План конспект занятия по чтению художественной литературы в средней группе «Ознакомление детей со сказкой Абдуллы Алиша Болтливая утка»
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа) на тему

Мустафина Гульфия Вазыховна

Программное содержание:

  • Познакомить детей  со сказкой А.Алиша «Болтливая утка».
  • Продолжать знакомить детей с творчеством А. Алиша.
  • Способствовать эмоциональному восприятию содержания сказки.
  • Помочь детям запомнить действующие лица сказки    и последовательность событий.
  • Воспитывать  у детей добрые чувства, интерес  и любовь  к животным, вызвать у детей сочувствие героям, попавшим в беду.
  • Развивать эмоциональную речь детей, зрительную и слуховую память.  
  • Активизировать словарь словами: «болтливая».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_boltlivaya_utka.docx34.52 КБ
Файл alish_otkrytyy_urok.pptx2.57 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №338» Ново-Савиновского района г. Казани

План конспект занятия по чтению художественной литературы в средней группе

«Ознакомление детей со сказкой Абдуллы Алиша Болтливая утка»

                                                        Подготовила воспитатель

                                                          первой квалификационной

                                                          категории Мустафина Г.В.

Казань, 2016 год     

Программное содержание:

  • Познакомить детей  со сказкой А.Алиша «Болтливая утка». 
  • Продолжать знакомить детей с творчеством А. Алиша.
  • Способствовать эмоциональному восприятию содержания сказки.
  • Помочь детям запомнить действующие лица сказки    и последовательность событий.
  • Воспитывать  у детей добрые чувства, интерес  и любовь  к животным, вызвать у детей сочувствие героям, попавшим в беду. 
  • Развивать эмоциональную речь детей, зрительную и слуховую память.  
  • Активизировать словарь словами: «болтливая».              .

Методические приемы: беседа, вопросы к детям, пересказ сказки.
Интеграция образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, коммуникация, музыка.

Ход занятия: 
  

Воспитатель: - Ребята посмотрите, к нам сегодня  в гости  пришла уточка. Поздаровайтесь с уточкой, посмотрите, погладьте.

Уточка: Кря-кря-кря!                                                    Слайд 1

Воспитатель: Ребята, она крякает и крякает, ах какая она  болтливая! Какая она ребята? Ребята, а почему она  болтливая? (ответы детей).

 -Подождите-ка, уточка, перестань болтать, лучше послушай интересную сказку. Кстати, называется она как и тебя же «Болтливая утка».    Эту сказку написал  татарский детский писатель Абдулла Алиш.                                            Слайд 2

-Ребята, мы ведь уже знакомились со сказками А.Алиша.   Давайте вспомним, с какими сказками мы уже знакомы,  в этом помогут нам картинки.                     (Дети смотрят картинки и по ним определяют и называют сказки А.Алиша)                                      Слайд 3

- Ребята, а вот такую сказку вы знаете (на экране картинка из сказки «Болтливая утка)?      (Ответы детей)                        Слайд 4

- Нет, а хотите познакомиться?

-Уточка, а ты хочешь послушать новую сказку.

Уточка: Кря-кря-кря!

Воспитатель: -Тогда садись поудобнее и вы ребята, садитесь поудобнее и слушайте.                                                   

                Сказка «Болтливая утка»                 Слайд 5

    Близко ли, далеко ли жил Охотник. Была у него собака Белый Коготь, меткое ружье и много домашних зверей и птиц. Среди них заметно выделялась утка, с хохолком на голове, по прозвищу Болтливая утка.                                                                Слайд 6

   Встретит Утка Горластого Петуха, или Бородатого Козла, или Курицу Куда-Куда, или Кота Цап-Царап и ну болтать! Те, бывало, слушают, слушают, да так и уйдут, не дослушав до конца.

