Сочетание средств художественной литературы с изодеятельностью как эффективный метод социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
методическая разработка по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Музулькова Ирина Викторовна

Описывается однин из методов,  отвечающих современным социальным, экономическим, нравственным и образовательным потребностям - метод развития социально-коммуникативной деятельности посредством сочетания средств художественной литературы и изобразительной деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сочетание средств художественной литературы с изодеятельностью как эффективный метод социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

Музулькова Ирина Викторовна, Учитель-логопед

Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №21 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской  области структурное подразделение  « Детский сад «Терем-теремок»

446218 Самарская область, г.Новокуйбышевск, ул.Дзержинского, д. 43-г.

8 927 738 25 26  maha7776@mail.ru

Отношения людей и форма выражения этих отношений в обществе, формирование и переоценка  ценностей и мировоззрения в целом в современном мире всегда являлись одной из главных дилемм человечества. Духовное богатство человека, отображаемое в культуре, осознается обществом, как особо ценное, а культура личности как никогда  является социально значимым качеством. Интернет, телевидение и другие технические средства, шаблоны и стереотипы, навязываемые человеку, давно заменили  живое общение со сверстниками и взрослыми, чтение, обсуждение прочитанного, сопереживание героям книг, восприятие прекрасного в мире красок и цветов. Мы все чаще сталкиваемся с  затруднениями в сфере общения, социализации,  нарушениями эмоционально-волевой сферы детей. В связи с этим особенно остро встает вопрос о несформированности социально-коммуникативной компетенции воспитанников. Именно поэтому, на сегодняшний день таким актуальным является вопрос разработки и подбора новых методов образования, воспитания, формирования и развития у ребенка норм и ценностей, принятых в обществе, чувств гуманности, сострадания, отзывчивости, сопереживания, умения управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению, основ безопасности в обществе, природе и быту. Одним из таких методов,  отвечающих современным социальным, экономическим, нравственным и образовательным потребностям мы видим метод развития социально-коммуникативной деятельности посредством сочетания средств художественной литературы и изобразительной деятельности. Именно через внешнюю атрибутику проецируется внутренний мир ребенка. Изображая на бумаге «свой мир», своё представление, ребёнок раскрывает свои личностные качества. Прочитанные художественные произведения перекладываются на бумагу, пройдя через призму сознания детей, тем самым формируют понятия доброты, красоты, основ безопасности, моральных качеств, отношение к труду и творчеству, семье и обществу. Решение задач, направленных согласно ФГОС дошкольного образования на социально-коммуникативное развитие дошкольников, может осуществляться в различных видах деятельности детей. С помощью различных эмоций, переживаний и других чувств ребёнок  может выражать свою способность взаимодействовать с  окружающими людьми,  умение входить в их положение, ставить себя на место другого, а также способность правильно оценивать чувства, настроения и мотивацию своих поступков  и поступков людей, умение оценивать собственные достоинства и недостатки. После прочтения и обсуждения художественных произведений и решив игровые проблемные ситуации, мы предлагаем детям выразить свои чувства, эмоции, отразить свой опыт, представления с помощью изобразительной деятельности: в виде рисунка, аппликации или другого продукта. Именно через выбранный способ дети делают выводы, овладевают новыми знаниями и практическими навыками, выражают свои ощущения на бумаге.  Параллельно снимается напряженность и облегчается процесс взаимодействия с окружающими.  

Так, способствовать формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, формированию личностного отношения ребенка к соблюдению моральных норм (взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо), после прочтения сказки «Колобок», дети решают проблемную ситуацию. Педагог предлагает детям подумать, кто бы смог защитить Колобка от Лисы, как Колобок мог бы спастись сам, что чувствовал Колобок, хорошо ли поступали животные, что нужно сделать, что бы не попасть на место Колобка. В процессе обдумывания и обсуждения рождаются невероятные решения проблемных ситуаций. Это может быть «хитрый» прием – Колобок сказал Лисе, что он пересоленный или горький  - чем не способ обезопасить себя в безвыходной ситуации? Обязательным моментом должен быть перенос способа решения «сказочной» проблемной ситуации на реальные случаи из жизни. Именно эти выводы находят своё отражение в конечном детском продукте. Например, что ребенок должен делать и чего не делать, что бы не произошло опасной ситуации. Вариантом продуктивной деятельности может быть плакат с запрещающими знаками, нарисованный коллективно (нельзя без спроса убегать от родителей, нельзя разговаривать с незнакомцами и т.д.). Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками происходит тогда, когда дети знакомятся с рассказом Л.Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду». Предлагаем детям тему для размышления: что бы ты взял с собой, если был бы на месте Енота? (угощение или подарок для того, кто сидит в пруду); какие  поступки, покажут, что ты стал взрослым;  чем ты мог бы помочь маме; вспомни своего друга, когда ты его обидел. После обсуждения, просим нарисовать свои ответы. Можно использовать прием кляксографии и  сделать страшное нестрашным, весёлым, смешным. Рисуя настроение крошки Енота, мы можем увидеть собственное настроение ребенка, его переживания и чувства. Так же на примере этого произведения осуществляется формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками – приходит понимание факта – как ты относишься к людям, так и они к тебе, что с другом любое дело легче. Русская народная  сказка «Петушок и бобовое зернышко» ставит перед детьми проблемную ситуацию: как проявить сочувствие больному товарищу? Решая её и перенося свои чувства на бумагу, у детей, таким образом, происходит развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека закрепляется в сознании ребенка, когда он решает и лепит из пластилина или глины какие инструменты помогут в разных профессиях, при выборе удобных конкретно каждому ребенку инструментов в зависимости от профессии, о которой мечтает ребенок. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий у малышей можно развивать на примере стихотворения Агнии Барто «Помощница». Детей подводят к размышлениям – помогает ли ребенок дома своей маме, чем он может помочь, выясняются обязанности ребенка дома, что он умеет делать самостоятельно. Рисунок отобразит действительность или тот урок, который сделает для себя ребенок. Таким образом, мы видим, как при чтении художественной литературы  и использовании средств изобразительной деятельности эффективно можно решать задачи образовательной области социально-коммуникативное развитие.

Литература.

1. ПРИКАЗ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;

2. Программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С,Комаровой, М.А.Васильевой;

3. Т.Г.Казакова. Изодеятельность младших дошкольников./ М., 2003;

4. Социальный и эмоциональный интеллект. От процессов к измерениям: сб. ст. / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: ИП, 2009. – 350 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие социально-коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"

Обострение  проблемы  взаимодействия дошкольников со сверстниками   диктует  необходимость интенсивной работы  по формированию у детей социально-коммуникативной компетенц...

План по самообразованию на тему: «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»

Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли, активизирует и повышает познавательный интерес, вызывает эмоциональный подъём, способствует развитию творче...

Сочетание средств художественной литературы с изодеятельностью как эффективный метод социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

Развивать социално-коммуникативную деятельность можно различными методами и приемами. Я предлагаю  согласно ФГОС использовать средства изобразительной деятельности....

Лэпбук, как средство развития социально-коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста

С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и наибол...

План самообразования воспитателя "Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"

План самообразования воспитателя по теме "Сюжетно- ролевая игра как средство развития социально - коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста....

Проект "Сюжетно- ролевая игра как средство развития социально- коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"

Проект "Сюжетно- ролевая игра как средство развития социально- коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"...