Главные вкладки

    Методические рекомендации для развития словаря старших дошкольников по лексическим темам: «Дикие животные» и «Домашние животные»
    методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

    Безрук Екатерина Леонидовна

    В данной брошюре систематизирован лексический материал по темам «Дикие животные» и «Домашние животные». В пособии подобрано содержание для различных видов детской деятельности: экскурсий, наблюдений, коммуникативного общения, игр и упражнений, а также продуктивных видов детской деятельности, в ходе которых возможна отработка и активизация определенного словаря по указанным лексическим темам.

    Данные рекомендации можно использовать педагогам в работе с детьми по развитию словаря в дошкольных образовательных учреждениях любого вида.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon broshyura_eta_-_kopiya.doc187.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методические рекомендации

    для развития словаря старших дошкольников

    по лексическим темам:

    «Дикие животные» и «Домашние животные»

    СОДЕРЖАНИЕ

    Тема

    Страницы

    1

    Перспективный план по развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста

    4

    2

     Словарь-минимум по темам: «Дикие животные», «Домашние животные» для детей старшей группы с ОНР

    8

    3

    Используемые виды деятельности:

    3.1

    Наблюдения

    9

    3.2

    Тексты для заучивания

    11

    3.3

     Беседы

    13

    3.4

    Дидактические упражнения

    18

    3.5

    Подвижные игры

    20

    3.6

    Игры-драматизации

    21

    3.7

    Лепка

    29

    3.8

    Аппликация

    33

    3.9

    Рисование

    34

    Перспективный план по развитию словаря у детей

    старшего дошкольного возраста

    Этап работы

    Виды деятельности

    Название

    Цель

    Подготовительный

    1

    Наблюдение за животными на прогулке

    За кошкой, собакой.

    Учить детей наблюдать за повадками животных в реальных условиях, активизировать глагольный словарь и словарь прилагательных.

    2

    Просмотр презентаций

    «Кошка», «Собака», «Корова», «Свинья», «Коза», «Лиса», «Медведь», «Волк», «Заяц», «Белка».

    Обогащение знаний детей  о животных, их образе жизни, повадках, среде обитания. Знакомство детей с  образными выражениями («хитрая, как лиса», «трусливый, как заяц» и т.д.).

    3

    Коммуникативное общение. Рассматривание сюжетных картин

    «Домашние животные и их детёныши», «Дикие звери зимой», «Беседа о белке»

    Дать детям представление об образе жизни животных, их внешнем виде, учить обозначать словом части тела, внешний вид.

    4

    Чтение художественных произведений про животных

    «Волк и семеро козлят»,  «Лиса и кувшин»;  «Мой конь» (М. Клокова); «Два котенка» (С. Маршак); «Лошадка», «Зайка»  (А. Барто); «Котенок» (С. Городецкий); «Волк» (С. Черный),  «Волчишко», «Лисята», «Медвежата» (Е. Чарушин); «Котенок», «Зайцы», «Лев и собачка», «Булька» (Л.Н. Толстой)

    Сформировать представление о животных, их образе жизни, повадках, среде обитания. Ввести в словарь детей образные выражения, связанные с описанием животных. Учить слушать и понимать литературные тексты, отвечать на вопросы по их содержанию.

    Основной

    Дидактические упражнения

    1

    «Животные и их детеныши».

    Формирование словаря существительных, закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

    2

    «Подскажи словечко».

    Развитие глагольного словаря, мышления, быстроты реакции. (Корова мычит, а лиса?)

    3

    «Чья голова?»

    Расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных. Игра проводилась после обсуждения картинок. Правильность употребления в речи всех этих разнообразных окончаний достигалось путем неоднократного повторения слов в игровых ситуациях.

    4

    «Угадай животное»

    Обогатить предметный словарь, словарь прилагательных, формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.

    5

    «Кто чем питается?»

    Учить употреблению существительных в творительном падеже.

    6

    «Сравни зверей»

    Расширять словарь прилагательных, учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.

    Подвижные игры

    1

    «Кто как передвигается?»

    Учить детей правильно употреблять глаголы и показывать соответствующие движения.

    2

    «Покажи, отгадай и повтори»

    Активизировать словарь по заданной теме, развитие общей моторики, уметь согласовывать движения и речь.

    3

    «Где кто живет?»

    Закрепить знания детей в названии животных и их место обитания (дикие, домашние)

    Игры-драматизации

    1

    «Теремок»

    Учить детей участвовать в драматизации знакомых сказок

    2

    «Заюшкина избушка»

    Игровые упражнения

    1

    «Зоопарк»

    Упражнять детей в передаче характерных повадок изображаемого животного и обозначать свои действия  образным словом

    2

    «Поймай – скажи»

    Упражнять детей  в правильном употреблении глаголов.

    3

    «Большой или маленький»

    Упражнять в назывании животных.

    4

    «Дикое или домашнее?»

    Ввести в актив слова – обобщения.

    5

    «Назови детеныша»

    Упражнять в назывании детенышей животных, образованных по аналогии.

    Заключительный

    1

    Лепка

    «Веселые животные»

    Учить детей лепить животных, передавая их образ

    2

    Аппликация

    «Зайчата»

    Учить детей выполнять предметную аппликацию по речевой и наглядной инструкции взрослого с  последующим комментарием о последовательности своих действий.

    3

    Рисование

    «Нарисуй животное»

    Учить детей передавать в рисунке образы животных, сформировавшиеся  в ходе практической  деятельности

    4

    Просмотр презентаций

    «Дикие и домашние животные», «Голоса животных»

    Автоматизация навыков детей в назывании животных и их детенышей, их описании, образе жизни, месте обитания.

    Словарь-минимум по темам: «Дикие животные», «Домашние животные»

    1. Предметный словарь:

    А). Домашние животные: кошка, собака, свинья, корова, коза.

    Детеныши животных: котенок, щенок, поросенок, теленок, козленок.

    Части тела:  голова, туловище, когти, пасть, клыки, уши, челюсти, хвост, шерсть, морда, копыта, шея, спина, глаза, щетина.