-   Знаешь новость? Тебе одному скажу по секрету…

Так всегда начинала свой рассказ Болтливая Утка.        Слайд 7

   Однажды Охотник перекинул через плечо ружьё, через другое - охотничью сумку. Потом созвал всех зверей и птиц и сказал: 

-      Я ухожу на охоту. Белый Коготь со мной пойдет. Смотрите, никому не говорите, что меня с Белым Когтем дома нет.

    Звери и птицы остались одни. Ну и страшно же им было ночью! Всё казалось, что кто-то крадётся к ним во двор. Однако ночь прошла - ничего не случилось.

   И день прошёл. Не возвратился Охотник. На закате солнца звери и птицы собрались на совет. Что делать, если Охотник и вторую, и третью ночь не будет ночевать дома?                                Слайд 8

-      Надо идти за Охотником, - сказал Горластый Петух.

-      Да, надо идти за Охотником,- согласились все.

Но кто пойдёт? Подумали, подумали, решили послать Болтливую Утку: она и по земле ходит, и по воздуху летает, и по воде плавает - лапки у неё, как вёсла.                                                         

-      Ты ступай за Охотником,- сказали Болтливой Утке товарищи.- Только по дороге никому ничего не рассказывай.

-      Так уж и быть. Завтра пойду,- прокрякала Болтливая Утка, зевнула и спать легла.                                                         Слайд 9

    Ранним утром Утка встала, позавтракала и отправилась в путь. Сначала она долго летела, широко размахивая крыльями. Летела, летела, прилетела к реке. Села на воду и поплыла. Плыла, плыла, приплыла к берегу. Вышла на берег, отряхнулась, пошла пешком. Шла, шла, пришла к лесной опушке. А у опушки ягоды спелой - видимо-невидимо. В траве букашки разные. Наелась Болтливая Утка спелых ягод да жирных букашек, отдохнула и пошла в лес.

    Лес густой, тёмный. Идёт Болтливая Утка, покрякивает. Навстречу - Колючий Ёж.                                        Слайд 10

 -     Куда путь держишь? - спросил Ёж.
А
Болтливой    Утке    так   захотелось   поговорить! Совсем забыла она, что наказывали товарищи.

-      Тебе одному скажу по секрету,- ответила Болтливая Утка.- Я ищу своего хозяина - Охотника. Он ушёл на охоту и не возвращается. Собака наша, Белый Коготь, тоже с ним. Некому теперь сторожить наш дом, Вот мои товарищи и послали меня разыскать Охотника.

-      А  далеко отсюда ваш дом? - спросил Колючий Ёж.- Водятся ли у вас жирные мыши?

-      Да вот эта тропинка ведёт прямёхонько к нашему дому,- ответила Болтливая Утка.- Только смотри, никому не говори.

     Потом Болтливая Утка сказала Колючему Ежу, что мыши у них жирные и охотится за ними Кот Цап - Царап.

      Когда Болтливая Утка собралась уходить, Колючий Ёж дал ей совет: он был добрый, хотя и колючий. 

-      Я не разбойник. Зла тебе не причиню. Но скажу: будь осторожна, каждому встречному своей тайны не выдавай. Тогда в вашем доме будет спокойно.

   Но Болтливая Утка не послушалась умного совета.

   Пошла она дальше. Шла, шла, навстречу - Заяц Длинные Уши, Заяц спросил:                                                             Слайд 11

-      Эй, ты, Хохлатка. Ты, наверное, живёшь на глубоком тихом озере? Зачем же ты пришла в этот темный лес?

-      Тебе одному скажу по секрету, - отвечала Болтливая Утка.- И хозяин Охотник, и собака Белый Коготь ушли на охоту. Дом наш остался без присмотра.

    И Утка пересказала Зайцу всё, что говорила Колючему Ежу.

