Учебно-исследовательский проект «По страницам Волшебной страны»
проект по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Богданова Ирина Викторовна

Проект ознакомления дошкольников с книгой А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города», с волшебными существами, живущими в этой книге - «Верные друзья волшебной страны».

Данный проект запланирован с целью формирования у старших дошкольников интереса к чтению произведений художественной литературы и воспитанию трепетного отношения к книге, как источнику знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оглавление

1. Введение        3

2. Этапы реализации проекта                                                                                                        5

3. Результаты по реализации проекта        7

4. Практическая значимость проекта        7

5. Заключение        8

6. Список использованной литературы        9

7. Приложения        10

                                                                                                             «Для меня хорошая книга–

                                                                                        это, прежде всего учитель,

   который пополняет мои знания,

                                                                    собеседник, с которым я могу поспорить».
лётчик-космонавт В. Севастьянов

Введение

         Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщить ребёнка к книге и чтению. От того, читают ли наши дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба. Чтение несет в жизни культурного человека сразу несколько важнейших функций. Наиболее очевидная  из них – познавательная. Благодаря книге перед ребенком открывается целый мир, о котором он еще почти ничего не знает. Книга расширяет естественные границы познания, позволяя малышу узнать о том, что ему, возможно, даже не придется никогда увидеть.

Другая, еще более значимая функция литературы – воспитательная. При помощи простейших, постепенно усложняющихся образов, ребенок учится законам жизни в обществе, правилам общения с себе подобными. Часто хорошая книга позволяет родителям объяснить ребенку те вещи, которые сами они не смогли бы точно сформулировать. Иногда именно книжные примеры исподволь помогают ребенку усвоить те правила, которые он не мог или хотел воспринять из родительских уст.

На первый взгляд, познавательную и воспитательную роль могли бы взять на себя телевидение и Интернет. Однако, даже если не упоминать о том, что телеэфир и сетевое пространство заполнено отнюдь не только полезной для детей информацией, никакие высокие технологии не смогут заменить ребенку чтение. Информация с экрана приходит в готовом виде, не задействует ресурсов нашего сознания и не развивает ни фантазию, ни интуицию, ни познавательные способности человеческого мозга. Иначе говоря, такая информация «влетает в одно ухо, вылетает в другое». 

Книга делает нашу жизнь ярче и богаче, наши чувства – глубже, мысли острее. Она незаменима, как средство развития человека, она учит мыслить проникать в существо явлений, видеть открытия, находить новое.
            Все особенности и свойства книги сближают её и человека связывают их крепчайшими узами, влекут их к книге. Ребёнок слушает чтение сказок, переживая волшебные приключения Иванушки и Конька-Горбунка, Буратино, Чиполино, познавая коварство Кощея Бессмертного и Бабы-Яги, получает первую информацию о добре и зле, о силе справедливости, о чувстве товарищества и о взаимопомощи. Чтение сказок и других детских книг развивает в ребёнке способности к мышлению, обогащает язык.

Сегодня задача приобщения ребёнка к чтению очень актуальна, т.к. ситуация неимоверно усложнилась: дети не хотят читать, да и родители, словно забыли, как сами были маленькими и с удовольствием слушали, как им читали их родители… Другие средства  проведения досуга в виде ТВ и Интернет оказались более увлекательными и доступными, не требующими столь активной работы ума и души, как чтение.

А ведь слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

А ведь главный смысл чтения сегодня – воспитать людей творческих, обладающих высокой культурой и интеллектом. Людей способных двигать страну вперёд к  процветанию.

У руля этого воспитания стоим мы – взрослые. Семья становится социальным институтом  по поддержке чтения в стране, а мы воспитатели, педагоги должны помочь  ей, зажечь маленькие горячие детские сердечки любовью к  книге, радостью встречи с новым и желанием пронести доброе, светлое, вечное через всю свою жизнь.
         Проект ознакомления дошкольников с книгой А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города», с волшебными существами, живущими в этой книге - «Верные друзья волшебной страны» проведен детьми и воспитателем подготовительной к школе группе № 10.

