Главные вкладки

    Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»
    план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

    Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе

    «Жизнь диких животных зимой»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_v_sredney_gruppe.docx34.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе

    «Жизнь диких животных зимой»

    Цель: Закреплять знание детей о лесных жителях.

    Задачи:

    Образовательные:  

            Расширять и закреплять знания детей о жизни диких животных зимой (белка, заяц, медведь). Сформировать умение выделять характерные особенности внешнего вида животных и образа жизни. Заложить основы экологических знаний.

    Развивающие:

            Развивать любознательность,  интерес, образное мышление,  наблюдательность,   внимание,  речь,  умение вести диалог, двигательную активность. Расширять кругозор  детей. Совершенствовать интонационную выразительность, отчетливое произношение слов и звуков.

    Воспитательные:

            Воспитывать дружеские отношения, эмоциональную отзывчивость, прививать любовь к родному краю, к братьям нашим меньшим,

    Предварительна работа с детьми:

    Беседы о зиме (изменения в природе, одежде людей). Закрепление представления о том, что у каждого времени года есть свои особенности. Рассматривание ледяных узоров на окнах. Разучивание пословиц и поговорок о зиме, приметы зимы. Считалки и загадки о диких зверях. Просмотр мультфильмов о зиме, о диких животных. Рассматривание репродукций о зиме, о животных.

     Чтение художественной литературы

            И. Суриков «Белый снег пушистый», «Зима»; К. Ушинский «Лиса Патрикеевна», «Жалобы Зайки», С. Есенин «Поет зима – аукает.», С. Маршак «Январь», М. Садовский «Снегопад», обр. М. Булатова «Зимовье»

    Методические приемы:

    игровая ситуация (прилетела снежинка), беседы, загадывание загадок, дидактическая игра «Четвертый лишний», музыкальная игра.

    Материал:

     Елки, деревья, снежинка, мягкие игрушки белка, заяц, медведь, кормушка, зерно, бочонок, корзина, грибы, шишки, морковь, компьютер – слайды.

    Ход занятия

    Дети подойдите ко мне. Посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. (Входят, встают вокруг воспитателя). Давайте с ними поздороваемся. Здравствуйте!

    Давайте встанем в круг.

    Воспитатель:

              "Собрались все дети в круг,

    Я твой друг (руки к груди) и ты мой друг (протягивают руки друг к другу).

    Крепко за руки возьмёмся  (берутся за руки).

    И  друг другу улыбнёмся" (улыбаются)

    Воспитатель: Сегодня утром я шла в детский сад и ко мне на руку упала снежинка. Снежинка не простая, она волшебная на ней есть послание. (Читаю)

            «Здравствуйте девочки и мальчики средней группы, детского сада №10. Мы лесные жители: птицы и звери, приглашаем вас в гости познакомиться и поиграть в разные игры! Будем очень рады встрече с вами!»

    Ребята, мы принимаем приглашение наших лесных друзей?  (ответы детей)

    Воспитатель:  Прежде чем отправиться в путь вспомним, какое сейчас время года?

    Дети: Зима

    Воспитатель: Молодцы, правильно. Ребята, а как вы догадались, что сейчас зима?

    Дети: (Индивидуальные ответы.) На улице много снега, деревья голые, без листьев, птицы улетели в тёплые края, солнце греет мало, небо серое, на улице холодно и морозно.

    Воспитатель: Как люди одеваются зимой?

    Дети: Одеваются тепло. шапки, куртки, шубы, сапоги, варежки

    Воспитатель:  Ребята, давайте вспомним как нужно вести себя в лесу.                

                    Если в лес гулять пошел ты,

                    А на улице зима

                    Должен правила простые

                    Ты усвоить для себя

    Вести себя ты должен тихо,

    Нигде там мусор не бросать,

    Не разорять кормушки лихо,

    Зверей и птичек не пугать

            Ходить ты должен по тропинке

            И рядом с взрослыми всегда

            Ведь потеряться в лесной глубинке

            Каждый может раз и навсегда.

    А еще ты друг запомни,

    Что на улице зима,

    Это значит, день короткий

    Наступили холода.

            Ты теплее одевайся,

            Руки, ноги береги,

            Нас зови, и не стесняйся

            На подьем мы все легки.

    Ты в лесу всего лишь гость.

    Здесь хозяин – дуб и лось.

    Их покой побереги,

    Ведь они нам не враги!

    Воспитатель: Молодцы. Вы правильно рассказали правила. Теперь мы можем с вами,  отправится в путешествие. Возьмём с собой гостинцы для животных и птиц и оправимся  в путь. Повторяйте за мной ребята.