   «Ага,- подумал Заяц Длинные Уши,- раз хозяина нет, самое удобное время обгрызть кору у молодых яблонь». Он спросил у Болтливой Утки, где дом Охотника. Когда та, глупая, всё разболтала, Заяц сказал: 

  -      Не встречал я твоего хозяина. И шмыгнул в кусты. А Болтливая Утка пошла дальше. Шла, шла, вышла на лужайку. Смотрит: посреди лужайки спит, развалившись и громко храпя, большой Косолапый Медведь. Болтливая Утка разбудила Медведя и тут же все ему рассказала. Потом спросила:               Слайд 12

   -      Не встречал ли ты здесь человека с ружьём и собакой? Не встречал. Наверное, он там, в чаще, прорычал Медведь таким голосом, словно ему жалко было Болтливую Утку, а сам подумал: «Хозяина нет, самое удобное время полакомиться мёдом у него на пчельнике». И торопливо заковылял прочь.   

    Болтливая Утка всё искала охотника, всё глубже уходила в лес. Наконец, зашла в самую чащу. И вдруг перед ней - Серый Волк.

   -      Эй, Хохлатка,- крикнул он.- Как это ты ходишь в таком дремучем лесу одна?                                                           Слайд 13

   Не испугалась Утка Серого Волка и всё ему разболтала. Злой Серый Волк щёлкнул зубами и подумал: «Самое удобное время унести у Охотника овцу». А Утке сказал: 

   -      Не встречал я твоего хозяина.

     И скрылся между деревьями.

    Пошла Болтливая Утка дальше. Дорогой ей попадались дикие звери, быстрые птицы, маленькие букашки. Всем рассказывала Болтливая Утка свою тайну. Шла, шла - навстречу Хитрая Лиса с пушистым хвостом. Утка и с Лисой заговорила:              Слайд 14

  -      Нарядная тётушка, не встречала ли ты моего хозяина? При нём собака Белый Коготь и ружьё. Без хозяина и собаки у нас дома не спокойно.

   -      Как же, видела,- тонким голоском ответила Хитрая Лиса и повела за собой Болтливую Утку. Долго пробирались они по тёмному лесу, наконец, пришли к глубокому оврагу, густо заросшему кустарником. Там была лисья нора. Возле норы играли маленькие лисята. Они мигом окружили мать.

   -      Мама, мама, что ты принесла нам поесть?    

    А Хитрая Лиса и говорит:                                              Слайд 15

   -      Вот вам, детки, утятинка. Лисята набросились на Болтливую Утку и съели её. Съели - не наелись. Ещё просят.

   Хитрая Лиса подумала: «Охотника дома нет. Пойду, всех его кур переловлю». И говорит лисятам:

   -      Сейчас, детки, схожу, ещё принесу.

   А лисята пищат:

   -      Неси побольше!

    И опять стали гоняться друг за другом и кувыркаться.

    Вот так из-за одной Болтливой Утки чуть не пропал весь дом Охотника. Но Охотник был умный. Он хорошо устроил своё хозяйство. Заяц Длинные Уши не смог погрызть яблонь - сад Охотник обнес высоким забором. Косолапый Медведь не полакомился мёдом, потому что Охотник выкопал вокруг пчельника глубокую канаву. Медведь даже чуть не свалился в неё. И Серый Волк не пролез в овчарню - овец защитила крепкая дверь. А Лиса, хоть и была хитрой, но попалась в капкан. Скоро вернулись Охотник и Белый Коготь. Охотник увидел Лису в капкане и сказал:

-      Ещё несколько таких поймаю,- сошью себе к зиме лисью шубу.

   Бородатый козел, Кот Цап-царап, Курица Куда-куда, Горластый петух рассказали Охотнику обо всем и очень жалели, что послали за ним Болтливую утку.

 

Воспитатель: - Уточка, тебе понравилась сказка?

Утка: Кря-кря-кря!

Воспитатель: А вам, ребятки, понравилась сказка? (ответы детей)

 -Ребята, а уточка хочет чтобы мы поиграли   в игру «Утята». Поиграем?  А ты «Уточка»  сиди и смотри как ребята играют…

Физкульминутка «Утята»

Ути- ути – утки                                             (дети проговаривают слова текста

Уточки – малютки.                                   и передают  мяч по кругу, у кого мяч

На волнах качались                                  остается, тот показывает движение как Брызгались, плескались.                            плескается  утка)

(Дети садятся на места)

Обобщение.