Данный проект запланирован с целью формирования у старших дошкольников интереса к чтению произведений художественной литературы и воспитанию трепетного отношения к книге, как источнику знаний

Задачи проекта:

- Формировать представление детей о жизни и творчестве писателя А.М. Волкова

- воспитывать дружбу в детском коллективе посредством изучения сказки Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города;

-расширять представление детей о добре и зле, о взаимовыручке и самопожертвовании,

- расширять кругозор детей;

- развивать фантазию, воображение и  творческую активность детей;

- прививать любовь к чтению книг.

-привлечь родителей к совместным познавательно - тематическим мероприятиям, сформировать у родителей активную позицию в воспитании детей через книгу.

Проект реализуется в З этапа: подготовительный, практический,
заключительный.  В ходе реализации проекта проводились занятия познавательного цикла, художественно-эстетические;  разнообразные беседы  использованием мультимедийных презентаций, разнообразные конкурсы; просмотр мультфильма, прослушивание аудио-сказки и сказки в грамзаписи, консультации с родителями.

Этапы реализации проекта

Подготовительный

Направления работы

Содержание деятельности

Дата

  • Составление плана на реализацию проекта
  • Изучение литературы, материалов о А.М. Волкове; о его художественных произведениях
  • Привлечение родителей к участию в проекте
  • Привлечение работников библиотеки

Сбор необходимого материала для работы в данном направлении;

Подбор книг А.М.Волкова;

Нахождение материалов о жизни и творчестве А.М.Волкове;

Консультирование родителей о необходимости чтения для развития и воспитания детей

Встречи работников библиотеки с детьми, знакомили их с художественной литературой

     Ноябрь

Практический

Беседы о жизни и творчестве А.М.Волкова

1.«Кто такой А.М.Волков и что вы о нем знаете?»

2. «Какие книги написал  писатель, и чем они не похожи на другие»

Ноябрь

НОД

Знакомство с произведением А.М. Волкова «Волшебник изумрудного города»

Ноябрь

Чтение сказки

Чтение сказки «Волшебник Изумрудного города» с рассматриванием иллюстраций

Ноябрь

Беседы по сказке «Волшебник Изумрудного города»

1.«Тайна Изумрудного города»;

2. «Мой любимый герой»;

3. «Дружба творит чудеса!»

4. «Мой лучший друг Страшила»

5. «Загадочный волшебник Изумрудного города Гудвин»

Ноябрь - декабрь

Просмотр мультфильма

Просмотр мультфильма «Волшебник Изумрудного города»

Декабрь

Конкурс рисунков «Мои любимые герои» по сказке «Волшебник Изумрудного города»

Совместная работа  детей с родителями в конкурсе рисунков по теме «Мои любимые герои»

Ноябрь - декабрь

Театрализованная деятельность

Театрализованные выступления героев

Ноябрь - декабрь

Прослушивание сказки

Прослушивание аудио-сказки  на грамзаписи

Декабрь

Инсценировки отрывков из сказки «Волшебник Изумрудного города»

Отрывки: «Встреча Эли и Татошки со Страшилой»; «Спасение Эли от Людоеда»; «Спасение льва из макового поля»; «Победа  над Бастиндой»

Ноябрь - декабрь

Раскраски с любимыми сюжетами сказки

Выбор раскрасок детьми по желанию и раскрашивание любимых сюжетов сказки

Ноябрь - декабрь

Конкурс (родителей и детей) на лучшую поделку «Мой любимый герой из сказки»

Совместное изготовление поделок по сказке: «Татошка»  из бумаги; «Железный дровосек» из бросового материала высотой 1 метр; «Страшила» из природного материала»; «Железный дровосек» из железного конструктора; «Друзья идущие к Изумрудному городу» из картона с эффектом 3Д

Декабрь

Викторины, игры, кроссворды по сказке

1.Дидактическая игра

«Подбери пару»

2.Викторины по сказке «Волшебник Изумрудного города»

Ноябрь - декабрь

Заключительный

Новогодний праздник «Новый год в Изумрудном городе»

Новогодний праздник по сказке «Волшебник Изумрудного города»

