Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему "Дикие животные зимой"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Андриишин Любовь Михайловна

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему "Дикие животные зимой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Дикие животные зимой"25.22 КБ

Предварительный просмотр:

            Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе

Тема: «Дикие животные зимой»

Цель: Расширить знания детей об обитателях леса, особенностях их жизни зимой.

Задачи:

Область "Познавательное развитие":

-продолжать знакомить детей с дикими животными;

-расширять представления детей об образе жизни лесных обитателей зимой, как приспособились к суровым условиям (чем питаются, как спасаются от холода, от своих врагов)

Область "Речевое развитие":

-расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщении знаний о диких животных;

 -совершенствовать умение участвовать в беседе.

Область "Социально-коммуникативное развитие": 

- воспитывать осознанно - правильное отношение к природе, заботу и внимание ко всему живому;

- побуждать умение включаться в совместную игровую и трудовую деятельности.

Область «Художественно-эстетическое развитие»:

- развивать воображение и творческое мышление.                                                            

Область "Физическое развитие":

- развивать координацию движений, крупную и мелкую моторику рук, умение соотносить речь с движениями.

Материалы к занятию: Изображение диких животных, иллюстрации с картинами зимнего леса, рабочие листы, пазлы.

Предварительная работа: наблюдение за сезонными изменениями в природе.

                                                   

                                                      Ход НОД

1.Организованная часть.

Воспитатель:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила!

Что это? (Зима)

Воспитатель: Ребята, а вы любите зиму? 

Воспитатель: Мы рады снегу, нам хорошо зимой. Живём в тёплых домах, с наступлением зимы одеваем тёплую одежду: шапки, пальто, сапоги и варежки.А за городом, в лесу живут звери. Как вы думаете, трудно ли приходится лесным зверям зимой? (Да, так как зимой в лесу холодно и голодно, трудно под снегом отыскать корм, трудно передвигаться по глубокому снегу в поисках пищи).

Воспитатель: Ребята, какие животные живут в лесу? (Волк, белка, заяц, медведь…)

- А как их всех можно назвать? И почему? (Дикие животные, сами себе добывают пищу). 

2.Основная часть.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в зимний лес.

Посмотрите на картинку (слайд №1), в лесу была вьюга, метель и все звери спрятались, разбежались.

Воспитатель: Давайте заглянем в зимний лес и найдём животных. А чтоб нам их найти, надо разгадать загадки.

Воспитатель:

Всех боится он в лесу:

Волка, филина, лису.

Бегает от них, спасаясь,

С длинными ушами… (заяц)

 (Слайд №2)

Воспитатель: Уши у зайца длинные, а хвостик пушистый и маленький. Задние лапы длиннее передних. В течение всей жизни происходит рост зубов, поэтому необходимо есть твердую пищу, чтобы их поверхность стачивалась.

Воспитатель: Как же он готовится к зиме? (Меняет шубу летнюю, на зимнюю)

Воспитатель: Зачем он это делает? (Потому что она теплее и помогает зайцу спасаться от хищников)

Воспитатель: Как заяц спасается от врагов? (быстро бегает, петляет, запутывает следы, затаивается. Но если уж настигнет враг, он будет защищаться, отбиваться лапами, кусаться, ведь у зайца очень острые зубы).

Воспитатель: Где заяц живёт? (под кустом)

Воспитатель: Воспитатель: А теперь угадайте загадку и найдём ещё одного лесного жителя.

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка)

(Слайд №3)

Воспитатель: Белка на зиму линяет, рыжая шерсть выпадает, вырастает новая, серая, тёплая, серый цвет спасает белку от хищников, на зиму белка делает запасы (сушит на ветках грибы, шишки и орехи прячет под корни деревьев).

- Где живёт белка? (в дупле).

Воспитатель: В дупле у белки сухо, тепло, все дырочки мхом белка законопатила. Как только на мороз потянет, она забирается в дупло, сворачивается клубочком и закрывает хвостом носик. Так и спит.

