Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Жанна Васильевна Папазян

Лесные жители просят о помощи в зимнем лесу. Им хоодно и голодно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию

в средней группе «Жизнь диких животных зимой»

Цель: Закреплять знание детей о лесных жителях зимой.

Задачи:

Образовательные: Расширять и закреплять знания детей о жизни диких животных зимой (белка, заяц, медведь). Сформировать умение выделять характерные особенности внешнего вида животных и образа жизни. Заложить основы экологических знаний.

Развивающие: Развивать любознательность, интерес, образное мышление, наблюдательность, внимание, речь, умение вести диалог, двигательную активность. Расширять кругозор детей. Совершенствовать интонационную выразительность, отчетливое произношение слов и звуков.

Воспитательные: Воспитывать дружеские отношения, эмоциональную отзывчивость, прививать любовь к родному краю, к братьям нашим меньшим,

Предварительна работа с детьми: Беседы о зиме, о диких животных. Считалки и загадки о диких зверях.

Чтение художественной литературы И. Суриков «Зима»; К. Ушинский «Лиса Патрикеевна», «Жалобы Зайки», обр. М. Булатова «Зимовье»

Методические приемы: игровая ситуация (прилетела снежинка), беседы, загадывание загадок, дидактическая игра «Четвертый лишний», музыкальная игра.

Материал: Елки, деревья, снежинка, мягкие игрушки белка, заяц, медведь, бочонок, корзина, грибы, шишки, морковь

Ход занятия

Воспитатель: Дети подойдите ко мне. Здравствуйте! Давайте встанем в круг.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг (руки к груди) и ты мой друг (протягивают руки друг к другу).

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки).

И друг другу улыбнёмся" (улыбаются)

- Сегодня утром я шла в детский сад и ко мне на руку упала снежинка. Снежинка не простая, она волшебная на ней есть послание. (Читаю)

«Здравствуйте девочки и мальчики средней группы, детского сада Мы лесные жители: просим у вас помощи. Нам холодно и голодно

- Ребята, мы должны помочь нашим лесным друзьям? (ответы детей)

- Прежде чем отправиться в путь вспомним, какое сейчас время года?

Дети: Зима

- Молодцы, правильно. Ребята, а как вы догадались, что сейчас зима?

Дети: На улице много снега, деревья голые, без листьев, птицы улетели в тёплые края, солнце греет мало, небо серое, на улице холодно и морозно.

- Как люди одеваются зимой?

Дети: Одеваются тепло. шапки, куртки, шубы, сапоги, варежки

- Молодцы. Теперь мы можем с вами отправится в путь. Возьмём с собой гостинцы для животных А теперь повторяйте за мной ребята.

Двигательное упражнение «Прогулка в лес»

В лес отправимся гулять, Дети маршируют.

Будем весело шагать.

По тропиночке пойдём Ходят «змейкой» между

Друг за дружкою гуськом.

На носочки встали Бегут на носочках.

И к лесу побежали.

Ноги выше поднимаем, Ходят высоким шагом

На сугроб не наступаем.

И снова по дорожке

Мы весело шагаем. Маршируют.

- Вот мы и в лесу. Какой красивый зимний лес! Все покрыто снегом, будто пушистым ковром. Тихо-тихо в лесу. Посмотрите здесь много следов

Дидактическая игра «Чьи следы?»

(Воспитатель показывает карточки с изображением следов)

Следы лисы - (какой?) (Лисий)

След волка - … (Волчий)

След кабана - … (Кабаний)

След лося - … (Лосиный)

След мыши - … (Мышиный)

След зайца - … (Заячий)

След белки - … (Беличий)

- Ребята, посмотрите какая большая снежинка лежит на снегу. Если вы отгадаете загадку, то узнаете, какого животного зимой в лесу встретим

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовет?

Дети: Медведь

- Не стало в лесу малинки, нет землянички. Что кушать косолапому. Нечего. Решил медведь поспать. Уснул медведь, в своей берлоге, до весны. Почему мы не встретим медведя зимой?

Дети: Он спит, впадает в спячку.

- А где спит медведь?

Дети: В берлоге.

- Чем медведь питается?

Дети: Малиной, медом.

- Чтобы не разбудить медведя отойдем от берлоги подальше, но оставим мишке гостинец – бочонок с медом, он проснется весной и полакомится гостинцем. (Достаю бочонок). А нам пора дальше идти.

- А вот еще одна снежинка, Если вы отгадаете загадку, то узнаете, кто спрятался под кустом.

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.

Дети. Заяц

- (показывает игрушку зайчик). У зайца длинные уши, хвостик короткий. Задние лапы длинные и сильные, чтобы быстро бегать. Он меняет шубку 2 раза в год. Летом - серый, зимой - белый. Для того, чтобы на снегу быть незаметнее для хищников – лисы и волка. На зиму заяц ничего не заготавливает, а питается корой деревьев. У него даже норки нет, живёт под кустиком.