Декабрь

Результаты по реализации проекта

В результате  реализации проекта расширилось представление детей о необходимости чтения книг, бережного к ним отношения, появилось желание и стойкий интерес продолжать знакомиться с новыми книгами В.М.Волкова. Вместе с детьми провели экскурсию в библиотеку. Был заключен договор совместной работы библиотеки и детского сада, дети ждут встречи с работниками библиотеки и их рассказов о новых книгах. Многие дети с родителями записались в библиотеку. Но самое главное, что на примерах героев сказки, у детей сформировалось стойкое чувство, справедливости, взаимовыручки; желание противостоять злу, желание оказывать всем кто нуждается, посильную помощь. Дети поняли… истину «Только дружба может помочь преодолеть любые невзгоды и трудности; только рядом с друзьями станешь сильнее, смелее, мудрее, сердечнее; имея друзей сможешь в себе раскрыть эти качества»

Практическая значимость проекта

Я считаю, что этот проект необходим всем  его участникам. Он поможет решить проблему семейного чтения, воспитать у детей любовь к книге, а так же сформировать чувство справедливость и взаимовыручки. Воспитывать дружбу в детском коллективе.

Заключение

 Можно сказать, что познакомившись со сказкой А.М.Волкова «Волшебник Изумрудного города», дети открыли чудесный мир волшебства, где добро побеждает зло, где каждый получает то, что заслужил, где сбываются мечты. Эта невероятная страна фантазий и чудес, которую нам подарил А.М.Волков, учит человека быть добрым, отрывчатым, честным и порядочным. Сказка помогла поверить в свои силы, преодолевать трудности, а иногда принимать верные решения в сложной жизненной ситуации.

Взрослые, как и дети, сами любят сказки, хотя часто боятся в этом признаться. Совместное с детьми чтение, поможет им самим раскрыться и быть ближе к детям. Поможет детям полюбить книгу и бережно к ней относиться. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.

 С помощью проекта у старших дошкольников был сформирован интерес к чтению произведений художественной литературы, через знакомство с произведением А.М.Волкова «Волшебник Изумрудного города». Дети научились бережно относиться к книге, как источнику знаний дошкольников.  

Проект помогли реализовать музыкальный руководитель Сережникова Галина Андреевна; заведующая библиотекой Нестерова Татьяна Евгеньевна; родители и конечно наши маленькие читатели и слушатели дети нашей группы.

 Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного познавательного, речевого и эмоционального развития старшего дошкольника.

Список использованной литературы

1.Волков А.М. «Волшебник Изумрудного города»  Москва: изд. АСТ, 2007.

2.Волков А.М. «Волшебник Изумрудного города: сказочная повесть» Москва: изд.Самовар, 2014.

3.Румянцева Е.А. «Проекты в ДОУ»: практика обучения детей 3-7 лет. Волгоград: Изд.Учитель, 2014.

 

 

Приложения

Театрализованные выступления героев

Входят четыре волшебницы. Дети, определяют из каких они стран прибыли и отвечают на вопросы Волшебниц.

Бастинда — Я злая фея, одна из четырех волшебниц, одновременно явившихся в Волшебную страну около четырёхсот лет назад и разделивших её по жребию, причём мне досталась Фиолетовая страна Мигунов. Долгое время я держала Мигунов в страхе, однако гибель подчинявшихся мне сорока волков, сорока ворон с железными клювами и стаи чёрных пчёл, а затем и трата последнего, третьего желания Золотой Шапки фактически лишили меня волшебной силы. Хотя у меня оставался ещё летающий зонтик, а своим единственным глазом я могла видеть на огромные расстояния). Я боялась темноты и воды: мне была предсказана смерть от воды, и пятьсот лет я избегала любого прикосновения к воде, но в конце концов была случайно растоплена девочкой Элли, окатившей меня водой из ведра.

Виллина — Я добрая волшебница Жёлтой страны. Обладаю способностью мгновенно переноситься с места на места, а моя волшебная книга может уменьшаться и увеличиваться в размерах по желанию хозяйки. Именно я обезвредила смертоносный ураган, насланный злой волшебницей Гингемой «на весь род людской», так что он поднял обычно пустующий во время бурь (по сведениям, полученным из волшебной книги) домик-фургон Элли и бросил его на голову самой Гингемы. Посоветовала занесённой этим же ураганом в Волшебную страну девочке искать помощи у Гудвина, сославшись на предсказание своей волшебной книги.

