Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Животные Севера».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Животные Севера».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_zhivotnye_severa_.docx39.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Животные Севера».

Цель: расширять представления детей об образе жизни животных в условиях Севера.

Задачи: развивать любознательность, внимание, мышление, память; развивать связную речь; воспитывать эмоциональное  и бережное отношение к животным.

Предварительная работа:  рассматривание картин, иллюстраций, просмотр презентаций, видеофильмов о животныхчтение книг: «Экология в картинках», «Мы познаем мир».

Словарная работабелый медведь, полярный  волк,   пингвин,  северный   олень,  морж,   тюлень,  Северный полюс, бивни, ласты.

Ход  занятия:

Организационный момент.

Собрались все дети в круг

Ты – мой друг, и я – твой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы заниматься, очень будем мы стараться!

 

  1. Основная часть

Воспитатель: Ребята, как называется наша страна?

Дети: Россия.

Воспитатель: Наша страна Россия – самая большая в мире. Крайний Север – это далекие края, где до холодных морей Северного Ледовитого океана простирается тундра: зимой — белая, а летом — красочная и пестрая, где даже в жару не тает снег, где бродят полярные белые медведи и кочуют стада северных оленей. Суровые условия жизни, которые являются нелегким испытанием на выносливость и способность терпеть лишения для немногих видов животных. В борьбе за выживание им пришлось приспособиться к жизни в условиях вечной мерзлоты, продуваемых всеми ветрами пространствах, зимой покрытых льдами, а летом болотами. Большинство из них научилось экономно расходовать энергию. Способность к накапливанию подкожного жира, длинная шерсть или оперение.

Воспитатель: Но, прежде чем встретиться с животными, мы с вами должны согреться, ведь мы на Севере, где очень холодно.

Наденем на ножки тёплые сапожки.

Это с правой ножки, это с левой ножки.

Подтянем штанишки.

Наденем пальтишки.

Пальтишки меховые,

И шапки пуховые.

И застегнёмся: Вот, так!

Пуговичка к пуговичке в ряд.

Что ж, готовы? Это дело!

И пойдём на Север смело

Воспитатель: Ребята, чтобы узнать, какие животные живут на Крайнем севере, я предлагаю вам отгадать загадки:

Любит греться среди льдин,

В ластах толстый господин.

Лучше ты пловца не трожь …

Как зовут его все? … (Морж)

 

Морж – это большое животное. Посмотрите, что есть у моржа.

У моржа есть туловище, голова, толстая шея, длинные клыки, широкие ласты, усы. Кожа моржа покрыта редкими жесткими волосками, ласты помогают плавать и нырять. В ледяной воде морж никогда не замерзает, так как его спасает толстый слой подкожного жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море. Во время сна они не тонут в воде. Моржи плохо видят, но у них хорошее обоняние. Они узнают по запаху о приближении опасности. Как вы думаете, чем моржи питаются?

- Моржи питаются рыбками, червяками, рачками, моллюсками.

- Чем старше морж, тем длиннее у него клыки.

Воспитатель: Отгадайте, следующего животного.

Словно царскую корону,

Носит он свои рога,

Ест лишайник мох зелёный.

Любит снежные луга? (Олень).

Олени. Тело покрыто волосяным по кровом. Он защищает оленя от стужи. Особенно длинная шерсть на шее. У него также крепкие ноги. На ногах широкие копыта, которые не проваливаются в снег. К зиме олени накапливают жир. Это помогает переносить им сильные морозы. В морозную погоду они сбиваются в плотные стада. Чем же питаются северные олени? - травой, мхом. лишайником, ягелем. Летом кормится всевозможными травами, грибами.

Воспитатель: Отгадайте, следующего животного.

В дальних северных морях,

На арктических полях,

Я охочусь день-деньской,

Крики чаек надо мной;

Я ныряю целый день,

А зовут меня (Тюлень)

Тюлень.

Тюлени хорошо приспособлены к жизни в воде. У них веретенообразное тело, короткая шея. Большую часть времени проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Посмотрите на тюленя. Что у него вместо ног?

- Плавники.  Передние плавники – вместо вёсел, а задние – как руль. Тело покрыто шерстью, состоящей из коротких жестких волосков. Если тюлень – водное животное, он питается рыбой и разными мелкими морскими животными. Спасает от холода тюленей,  толстая кожа и толстый слой жира.

Воспитатель: Отгадайте, следующего животного.

В океане тёмно-синем,

Лапой выудив моржа,

На полярной скользкой льдине

Я дрейфую не дрожа. (Белый медведь).