    Место обитания: конура, коровник.

    Питание: мясо, кора, орехи, молоко, трава.

    Б). Звери наших лесов: лиса, заяц, волк, медведь, белка.

    Детеныши животных: лисенок, зайчонок, волчонок, медвежонок, бельчонок.

    Части тела: голова, туловище, когти, пасть, клыки, уши, челюсти, хвост, кисточки, шерсть, морда, шея, спина, глаза.

    Место обитания: нора, берлога, дупло.

    Питание: мясо, орехи, кора, ягоды, молоко.

    Обобщающее слово: звери, животные.

    Всего: 49 слов

    1. Словарь прилагательных:

    А). Домашние животные: ласковая, добрая, пушистая.

    Б). Звери наших лесов: 

    лиса: рыжая, пушистая, хитрая;

    заяц: трусливый, пугливый, белый, серый, теплая, гладкая, шелковистая;

    волк: злой, голодный, сердитый;

    медведь: бурый, неуклюжий, неповоротливый;

    белка: острая, треугольная, длинная.

    Всего: 19 слов

    1. Глагольный словарь:

    А). Домашние животные: мяукать, мурлыкать, прыгать, бегать, охотиться

    гавкать, выть, линять, гонится

    хрюкать

    мычать

    блеять

    Б). Звери наших лесов: тявкать, крадется

    петлять, скачет, присел, жует, принюхивается, хрустит (морковкой).

    выть, рыскать

    реветь

    заготавливать на зиму, грызть, прятать

    Всего: 19 слов

    1. Пространственные предлоги:

    В, на, под, около, между, над, за, у, перед, по.

    Всего:10

    Наблюдения

    Наблюдение за кошкой

    Цели:

    - закреплять знания о том, что кошка – домашнее животное, млекопитающее, имеет определенные признаки;

    - воспитывать гуманные чувства к животным, которых приручил человек.

    Ход наблюдения

    Воспитатель загадывает детям загадку:

    Хоть и бархатные лапки,

    Но зовут меня «царапкой»,

    Мышек ловко я ловлю,

    Молоко из блюдца пью. (Кошка.)

    Воспитатель задает детям вопросы:

    ♦ Почему кошка – домашнее животное?

    ♦ Как выглядит домашняя кошка?

    ♦ Чем питаются кошки?

    ♦ Как называются детеныши кошки?

    ♦ Какую пользу людям приносят кошки?

    ♦ Какие дикие звери являются близкими родственниками домашней кошки?

    ♦ Докажите, что кошка – хищное животное.

    ♦ Сравните способности и характеры собак и кошек.

    ♦ Какие песни, стихи, загадки, сказки о кошке вы знаете?

    Наблюдение за собакой

    Цели:

    - закреплять знания о собаке, ее характерных особенностях, способах приспособления к окружающей среде;

    - воспитывать чувство ответственности за тех, кого приручили.

    Ход наблюдения

    Воспитатель загадывает детям загадку:

    Я хозяину служу –

    Дом хозяйский сторожу.

    Я рычу и громко лаю,

    И чужих я прогоняю.

    Воспитатель задает детям вопросы:

    ♦ Почему собака домашнее животное?

    ♦ Как выглядит собака?

    ♦ Чем питается?

    ♦ Как называются детеныши собаки?

    ♦ Какую пользу людям приносят собаки?

    ♦ Как готовятся собаки к зиме?

    Тексты для заучивания

    Г. Скребицкий

    Белка

    1. Зверек маленький, с котенка ростом, желтенький весь, ушки торчком, с кисточками, а хвост большой, пушистый. Такой хвост зверьку вместо парашюта служит при прыжках с дерева на дерево. Очень ловко прыгает этот зверек. Называется он - белка.

    2. В лапках белка держит гриб. Это хлопотунья-белка готовит себе на зиму запасы. Да не только одни грибы. Где-нибудь в старом дупле у нее, наверное, есть целая кладовая. Туда она таскает орехи, желуди, шишки. Все это пригодится суровой зимой.

    Заяц

    1. Чьи это следы виднеются на снегу? Спереди радом - два больших отпечатка, а позади них один за другим - два маленьких. Это - следы зайца. Когда он прыгает, то заносит вперед задние лапы; поэтому получается так, что большие следы от задних лап впереди, а маленькие - от передних - сзади.

    Хорошо виден на свежем снегу заячий след. Ну, а где же сам заяц? Наверное, где-нибудь неподалеку. Вырыл себе ямку в снегу и спрятался в ней.

    2. К зиме заяц полиняет, белый станет, в снегу и незаметен. Днем зайцу разгуливать никак нельзя: хоть он и в шубке-невидимке, а все-таки сразу бы заметили его зоркий ястреб или лисица, схватили бы и съели. Вот зайцу и приходится весь день спать где-нибудь под кустиком, а как зайдет солнышко, начнет смеркаться, так заяц и просыпается. Сядет, насторожит уши, послушает: все ли кругом спокойно, потом потрет лапкой мордочку, умоется, обчистится и потихоньку-прыг-прыг - отправляется на кормежку.

    Медведь

    1. Бурый медведь - животное всеядное. Летом он найдет себе пропитание почти в любой местности. Медведь - искусный рыболов. Он хватает добычу не лапой, а зубами и крепко прикусывает. Поймать рыбу удается не сразу. Кормясь у реки, медведи легко нагуливают жир, необходимый для долгого зимнего сна.

    2. Из-за деревьев показалась медведица с двумя медвежатами. Малыши остались на берегу, а мать с плеском бултыхнулась в реку. Вскоре она выбралась на берег с рыбой, которую медвежата тут же у нее отобрали. Они начали дружно уплетать жирную рыбу вместе.

    3. Уютные гнезда устраивают белки. Сначала они сплетают мелкие веточки, а затем внутри их строят свое гнездо из сухой травы и мха. Где бывают сильные морозы, белки делают стенки гнезда особенно толстыми, добавляют  пух и шерсть. В гнездо ведет один или два хода, которые закрываются мхом или лишайником.

