Литературная гостиная "Поэтическая радуга" (с участием детей подготовительной группы и их родителей)
методическая разработка по художественной литературе (подготовительная группа) по теме

Щукина Елена Михайловна

Данное мероприятие способствует  воспитанию любви, чуткости, интереса к художественному слову, к поэзии; развитию образного восприятия мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_gostinaya.docx27.64 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная

«Поэтическая радуга»

( с участием детей подготовительной группы и их родителей)

Задачи:

Воспитательные

- воспитывать любовь, чуткость, интерес к художественному слову;

- развивать этические и эстетические чувства в процессе восприятия и чтения стихов;

- способствовать развитию умения уверенно держаться перед аудиторией во время выступления;

- воспитывать умение с уважением относиться к выступающим, внимательно слушать их;

- помочь почувствовать атмосферу литературной гостиной, развивать навык соответствующего поведения в данной обстановке.

Образовательные:

- закреплять знания детей о поэзии, основных признаках стихотворного текста, его отличиях от прозы;

- расширять знания детей о русских поэтах (классиках и современниках);

- углублять представления об одном из видов творческих профессий;

- развивать умение вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста;

- развивать фонетический слух, умение подбирать рифму к словам;

- совершенствовать выразительное чтение стихов, умение естественной интонацией, мимикой, жестами передавать настроение и чувства, описанные в стихотворении, его характер, особенности стихосложения;

- учить регулировать дыхание в процессе чтения стихов, совершенствуя технику речи;

- упражнять в чтении поэтического текста по ролям.

Оформление:

- «Поэтическая радуга», на каждой полосе которой расположены портреты поэтов (А. Пушкин, С. Есенин, И. Крылов, К. Чуковский, А. Барто, С. Маршак, З. Александрова), фотография бюста А. Пушкина в городском парке г. Алатырь;

- «Уголок поэта»  - стол,  стул, свеча, перо, чернильница, тетрадь;

- выставка книг со стихами детских поэтов;

- плакат со словами А. Пушкина

«И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал».

Атрибуты:

- мультимедийное изображение яблоньки с цветами и яблоками;

- медвежонок Рифмачок;

- сундучок;

- письма от поэтов и Винни Пуха;

- посылка с ручками и тетрадями для детей;

- аудиозаписи музыки П. Чайковского, русской народной песни «Ах вы, сени мои сени» и песни на стихи С. Есенина «Клен ты мой опавший».

Организация детей:

Дети встают в круг, затем сидят на стульчиках прерванным полукругом.

Методические приемы:

- сюрпризный момент;

- использование мультимедийного изображения;

- индивидуальное чтение стихов;

- хоровое чтение стихов;

- чтение по ролям;

- чтение стихов родителями;

- вопросы;

- беседа;

- музыкальное сопровождение;

- слушание песни;

- танцевальные движения под музыку;

- подбор рифм;

- словесная творческая игра.

Предшествующая работа:

- дидактическая игра «Подбери рифму»;

- обучение сочинению чистоговорок;

- заучивание стихов с использованием интонирования, мимики, жестов;

- определение признаков отличия поэтического текста от прозы;

- знакомство с поэтами и их творчеством;

- ознакомление с особенностями творческих профессий;

-  знакомство с предметами старины (перо, свеча, подсвечник);

- ознакомление с разновидностями стихотворений.

 

Ход:

(Дети входят в зал под муз. П.И.Чайковского, встают в круг, воспитатель читает стихотворение «Чудо» Е. Щукиной)

- Давайте улыбнемся! Давайте засмеемся!

И солнышко разбудим, прогоним хмурый день!

Давайте рядом встанем и за руки возьмемся,

Порадуемся чуду! Смотри: оно везде!

И в капельке водицы брильянтами искрится,

И дышит тополиной порошей в летний зной.

Увидеть просит чудо его и удивиться

И осенью, и летом, зимою и весной!

В: - Ребята, мы с вами каждый день удивляемся какому-нибудь чуду. А сегодня мы будем удивляться и радоваться чуду, которое нельзя увидеть, но можно услышать и почувствовать  сердцем, душой. Вы догадались, что это за чудо? (Поэзия)

- Да, это поэзия, поэтическое слово. Давайте пройдем в нашу литературную гостиную, сядем поудобнее и рассмотрим ее.

(Проходят, садятся)

- Здесь нас встречает поэтическая радуга, рабочий столик поэта и, конечно, книги со стихами. А еще - посмотрите, какая яблонька расцвела! Она необычная, потому что растет в поэтическом саду и таит в себе какой-то секрет… Это - поэтическая викторина! Яблонька в своих цветах спрятала вопросы о поэзии. И если мы будем на них отвечать, яблонька станет ронять свои прекрасные цветы…  Но вы не грустите! Ведь на их месте вырастут плоды - яблочки! А что в поэзии является плодами?  (Стихи)

- Мы будем рассказывать яблоньке стихи, и она вся покроется спелыми яблочками! Приступим?