 Воспитатель: Ребята, что-то у меня с памятью плохо, совсем наверное старая стала  напомните мне пожалуйста, как называлась сказка, которую я вам только что читала.  (ответы детей).

- Оооо, точно, точно! Вспомнила! А скажите пожалуйста какие животные встретились «Болтливой утке»? Может вы их знаете ещё и на татарском языке? (ответы детей – куян, аю, бүре, керпе, толке).

- А как они относятся к уточке? (любят, сочувствуют).

-Ой, опять ведь забыла, а кто из животных дал Болтливой Утке умный совет? (Колючий Ёж дал ей совет: он был добрый, хотя и колючий.  -      Я не разбойник. Зла тебе не причиню. Но скажу: будь осторожна, каждому встречному своей тайны не выдавай. Тогда в вашем доме будет спокойно).

-А она послушалась ежика?

- Ребята, из-за чего Утка попала в беду? (из-за того, что она болтливая).

- А что с ней случилось?

- Ребята, вам понравилась сказка А. Алиша «Болтливая утка»?  (ответы детей)

- Сказки А.Алиша учат нас видеть хорошее и плохое в жизни, учат трудолюбию, умению дружить, ладить друг с другом, слушаться, и слушать полезные советы, любить и уважать старших, быть доброжелательными.

Уточка: Кря-кря-кря! Ой, ребята мне так понравилась как вы называли животных на татарском языке: аю, куян, бүре, керпе, төлке.

Воспитатель: Уточка, а наши ребята знают игру с животными, вот посиди, посмотри, а мы поиграем. (одеваю маски)

Игра «Төлке, төлке кил әле»

Уточка:       Мне     очень понравилась ваша игра!      

 Ребята,  я хочу вам на память подарить  раскраску уточку, я хочу чтобы у вас была своя уточка.

   -Ребята, а вечером мы с вами  посмотрим   мультфильм на татарском языке «Сертотмас урдэк» (Болтливая утка). Уточка, ты придешь к нам мультик смотреть?

Утка: Кря-кря-кря!!!

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Ознакомление детей со сказкой Абдуллы Алиша Болтливая утка» Подготовила воспитатель МБДОУ «Детский сад №338» Ново-Савиновского района г. Казани, первой квалификационной категории Мустафина Г.В.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по чтению художественной литературы в средней группе. Сказка В. А Осеевой «Сороки».

Цель: развивать у детей умения понимать, оценивать поступки и чувства через чтение художественной литературы. Задачи: -развивать у детей умение слушать художественное произведение, оценивать поведение...

Конспект занятия по чтению художественной литературы в средней группе "Мальчик с пальчик" (мордовская народная сказка)

            В средней группе ведется аквтиная работа по ознакомлению детей с мордовским фольклором (народные сказки, колядки, заклички, прибаутки), а также произве...

Конспект занятия по чтению художественной литературы в средней группе "Мальчик с пальчик" (мордовская народная сказка)

   В средней группе ведется актвиная работа по ознакомлению детей с мордовским фольклором (народные сказки, колядки, заклички, прибаутки), а также произведения мордовских писателей и ...

Конспект занятия по "Чтению художественной литературы" в средней группе "Осень. Чтение стихотворений об осени"

Конспект занятия по "Чтению художественной литературы"  в средней группе  "Осень. Чтение стихотворений об осени"...

Конспект занятия по Чтению художественной литературы в средней группе "Чтение русской народной сказки "Гуси - лебеди"

Конспект занятия по Чтению художественной литературы  в средней группе  "Чтение русской народной сказки "Гуси - лебеди"...

Конспект занятия по "Чтению художественной литературы" в средней группе "Рассказывание сказки "Зимовье зверей"

Конспект занятия по "Чтению художественной литературы" в средней группе  "Рассказывание сказки "Зимовье зверей"...