     «На нашем дворе»

    Евгений Чарушин

    Собака

    У Шарика шуба густая, тёплая, — он всю зиму по морозу бегает. И дом у него без печки — просто собачья будка, а там соломка постелена, и ему не холодно. Шарик лает, колхозное добро стережёт, злых людей да воров во двор не пускает, — за это все его любят да сытно кормят.

    Кошка

    Это кошка Маруська. Она в чулане мышь поймала, за это её хозяйка молочком накормила. Сидит Маруська на коврике, сытая, довольная. Песенки поёт-мурлычет, а её котёночек маленький — ему мурлыкать неинтересно. Он сам с собой играет — сам себя за хвост ловит, на всех фыркает, пыжится, топорщится.

    Свинья

    Вот Хавронья-красавица — вся мазана-перемазана, в грязи вывалялась, в луже выкупалась, все бока и рыло с пятачком в грязи.

    — Поди, Хавроньюшка, в речке ополоснись, грязь отмой. А то в свинарник беги, там тебя и вымоют и вычистят, будешь как огурчик, чистенькая.

    — Хрю-хрю, — говорит.

    — Не хочу, — говорит.

    — Мне здесь приятней!

    Корова

    Стоит Пеструха на зелёном лугу, траву жуёт-пережёвывает. Рога у Пеструхи крутые, бока толстые и вымя с молочком. Она хвостом помахивает: мух да слепней отгоняет.

    — А что тебе, Пеструха, вкуснее жевать — простую зелёную траву или разные цветочки? Может быть, ромашку, колокольчик или гвоздику? Поешь, поешь, Пеструха, повкуснее — молочко у тебя будет слаще. Придёт доярка тебя доить — надоит полное ведро вкусного, сладкого молока.

    Коза

    Идёт коза по улице, домой торопится. Дома её хозяйка покормит и напоит. А если хозяйка задержится, коза сама себе что-нибудь найдет. То веник погрызет, на кухне хлебца ухватит, в огороде рассады съест. Вот какая озорная! А молочко у козы вкусное, пожалуй, ещё вкуснее коровьего.

    Беседы

    «Беседа о белке»

    Программное содержание: закрепить и уточнить знания детей о белке, о ее внешнем виде, повадках, о том, как белка готовится к зиме.

    Предварительная работа: детям читали рассказы о белке; они разучивали стихотворения.

    Оборудование: картина «Белки».

    Ход занятия. 

    1. Вводная часть. 

    Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть картину.

    Воспитатель (обращаясь к детям с вопросами).

    - Скажите, дети, кого вы видите на этой картине. Что белочки делают? Какого цвета шубка у белок? Как вы думаете, почему на картине нарисованы белки в серых шубках?

    II. Основная часть.

    - Наступила зима, стало холодно, белки полиняли, у них вырос теплый мягкий пушок – подшерсток, а шубка стала красивого серо-голубого цвета. А зачем белке зимой нужна такая шубка?

     - Зимой на белом снегу белка в рыжей шубке будет далеко видна ее врагам, а в серо-голубой шубке ее не увидят. Кроме того, рыжая шубка у белки не такая теплая, она летняя, а серая – теплая, теперь белка и зимой не замерзнет.

    - Посмотрите еще раз на картину. Что вы видите на сучках? Как вы думаете, почему на сучках висят грибы? Кто их развесил? А что еще белка запасает на зиму? Чем еще она питается зимой?

    - Верно вы заметили. Белка сидит на ветке, хвостик распушила, а в лапках держит шишку. В шишках она находит вкусные семена. Шишки – основной корм белок зимой. Если шишек в лесу много, белкам живется хорошо, сытно, а если в лесу неурожай шишек, то белки спускаются на землю, уходят из своего родного леса, чтобы найти такой, в котором много шишек.

    III. Заключительная часть.

    - А кто из вас видел живую белку? Расскажите, где вы видели белку. Какая она? Вспомните, какие мы учили стихи про белку.

    Дети рассказывают о белке и читают стихи о ней.

    Для упражнения детей в узнавании, назывании и описании зверей проводят игру «Узнай, кто это». Воспитатель раздает детям картинки с изображением знакомых им зверей (одно и то же животное может быть у нескольких детей) и описывает их или загадывает загадки, например: «Летом ― серый, зимой ― белый, короткий хвост, живет в лесу, прыгает ловко, любит морковку. Кто это?» Дети отгадывают, потом сами по очереди описывают различных животных или загадывают о них загадки, а другие дети отгадывают и называют животное.

    «Дикие звери зимой»

    (беседа о белке, зайце, лисе, еже, медведе)

    Программное содержание:  способствовать обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период (пища, способы ее добывания зимой, условия жизни в зимнем лесу); развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей; развивать умение использовать модель в качестве плана рассказа; освоить умение рассказывать последовательно, связанно.

    Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение детской природоведческой литературы, дидактические игры, направленные на подготовку детей к составлению рассказов.

    Ход занятия:

    I. Вводная часть.

    – Ребята, вы хотите пойти на экскурсию  в зимний лес? Вспоминают правила поведения в лесу.

    Детям предлагается экскурсия в зимний лес (схема-макет в группе).

    II. Основная часть.

    1. По следам зайцев подходят к картинке или игрушке.

    – Кто это? Как выглядит? (Уши длинные, хвост короткий, задние лапы длиннее передних, острые зубы, которыми он, как ножом, срезает кору деревьев.)

    – Почему его не заметно на снегу? (Поменял шубку).

    Дети идут дальше. На пути два бугорка: один большой, другой маленький.

    – Кто всю зиму спит? Кто спрятался? (Еж и медведь.)

    – Вспомните, как выглядит еж. (Можно показать картинку, если дети затрудняются.)

    – Что в его в норке? (Корм на зиму не запасает, норка выстлана сухими листьями, спит всю зиму.) (Показать картинку.)

    2. Беседа о медведе.

    Вопросы:

    – Что за бугорок нам встретился?

    – Почему бугорок большой?

    – Как выглядит медведь? (Большой, одет в теплую бурую шубу, ходит тихо, быстро бегает, лазает по деревьям, может плавать.)