Белый медведь

Белый медведь – хищник, у него широкие лапы, когти короткие. Подошвы лап покрыты длинными, жесткими волосками, поэтому он не скользит на льдинах. Тело как вы и сказали покрыто белой длинной шерстью, она делает его незаметным Толстый слой подкожного жира и густая шерсть защищают белого медведя от холода, он может долго находится в воде. У него также тонкое чутьё, он может найти пищу под толстым слоем снега. Как вы думаете, чем питается медведь? - Он питается рыбой, охотится на тюленей, моржей.

Воспитатель: Отгадайте, следующего животного.

Странный гладкий серый кот

Рыбу ест, во льдах живет,

Есть усы, и хвост, и ротик,

Кто же это? – ... (Морской котик)

Морской котик

Морские котики тоже хорошо приспособлены к жизни в воде. Большую часть времени проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Посмотрите на котика. Что у него вместо ног? - Плавники. Верно, плавники, а не ласты. Тело покрыто шерстью, состоящих из коротких жестких волосков. Котик - водное животное, и он питается рыбой.

Воспитатель: Отгадайте, следующего животного.

Он живет где жуткий холод,

Средь снегов живет и льдин 

В черно-белом фраке ходит

Птица гордая… (Пингвин)

Пингвин.

Пингвины хоть и птицы, а не летают. Крылья им нужны для того, чтобы грести под водой. Гнёзда для птенцов пингвины не делают - негде и не из чего. Но ведь на снегу яйцо тоже нельзя отложить - замерзнет пингвинёнок! Мама - пингвиниха снесёт яйцо, а пингвину - папе приходится держать его на лапах и согревать собственным пухом.

 

Воспитатель: Отгадайте, следующего животного.

Чей тоскливый вой

Слышится зимой? (Волк)

Воспитатель: Сегодня мы с вами подробно остановимся на полярном волке.

Полярный волк - обитает на всей территории Арктики и в тундре, за исключением льдин и больших территорий, покрытых льдом. Чтобы выжить, волк приспособился, есть любой корм, который только попадается. Он хорошо приспособлен к жизни в Арктике: может годами жить при минусовой температуре, месяцами не видеть солнечного света и неделями оставаться без пищи. Длина без хвоста: 130—150 см. Высота в холке: 80—93 см.  Масса: до 85 кг, волчицы меньше. Продолжительность жизни: около 17 лет. В поисках пищи волчья стая может обходить большие районы. Пища и охота. Едят других животных птиц. Полярные волки живут стаями по 7—10 волков. Чаще всего встречаются семейные стаи, которые состоят из родителей, их детёнышей и из ранее родившихся. Стаю, как правило, возглавляет вожак. Во время кормления и воспитания детёнышей все взрослые животные оказывают друг другу помощь. Часто один или два молодых волка присматривают за детёнышами, когда их мать уходит на охоту. Живут в логове.

Игра «Назови правильно».

У медведя толстые лапы. Значит какой он? – Толстолапый.

У тюленя короткая шерсть. Значит какой он? – Короткошерстный.

У оленя быстрые ноги. Значит какой он? – Быстроногий.

У моржа толстая кожа. Значит какой он? – Толстокожий.

Игра «Один — много»

Один тюлень — много тюленей, один морж — много моржей (белый медведь, полярный волк, северный олень)

 

 Игра «Чья, чей, чьи

У медведя уши  (чьи? какие?)  медвежьи,  хвост  (чей? какой?) медвежий.

У тюленя голова (чья? какая?) ... У полярного волка лапы (чьи? какие?) ... У моржа

бивни (чьи? какие?) ... У оленя рога (чьи? какие?) ... У пингвина клюв (чей? какой?)

Рефлексия:

Дети, сегодня мы познакомились с животными Севера и узнали много нового. Какое животное вам больше понравилосьС кем вы сегодня познакомились? (ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Соль на столе".

Программное содержание:1.     Дать первоначальные представления о соли, как о полезном ископаемом.2.     Развивать краеведческую любознательность; формиро...

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Мастерами славится земля".

Знакомство детей с видами народно-прикладного искусства (Хохлома, Дымка, Гжель, Городец) на занятиях через наглядность, песни, пляски, игры, загадки. Изготовление дымковских игрушек....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Человек – творец»

Программное содержание: продолжать знакомить детей с творческой деятельностью взрослых. Показать значение для людей таких профессий, как художник, писатель, композитор, исполнитель. Показать, что для ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Дикие животные зимой"

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Дикие животные зимой"...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видео формате.)

Тема: «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видиоформате)Цели: приобщать детей к устному народному творчеству; закрепить знания детей о русских народных сказках.За...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему "Дикие животные".

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему "Дикие животные"....

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему: "Животные Севера и жарких стран".

В данном конспекте НОД закрепляются знания детей о животных Севера и жарких стран (обогащается и активизируется словарь детей в названии этих животных, особенностях их места жительства, сходство и раз...