Гингема —Я злая волшебница Голубой страны. Обитала в пещере, где поселила также филинов и большую змею. Больше всего известна тем, что вызвала своими заклинаниями ураган, который должен был опустошить весь мир, пощадив только любимых Гингемой «лягушек, мышек, змеек, паучков», но вместо этого (по воле Виллины) принёсший домик Элли в Волшебную страну и уничтоживший саму Гингему. Во время правления Голубой страной я заставляла Жевунов работать на меня и собирать для меня лягушек, змей, пауков, пиявок.

 Стелла —Я добрая волшебница Розовой страны, прекрасная и вечно юная. Открыла пришедшей к мне Элли секрет серебряных башмачков. Приняла решение вернуть Золотую Шапку предводителю Летучих Обезьян Уорре, чтобы им больше не пришлось выполнять ничьи злые желания.

Страшила — Я соломенное пугало, начавшее ощущать окружающий мир ещё до завершения изготовления, а на следующий день обнаружившее, что могу также разговаривать и двигаться. Почему из всех пугал Волшебной страны такую насыщенную жизнь заслужил только я, остается загадкой. Ребята, а как вы, думаете, стал ли я умным?

(высказывания зрителей)

Железный Дровосек — Я в прошлом обычный человек, все части тела которого были постепенно заменены механическими протезами. Ребята, а если у меня сердце и какое оно?

Гудвин Великий и Ужасный — Я, американец, однажды приземлившийся в центральной части Волшебной страны на воздушном шаре, спустившемся с небес, и принятый поэтому за великого волшебника. Выдавая за магию технические достижения, ловко поддерживал эту репутацию около тридцати лет, вызывая страх и почтение не только у населения, но и у настоящих волшебниц, несмотря даже на его неудачную войну с Бастиндой. Я был разоблачен Элли и её друзьями, после чего решил улететь вместе с Элли в Большой мир. Хотя и не был настоящим волшебником, выполнил заветные желания спутников Элли — доказав тем самым, что для того, чтобы творить настоящие чудеса, вовсе не надо обладать волшебной силой (особенно если дело происходит в Волшебной стране). Народ продолжает считать меня волшебником.

Лев – Я появился в книге «Волшебник Изумрудного города». Явление это было внезапным и ужасным: без всякого предупреждения я выпрыгнул из засады и набросился на мирную компанию ничего не подозревавших друзей — девочку Элли, соломенное пугало Страшилу, Железного Дровосека и пёсика Тотошку. Собственно, Тотошкой я и намеревался закусить, но обстоятельства сложились иначе. Надо сказать, что в ту пору я звался Трусливым Львом, поскольку в отличие от большинства зверей своей породы я был обделён храбростью и очень из-за этого страдал. А сейчас могу ли я, ребята, считать себя смелым?

(Лев, мечтающий получить смелость, примкнул к друзьям и вскоре стал им верным товарищем. Только благодаря Льву путешественники смогли перебраться через две огромные расщелины: совершив несколько великолепных прыжков, Лев перенёс друзей на своей спине. В другой раз Льву пришлось, рискуя жизнью, задерживать наступление свирепых Саблезубых тигров.)

Элли — Я добрая, отзывчивая, смелая девочка, всегда готовая прийти на помощь своим друзьям. Кроме того, я — честная, бесхитростная, скромная, немного застенчивая, однако умеет постоять за себя. Путешествуя по Волшебной стране я встречает трёх сказочных существ, которые становятся её лучшими друзьями. Это Страшила — ожившее соломенное пугало, мечтающее получить мозги. Железный Дровосек — живой человек, сделанный из железа, стремящийся получить сердце. Трусливый Лев — настоящий лесной зверь, страдающий от собственной трусости и желающий получить смелость. Вместе с друзьями я направляется в Изумрудный город к Великому и Ужасному волшебнику Гудвину, который, согласно предсказанию, должен исполнить заветные желания моих друзей, после чего я смогу вернуться на родину, к папе и маме.