    – Как называется зимнее жилище медведя? (Берлога, которую он устилает листьями, хвоей). У медведицы зимой в берлоге появляются медвежата.

    3. Беседа о белке.

    На снегу разбросаны чешуйки и стерженьки шишек.

    – Кто насорил в лесу?

    – Кто любит лакомиться шишками? (На ветке сидит белка).

    – Как она выглядит? (Поменяла шубку с рыже-золотой на серебристо-серую, теплую, пушистый хвост, который бережет, чистит.)

    – Где живет? (В дупле).

    Воспитатель или ребенок читает стихотворение:

    Скачет белка там и тут.

    Белкин хвост – как парашют!

    Управляя им умело,

    Белка вниз с сосны слетела.

    Когда трескучие морозы

    Ветки опушат,

    Белка спрячется в дупло –

    Там и сухо, и тепло!

    III. Заключительная часть.

    Рассказы воспитателя о зверях.

     «Домашние животные и их детёныши»

    Цель:  закрепление представления о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках.

    Задачи: 

    а) образовательные: уточнение, расширение и активизация словаря. Совершенствование употребления в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и слоговой структуры. Закрепление употребления форм творительного и предложного падежей имени существительного в единственном числе;

    б) развивающие: развитие диалогической речи, слухового внимания и памяти, речевого слуха, тонкой моторики и координации речи с движением;

    в) воспитательные: воспитание любви и заботы о домашних животных.

    Оборудование: иллюстрации домашних животных: кошка, собака, корова, свинья, коза и их детеныши, картинки жилищем животных.

    Ход занятия:

    I. Вводная часть.

      Беседа о домашних животных (по иллюстрациям).

    - Назовите маму, папу, детёныша.

    - Где живут эти животные? (коровник, свинарник, хлев, конура, будка, дом).

    - Как кричат? (мяукает, лает, мычит, хрюкает, блеет).

     II. Основная  часть.  

     Артикуляционная гимнастика

    «Корова жуёт жвачку» - имитировать жевание.

     «Кошка лакает молоко» - высунуть «широкий» язык изо рта, поднять кончик языка вверх «чашечкой» и спрятать язык в рот.

    «Кошка облизывается» - повернуть голову влево – облизать верхнюю губу, повернуть голову вправо – облизать нижнюю губу.  

    Дидактическое упражнение «Кем был – кем будет?» (по иллюстрациям)

    Составить предложение про щенка со словом «будет»; про корову со словом «была» и т. д. (щенок будет собакой, корова была теленком).

    Дидактическое упражнение «Чьи, чьё, чей?» (по иллюстрациям)

    Например, «Уши чьи?» – кошачьи, собачьи, козьи, коровьи, свиньи.

    Дидактическое упражнение «Один - много»

    Один котёнок лакает молоко. – Много котят лакают молоко.

    Один телёнок мычит. - …..

    Один щенок бежит. - …

    Один козлёнок скачет. - …

    Один поросёнок ест. - …

    Один ягнёнок жуёт - …

    Дидактическое упражнение «Измени слово»

    1, 2, 3, 4, 5 –

    Будем слово «кот» менять.

    У норы добычу ждёт,.

    Притаившись серый … (кот).

    Мышь осталась без хвоста,

    Убегая от … (кота),

    А теперь и за версту

    Не приблизится к … (коту).

    Крыса старая, и та,

    Видя грозного … (кота),

    Убежит скорей под дом,

    Чтоб не встретиться с … (котом).

    Там дрожит и в темноте

    Вспоминает о … (коте).

    III. Заключительная часть.

    «Нелепицы», «4-й лишний», «Чего не хватает?».

    Итог. Что запомнилось вам  особенно?

    Дидактические упражнения

    «Кто чем питается»

    Цель: Учить употреблению существительных в творительном падеже.

    Оборудование: картинки животных, корм животных.

    Ход: ребенок берет в руки, например, картинку с мышкой, и говорит: «Мышками питаются лиса и кошка».

     «Животные и их детеныши»

    Цель: развитие словаря существительных, закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, внимания, памяти.

    Ход игры: бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного.

    У медведя – медвежонок, у лисы – лисенок, у волка – волчонок, у зайца – зайчонок, у белки – бельчонок, у коровы – теленок, у свиньи – поросенок, у козы – козленок, собаки – щенок, у кошки – котенок.

    «Подскажи словечко»

    Цель: развитие глагольного словаря, мышления, быстроты реакции.

    Ход: дети становятся в круг. Взрослый, в ходе игры бросая мяч поочередно каждому ребенку, задает вопросы: « Собака лает, а кошка? Сова летает, а заяц? Корова ест сено, а лиса? Коза блеет, а волк?». Дети, возвращая мяч, отвечали: «Кошка мяукает и т. д.».

    Игра с мячом «Чья голова?»

    Цель: расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных.

    Ход: в ходе упражнения взрослый, бросая мяч кому-либо из детей, говорит: «У волка голова...», а ребенок, бросая мяч обратно, заканчивает: «...волчья» и т. д. Примеры: у кошки – кошачья, у зайца – заячья, у лисы – лисья, у собаки – собачья, у белки – беличья, у медведя – медвежья. В качестве усложнения было предложено детям составить предложения с этими прилагательными.

    «Сравни зверей»

    Цель: развитие словаря прилагательных, учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.

    Ход: взрослый предлагает рассмотреть мишку и мышку.

    - Мишка большой, а мышка... (маленькая). Еще, какой Мишка... (толстый, толстопятый, косолапый)? А мышка, какая... (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая)? Что любит Мишка... (мед, малину), а мышка любит... (сыр, сухарики).

    - Лапы у Мишки толстые, а у мышки... (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка... (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки... (короткий).

    « Прятки»

    Цель: учить образовывать форму родительного падежа имен существительных. Активизировать словарь по теме.

    Материал: предметные картинки из серии «Дикие животные».

    Ход игры: взрослый показывает часть картинки и просит узнать животное.

    Например:

    Это чей хвост? ...(Это хвост лисы.)

