Главные вкладки

    конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Мастерами славится земля".
    план-конспект занятия по музыке (старшая группа) по теме

    Знакомство детей с видами народно-прикладного искусства (Хохлома, Дымка, Гжель, Городец) на занятиях через наглядность, песни, пляски, игры, загадки. Изготовление дымковских игрушек.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл masterami_slavitsya_zemlya.docx26.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программное содержание:

    - закреплять знание детей об особенностях хохломской, дымковской, гжельской, городецкой  росписях;

    - об основных элементах, колорите, закономерностях построения узоров;

    -продолжать знакомство детей с историей народных промыслов, с процессом изготовления изделий;

    - Закреплять умение  составлять  дымковской узор с колец, кругов и полос, умение рисовать всем ворсом  кисти и ее концом;

    -продолжать развивать чувство цвета, ритма в узоре, цветовое восприятие, самостоятельность, творческую активность, умение радоваться красивому, яркому рисунку;

    - продолжать воспитывать интерес к народно-прикладному искусству, уважение к мастерам народных промыслов, интерес к русской культуре, ее традициям.

    Оборудование:

    1. Предметы быта, украшение хохломской росписью, изделия гжельских городецких мастеров, дымковские игрушки, образцы элементов  росписей.
    2. Контуры дымковских барышень (на каждого ребенка), краски, кисти, ватные палочки, салфетки, подставки для кисточек, вода в стаканчиках.
    3. Хохломские, гжельские, дымковские костюмы, костюмы русских матрешек (на детях).
    4. Выставка детских работ по народно-прикладному искусству.

    Предварительная  работа:

    Знакомство детей с видами народно-прикладного искусства (Хохлома, Дымка, Гжель, Городец) на занятиях через наглядность, песни, пляски, игры, загадки. Изготовление дымковских игрушек.

    Звучит р.н.м. «Камаринская», выбегает скоморох обращается к гостям:

    - Эй народ честной, здравствуйте!(глубокий поклон) (обращается к детям). О. проходите, гости дорогие, старые, средние и молодые.

    Воспитатель: Ребята, вы знаете куда мы с вами пришли?

    Дети : в музыкальный зал!

    Скоморох: Тайну вам, друзья открою

    И скажу без лишних слов

    Вы сегодня оказались

    В чудо-граде Мастеров

    Нынче прибыли на праздник

    Мастера ремесел разных

    (обращается к гостям):

    Эй, народ, спешите видеть

    В тесноте, да не в обиде

    К нам явились не купцы,

    А умельцы-молодцы!

    Воспитатель: А что нас ждет в чудо-граде?

    Скоморох: На праздник-ярмарку приглашаю, посмотреть, что да как не желаете?

    Воспитатель: Ну что ребята, примем приглашение?

    Дети: Примем!

    Воспитатель: А что такое ярмарка вы знаете?

    (дети говорят, что  на ярмарке торгуют, продают, покупают).

    Воспитатель: Правильно, Ярмарка- это место, где никому не тесно. Куда отовсюду свой товар привозят, продают, меняют, а если понравится, покупают и везут домой.

    (обр. к Скомороху) – А все-таки, что же ждет нас в чудо-граде?

    Скоморох: А вот пойдемте-  увидите , услышите и все узнаете.

    Воспитатель: Ну, тогда идемте. А чтобы не скучать, нужно песню петь начать.

    Песня « Выход на ярмарку»

    Скоморох: Солнце красное встает,

    Спишите на ярмарку народ,

    Зазывала всех зовет.

    Роланда: в городе мастеров ярмарка открывается, потому что мастера здесь лучшие собираются.

    Эльдар: пришла ярмарка с добром: для кого с пряниками, пирогами, орехами, а ля кого с песнями, плясками, потехами.

    Скоморох: посмотрите на первый лоток веселый

    Что же мастерили в наших селах?

