Влияние художественной литературы на развитие словаря старших дошкольников
статья по художественной литературе на тему

Горина  Инна Владиславовна

Статья о важности использования художественной литературы в ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_slovaryaokument_microsoft_office_word.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

Горина Инна Владиславовна,

воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 4»

Чистопольского муниципального района Республики Татарстан

ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  НА РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ  СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Актуальность этой проблемы состоит в том, что овладение родным языком, его словарным богатством как средством и способом общения с людьми, является одним из важнейших приобретений детей дошкольного возраста. Именно период дошкольного детства является сенситивным к усвоению речи. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Жизнь любого человека неразрывно связана с общением с другими людьми и огромную роль в этом играет речь. Она выступает основным средством общения, а также орудием интеллектуальной деятельности. В целях реализации этой проблемы мной разработан  проект «Волшебный мир книги»,  который включает в себя следующие формы работы:   создание в группе уголка детской книги, где дети с интересом рассматривают  красочные иллюстрации, обсуждают сюжеты любимых сказок.   Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. В нашей группе появилась хорошая традиция:  книги,  которые дети приносят из дома,   мы  тоже  помещаем  в наш книжный уголок - это даёт возможность  всем желающим детям познакомиться с новыми книгами. В рамках проекта проведен ряд познавательных занятий и  викторин «Путешествие  по произведениям К.Чуковского, «Угадай сказочного персонажа», «Любимые произведения С.Я.Маршака».  Организованы выставки детских творческих работ по произведениям художественной литературы. Доброй традицией, стали экскурсии детей и родителей в  центральную детскую библиотеку, а так же участие в конкурсах чтецов. Детям очень нравятся игры-драматизации, кукольные спектакли, театрализованные постановки. В условиях регионального компонента в рамках реализации проекта были  поставлены театрализованные представления на татарском языке: «Кубәләк әкияткә -сәяхәткә чакыра» - по произведениям Г. Тукая, “Ахмак тычкан турында әкият ” (“Сказка о глупом мышонке”) про произведению С Маршака,  “Лиса-плясунья”, чувашская народная сказка. Тесное взаимодействие с родителями способствует повышение компетентности членов семьи в вопросах речевого развития ребенка  - это  выставки детской литературы для домашнего чтения, конкурс книжек-малышек изготовленных родителями совместно с детьми «Рисуем сказку», «Сочиняем  сказку вместе с мамой», «Герои  любимых сказок». На примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, ребенок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг, честь. Благодаря чтению ребенок учится правильно составлять предложения, его словарный запас расширяется, развивается воображение. Кроме того, у ребенка формируется умение слушать, развивается логическое мышление. Благодаря чтению человек учится концентрировать внимание, тренирует память. Книга способствует развитию образного мышления и обучению грамоте. Ведь во время чтения человек запоминает правильное написание слов и применение их в определенном контексте. Чтение - самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие. Книга объединяет поколения. Книги придают силы и вдохновение. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они сокращают одиночество, приносят утешение и указывают выход из трудного положения.

                          Список литературы

Короткова Л.Д. «Сказкотерапия для дошкольников»  Центр гуманитарной литературы; РОН; 2012г.-128с.

Соловьева О.И. «Методика развития речи  и обучения родному языку»; Просвещение; 2011г. -159с.

Чуковский К.И. «От двух до пяти» Педагогика; 2012г. 384с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для развития словаря старших дошкольников по лексическим темам: «Дикие животные» и «Домашние животные»

В данной брошюре систематизирован лексический материал по темам «Дикие животные» и «Домашние животные». В пособии подобрано содержание для различных видов детской деятельности: экскурсий, наблюдений, ...

статья "Влияние художественной литературы на совершенствование словаря старших дошкольников с ОВЗ.

Статья "Влияние художественной литературы на совершенствование   словаря старших дошкольников с ОВЗ....

Влияние художественной литературы на развитие словаря старших дошкольников

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведе...

РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Актуальность проблемы обусловлена необходимостью более полного освещения вопросов о развитии словаря старших дошкольников в разных видах деятельности.Одной из важнейших предпосылок овладения чтением, ...

«Ознакомление с многозначными словами как средство развития словаря старших дошкольников»

laquo;Ознакомление с многозначными словами  как сред­ство развития словаря старших дошкольников»...

Буклет- Развитие словаря старших дошкольников

Буклет- Развитие словаря старших дошкольников...