    Это чьи уши? ... (Это уши зайца.)

    Подвижные игры

    «Кто как передвигается?»

    Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости.

    Ход игры: взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить и показать движениями данное животное. Игра проводится с перебрасыванием мяча различными способами. Педагог: «Птицы как передвигаются? А собака, кошка? А лягушки, зайцы?».

    «Покажи, отгадай и повтори»

    Цель: активизировать словарь по заданной теме, развитие общей моторики, уметь согласовывать движения и речь.

    Ход игры: дети встают в круг, выбирается ведущий он загадывает какое-либо животное, но не называет его, а только показывает жестами. Дети должны отгадать загаданное животное и показать, тот ребёнок, кто первый отгадал, становиться ведущим.

    «Где кто живет?»

    Цель: автоматизировать знания детей по данной теме, а именно – классификация животных. 

    Ход: дети стоят в две шеренге на расстоянии 8 - 10 шагов одна от другой. Посередине между шеренгами начертить два круга, каждое 80 - 100 см диаметром; один круг - "двор", другой - "лес". В каждой шеренге есть одинаковые "животные". Каждый ребенок выбирает себе название любого животного, дикого или домашнего. Например, первые два ребенка в двух шеренгах - зайцы, вторые - кошки и т. д. Когда воспитатель называет домашних животных, дети, которые имеют названия этих животных, быстро бегут во «двор». Например, на сигнал воспитателя "медведи" дети - "медведи" из двух шеренг спешат в круг, которое является лесом; на сигнал "кошки" дети - "кошки" из двух шеренг спешат в круг, которое является двором. Воспитатель отмечает того ребенка из пары, который быстрее добежит до круга. Когда все дети будут в кругу, игра заканчивается.

    Игры-драматизации

    Игра-драматизация русской народной сказки «Заюшкина избушка»

    Цель: учить инсценировать русскую народную сказку «Заюшкина избушка».

    Задачи: познакомить с правилами кукловождения; совершенствовать умение рассказывать сказку по ролям; учить соотносить движения куклы и слова; учить интонацией передавать настроение героя; воспитывать чувство сопереживания, сочувствия; ввести в активный словарь детей «сказочную» лексику (лубяная, несу косу, сижу на печи).

    Материал: плоскостное изображение ледяной и лубяной избушек, деревья, кусты; куклы-варежки: лиса, заяц, петух, медведь, собака, волк; ширма в рост ребенка.

    Ход игры-драматизации

    Ведущий: Посмотрите и послушайте сказку «Заюшкина избушка».

    Жили-были Лиса и Заяц. У Лисы была избушка ледяная, а у Зайца - лубяная. Пришла весна-красна. Под теплыми лучами весеннего солнышка избушка Лисы растаяла, а избушка Зайца стоит как ни в чем не бывало. Вот и побежала Лиса к соседу.

    Лиса: Заинька-соседушка, пусти меня погреться. Пусти, родненький!

    Заяц: Заходи, Лисонька.

    Ведущий: Не успела Лиса войти в из­бушку, как тут же стала гнать бедного Зайца.

    Лиса (в окошке): Уходи прочь, Косой! Чтобы духу твоего не было!

    Ведущий: Погнала Лиса Зайца. Сел он на пенек и заплакал. Идет мимо собака.

    Собака: «Ав-ав-ав! О чем, Заяц, плачешь?».

    Заяц: Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у нее избушка растаяла. Она и попросилась ко мне погреться да меня и выгнала.

    Собака: Не плачь, Заяц. Я ее выгоню!

    Ведущий: Пошла Собака к избушке и стала гнать Лису.

    Собака: Ав-ав-ав! Поди, Лиса, прочь. Ав-ав-ав!

    Лиса (в окошке): Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

    Ведущий: Испугалась Собака и в лес убежала. А Заяц по-прежнему сидит на пеньке и плачет. Идет мимо Волк.

    Волк (участливо): О чем, Заяц, плачешь?

    Заяц: Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у нее избушка растаяла, она и попросилась ко мне погреться да меня и выгнала.

    Волк. Не плачь, Заинька. Я ее выгоню!

    Заяц: Нет, не выгонишь. Собака гнала – не выгнала, и ты, Волк, не выгонишь.

    Волк: Нет, выгоню!

    Ведущий: Подошел Волк к избушке и стал гнать Лису.

    Волк: Поди, Лиса, вон!

    Ведущий: А Лиса Волка ничуть испугалась.

    Лиса (в окошко): Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам

    Ведущий: Испугался Волк и убежал. Идет мимо Зайца Медведь.

    Медведь (участливо): О чем, Заяц плачешь?

    Заяц: Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у Лисы ледяная. Пришла весна, избушка у Лисы и растаяла. Она попросилась ко мне погреться да меня и выгнала.

    Медведь (важно): Не плачь, Зайчик, я ее выгоню!

    Заяц: Нет, Медведь, не выгонишь. Собака гнала - не выгнала, Волк гнал – не выгнал, и ты, Медведь, не выгонишь.

    Медведь (упрямо): Нет, выгоню!

    Ведущий: Подошел Медведь к избушке и стал гнать Лису.

    Медведь (рычит): Поди вон, Лиса! Немедленно!

    Ведущий: А Лиса не испугалась.

    Лиса (в окошко): Как выскочу, как прыгну, пойдут клочки по закоулочкам.

    Ведущий: Испугался Медведь и убежал. Идет мимо Зайца Петух.

    Петух: Ку-ка-ре-ку! Почему, Зайка, плачешь?

    Заяц: Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у Лисы ледяная. Пришла весна, избушка у Лисы и растаяла. Она попросилась ко мне погреться да меня и выгнала.

    Петух: Я ее сейчас выгоню!

    Заяц: Нет. Не выгонишь. Собака гнала - не выгнала, Волк гнал - не выгнал. Медведь гнал - не выгнал, и ты, Петушок, не выгонишь.

    Петух: Нет, я выгоню! Я - храбрый Петух! Ку-ка-ре-ку!

    Ведущий: Подошел Петух к избе и стал гнать Лису.

