Главные вкладки

    Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Образовательная область: познание. Тема занятия: «Богатства Хозяйки Медной горы».
    план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

    Ляйс Наталья Владимировна

    Очень интересное интегрированное занятие. В первой части - Хозяйка Медной горы приглашает детей в гости, показывает малахит, яшму, известняк и рассказыват о них. А во второй части - едти исследут эти минералы и находят ответ на вопрос: "Как и откуда появлятся камни на Земле".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt.docx19.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия

    по познавательному развитию

    в старшей группе,

     воспитатель:

    Ляйс Наталья Владимировна.

      Образовательная область: познание.

      Тема занятия:        «Богатства Хозяйки Медной горы».        

      Задачи: (Программное содержание)

    1.Знакомить детей с камнями: яшмой и известняком и их  свойствами. Учить    сравнивать известняк и яшму.

    2. Развивать исследовательские навыки, познавательные способности и образное мышление. Содействовать формированию интереса к неживой природе и поисковой деятельности.

    3. Воспитывать интерес, любовь к родному краю.

       Словарная работа на занятии: 

     Обогащение словаря: малахит, яшма, известняк.

       Индивидуальная работа с детьми:

       Методы и приёмы: практические и словесные.
     
    Оборудование и материалы:  презентация;  шкатулка с малахитом, яшмой и известняком. Для лаборатории: макет вулкана. На каждого ребёнка: лупа, камень, монетка, небольшая ёмкость с водой.

       Ход педагогического мероприятия:

     Организационный момент:

     Хозяйка Медной горы: Здравствуйте, ребята! Вы знаете, кто я?  У каждого народа есть свой хранитель подземных кладов: где паук, где кит, где гигантская черепаха. А на Урале – Я - Медной горы хозяйка. Охраняю свои владения в образе ящерки, а в человеческом обличии показываюсь очень редко. О себе я вам рассказала. Мне очень интересно узнать  в каком городе вы живёте? Кто из вас знает, у склона каких гор расположен ваш город?  (Челябинск расположен у склона Уральских гор). Получается мы с вами соседи! Полюбуйтесь красотой наших Уральских гор.

    На экране появляются  фотографии.  Что вы можете сказать об этих горах?  Как вы думаете, из чего они состоят? Горы Урала не высокие, но необыкновенно богатые. Думаю, что вам  интересно будет познакомиться с некоторыми камнями, узнать об их свойствах и о том, где они рождаются. Приглашаю вас в гости, в таинственную страну камня. Для этого встанем в круг,  закроем глаза и произнесём волшебные слова: «Раз, два – повернись, в стране камня очутись!»

       Первая часть - вступительная.

      Хозяйка Медной горы  берёт в руки шкатулку,  предлагает детям сесть в полукруг.

       Считается, что Уральские горы – это самое богатое драгоценными камнями  место на планете! С  давних времён человек оценил красоту этих камней и стал использовать их как украшения. Красивыми камнями украшали короны  царей, оружие  и  царские палаты.  Делали перстни, серьги, броши.     

       Сейчас я покажу вам свой самый главный поделочный камень – малахит. Показ камня. Полюбуйтесь,  как он растет, как будто крупные  горошины. Поэтому на срезах мы видим вот такие красивые волны.  Как вы считаете, где люди  используют  такой камень?  (Часто малахит используют для изготовления ювелирных изделий, а так же шкатулок, оснований настольных ламп, часов и подсвечников.)  Измельчённый камень используют для изготовления  минеральной  краски - малахитовой зелени.  Огромные залежи этого камня сделали его доступным. Показ слайдов.  Из малахита начали изготавливать столы, гигантские вазы в человеческий рост и даже колонны в царских палатах! Теперь малахита в моих горах почти не осталось!

       Сейчас  покажу вам  яшму! Это тоже поделочный камень.

       Показ необработанного камня. 

       Если вы увидите его на дороге, наверно, не обратите на него внимания. Но этот камень удивителен! Он обладает высочайшей прочностью. Представляете,  яшму нельзя поцарапать даже самой лучшей сталью! Но настоящие мастера уже около 300 лет назад научились работать с этим очень прочным камнем. Показ шлифованной яшмы. Яшму  очень трудно обрабатывать, но  изделия из неё принимают зеркальную полировку и очень долго её сохраняют. Посмотрите,  как блестят отполированные камни.   Яшма  имеет удивительную красоту рисунка  и бывает разных оттенков (этот камень может быть красным, светло-зелёным, белым, тёмно-красным, синим, фиолетовым, кремовым с различными вкраплениями, полосатым  или однотонным.) Крупные изделия из яшмы издавна служили для украшения дворцов:  из яшмы сделаны  камины  в Московском  Кремле. Огромные вазы, торшеры, другие предметы и сейчас радуют своей красотой! Используют яшму и  для изготовления ювелирных изделий. Ещё из яшмы готовят краски. Они вечны и никогда не выцветают.

        У меня множество драгоценных камней. Но есть и другие камни, которые люди научились  широко использовать. Например, известняк. Показ камня.  Этот камень бывает белого, желтоватого или серого цвета. Известняк служит строительным материалом.  Он тесно связан с культурой и историей России. Показ слайда.  По всей Руси строили церкви из известняков. В Москве до сих пор стоят соборы, возведенные из известняка еще 500 лет назад. “Белый камень” применяли не только для строительства стен, но и для их украшения. Показ слайда. Издавна возникло искусство резьбы по камню: белокаменное кружево состояло из узоров, фигур зверей, птиц и сказочных чудовищ. Но не только в строительстве применяют известняк. Из него делают черепицу и кафельную плитку, линолиум и пластмасс, а также множество других полезных вещей.