Дидактическая игра

«Подбери пару»

Вечно юная – Стела

Королева полевых мышей – Рамина

Железный – дровосек

Канзасская – степь

Летучие – обезьяны

Великий и ужасный – Гудвин

Саблезубые - тигры

Серебряные – башмачки

Зеленые – очки

Золотая – шапка

Маковое – поле

Трусливый – лев

Злой – людоед

Глупый – страшила

Страшная – Гингема

Злобная – Бастинда

Викторина:

  1. Как звали родителей Элли? / Джон и Анна/ 
  2. Где жила Элли? / В Канзасе/ 
  3. Что случилось с героями на маковом поле? / заснули/ 
  4. Как звали волшебника Изумрудного города? / Гудвин/ 
  5. Какой волшебной способностью обладал Гудвин? /превращался в разных существ: морская дева, зверь, огненный шар, огромная голова/ 
  6. Какие волшебницы в сказке были злыми? / Гингема, Бастинда/ 
  7. Какие добрыми? / Стела, Виллина/ 
  8. Какая дорога вела в Изумрудный город? / дорога, вымощенная желтым кирпичом/ 
  9. Что случилось со злой Гингемой? /раздавил домик Элли/ 
  10. Чего боялась Бастинда? / воды/ 
  11. Какое желание было у Страшилы? / получить мозги/ 
  12. Какое желание было у Дровосека? / получить сердце/ 
  13. Какое желание было у Льва? / получить смелость/ 
  14. Что должно было произойти, чтобы их желания сбылись? /они должны были освободить Фиолетовую страну от власти злой Бастинды/ 
  15. Сбылись их желания? / да/ 
  16. Какой способностью обладали животные и птицы Волшебной страны? / Они умели говорить / 
  17. Какие маленькие человечки населяли Волшебную страну? / Жевуны, прыгуны, мигуны, болтуны/ 
  18. Почему Жевуны всегда снимали свои шляпы, когда плакали? / Чтобы серебряные колокольчики не мешали плакать/ 
  19. Для кого пиявки, мыши и лягушки были самыми желанным лакомством? /Для Гингемы/ 
  20. Какой цвет имел Изумрудный город? / зеленый/ 

Викторина по сказке «ВОЛШЕБНИК ИЗУМРУДНОГО ГОРОДА»

1. Какая девочка совершила путешествие по воздуху в волшебную страну в домике?

Алиса. 
Суок. 
Элли. (+) 
Энни.

2. Родной город Элли?Техас 
Санта-Барбара 
Куру-Кусу 
Канзас (+)

3. Кто из них соломенное чучело?

Точило. 
Страшила. (+) 
Мочило. 
Дурило.

4. В чем заключалась волшебная сила Гингемы?

В шляпе. 
В мозгах. 
В башмаках. (+) 
В платке.

5. Где Элли впервые встретила Железного Дровосека?

в поле 
в лесу (+) 
на реке 
в Фиолетовой стране

6. Какое несчастье случилось со Страшилой по дороге в Изумрудный город?

его смыло наводнением 
он уснул в маковом поле 
дождь смыл с лица всю краску 
он застрял на шесте посреди реки (+)

7. Дровосек боялся...

Бастинды 
Людоеда 
Воды (+) 
стаи ворон с железными клювами

8. Чего больше всего боялся Страшила?

Воды. 
Ворон. 
Горящей спички. (+) 
Собак.

9. Чем внутри был набит Страшила?

Ватой 
Сеном. 
Соломой. (+) 
Пухом.

10. Какое желание было самым заветным у Страшилы?

Чтобы его сняли с кола. 
Новые сапоги. 
Серебряные бубенчики на шляпу 
Получить мозги. (+)

11. Кто спас Элли во время наводнения?

Лев (+) 
Страшила 
Дровосек 
Летучие Обезьяны

12. Что просил у Гудвина Железный дровосек?

Смелость. 
Мозги. 
Сердце. (+) 
Смазочное масло.

13. Что просил у Гудвина Трусливый Лев?

Ловкость. 
Силу. 
Смелость. 
Храбрость. (+)

14. Что это за зверь Тотошка?

Собака (+) 
Мул. 
Кошка. 
Ворона.

15. "Бамбара, чуфара, лорики, ёрики, 
пикапу, трикапу, скорики, морики". 

Это заклинание произносится при использовании...

серебряных башмачков 
серебряного свистка Рамины 
волшебной книги Виллины 
золотой шапки (+)

16. Кто хотел съесть Элли?