1. Что такое поэзия? (Стихотворения)

2. Для чего нужна поэзия, стихи? (Для души. Чтобы видеть красоту вокруг, становиться добрее)

3. Чем отличается поэзия от прозы? (Рифмой)

4. Могут ли быть стихи без рифмы? (Да)

5. Как же мы отличаем их от прозы? (В стихах есть ритм)

6. Какие бывают стихи? (Веселые, грустные, лирические)

- Ой! Я слышу какое-то сопенье, пыхтенье… Кажется, оно доносится из сундучка! Кто же это? (заглядывает в сундучок) Это братишка одного из сказочных героев, который любит сочинять сопелки, пыхтелки, ворчалки… Догадались, кто этот герой?

(Винни Пух)

- Точно! А это (достает медвежонка) - его братик, зовут его Рифмачок! Почему его так зовут, как вы думаете? (Ответы детей) Он очень любит придумывать рифмы и предлагает вам поиграть с ним. Он назовет словечко, а вы подберете к нему слова с похожими хвостиками.

Ложка - (матрешка, ножка, Сережка, немножко, картошка и т.д.)

- Садись с нами, Рифмачок, да поиграй с ребятами в чистоговорки! Ведь они помогают нам научиться сочинять стихи!

Словесная творческая игра «Чистоговорки»

(Рифмачок «произносит» начало чистоговорки (ра-ра-ра- …), дети продолжают. В случае затруднения детей им помогают родители).

- Яблонька спрашивает нас: кто пишет стихи? (Поэты, поэтессы)

- Что нужно поэту. Чтобы написать стихотворение? (Талант, вдохновение, труд; чтобы его что-то взволновало)

- Назовите самого великого русского поэта. (А.С.Пушкин)

- На полоске какого цвета радуги находится его портрет? (На зеленой)

- Как называют Пушкина? (Солнце русской поэзии)

- Во всем мире знают Пушкина, помнят о нем, и жители нашего города тоже. На полоске зеленого цвета вы видите еще одно изображение. Что это? (Бюст Пушкина, который находится в городском саду)

- Пушкин писал для взрослых стихи и поэмы, а для детей что? (Сказки в стихах)

- Кто еще из поэтов писал сказки в стихах? (Чуковский, Маршак)

- Давайте послушаем Гришу - он прочитает отрывок из поэмы Пушкина «Руслан и Людмила».

I. «У Лукоморья» А. С. Пушкин

- Посмотрите! Вот и первый плод появился на нашей яблоньке! Продолжаем викторину. Кто из русских поэтов писал очень красивые стихи о природе?  (С.Есенин)

- На полоске кого цвета радуги его портрет? (На голубой) Послушаем Кирилла.

II. «Черемуха» С. Есенин

- Еще одно яблочко созрело!

- О черемухе писали и другие поэты. Злата и Данил прочитают стихотворение современной поэтессы З.Александровой. На полоске какого цвета ее портрет? (На фиолетовой)

III. «Белая черемуха» З.Александрова

- Что вы чувствовали, когда  слушали это стихотворение? (Сначала радость, потом жалость, грусть о сломанной черемухе)

Я думаю, вам не захочется губить, ломать черемуху после того, как вы услышали это стихотворение.

- Яблонька предлагает нам вспомнить, с чего начиналась поэзия, когда люди еще не умели читать и писать? (С потешек, колыбельных, закличек - с народной поэзии) Давайте послушаем Ваню.

IV. «Ах ты, радуга-дуга!..» (закличка) 

- А сейчас давайте все вместе закличем снег, чтобы выпало его побольше!

V. «Ах ты, зимушка-зима!..» (хоровое чтение)

- У поэзии есть родная сестра, которая тоже создается человеком, но не из слов, а из звуков, и тогда рождаются разные мелодии. Как зовут эту сестру? (Музыка) А когда соединяются поэзия и музыка, рождается… (Песня)

На стихи С. Есенина разными композиторами написано много лирических песен. Послушайте отрывок одной из них. Она называется «Клен ты мой опавший». Давайте встанем, почувствуем себя кленом, о котором поется в песне, и попробуем изобразить его движениями.

VI. Песня «Клен ты мой опавший» С.Есенин 

- Русский народ любил и погрустить, и повеселиться. Давайте попляшем под задорную русскую народную песню «Ах вы, сени…»

Физкультминутка «Ах вы, сени…»

- И последний цветочек спрашивает нас: кто из русских поэтов писал басни? (И.А.Крылов) На полоске какого цвета радуги его портрет? (На желтой)

- Чем отличаются басни от обычных  стихов?

(Высмеивают разные недостатки в характерах. Например, жадность, глупость, хитрость)

- Какие басни Крылова вы знаете? («Ворона и лисица», «Квартет», «Мартышка и очки», «Слон и моська»)

- Поэты пишут стихи не только о природе, но и о людях. Послушаем Ксюшу.