    Петух: Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу Лису посечи! Поди, Лиса, вон.

    Лиса: Шубу надеваю...

    Петух: Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу Лису посечи! Ступай, Лиса

    Ведущий: Лиса испугалась и убежала. И стали Заяц и Петух жить поживать в Зайкиной избушке. Вот и сказке конец!

    Игра–драматизация "Теремок"

    Цель: учить детей играть в коллективе, чётко выполняя действия.

    Задачи:

    А) образовательные: работать над совершенствованием фразовой речи:

    умение правильно употреблять простые предлоги (к, в, на, из),

    умение вести диалог: слушать друг друга; вступать в   диалог поочерёдно,

    умение говорить чётко, ритмично,  договаривая окончания слов.

    Б) развивающие: развивать наблюдательность и умение подражать движениям зверей, развивать выразительность речи  и умение изменять тембр голоса, с помощью которого выражать настроения героев и их отношение  друг к другу.

    В) воспитательные: воспитывать умение переживать и сопереживать героям, воспитывать желание положительного разрешения  ситуации.

    Предварительная работа: чтение сказки «Теремок»; распределение и разучивание ролей: умение говорить чётко, ритмично, договаривая окончания слов; подготовка атрибутов; работа с простыми предлогами (к, в, на, из), над приставочными глаголами (подошёл, зашёл, вошёл, вышел и т.д.).

    Оборудование: домик, строительный конструктор, маски и костюмы животных, магнитофон, фонограммы, декорации леса и обстановка в теремке.

    Ход: Звучит музыка. Выходит сказочник.

    Сказочник:

    В мире много сказок –

    грустных и смешных

    И прожить на свете нам нельзя без них.

    В сказке может всё случиться,

    наша сказка - впереди.                          

    Сказка в двери к нам стучится,

    Скажем гостю: «Заходи!»

    Сказочник:

    Занавес открывается,

    И звенит звонок…

    Ребёнок звенит в звонок.

    Сегодня к нам приходит сказка «Теремок».

    Звучит музыка леса. Начинается сказка.

    Сказочник:

    В чистом  поле теремок- теремок.

    Он не низок, не высок.

    Кругом чистые луга,

    Рядом чистая река,

    А вокруг стоит лесок,

    Тут мышка мимо шла,

    К теремочку подошла.

    Мышка:

    Что за терем-теремок?

    Он не низок, не высок.

    Кто, кто в теремочке живёт?

    Кто, кто в невысоком живёт?

    Сказочник:

    Никто не ответил Мышке.

    И решила Мышка:

    Мышка:

    Хватит мне бродить по свету.

    Будет мне тепло зимой.

    Если никого здесь нету,

    Теремочек  будет мой!

    Сказочник:

    Только свет зажгла норушка,

    Появляется Лягушка.

    Лягушка:

    Что за славный теремок?

    Кто, кто в теремочке живёт?

    Кто, кто в невысоком живёт?

    Мышка:

    Я – Мышка-норушка,

    А ты кто?

    Лягушка:

    Я – Лягушка-квакушка.

    Пусти меня в дом,

    Будем жить с тобой вдвоём.

    Мышка:

    Для тебя найдется место,

    Веселее жить вдвоём,

    Вот сейчас замесим тесто,

    А потом чайку попьём.

    Сказочник:

    Поселилась Мышь с Лягушкой-

    Лупоглазою подружкой,

    Топят печь, зерно толкут,

    Да блины в печи пекут.

    Так живут они тихонько.

    Сказочник: Вдруг появился на рассвете Зайчик-побегайчик.

    Зайчик:

    Что за славный теремок?

    Кто там, в тереме живет, расскажите Зайке.

    Мышка: Я – Мышка-норушка.

    Лягушка: Я – Лягушка-квакушка. А ты кто?

    Зайчик:

    Я –Зайчик-побегайчик.

    Вы пустите меня жить.

    Я хороший зайчик.

    Мышка и лягушка: Иди к нам жить, втроём веселей!

    Сказочник:

    Вот живут они втроем,

    Мышка-норушка, Лягушка-квакушка,

    Зайчик-побегайчик.

    Живут-поживают, добра наживают.

    Сказочник: Вот идёт Лиса-краса.

    Лисичка:

    Вот так терем-теремок,

    Кто тут в тереме живет?

    Люди или звери?

    Мышка: Я – Мышка-норушка.

    Лягушка: Я - Лягушка-квакушка. А ты кто?

    Зайчик: Я – Зайчик-побегайчик. А ты кто?

    Лисичка: А я красавица Лиса.

    Лягушка:

    Заходи, кума, смелей!

    Вместе будет веселей!

    Сказочник:

    Вот живут они, играют,

    И печаль они не знают,

    Не грозят им шум и гам,

    Спят спокойно по ночам.

    Звери укладываются спать.

    Вдруг крадется серый волк.

    Волк:

    Вот хоромы, так хоромы.

    Здесь простора хватит всем,

    Что молчите?

    Волк прислушивается, стучит в дверь.

    Есть кто дома?

    Да не бойтесь, вы не съем.

    Мышка: Я – Мышка-норушка.

    Лягушка: Я – Лягушка-квакушка.

    Зайчик: Я –Зайчик-побегайчик.

    Лисичка: А я лиса-краса. А ты кто?

    Волк: Я – Волчок серый  бочок.

    Зайчик: Ладно, серый заходи! Только не кусайся!

    Сказочник:

    Хорошо живут зверята.

    Всем довольные ребята.

    В это время из-за ели,

    Вышел Мишка-косолапый.

    Он мотает головой,

    Рассуждает сам с собой.

    Медведь подходит к теремку и ревёт.

    Мишка:

    Что за терем-теремок?

    Он не низок, не высок,

    Кто, кто в теремочке живёт?

    Кто, кто в невысоком живёт?

    Мышка: Я – Мышка-норушка.

    Лягушка: Я – Лягушка-квакушка.

    Зайчик: Я – Зайчик-побегайчик.

    Лисичка: А я Лисичка-сестричка.

    Волчок: Я – Волчок серый  бочок. А ты кто?