Страшила. 
Железный дровосек. 
Виллина. 
Людоед. (+)

17. Кто такой Гудвин?

Живая голова. 
Старый актер. (+) 
Морская дева. 
Огненный шар.

18. Кто мешал Элли и ее друзьям пройти в Розовую страну?

Болтуны 
Жевуны 
Мигуны 
Прыгуны (+)

19. Кому пришла в голову мысль, что друзья могут использовать золотую шапку по очереди?

Элли 
Стелле 
Страшиле 
Тотошке (+)

20. После того, как домик Элли раздавил Гингему, жители какой страны предложили девочке стать их правительницей?

Желтой 
Розовой 
Голубой (+) 
Фиолетовой

21. Как Элли вернулась в Канзас?

с помощью волшебства Гудвина 
с помощью волшебства Стеллы 
с помощью серебряных башмачков Гингемы (+) 
с помощью золотой шапки и Летучих Обезьян

23. Какого цвета был кирпич, которым была вымощена дорога в Изумрудный город в сказке Волкова?

белого 
желтого (+) 
красного 
черного

Тема: Знакомство с произведением А.М. Волкова «Волшебник изумрудного города»
Цель: познакомить воспитанников с новым произведением.
- Чтение стихотворения

Ну, вот мы и снова у сказки в гостях,
Никто не услышит о том в новостях.
Да, мы и не думали шум создавать,
А будем тихонько страницы листать.
Смеяться с героями, переживать,
Грустить, веселиться, о чуде мечтать.
И снова забудем, дружок, впопыхах,
Что чудо-то держим с тобою в руках.

- О каком чуде идёт здесь речь? (о книге)

- Просмотр мультфильма.

- Беседа по вопросам.
- Как звали мать Элли и чем она занималась? (Анна, «хлопотала по хозяйству».)
- Почему во время урагана Элли оказалась в домике? (Из-за Тотошки.)
- Кто сможет вернуть Элли домой? (Гудвин.)
- Какое заветное желание было у Страшилы? (Получить мозги.)
- Кто подсказал Страшиле и Железному Дровосеку, что Элли у Людоеда? (Белка.)

- Как звали отца Элли и чем он занимался? (Джон, фермер, работал в поле.)
- Что убило злую Гингему? (Летящий дом с Элли.)
- Какая замечательная вещь досталась Элли от Гингемы? (Серебряные башмачки.)
- Заветное желание Железного Дровосека? (Сердце.)
- Как звали королеву – мышь? (Рамина.)
- Чего больше всего на свете боялась Бастинда? (Темноты и воды.)
- Кто помог Элли вернуться домой и как? (Стелла, с помощью серебряных башмачков.)
- Кто был четвёртым членом семьи Элли? (Пёс Тотошка.)
- Сколько друзей встретила Элли в путешествии? Перечислите. (Три: Страшила, Лев, Дровосек.)
- Заветное желание Льва? (Быть смелым.)
- По какой дороге шли друзья в Изумрудный город? (По дороге из жёлтого кирпича.)
- Какого цвета изумруд? (Зелёного.)
- Мигуны – это жители, какой страны? (Фиолетовой.)
- Кто разоблачил Гудвина? (Тотошка.)

- Загадывание загадок.
Он на палочке висит
Из соломы состоит
Кто же это отгадайте?
Быстро руки поднимайте.
(Появляется Страшила.)

Раньше жил в лесу дремучем
Ноги скрючив, руки скрючив
Весь от ржавчины больной
Отгадайте кто такой?
(Появляется Дровосек.)

Как осенний лист дрожит
Очень жизнью дорожит
Будет скоро он герой. Догадайся кто такой?
(Лев.)

Конспект беседы-диалога по развитию речи по сказке А. Волкова «Волшебник изумрудного города»

Цель: Познакомить детей с многообразием слов, выражающих благодарность. Обогащать словарь: большое спасибо, благодарю, чрезвычайно признателен, не стоит благодарности, на здоровье. Обращать внимание детей на интонационную выразительность при произнесении вежливых слов. Учить правильно расходовать воздух при произнесении слов и фраз; легко, неслышно «добирать» воздух во время пауз.

Предварительная работа: Чтение сказки А. Волкова «Волшебник изумрудного города».