VI. «Родня» В. Лунин

- Что вы можете сказать об этом стихотворении? Какое оно? Что вы чувствовали, когда слушали Ксюшу? (Ответы детей)

- Чем нас учит это стихотворение? (Не забывать о своих родных, которые живут далеко, навещать их почаще, ездить в гости, звонить, писать письма, отсылать посылки).

- Ксюшино стихотворение называется "Родня". А кто является самым-самым близким и родным для каждого человека? (Мама).

- Мама нужна человеку всегда, в любом возрасте, а не только маленькому ребенку. Моя мама уже очень старенькая, а знаете, как я счастлива, что моя мама жива?!

А теперь - сюрприз! Сейчас нам расскажет стихотворение не ребенок, а мама! Мама Илюши! Давайте ее послушаем!

VII. "Мама". И. Волобуева

- О чем вы узнали из этого стихотворения? (Мама заботится о нас всегда, старается защитить от всех бед, а когда она становится старенькой и слабой, мы должны дарить ей свою заботу).

- Всем известно, что мамы бывают не только у людей, но и у животных. Давайте послушаем, о чьих мамах нам расскажет Захар.

VIII. "Сумчатые мамы". О. Святкова

- Вот мы и перешли к детским стихам.

- Скажите, кто автор стихов, с которыми мы познакомились, когда были совсем-совсем маленькими? (А. Барто)

- А. Барто - это первая поэтесса, с которой знакомятся маленькие ребятишки. Она писала стихи не только для малышей, но и для тех детях, которые подрастают.  Послушаем Ваню Н.

IX. "Я расту". А. Барто

- Детские поэты любят писать стихи о животных. Одно из них расскажет Света.

Х. "Щенок". Р. Кутуй

- Наверно, каждый из вас хорошо представил себе этого щеночка. А знаете, почему? Потому что поэт - это тоже художник! Только рисует он не кистью и карандашом, а чем? (Словом) Поэт словом рисует свои картинки в стихах!

- А вот еще один детский поэт написал о маленькой собачке совсем другое стихотворение. В нем он не рисует картины, а описывает одно необычное происшествие... Это стихотворение нам расскажут сразу 8 детей!

XI. "Багаж". С. Маршак

- Автор этого стихотворения С. Маршак был не только поэтом, но еще и кем? (Переводчиком) Никита Г. расскажет нам стихотворение, переведенное Маршаком с английского языка.

XII. "Плывет кораблик". С. Маршак

- Ребята, а вы любите смеяться? Я тоже! Давайте послушаем веселые детские стихи современных поэтов! Их расскажут Саша и Матвей.

XIII. "Я стираю". В. Лунин

XIV. "Хрюпельсин и хрюмидор". П.Синявский

- Вот и подошел к концу наш праздник... Тише! Опять что-то бормочет наш Рифмачок! Он хочет передать нам письмо от всех поэтов! Вот это да! Почитаем его!

«Дорогие ребята! Мы очень хотим, чтобы вы всю свою жизнь дружили с поэзией. Ведь тот, кто любит красоту поэтического слова, обязательно будет добрым, а значит, в мире воцарится красота и радость!»

- Ой! Опять что-то сопит себе под нос наш дружок Рифмачок! Он передает нам еще одно письмо и ... посылку! От самого Винни Пуха!

«Детки-конфетки! Я знаю, что вы любите писать ручками! Вот и дарю вам ручки, чтобы вы сами сочиняли сопелки, бормоталки, пыхтелки и считалки и всякие другие звучалки и записывали их в тетради, которые я вам тоже дарю! Если вы еще не можете писать, пусть записывают ваши мамы, папы и воспитатели.

Ваш Винни Пух».

 (Раздаются подарки - ручки и тетради. Дети благодарят Винни Пуха)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-театрализованное представление "Пых!" с участием детей подготовительной группы

Музыкально-театрализованное представление "Пых!" расчитано на участие детей подготовительной к школе группы. По времени длится 15-20 минут, рекомендуется проводить, как фрагмент осеннего праздника. Сю...

Фотоотчет об участии детей подготовительной группы в театрализованной инсценировке"С друзьями жить легко"

Недавно состоялось  выступление театрального кружка «Теремок» с  инсценировкой «С друзьями жить легко » , где дети самостоятельно передавали   характерные  особенности  героев...

Тематическая прогулка с участием детей подготовительной группы «Улицы города»

Обобщение знаний детей о транспорте, о правилах дорожного движения, правилах поведения на улице.Развитие ловкости, внимания, сосредоточенности, логического мышления, координации речи и движений.Воспит...

Спектакль по ОБЖ для детей младшей группы с участием детей подготовительной группы.

Показ спектакля детьми подготовительной группы для детей младшей группы....

Спортивное развлечение «Давайте поиграем» в средней группе, с участием детей подготовительной группы.

Проходите, проходите!Очень рады видеть вас.Будем нынче веселиться,Шутить, играть, резвиться!С интересными заданиямиПознакомим вас сейчас.Отгадайте, ребятки загадку:В морях и реках обитает,Но часто по ...