    Мишка:

    А я Мишка-косолапый

    С вами жить хочу и я.

    Звери:

    Нет, медведь, не надо!

    Больно ты огромен!

    Мишка:

    Да не бойтесь, помещусь!

    Я в запросах скромен.

    Сказочник:

    Медведь лезет в теремок. Теремок начинает шататься и падает.

    Еле-еле успели выскочить из теремка:

    Мышка-норушка, Лягушка-квакушка,

    Зайчик-побегайчик, Лиса-краса, Волчок-серый бочок.

    Звери:

    Ай-яй-яй-яй-яй-яй-яй!

    Что ж ты Мишка натворил?

    Мишка:

    Ну, простите вы меня.

    Я ведь не нарочно!

    В нем и так жить можно!

    Зайчик: Чем о домике жалеть, лучше новый сложим!

    Сказочник:

    И пошла у них работа: принялись они бревна носить,

    доски пилить – новый теремок строить.

    И построили теремок новый, красивый, просторный!  

    Лучше прежнего выстроили!  

    Все звери: Мы теперь здесь все друзья!

    Сказочник:

    Сказке наступил конец,

    а кто слушал, молодец.

    Дружба сказке помогла.

    С дружбой спорятся дела.

    Лепка

    «Подарок для Хрюши»

    Техника: пластилинография

    Цель: закрепить представления детей о домашних животных, об особенностях их внешнего облика.

    Задачи:

    А) образовательные: продолжать знакомить детей со свойствами пластилина (мягкий, податливый, способен принимать любую форму).

    Б) развивающие: учить детей достигать выразительной передачи формы, цвета, изображений мелких деталей объекта.

    В) воспитательные: воспитывать аккуратность в работе с пластилином. Вызвать у детей желание делать приятное, дарить подарки.

    Оборудование: пластилин розового цвета, доски для лепки, стеки, тренажёр « весёлый мячик» - для разминки пальцев перед началом работы, картон яркого цвета 1/2, бумажная салфетка, тканевая салфетка (на каждого ребёнка).

    Возможны дополнительные материалы (бисер, бантики).

    Дидактическое пособие для рассказывания « В деревне».

     

    Ход занятия:

    I. Организационная часть.

    - Ребята, у людей есть верные друзья и помощники – домашние животные.

    А скажите мне, почему этих животных называют домашними? (ответы детей).

    - Правильно. Домашние животные живут рядом с человеком, он кормит их и ухаживает за ними. В свою очередь они тоже стали полезными для человека: дают молоко, шерсть, мясо. Охраняют дом.

    II. Основная часть.

     - Я предлагаю вам угадать животных по загадкам:

         Стоит копна посреди двора – спереди вилы, а сзади метла (корова) 

    Груз везёт, сено жуёт, хвостом помахивает, гривой потряхивает. И–го–го, И–го–го, поскачу я далеко (лошадь) 

    В дом чужого не пущу, без хозяина – грущу (собака) 

    - Какие вы молодцы! Правильно назвали всех животных, но про одно забыли.

    - Попробуйте угадать, кто спрятался от нас в этой загадке?

    Чок – Чок, пятачок,

    Сзади розовый крючок,

    Посреди бочонок,

    Голос тонок, звонок.

    В луже я лежать люблю,

    И похрюкивать: «Хрю–Хрю»

    - Это свинья (поросёнок) – отвечают дети.

    - Правильно. Ребята, расскажу вам по секрету, к нам в гости приехал настоящий родственник свиньи. Угадайте?

    С Филей и Степашкой очень я дружу,

    И с Каркушей также потрещать люблю,

    А зовусь Я (Хрюшей) милые друзья,

    Так встречайте гостя (воспитатель вносит игрушку),

    Здравствуйте, а вот и я!

    - Ребята, наш гость приехал посмотреть, чем мы занимаемся, во что играем, и он очень хочет найти друзей. Но с дороги он устал, да и мы засиделись. Давайте покажем нашему гостю, как мы умеем снимать усталость и поднимать настроение.

    Физ. минутка «Поросятки»

    Лентяи – поросятки (округлить руки вдоль туловища)

    Не делают зарядки.

    И стали неуклюжи (раскачиваться из стороны)

    Не вылезти из лужи (в сторону)

    Никак, никак, никак.

    А наши – то ребятки (руки поднять вверх, к плечам)

    Все делают зарядку (пальцы сжаты в кулачки)

    И делают как нужно (руки в стороны, пальцы разжать)

    Вот так, вот так! (Руки к плечам)

    Шагают в ногу дружно (ходьба на месте)

    Вот так, вот так!

    - Ребята, Хрюша мне по секрету сказал, что очень хотел бы иметь свой портрет. А давайте, по поводу нашего знакомства, нарисуем портрет Хрюши и подарим ему? (ответы детей).

    -А рисовать мы будем не красками, а пластилином. У меня есть волшебные мячики, которые разогреют наши пальчики (раздать тренажёры).

    Разминка для рук

    Жили – были поросятки (мяч сжимать в руках)

    На полянке у реки.

    Рано утром просыпались (круговые движения)

    Умывали пятачки (около носа, пальцами)

    Мыли ушки и копытца. (Переминая мяч)

    Ох, и тёплая водица!

    -Ну вот, мы разогрели наши ладошки и пальчики, отложили мячики.

    III. Практическая часть

    Туловище:

    Кусочек пластилина на ладошку положили,

    И ладошкою прикрыли. В ручках пластилин крутился,

    В шарик быстро превратился.

    Приложили и прижали, Ручки наши не устали.

    Скатать шар, расплющить его в центре заготовки (на середине картонной основы нарисован круг), размазать пластилин, не заезжая за края контура.

    Глазки сделаем легко, Наши ручки могут всё.

    Скатать два шарика – горошины, из пластилина чёрного цвета, прилепить глаза.

    Ножки (копытца):

    Толстую колбаску раскатаем мы сейчас,

    Вперёд – назад ладошки движутся у нас.