    Двигательное упражнение «Прогулка в лес»

    В лес отправимся гулять,                             Дети маршируют.

    Будем весело шагать.

    По тропиночке  пойдём                              Ходят «змейкой» между  

    Друг за дружкою гуськом.

    На носочки встали                                       Бегут на носочках.

    И к лесу побежали.

    Ноги выше поднимаем,                              Ходят высоким шагом

    На сугроб не наступаем.

    И снова по дорожке  

    Мы весело шагаем.                                      Маршируют.

    1. Воспитатель.  Вот мы и в лесу. Какой красивый зимний лес! Все покрыто снегом, будто пушистым ковром. Тихо-тихо в лесу.

    Воспитатель:  Ребята, вы умеете отгадывать загадки? Если вы отгадаете загадку, то узнаете, какого животного зимой в лесу не встретишь?

            Косолапый и большой,

            Спит в берлоге он зимой.

            Любит шишки, любит мёд,

            Ну-ка, кто же назовет?

    Дети: Медведь

    Воспитатель: Не стало в лесу малинки, нет землянички. Что кушать косолапому. Нечего. Решил медведь поспать. Уснул медведь, тепло ему в своей берлоге, спать до весны. Медведи усиленно питаются осенью, копят толстый слой жира и всю зиму спят до весны.

    Воспитатель: Почему мы не встретим медведя зимой?

    Дети: Он спит, впадает в спячку.

    Воспитатель: А где спит медведь?

    Дети: В берлоге.

    Воспитатель: Чем медведь питается?

    Дети: Малиной, медом.

    Воспитатель: Дети, чтобы не разбудить медведя отойдем от берлоги подальше, но оставим мишке гостинец – бочонок с медом, он проснется весной и полакомится гостинцем. (Достаю бочонок). А нам пора дальше идти.

    2. . Воспитатель: Послушайте еще загадку, и мы узнаем, кто спрятался под кустом.

            У косого нет берлоги,

            Не нужна ему нора.

            От врагов спасают ноги,

            А от голода – кора.

    Дети. Заяц

    Воспитатель:  (показывает игрушку зайчик). У зайца длинные уши, хвостик короткий. Задние лапы  длинные и сильные, чтобы прыгать и отбиваться от врагов было удобно. Он меняет шубку 2 раза в год. Летом - серый, зимой - белый. Для того, чтобы на снегу быть незаметнее для хищников – лисы и волка. На зиму заяц ничего не заготавливает, а питается корой деревьев. У него даже норки нет, живёт под кустиком.

    Воспитатель: Чем же питается заяц, ребята?

    Дети: Питается корой деревьев, веточками.

    Воспитатель: Есть ли у него норка?

    Дети:  Нет, он живет под кустом.

    Воспитатель: Какая шубка у зайца зимой? Почему?

    Дети:  Белая. Для того, чтобы на снегу быть незаметнее для хищников.

    Воспитатель:  Почему зайца называют трусишкой?

    Дети: Потому что он боится хищных зверей - лису, волка.

    Воспитатель:  Что бы зайка нас не боялся, давайте поиграем с ним.

    Физминутка «Зайчики»

    Девочки и мальчики,

    Представьте, что вы зайчики.   (Полуприседания с поворотами вправо-влево)

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Начал заинька скакать.   (Прыжки вперед-назад)

    Лапки вверх и лапки вниз,

    На носочках подтянись.

    Влево, вправо поклонись,

    Наклонись и поднимись   (Движения выполнять по содержанию текста)

    Зайке холодно сидеть,

    Надо лапочки погреть.    (Приседание на корточки, потирание рук)

    Зайке холодно стоять,

    Надо зайке поскакать.   (Выполнение прыжков, стоя на месте)

    Девочки и мальчики,

    Представьте, что вы зайчики.  (Полуприседания с поворотами вправо-влево)

    Кто-то зайку испугал,

    Зайка прыг - и ускакал. (Поворот спиной, приседание на корточки, обхватить себя руками, голову опустить вниз)

    Воспитатель: Спасибо тебе большое, зайчик за интересную  игру, но нам пора прощаться. Давайте мы угостим зайца морковкой. (Угощаем). А теперь пойдём дальше. До свидания!

     

    3. Воспитатель: Отгадав загадку, мы узнаем, кого мы сейчас  встретим.

            Хожу в пушистой шубке,  

            Живу в густом лесу,    

            В дупле на старом дубе,    

            Орешки я грызу.

    Дети: Белка.

