Художественная литература ,как средство всестороннего развития дошкольника.
статья по художественной литературе (средняя группа) на тему
Художественная литература в современном мире, при наличии иных источников информации, продолжает оставаться основным средством для воспитания всесторонне развитой личности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvennaya_literatura_kak_sredstvo_vsestoronnego_razvitiya_doshkolnika.docx | 17.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника.
Во всестороннем развитии дошкольника художественная литература занимает особое место.
Художественная литература способствует развитию воображения, развивает речь , прививает любовь к Родине , к природе и конечно является одним из основных источников воспитания.
Многие педагоги, лингвисты ,психологи указывают на то, как художественное слово влияет на приобщение детей к развитию культуры речи.
Художественная литература обогащает эмоциональный мир ребенка, развивает его воображение и мышление. Читая художественные произведения детям мы открываем для них мир взаимоотношений и чувств, объясняем жизнь природы и общества , в котором они живут.
С первых лет жизни художественная литература входит в нашу жизнь. Это и колыбельные песни и народные сказки , затем произведения А. Барто, С. Михалкова, К. Чуковского , С. Маршака , других детских писателей, затем в школе изучают классические произведения и произведения современных авторов.
В современном мире при наличии различных источников получения информации художественная литература не перестает быть одним из основных средств всестороннего развития ребенка .
Рассматривая особенности восприятия художественных произведений по возрастным группам, можно заметить, что в младшей группе ознакомление с художественной литературой происходит с использованием произведений разных жанров: потешки, песни , народные сказки , загадки, где в основном содержится ритмическая речь . Именно в этом возрасте необходимо учить слушать сказки, рассказы, стихи, сочувствовать положительным героям и следить за развитием действия произведения. Для лучшего запоминания произведения, необходимо выделять при чтении персонажей, а также ритмические словосочетания, такие как «зайка-побегайка», «коза-дереза», «петушок - гребешок», «мышка-норушка», «козлятушки - ребятушки». Младших дошкольников привлекают небольшие стихотворения, которые отличаются четкой формой, ритмичностью и мелодичностью, поэтому рекомендуется такие рассказы, как А. Барто «Игрушки», Д. Мамина-Сибиряка «Сказки про храброго зайца…», Ю. Васнецова «Дон - дон», «Водичка - водичка», А. Елесеева «Заинька походи» и др. При повторном чтении дети запоминают, усваивают смысл, речь обогащается новыми словами и выражениями.
В средней группе дети могут различать некоторые особенности литературного языка, такие как сравнение. После прочтения дети могут отвечать на вопросы по содержанию текста,
размышлять, замечать и чувствуют форму художественного произведения. Словарный запас в этом возрасте активно обогащается. Рекомендуется такие произведения как русские народные сказки «Гуси-лебеди» ,«Лисичка со скалочкой», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», Е. Чарушин «Про зайчат», чтение веселых стихов, учить понимать их юмористический смысл, произведения К. Чуковского , С .Михалкова , А. С. Пушкина . Дети учатся эмоционально воспринимать содержание текста ,воспитывается культура поведения ,умение пользоваться вежливыми словами .
В старшей группе дети уже могут различать художественные жанры, замечают выразительные средства. А при анализировании произведения дети могут чувствовать его глубокое идейное содержание и полюбившиеся поэтические образы.
Перед педагогами в старшей группе стоят задачи привить любовь к художественной литературе, развивать поэтический слух, интонацию выразительной речи. Умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребенку само собой не приходит, его надо развивать и воспитывать с самого раннего детства. При целенаправленном изучении художественной литературы возможно обеспечить восприятие художественных произведений и осознание ребенком его содержания, учить правилам поведения в обществе ,воспитывать культуру поведения, прививать общепринятые нормы морали ,развивать словарный запас и воспитать всесторонне развитую личность. Важнейшую роль в этом играют родители и дошкольное образовательное учреждение.