Новый тип взаимодействия детского сада и семьи, использование новых форм работы является решающим условием обновления системы дошкольных учреждений. Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями; и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми. Нужно заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия. В процессе работы с родителями мы приобщаем родителей к духовным ценностям православия, привлекаем их к участию в образовательно-воспитательном процессе детского сада. Из этой цели выходят следующие задачи: ‒ повышение педагогической культуры родителей; ‒ наличие теоретических знаний у родителей; ‒ наличие у родителей практических знаний, умений, навыков; ‒ изучение, обобщение и распространение положительного опыта православного семейного воспитания; Важное место в работе с родителями занимают тематические беседы: «Семья-ребёнок-детский сад», «Воспитание патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста», «Роль отца и матери в воспитании детей», «Трудолюбие как качество личности», «Искусство в жизни семьи», «О значимости основных семейных ценностей». И какой бы теме не была посвящена беседа, основная их цель интеграция духовно- нравственного содержания в повседневной жизни, как детского сада, так и семьи. Систематически проводятся семейные гостиные для родителей по вопросам воспитания детей: «Краткая история воспитания», «Воспитание, основанное на любви, а не на страхе», «Сегодня дети не такие как прежде», «Культура общения с взрослыми и сверстниками», «Роль отца в воспитании дочери», «Мать-пример для дочери». Также разработаны для родителей памятки-консультации по темам: «Правила поведения в храме», «Родительские заповеди», «Великие православные праздники», «Духовное воспитание ребёнка», «Беседы о Боге». Для родителей оформлены православные уголки в приёмных, включающие информацию о православных праздниках и семейных традициях. Большой интерес вызывает совместная продуктивная деятельность: выставка поделок «Праздник осени», «Новогодняя игрушка нашей семьи», «Рождество Христово», изготовление поделок для родных и именинников, к православным праздникам. Проведение семейных праздников церковного календаря с участием родителей способствуют сплочённости родителей и детей по отношению друг к другу: «Покров Пресвятой Богородицы», «Рождество Христово», «Крещенье празднуем Господне», «Праздник Сретения Господня», «Широкая масленица», «В воскресенье Вербное», «Празднование Светлого Воскресения Христова», «Праздник Пресвятой Троицы». Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. Например, при  реализации  проекта «Моя семья», цель которого - воспитание гражданина своей страны, любящего свой родной дом и близких ему людей. Родители принимают активное участие в этом проекте. Они с удовольствием рисуют фамильное дерево, которое включает имена всех известных ребёнку родственников, близких, живых и умерших. Дети с огромным интересом рассказывают о нём своим сверстникам. Когда рядом фотографии из родословной, это формирует почтение к родне, чтобы не зарастала тропа к нашим предкам. Результатом проекта может стать - оформление стенда «Генеалогическое древо моей семьи» и выставка рисунков «Моя семья», где родители и дети также принимают  активное участие. Очень хорошей традицией является ведение летописи своей семьи, оформленной в фотографиях, переписке, мемуарных воспоминаниях. Пусть в детской душе всегда будет семейная фотография. Пусть мама всегда рядом и папа, ведь наедине с фотографией ребёнок продолжает общаться с родителями. В группе мы оформили альбом «Я и моя семья». При взаимодействии с родителями используем новую форму работы — коллекционирование. В группе один раз в два месяца может быть  организована встреча одного из родителей с детьми с целью ознакомления своим увлечением. Папы с гордостью демонстрировали коллекцию российских монет разных лет, модели отечественных машин, инструментов, а мамы и бабушки — старинную национальную вышивку, лекарственные травы родного края. Они рассказывают об истории своих экспонатов, своей увлечённости в этой области. Приобщаясь к таким увлечениям, дети углубляют свои знания, формируют гордость за близких им людей. В группе может быть организована выставка семейных коллекций, реликвий из бабушкиного сундука, а также выставка поделок из солёного теста, выполненные родителями вместе с детьми. Великолепной семейной традицией является совместные походы и «вылазки» на природу; экскурсии по городу. Много достопримечательностей нужно показать детям: детский театр, музеи, красивые архитектурные здания, парки, после которых оставить на память фотографии; они всегда будут напоминать детям о счастливом общении с родителями и будут основой формирования любви к родному городу и краю. Да, приобщение ребёнка к семейным ценностям способствует сближению членов семьи, воспитывает гордость за свою семью и играет важную роль в закладывании фундамента духовно — нравственного воспитания ребёнка. Успех же непосредственно самой педагогической работы во многом будет зависеть от взаимодействия трёх главных субъектов духовно — нравственного воспитания: детского сада, семьи и Церкви. Участие родителей в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду поможет им: ‒ преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка; ‒ относиться к своему ребёнку как к дару. Таким образом, организованное взаимодействие дошкольного учреждения и родителей позволяет заметно поддержать становление духовно-нравственной личности ребёнка, повысить уровень духовно-нравственной культуры педагогов и семей, а в целом, укрепить сотрудничество семьи и детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО–НРАВСТВЕННЫХ НОРМ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ" (Выступление в рамках научно-практической конференции)

18.02.2012г. в Конференц-зале храмового комплекса во имя Воскресения Христова по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул.Гагарина, д.17 прошла городская научно-практическая конференция «Просвещение и нравс...

Формирование духовно-нравственных чувств у детей дошкольного возраста на современном этапе.

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целе...

Музейная педагогика как средство формирования духовно – нравственных чувств у детей дошкольного возраста.

Статья знакомит с музейной педагогикой в ДОУ как средством активизации познавательного развития ребенка....

«Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Чтобы Ребёнок познал и присвоил многообразие внешнего мира, взрослые – педагоги, родители, должны помочь ему освоить адекватные способы познания. Важным аспектом в этом является приобщение дошкольнико...

Презентация "Формирование духовно- нравственных основ у детей дошкольного возраста"

Приоритетным направлением нашего дошкольного учреждения является ДНВ. Мы разработали программу для детей 4-7 лет "Тропинка добра", которая дает первоначальные представления о ДНВ....

Формирование духовно-нравственных ориентиров у детей дошкольного возраста на современном этапе

В современном обществе, для возрождения и поддержания духовно-нравственных ценностей и ориентиров детей дошкольного возраста необходима консолидация социальных институтов, оказывающих непосредственное...

Консультация для родителей. «Формирование духовных, нравственных чувств у детей дошкольного возраста через воспитание у них любви к матери». Средняя группа.

В рамках работы по самообразованию и проектной деятельности по теме: «Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством любви к маме»  была подготовлена ...