Воспитатель: Белки превосходно плавают. Однако есть небольшая проблема, у них слишком большой и пушистый хвост, поэтому плавая они стараются, чтобы хвост находился максимально высоко над водой, ведь если он намокнет, белка может утонуть. Белка может упасть с высоты около 150 метров и совершенно не пострадать. Дело снова в её чудесном хвосте, он служит парашютом и рулём одновременно.

Воспитатель: Следующая загадка.

Всех зверей она хитрей,

Шуба рыжая на ней. (Лиса)

(Слайд №4)

Воспитатель: - Какого цвета у лисы шуба? (рыжая, а грудка и кончик хвоста у неё белые).

- Как лиса готовится к зиме? Линяет ли лиса на зиму? (да, у лисы вырастает новая шерсть, особенно на лапках, чтобы лиса не замёрзла, но цвет шубы не меняется).

- Где живёт лиса? (в норе)

Воспитатель: А вы знаете, что в сильный мороз лиса прикрывает нос своим пушистым хвостом, чтобы он не замерз. Лиса очень умное, хитрое животное. Слух у лисы отличный. Она за много метров слышит, как под снежным покровом возятся мышки. Так мышами в основном и кормится всю зиму. Лиса запасов не делает, голодно бывает ей порой.

Воспитатель: Отгадайте следующую загадку.

Есть у нас обычай:

Ходим стаей за добычей,

Прячемся у тёмной ёлки.      

Кто мы – лисы или волки? (Волки)

(Слайд №5)

Воспитатель: Волк тоже готовится к зиме. Шерсть у волка к зиме отрастает и становится густой и тёплой. Дом, в котором живёт волк с волчицей называется логово, здесь весной у волчицы рождаются детёныши.

Волки зимой живут стаями. В каждой стае волков всегда есть вожак. Это положение необходимо заслужить, показав свою отвагу и силу. Днем они спят, а охотятся по ночам.

 Воспитатель: Отгадайте следующую загадку:

Он из леса вышел снова,
Не олень и не корова.
Повстречаться нам пришлось
Познакомьтесь это...(Лось)

(Слайд №6)

Воспитатель: Правильно. Лось - большое животное, высокое, имеет длинные ноги, сильные копыта, рога. Лоси умеют легко бегать по глубокому снегу. Защищаются сильными копытами и рогами. Красивые рога у лосей только у самцов, самки безрогие. Зимой рога у самцов опадают сами, а весной начинают расти новые. Чем питается лось?

Лоси тоже не делают запасов, поэтому им приходиться тяжело зимой, они с трудом пробираются сквозь заснеженную чащу, по снегу, в поисках корма: раскапывают под снегом сухую траву, объедают тонкие ветки с кустарников и деревьев.

Воспитатель:

Зима, это очень трудное, холодное время года, которое очень нелегко пережить. У животных леса - это самая тяжелая пора. Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках.

Давайте сложим картинки и узнаем, какие животные зимой спят. (Делим детей на две команды, они собирают картинки животных)

Воспитатель: Кто будет спать в своих домиках? (Ёжики, суслики, еноты, барсуки, медведь.)

Воспитатель: Сколько месяцев они будут спать? (Три месяца: декабрь, январь, февраль.)

Воспитатель: Три месяца – это очень долгий срок, поэтому, как должны готовится звери к зиме?

Воспитатель: Правильно, они сейчас должны как следует есть, накопить много жира, чтобы не замерзнуть и не проголодаться до весны. Они утепляют свои домики.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку. Что это за сугроб в лесу? (Берлога медведя)

Воспитатель: Правильно, это берлога медведя. А иней на кустах потому, что медведь дышит, и теплый воздух через небольшое отверстие выходит наружу. Медведь завалился спать до самой весны. А где спрячутся ёжики, барсуки, суслики, еноты?

Воспитатель: Правильно. Например, ёжик с наступлением заморозков глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму.

Физкультминутка.