- Чем же питается заяц, ребята?

Дети: Питается корой деревьев, веточками.

- Есть ли у него норка?

Дети: Нет, он живет под кустом.

- Какая шубка у зайца зимой? Почему?

Дети: Белая. Для того, чтобы на снегу быть незаметнее для хищников.

- Почему зайца называют трусишкой?

Дети: Потому что он боится хищных зверей - лису, волка.

- Что бы зайка нас не боялся, давайте поиграем с ним.

Физминутка «Зайчики»

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть. (Приседание на корточки, потирание рук)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать. (Выполнение прыжков, стоя на месте)

Девочки и мальчики,

Представьте, что вы зайчики. (Полуприседания с поворотами вправо-влево)

Кто-то зайку испугал,

Зайка прыг - и ускакал. (Поворот спиной, приседание на корточки, обхватить себя руками, голову опустить вниз)

-Нам пора с зайкой прощаться. Давайте мы угостим зайца морковкой. (Угощаем). А теперь пойдём дальше.

-Ребята, посмотрите какая большая снежинка летит. Отгадав загадку, мы узнаем, кого мы сейчас встретим.

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе,

Орешки я грызу.

Дети: Белка.

- (показывает игрушку белочки ставлю на пенек). Белка - маленький, рыжий, безобидный зверек. Зимой свою рыжую шубку белка меняет, на более тёплею - серенькую. Живёт белка в дупле. Белки на зиму делают запасы: сушат ягоды, грибы, орехи. У неё сильные задние лапы, что позволяет ловко прыгать с ветки на ветку, с дерева на дерево. А пушистый хвост как парашют помогает держаться в воздухе. Где живет белка, ребята?

Дети: Белка живет в дупле.

- Чем питается?

Дети: Ягоды, грибы, орехи.

- Посмотрите, ребята, у белки конвертик. А что там, сколько картинок здесь

Дидактическая игра «Четвертый лишний» детям предлагается исключить из перечисленных четырех картинок, одно животное которое они считают лишним.

На картинку посмотри,

Предмет лишний назови,

И свой выбор объясни.

1. Белка, синица, лиса, волк (сова птица, все остальные звери)

2. Медведь, волк, лиса, заяц (медведь единственный впадает в спячку)

3. Кошка, медведь, заяц, белка (кошка домашнее животное, все остальные дикие)

Воспитатель: Почему они дикие?

Дети: Они живут в лесу, сами добывают пищу.

- Ребята, а чем мы можем угостить белочку? (грибами и шишками, достать из корзинки)

- А нам уже пора возвращаться в детский сад.

До свиданья, зимний лес,

Полный сказочных чудес!

По тропинкам мы гуляли

На полянке поскакали

Подружились мы с тобой

Нам теперь пора домой.

Воспитатель. Ну вот, ребята, мы с вами вернулись в детский сад. Вам понравилась прогулка?

- Ребята, а чем отличаются домашние животные от диких животных?
Дети: Домашние животные живут дома. И кормят их хозяева. А дикие животные живут в лесу. И сами находят себе пищу.
- Кто меняет шубки на зиму?
Дети: Белки меняют серые шубки на рыжие, а зайчики серые шубки на белые. Что животным страшнее: холод или голод? Почему? Животные много ходят; бегают в поисках еды; тратят много сил и здоровья. Самый опасный враг – это голод, когда нечего есть. Холод не так опасен, так как у них тёплая шубка.
- А где живут дикие животные? Как называются их домики?
Дидактическая игра «Чей домик?» (Воспитатель показывает «домики» животных)
Волк живет – (В логове)
Заяц живет – (Под кустиком)
Мышь живет – (В норке)
Белка живет – (В гнезде и в дупле)
Лиса живет – (В норке)
Медведь спит – (В берлоге)
Ежик, крот, барсук – (Спят в берлоге) Воспитатель: Ребята, мы с вами очень долго гуляли в лесу и очень много узнали о лесных жителях. Давайте вспомним, кого мы встретили в лесу. А чем мы помогли животным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»Цель: Закреплять знание детей о лесных жителях.Задачи:Образовательные: ...

Конспект ОД по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»

Цель: Закреплять знание детей о лесных жителях.Задачи:Образовательные:             Расширять и закреплять знания детей о жизни диких животных зим...

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе "Жизнь диких животных зимой"

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей в средней группе....

Проект в средней группе «Жизнь диких животных зимой »

Вид проекта: краткосрочныйСроки реализации: 4.12 – 15.12.2017 годаУчастники проекта: дети, воспитатели, родители.Цели:1.Создать условия для развития познавательных и творческих способ...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»  Цель: Закреплять знание детей о лесных жителях.Задачи:Образовательные:...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»...