Материал: Картинки, иллюстрирующие ситуации, связанные с выражением благодарности. Куклы Ох и Ах. Ширма, магнитофон с микрофоном.

Ход:

Над ширмой появляются куклы Ох и Ах.

Ох (грустно): здравствуйте, дети.

Ах (весело): здравствуйте, друзья.

Воспитатель: здравствуйте Ох и Ах! Что случилось с Охом? Почему он не весёлый, почему грустит?

Ах: Мы был в одной заколдованной стране, жители которой совсем разучились говорить слова благодарности. Поэтому с каждым днём солнце там светит всё меньше и меньше. Скоро в этой стране наступит вечная ночь, вечный холод и сырость.

Воспитатель: Неужели нельзя помочь этим людям?

Ох: Помочь можно. Надо только снова научить их говорить слова благодарности.

Воспитатель: дети, давайте поможем им. Но для этого нам самим стоит вспомнить все слова благодарности. Какие слова вы знаете? В Каких случаях их говорят?

(Показываю сюжетные картинки и прошу озвучить их. Дети выполняют задание. Затем по просьбе дети вспоминают героев сказки «Волшебник изумрудного города» и описывают их характеры, манеру поведения.)

Воспитатель: послушайте отрывок из этой сказки.

-Добрый день, - сказало чучело немного хриплым голосом .

-Ты умеешь говорить? – Удивилась Элли.

-Научился, когда сорился тут с одной вороной. Как ты поживаешь?

- Спасибо, хорошо! Скажи нет ли у тебя заветного желания?

-У меня? О, у меня целая куча желаний! – и чучело скороговоркой начало перечислять. – Во первых, мне нужны серебряные бубенчики на шляпу, во- вторых, мне нужны новые сапоги, в- третьих…

-О, хватит, хватит! - перебила Элли. - Какое из них самое заветное?

-Самое, самое? – чучело немного подумал. - Сними меня отсюда. Очень скучно торчать здесь день и ночь и пугать противных ворон. Которые, кстати сказать, совсем меня не боятся!

-Разве ты сам не можешь сойти?

-Нет, в меня сзади воткнули кол. Если бы ты вытащила его из меня, я тебе был бы очень благодарен.

Элли наклонила кол и, вцепилась обеими руками в чучело, стащила его.

-Чрезвычайно признателен! – прохрипело чучело, очутившись на земле.

Чучело заботливо расправило кафтан, стряхнуло с себя соломинки и, шаркнув ножкой по земле, представилось девочке:

-Страшила!

Воспитатель: За что и как чучело и Элли благодарили друг друга? (ответы детей)

Представьте, что Дровосек, Страшила и лев преподнесли Гудвину подарки.

Что ответил бы им Гудвин?

Дети отвечают на вопрос, используя фразы:

-Спасибо друг, это мне пригодится.

-Большое спасибо за чудесный подарок я давно о нём мечтал.

-Как я тебе благодарен! Ты очень добр ко мне!

Воспитатель: Что сказали бы Гудвину Дровосек, Страшила, лев? (ответы детей)

А сейчас наступило время для речевой гимнастики. Делаем короткий вдох через нос, замедленный выдох- через рот, затем медленный глубокий вдох через нос, короткий резкий выдох через рот. Глубоко вдыхаем и медленно выдыхаем так, чтобы воздух выходил узкой струйкой, глубоко вдыхаем и выдыхаем несколькими равными порциями.

Воспитатель предлагает вспомнить слова благодарности, записать их на магнитофон для жителей заколдованного города и передаёт кассету Оху и Аху.

Беседа для детей старшего дошкольного возраста: «Тайна Изумрудного города».

Описание: Данная беседа способствует закреплению и уточнению знаний детей о дружбе. Вызывает желания детей иметь друзей.