    Скатать короткую толстую колбаску, отделить кусок на пятачок, оставшуюся разделить пополам. Прикрепить ножки под туловищем, стеком сделать надрезы – копытца.

    Хвостик:

    От большого куска отщипнули кусочек,

    И сделали хрюшке хвостик – крючочек.

    Скатать тонкую колбаску, прикрепить сбоку и закрутить.

    Ушки:

    Шарик быстро мы скатаем.

    Вместе в блинчик превращаем,

    Чтобы ушки получить, надо стеком разделить.

    Скатать шарик, приплюснуть, разделить на четыре половинки, взять два треугольника и прикрепить к основе.

    Пятачок:

    Снова шарик мы скатаем,

    И в ладошках прижимаем.

    Получился чок–да–чок

    Аккуратный пятачок.

    Скатать шар, приплюснуть, приложить на туловище.

    - Вот портрет готов. И мы с удовольствием подарим его нашему гостю, но обязательно ребята, скажем от кого: «Хрюше на память от Егора»

    Аппликация

    «Зайчата» из ватных дисков.

    Цель: закрепить знаний детей о зайце, об особенностях его внешнего вида.

    Задачи:

    А) образовательные: научить делать аппликацию «Зайчата» из ватных дисков, учить создавать сюжетную композицию.

    Б) развивающие: развитие речи, мелкой моторики, ориентировки на листе бумаги при создании поделки, развитие фантазии.

    В) воспитательные: воспитывать аккуратность в работе. Вызвать у детей желание делать приятное, дарить подарки.

    Оборудование: лист формата А5 зеленой бумаги – основание работы, ватные диски 2-3 шт., бумага для глаз, клей ПВА.

    Ход:

    1. Изготовление частей зайца.

    Основным материалом для аппликации являются всем известные ватные диски. Из этих самых дисков необходимо вырезать: ушки - 2 шт., лапки («ручки») - 2 шт., лапки («ножки») - 2 шт., щечки – 2 шт.

    Для животика и головы требуется по одному целому диску.

    Глаза можно нарисовать или вырезать из цветной бумаги соответствующих цветов.

    2. Наклеивание крупных деталей.

    Детали из ватных дисков приклеиваются к листу-основе в следующем порядке: голова, животик, ушки, щечки, лапки.

    Если в качестве основы была взята бумага, то не желательно намазывать слишком много клея. От этого бумага может изогнуться при высыхании.

    3. Завершающие операции с зайцем.

    Желательно подсушить поделку.

    После этого наклеить глазки и носик. Зрачки можно дорисовать или приклеить из пластилина.

    Зайчик готов!

    Рисование

    «Нарисуй животное» (по выбору детей)

    Техника: способ тычка.

    Цель: закрепление знаний детей о животных.

    Задачи: 

    А) образовательные: учить рисовать животных способом тычка.

    Б) развивающие: развитие речи, мелкой моторики рук, воображения.

    В) воспитательные: воспитывать аккуратность при выполнении работы, бережное отношение к животным.

    Оборудование: аудиозапись Антонио  Вивальди  «Весна».

    Предварительная работа: приготовить с детьми листочки с фоном способом набрызга.

    Ход:

    I. Организационный момент.

    - Читая рассказы о животных и рассматривая иллюстрации, мы узнали много нового и интересного. А сегодня вы сами будете художниками и нарисуете своих замечательных зверят. Перед вами лежат листочки с фоном, которые вы сами сделали способом набрызга.

    Вспомните, каким способом мы рисовали «Котенка», чтобы он получился пушистый?

    Ответы детей: способом тычка.

    II. Основная часть.

    Воспитатель:

    - Давайте вспомним правила выполнения рисования тычком жесткой полусухой кистью. Как нужно правильно держать кисть при рисовании тычком?

    Ответы детей: кисть надо держать вертикально.

    Воспитатель:

    - Можно ли опускать кисть в воду при рисовании тычком?

    Ответы детей: при работе тычком кисть в воду опускать нельзя.

    Воспитатель:

    - Возьмите в правую руку кисть вертикально. Давайте покажем в воздухе, как мы будем рисовать способом тычка. Таким образом заполняется весь контур вашей фигуры (упражнения в воздухе).

    Самостоятельная работа детей.

    Звучит тихая музыка Антонио  Вивальди  «Весна».

    Во время рисования слежу за осанкой детей, как держат кисть. Осуществляю индивидуальную помощь (дополнительный показ, совет). Когда остается несколько минут до конца занятия, предупреждаю детей:

    - Ребята, заканчиваем свои работы.

    III. Заключительная часть.

    Анализ детских работ.

    При просмотре рисунков прошу показать самого пушистого зверя, самого толстенького, самого маленького. Задаю вопрос:

    - Какой рисунок тебе понравился больше всего? Почему?

    Итог занятия.

    Назовите способ рисования, который мы использовали сегодня.

    Ответы детей: мы рисовали тычком жесткой полусухой кистью.

    Воспитатель:

    - Молодцы, ребята! Вы сегодня очень старались, рисовали увлеченно, с желанием. Работы получились аккуратные, зверята на них как живые. Наши рисунки мы разместим на выставке  и пригласим ребят из других групп посмотреть нашу выставку.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по активизации активного словаря детей на основе лексической темы "Дикие животные и их детеныши"

    Конспект занятия: Обогащение активного и пассивного словаря детей на основе лексической темы "Дикие животные средней полосы и их детеныши"...

    Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (ОНР) на тему: «Обитатели наших лесов» (по лексической теме «Дикие животные»)

    Цель: формирование  представлений детей об условиях среды, к которой приспособились животные и их детеныши     Задачи:Познание:расширять и активизировать номинативного и глагольног...

    Методические рекомендации родителям по закреплению лексической темы: "Дикие животные"

    Методические рекомендации родителям по закреплению лексической темы: "Дикие животные"...

    Домашнее задание по лексической теме "Дикие животные"

    Домашнее задание по лексической теме "Дикие животные"...

    Конспект логопедического занятия "Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Дикие животные" для детей старше-подготовительной группы

    Конспект логопедического занятия "Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Дикие животные" для детей старше-подготови...