    1-й лоток хохлома

    Расим:  привезли на базар расписной товар

    Звонкие, резные ложки расписные

    Роланда: подходите, на товары поглядите

    Привезли из далека мы не ситцы, не шелка

    И не кольца, и не брошки

    Расписные чудо ложки

    Эльдар: покупайте для души расчудесные ковши (показ.)

    До чего товар хорош, тут уж мимо не пройдешь

    Ярким золотом лучится

    На ковшах узор- жар-птица

    Диана: посуда наша для щей и каши

    Не бьется, не ломается и порче не подвергается

    Кому посуда для пищи- окрошки

    Чудо-блюдо да чашки ложки

    Воспитатель: и откуда же товар, кто из вас уже узнал?

    Дети:  к нам приехала сама золотая хохлома

    Воспитатель: где же начали изготовлять хохломскую посуду и почему ее так стали называть?

    Роланда: издавна в маленьких заволжских деревеньках делали и расписывали деревянную посуду и везли ее в большое село Хохлома. А из Хохломы на ярмарки в разные города посуду развозили, продавали. Так и повелось хохлома да хохлома. Стали посуду называть хохломской.

    Воспитатель: мастера много сил да умения тратили, чтобы изготовлять чудесную хохломскую посуду. Кто из вас помнит как ее делают?

    Ляйсан: в начале из дерева вытачивают посуду. Была она белой, и называли ее белье. Затем ее покрывали жидкой глиной, сушили, пропитывали маслом и изделие покрывали алюминиевым порошком, становилась посуда словно металлическая. Затем посуду расписывали узорами, покрывали лаком и ставили в горячую печь. От жары лак желтел и посуда становилась как золотая.

    Воспитатель: в своей росписи мастера отразили красоту родной природы: травушку-муравушку, лазоревые цветочки, багряные и золотые листья, гроздья ягод. Проявляли свою фантазию, воплощали мечты о сказочной красоте. Доброй славой пользовались в народе умельцы. Любуясь их работами говорили так: «не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастера». В работе дети всегда были хорошими помощниками  взрослым.  Взрослые с любовью говорили про них: «маленькое дело лучше большего безделья».

    - какие элементы узора использовали художники в хохломской росписи? Какие цвета используют для хохломской росписи? (дети называют элементы узора)

    Скоморох:  Мальчишечки, девчушечки, спойте-ка частушечки.

    Исполняют частушечки Роланда, Эльдар, Расим, Диана.

    1.Осень, осень все сама

    Прячет злато в закрома

    Ну какое это злато?

    Вся сплошная хохлома

    2.Хохлома да хохлома

    Разукрасила дома

    А потом всю улицу

    Петуха да курицу

    3.Надою я молока

    И налью котенку

    Разрисую хохломой

    Милую буренку

    4.Ах, Россия, ты  Россия!

    В каждом граде терема

    Всей земле на удивленье

    Хохлома да хохлома

    Воспитатель: вот спасибо, мастера

    За ваши чудные дела.

    Скоморох: вот второй лоток красивый. Посмотрите, сто за диво?

    Арина: (с конем в руках)

    К нам идите, к нам, сюда

    Налетайте, покупайте

    Покупайте ка  игрушки

    Посмотрите, как живой

    Конь красивый, удалой.

    Рамиль: (с индюком)

    Это индя-индючок

    Он похож на сундучок

    Сундучок-то не простой

    Красный, белый, золотой

    Эльза: Эй, народ, подбегай

    Кто что хочет покупай

    Барашек-свисток, правый рог завиток

    Вот козочки рогатые, козочки бодатые

    Даниэль: Эта девица-краса,

    Тугая, длинная коса,

    Щеки алые горят,

    Замечательный наряд.

    Воспитатель: догадались, что за игрушки?

    Какие элементы росписи вы видите на игрушках?

    Из какого материала сделаны дымковские игрушки?

    Какие дымковские игрушки вы знаете?