    Воспитатель: (показывает игрушку белочки ставлю на пенек). Белка - маленький, рыжий, безобидный зверек. Зимой свою рыжую шубку белка меняет, на более тёплею - серенькую. Живёт белка в дупле. Белки на зиму делают запасы: сушат ягоды, грибы, орехи. У неё сильные задние лапы, что позволяет ловко прыгать с ветки на ветку, с дерева на дерево. А пушистый хвост как парашют помогает держаться в воздухе.

    Воспитатель: Где живет белка, ребята?

    Дети: Белка живет в дупле.

    Воспитатель: Чем питается?

    Дети: Ягоды, грибы, орехи.

    Воспитатель: Посмотрите, ребята, белка нам приготовила задание.  

    Дидактическая игра «Четвертый лишний» детям предлагается исключить из перечисленных четырех картинок, одно животное которое они считают лишним.

    На картинку посмотри,

    Предмет лишний назови,

    И свой выбор объясни.

    1. Белка, синица, лиса, волк (сова птица, все остальные звери)

    2. Медведь, волк, лиса, заяц (медведь единственный впадает в спячку)

    3.  Кошка, медведь, заяц, белка (кошка домашнее животное, все остальные дикие)

    Воспитатель: Почему они дикие?

    Дети: Они живут в лесу, сами добывают пищу.

    Воспитатель. Спасибо белка за твое интересное задание, мы тебя хотим угостить гостинцами  грибами и шишками (достаю корзинку)

    4. Звучит музыка «Голоса птиц».

    Воспитатель: А это ещё кто? Слышите?

    Дети: Это птицы поют.

    (На дереве висят птицы)  Посмотрите, кто сидит на дереве? (птицы)

    Воспитатель. Давайте, назовем их. (Синица, дятел, снегирь, воробей, ворона)

    Воспитатель. Какие это птицы? (зимующие)

    Воспитатель: Почему они зимующие? (они не улетают в теплые края, а остаются у нас)

    Воспитатель: Птицам очень трудно зимой. Многие из них голодают, так как нет ни семян, ни плодов, ни насекомых. Все покрыто снегом, на улице холодно. Но мы с вами можем помочь птицам. Как люди помогаю птицам зимой? (Вешают кормушки)

    Воспитатель: А чем питаются птицы зимой?

    Дети: Семечками, зерном

    Воспитатель: Правильно ребята. Давайте и мы с вами поможем птицам. Что  у меня есть на тарелочке.  Давайте  их покормим. (Дети кормят птиц)

    Воспитатель: Молодцы ребята, птицы нас благодарят за то, что мы их угостили. Давайте мы с вами потанцуем. Танец «Снегирей»

    Воспитатель: Дети нам уже пора возвращаться в детский сад. Скажем.

    До свиданья, зимний лес,

    Полный сказочных чудес!

    По тропинкам мы гуляли

    На полянке поскакали

    Подружились мы с тобой

    Нам теперь пора домой.

    Воспитатель. Ну вот, ребята, мы с вами вернулись в детский сад.

    Воспитатель Вам понравилась прогулка?

    Воспитатель:  Ребята, мы с вами  очень долго  гуляли в лесу и очень много узнали о лесных жителях. Давайте вспомним, кого мы встретили в лесу, отгадав загадки.

    Побывали мы в лесу, повстречали там … лису

    Глубоко дупло – не мелко,  в нем в тепле ночует … белка.

    Возле этой елки бродят злые … волки

    Беленький да маленький под кусточком … заинька.

    Начал громко он реветь узнаете? Я … медведь.

    Воспитатель. С кем вам больше всего понравилось играть? (ответы детей).

    Вы все сегодня молодцы, хорошо отвечали и выполняли все задания зверей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия ОО «Познавательное развитие» в средней группе «Жизнь диких животных весной»

    Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни животных весной – линька, конец спячки, забота о потомстве; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; узнавать звуки и объяснять как...

    Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Как дикие животные к зиме готовятся».

    Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе«Как дикие животные к зиме готовятся».Программные задачи:-Образовательные: Закреплять обобщающее понятие «дикие животные», учить ...

    Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе. На тему: " Наземный транспорт"

    Продолжать знакомить детй с окружающим миром, с разнообразным видом транспорта....

    Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе "Волшебная радуга".

    Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе "Волшебная радуга".Цель: знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования клеем ПВА и цветной солью.Задачи.Образо...

    Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе детского сада "Я и мое имя"

    Открытое занятие содержит в себе цели и задачи:- формирование положительного отношения к своему имени, знать, что оно обозначает; - уточниние представления детей о многообразии имён;   ...

    Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Как дикие животные готовятся к зиме"

    Знакомство с названиями жилищ диких животныхРазвитие и обогащение речи новыми словами: нора, дупло, берлога, логово.Учить правилам поведения в лесу.Обобщение знаний о диких животных и их подготовке к ...