Зайке холодно сидеть,          (Присесть на корточки)

Нужно лапочки погреть.      (Встать, потереть ладошки друг о друга)

Лапки вверх, лапки вниз,     (Поднять руки вверх, опустить)

На носочках подтянись.       (Встать на носочки, потянуться вверх)

Лапки ставим на бочок,        (Поставить руки на пояс)

На носочках скок-скок-скок.  (Прыжки на месте)

Игра «Угощение»

Воспитатель:

Сидит белка на пенёчке,

Раздаёт друзьям грибочки,

Мёд, малину, корешки,

Ешьте, звери, от души.

                                 (Е.Моносова, Т.Бардышева)

Воспитатель: Ребята, подумайте и дайте полный ответ, кто что ест, грызёт, жуёт.

Ёж ест грибы, ягоды, птичьи яйца.

Белка грызёт орехи, сухие грибы.

Заяц грызёт кору, ветки, корешки, ест траву.

Медведь ест мёд, малину, корешки.

Лось жуёт траву, листья, ветки.

Игра «Хвастуны»

Воспитатель: ребята, животные наелись и стали хвастаться.

- Волк говорит: у меня острые зубы, я острозубый.

- Белка говорит: у меня длинный хвост (какая она?) (длиннохвостая).

- Заяц говорит: у меня длинные уши…(длинноухий).

- Лиса говорит: у меня пушистый хвост…(пушистохвостая).

- Медведь говорит: у меня косые лапы…(косолапый).

- Лось говорит: у меня крутые рога…(круторогий).

Воспитатель: Давайте немного отдохнем и разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Дети выполняют упражнения вместе с воспитателем: на первую строчку дотрагиваются большим пальцем по очереди до указательного, среднего, безымянного и мизинца, на вторую – сжимают и разжимают все пальцы в кулак, все повторяют левой рукой.

Еж, медведь, барсук, енот

Спят зимою каждый год.

Волка, зайца, рысь, лису-

Их зимой найдешь в лесу.

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам заштриховать животных. (Рабочие листы).

(За контур не выходим, линии ровные, чёткие, соблюдаем между линиями одинаковое расстояние)

Воспитатель: Мы знаем, что в каждой семье есть папа, мама и детеныш. 

Игра «Назовите членов звериного семейства» (по схеме: папа-мама-детеныш)

Например:

-еж-ежиха-ежонок

-лис-лиса-лисенок

-медведь-медведица- медвежонок              

-волк- волчица-волчонок

-барсук –барсучиха-барсучонок

-заяц –зайчиха-зайчонок

-лось –лосиха-лосенок

-кабан –кабаниха-поросенок

-олень –олениха-олененок

3.Заключительная часть.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по зимнему лесу.

Воспитатель: Кого сегодня встретили в лесу? 

Воспитатель: Скажите, как называют животных, которые живут в лесу? 

Воспитатель: У всех зверей есть свой дом, для чего он нужен?

Воспитатель: Лес для зверей - это родной и любимый дом, а мы пришли в гости, поэтому должны соблюдать определенные правила. Какие правила поведения в лесу вы знаете?

Воспитатель: Нельзя шуметь, чтоб не спугнуть зверей, птиц. В лесу не надо убегать далеко, иначе можно заблудиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»Цель: Закреплять знание детей о лесных жителях.Задачи:Образовательные: ...

Конспект ОД по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»

Цель: Закреплять знание детей о лесных жителях.Задачи:Образовательные:             Расширять и закреплять знания детей о жизни диких животных зим...

КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА – ЗИМА»

Конспект по познавательному развитию  в старшей группе с экспериментом и подвижными играми ....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Животные Севера».

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Животные Севера»....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему "Животные севера"

Конспект занятия разработан для воспитателей старшей группы детского сада.Цель занятия: расширение представления детей о многообразии  животных севера, их особенностях, среде обитания и обра...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»

Лесные жители просят о помощи в зимнем лесу. Им хоодно и голодно....