    Эльза: жили в одном селе мастера, с давних времен в этом селе многие поколения мастеров делали красивые глиняные игрушки. Затем расписывали их яркими красками. Из каждого дома, где мастер обжигал в печи игрушки, высоко в небо поднимался дым. Дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно. Один дым… вот и назвали то село Дымково, а игрушки- дымковскими.

    Воспитатель: яркие, весёлые, задорные дымковские игрушки в настоящее время лепят не только в селе Дымково, но и в городах – на заводах и фабриках. Одна из таких фабрик находится в городе Вятке. Раньше в городе Вятке был особый праздник, который не справлялся больше нигде. Он назывался «Свистунья». Необыкновенный был праздник. Весь город три дня гулял- с музыкой, с качелями и каруселями, с плясками и песнями. Каких только глиняных свистулек не лепили мастерицы к этому дню, на празднике свистели и гудели на все лады и взрослые и дети.

    Арина: мы игрушки знатные

    Складные да ладные

    Мы повсюду славимся

    Мы и вам понравимся

    Даниэль: дым идёт из труб столбом

    Точно в дымке всё кругом

    Голубые дали и село большое

    «Дымково» назвали.

    Арина: дымковские барыни

    Всех на свете краше

    Кисточка, кружок, полоска

    Вот узоры наши.

    Рамиль: наши руки крендельком

    Щёки будто яблоки

    С нами издавна знаком

    Весь народ на ярмарке.

    Даниэль: с лентами да с бантами

    Да под ручку с барыней

    Мы гуляем парами

    Проплываем павами.

    Воспитатель: а это что за барыни в юбках нерасписанных?

    Эльза : мы на ярмарку спешили. Юбки игрушкам расписать не успели.

    Воспитатель: что же делать? Как нам быть? (обращается к детям) Что делать ребята? Поможем мастерам? Будете как настоящие художники расписывать игрушки дымковскими узорами, создавать красоту своими руками. Какими элементами украсите юбку? (дети приступают к работе. Педагог оказывает индивидуальную помощь детям). Перед тем как приступить Воспитатель:

    Как рисовать круги и кольца вы знаете? Покажите руками в воздухе (обращает внимание на безотрывное движение и на направление линий).

    Воспитатель: какие красивые юбки получились, постарались на славу мастера ( выбирают лучшего мастера дымковской игрушки и выставляют на лотке).

    Скоморох : вот и 3й лоток чудо как хорошо. Роспись на белом фарфоре. Синее небо, синее море. Синь васильков, колокольчиков звонких. Сини птицы на веточках тонких. Это дети, сказка просто. Это чудо как зовётся?

    Дети: Гжель

    Воспитатель: вот сюда и пойдем.

    Эсалия: налетайте! Покупайте!

    Посмотрите- это Гжель

    Не из дальних земель

    Айнур: край фарфорового чуда

    А вокруг него леса

    Синеглазая посуда

    Вазы, чайники и блюда

    Ляйсан: синеглазая посуда

    Как река, как небеса

    Воспитатель: ребята, откуда гжельские изделия получили своё название?

    Фархат: под Москвой в Раменском районе в селе Гжель очень давно изготавливались из глины разные гончарные изделия и игрушки, которые пользовались спросом во многих российских городах. Изделия эти стали называть гжельскими или Гжелью.

    Воспитатель: какие цвета используют мастера для росписи своих изделий? (ответы детей) Гжель- это дивные , диковинные синие цветы, травы и листья. Изделия гжельских умельцев отличаются изящной формой. Узоры легко выполнены кистью, то еле заметным голубоватым, то насыщенным темно-синим цветом с переливами придают необыкновенный, сказочный вид вазам, чашкам, подносам, чайникам, солонкам и прочим керамическим изделиям, которые кажутся нам воздушными и радуют глаз.

    Скоморох : а ярмарка гудит:

    Один продает, другой покупает, третий меняет.

    Скоморох : а теперь, господа, подходите все сюда. Узнаете?

    Эсалия : листья , горницы и кони, петухи, скворцы, цветы, городецкие узоры небывалой красоты.