       Вижу, что нравятся вам мои богатства. Их у меня столько, что рассказывать можно очень долго. Но я хочу, чтобы сегодня вы познакомились со свойствами  камней и узнали, как и откуда они появляются.  Для этого приглашаю вас в мою лабораторию. Встаньте в круг.

       Физминутка (движения – по тексту):

    Руки вверх, руки вниз, и на месте покружись!

    Раз прихлоп, два прихлоп, снова сделай поворот!

    Прыг-скок, улыбнись, в учёного превратись!

        Вторая часть – основная.

        Хозяйка Медной горы подводит детей к столу, где оборудована лаборатория.    

         Представьте, что вы научные сотрудники. Вам нужно исследовать свойства камня и рассказать о них. Хрупкий камень или нет, твёрдый или не очень, тяжёлый ли? И постарайтесь ответить на вопрос: как и откуда появился этот камень. Предлагаю разделиться на две группы. Те, кто сидит за столом, справа от меня будут исследовать известняк. Дети, сидящие слева – постараются узнать свойства яшмы и подумают,  как и где мог образоваться этот камень.

       Работа детей. Педагог задаёт наводящие вопросы, помогает сделать выводы.

       Уважаемые научные сотрудники пришло время рассказать, то, что вы узнали.

       Рассказ детей 1 подгруппы о свойствах известняка, выводы. (Известняк-камень белого цвета, твёрдый, но хрупкий; тяжёлый, тонет в воде, на фанерке и на руках оставляет белые следы. Видно, что состоит из мелких ракушек. Значит, известняк образовался в море.)

       Некоторые камни появились в результате того, что в морях и океанах оседали на дно остатки разных организмов, со временем превращаясь в камень. Этот камень-известняк.

       Что же вы узнали о яшме?  

       Рассказ детей 2 подгруппы о свойствах яшмы, их выводы.(Яшма бывает разных цветов. Это твёрдый, тяжёлый камень, тонет в воде.)

       Большинство камней рождаются в глубинах Земли и вместе с раскаленным внутренним веществом - магмой выносятся на поверхность во время извержения вулкана. Предлагаю посмотреть, как это происходит.

       Хозяйка Медной горы показывает на макете извержение вулкана.

       Третья часть – заключительная.

       Что вам понравилось в стране камня больше всего? Что вы ещё узнали сегодня интересного?  Чем отличаются друг от друга разные  камни? Чем интересны яшма, известняк и малахит?

      Прошу отгадать загадки:

         Из ракушек получился, 
        И на стройке пригодился. 
        Из него построен дом, 
        В этом доме мы живем.  (Известняк)

    В нем застыл зеленый камень, 
    Красив своим рисунком минерал. 
    Скажите, как зовется этот камень, 
    Во всех краях прославивших Урал?    (Малахит)

       О каком камне вы сегодня  ещё узнали?   (Яшма)

       Четвёртая часть – итог.

       Вы меня очень порадовали своей активной работой. За это на память о нашей встрече я подарю вам небольшую коллекцию камней. Думаю, что вам будет интересно, что-то узнать и о них. Мне будет приятно, если вы захотите создать свою коллекцию.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занятие в старшей группе Образовательная область "Познание". Тема "Комнатные растения"

    Программное содержание:ü     обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями;ü     закрепить знания об основных потребностях комнатных раст...

    Конспект непосредственной деятельности в старшей группе. Образовательная область «Познание» Тема: "Где живёт эхо"

    Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин возникновения тех или иных причин появления природных явлений. В данном конспекте дети с помощью педагога узнают, ка...

    Занятие по математическому развитию в средней группе. Образовательная область: «Познание» Тема: «Геометрические фигуры»

    Образовательная область: «Познание» Тема: «Геометрические фигуры»Цели: закрепить знания детей о геометрических фигурах(плоских и объемных), учить  сравнивать фигуры, закрепить порядко...

    Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной группе Образовательная область «Познание» Тема: «Путешествие в подводное царство»

    Уточнить и конкретизировать знания детей о морских обитателях, об их приспособленности к жизни в воде, познакомить с «этажами» подводного царства. Формировать умение делать простейшие выводы и умозакл...

    Конспект занятия в старшей группе Образовательная область: «Познание». Тема: «Такая разная посуда».

    Тема: «Такая разная посуда». Программное содержание:  - продолжать расширять представления о предметах рукотворного мира; - учить детей определять целевое назначение посуды, закре...

    Конспект НОД в старшей группе, образовательная область: познание. Тема: «В поисках весны».

    Конспект НОД в старшей группе, образовательная область: познание. Тема: «В поисках весны».нетрадиционные методы работы с детьми с ТНР...

    Проект реализации познавательно – практической деятельности в старшей группе Образовательная область «Познание» Тема: «Сбережем птиц»

    Зима  в  Якутии   длится  очень долго,  целых 6  месяцев. В Республике Саха зимние месяцы    это  октябрь, ноябрь, декабрь,  январь,  ф...