    Эльза : из липы доски сделаны

    И прялки, и лошадки

    Цветами разрисованы

    Как будто полушалки.

    Роланда : ой , Россия, ты Россия!

    Славы не убавилось

    Городцом ты, Городцом

    На весь мир прославилась!

    Воспитатель: а что украшали городецкие мастера своей резьбой и росписью?

    Эльдар : на реке есть старинный городок – Городец. А за ним леса большие- большие, местами дремучие. Когда то там строили корабли для всей Волги. Да не простые, а дивно разукрашенные разными фигурами и узорами. На посуде русалки, улыбчивые львы на корме. И дома в Городце украшали и украшают такой же богатой резьбой, поэтому они похожи на сказочные терема. Делают в Городце игрушки из глины и дерева.

    Воспитатель: (дополняет рассказ) самая красивая Городецкая игрушка- это конь. Прекрасный гордый конь с сильной шеей и тонкими пружинистыми ногами. Конь копытом бьёт, удила грызёт, его рисуют на деревянных дверцах шкафов и шкафчиков, на спинках детских стульчиков, на тарелках, которые вешают на стены. И обязательно коня окружают яркими сказочными цветами. Иногда здесь же рисуют людей, диковинных птиц и зверей. Нигде, кроме Городца такого не увидишь.

    Эльдар : хотим в игры играть, чтобы всем показать нашу ловкость и стать.

     

    Игра «Русские узоры».

    Воспитатель: ах , какой самовар! Из него валит пар. Чай попьем, посидим, про самовар погорим.

    Юля: в Суксуне на Урале самовар родился. В веке 19 в Туле очутился. Самовары делали медные, стальные, а для знатных и богатых - даже золотые.

    Алсу: самовар- подарок главный

    Он красивый расписной

    Ароматный чай отведать не откажется любой.

    Юля и Алсу : мы матрешки расписные

    Украшаем мы весь свет

    В сарафаны нарядились

    Им, друзья, ведь сносу нет.

    Исполняют песню «Ой, да мы, матрешки».

    Юля : наплясались, нету сил. (садится)

    Скоморох : слушай, я мешок купил.

    Алсу: а что в мешке?

    Скоморох : а теперь, позвольте, дорогие гости, отдать вам наше нижайшее почтение

    Благодарим за посещение

    Приходите в другой раз, уважим

    Что-нибудь ещё покажем.

    Воспитатель: вот и завершилась наша ярмарка. Подошла пора проститься с вами. Только светлой будет в сердце грусть. Пусть всегда гордится мастерами щедрая и песенная Русь!

    Исп. Песню «Русский сувенир»

    (поклон в конце, организационный выход из зала)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Наш дом - Земля"

    Если в младшем возрасте, дети могут прослеживать только единичные связи, то в старшем - при последовательной работе - понимать связи комплекса признаков. Дети старшего дошкольного возраста способны ос...

    конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Соль на столе".

    Программное содержание:1.     Дать первоначальные представления о соли, как о полезном ископаемом.2.     Развивать краеведческую любознательность; формиро...

    Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

    Конспект занятия по познавательному развитию.«Откуда к нам хлеб пришел?»(старшая группа) Программное содержаниеПознакомить детей с профессией агронома, хлебороба, тракториста, комбайнера, п...

    Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Образовательная область: познание. Тема занятия: «Богатства Хозяйки Медной горы».

    Очень интересное интегрированное занятие. В первой части - Хозяйка Медной горы приглашает детей в гости, показывает малахит, яшму, известняк и рассказыват о них. А во второй части - едти исследут эти ...

    Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе ДОУ ко Дню Земли «Наша Земля»

    Цель:формировать первоначальные представления о творении мира, нашей Земли;воспитывать положительное отношение к окружающему миру, к живой и неживой природе;развивать стремление детей выразить с...

    Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Солнце, Земля и другие планеты»

    Конспект  занятия  по познавательному развитию в  старшей группе«Солнце, Земля и другие планеты»...