Назначение работы: Беседа предназначена для детей, воспитателей дошкольных учреждений и родителей. 
Цель: формировать представление детей дошкольного возраста о дружбе как важнейшей нравственной ценности.
Задачи:
1. Развивать навыки общения и дружеские отношения между детьми.
2. Воспитывать нравственные качества личности ребенка.
3. Формировать положительные взаимоотношения со сверстниками.
4. Воспитать дружелюбие и отзывчивость
Предварительная работа: Прочитать литературное произведение: «Волшебник Изумрудного города»

Ход беседы

Воспитатель: Ребята послушайте песню и скажите, из какой она сказки? 
Звучит фрагмент музыкального произведения «Мы в город Изумрудный идем дорогой трудной», музыка - Игоря Ефремова, слова - Ирины Токмаковой, поёт - Клара Румянова. 
(Ответы детей)
Воспитатель: Совершенно верно песня из мультфильма Волшебник Изумрудного города. 
Эту сказочную повесть для детей написал Александр Мелентьевич Волкова, в 1939 году. В этом году исполнилось 75 лет со дня появления книги на свет. 

Город Изумрудный
Сказочный и чудный!
Вот уж 75 лет -
Правит там зеленый цвет!
Гудвин добрый чародей
В гости ждет к себе друзей.
Не пришлось их долго ждать.
А пришло их ровно пять.
Знают взрослые и дети
Как зовут героев этих?

Давайте ребята вспомним и назовем, как их звали? (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы ребята! Совершенно верно, девочка Элли, ее верный песик Тотошка, Железный Дровосек, Страшила и Лев - главные герои сказки. 

Сколько опасностей, трудностей, испытаний пришлось им пережить и преодолеть? Но они справились. Как Вы думаете, что именно помогло героям преодолеть трудности? (Ответы детей)
Воспитатель: Сказочные герои помогали друг другу, за время пути они стали настоящими друзьями. А кого можно назвать настоящими друзьями? 
Что такое дружба? (Ответы детей)
Воспитатель: Дружба – это добрые отношения между людьми, это доверие, симпатия, общие интересы и увлечения. 
Ребята нашей группы приготовили пословицы о дружбе:
- Дерево держится корнями – А человек друзьями;
- Дружба и братство – дороже богатства;
- Нет друга ищи – нашел береги!
Воспитатель: Какие замечательные слова хранят мудрость народную. Испокон веков люди дорожат дружбой. 
Воспитатель: Ребята, а как Вы думаете, почему нужно дружбой дорожить? (Ответы детей)
С другом можно поделиться и радостью и бедой. Друг придет на помощь в трудную минуту, пожалеет, успокоит. С другом весело и интересно играть.
Воспитатель: Скажите, а у Вас есть друзья? (Ответ детей) 
Сейчас я предлагаю Вам подойти к своему другу или подруге, и поделится своей радостью, хорошим настроением и теплом (дети ищут себе пару)
Повторяйте вместе со мной такие слова:
Я – человечек! (показ рукой на себя) Ты человечек! (показ рукой на друга)
У меня есть сердечко (показ рукой на сердце) У тебя есть сердечко 
У меня щечки гладкие (растираем щечки) У тебя щечки гладкие
У меня губки сладкие (показ на губы) У тебя губки сладкие
Я с тобой дружу (Берутся за руки) Нашей дружбой дорожу (обнимают друга)
Воспитатель: Как хорошо когда есть друзья! Дружба помогает преодолеть любые испытания и справится с трудностями.
Звучит музыкальное произведение «Если с другом вышел в путь» 
Слова М. Танича, музыка В. Я. Шаинского

Воспитатель: Молодцы, Вы справились с испытаниями. Наша беседа подходит к концу, Вы много вспомнили и много узнали. А теперь пришло время узнать главную тайну Изумрудного города? 
Как Вы думаете, ребята, что помогло героям сказки преодолеть трудности в пути и исполнить заветные желания? (Ответы детей)
Воспитатель: На самом деле сказочный город был Изумрудным только благодаря очкам с зелеными стеклами. А волшебник Гудвин был простой человек.
Главная тайна, которая помогла друзьям пройти все испытания, преодолевая страх и трудности – это дружба героев сказки. Благодаря долгой дороге в Изумрудный город они осознали ценность дружбы! Каждый из них готов был погибнуть ради друга.
Я желаю Вам ребята, научится дружить и дружбой уметь дорожить!
Чем больше друзей, тем жить веселей!
Звучит музыкальное произведение В.Я. Шаинского «Дружба крепкая не сломается»

Сценарий праздника:   Новый год в Изумрудном городе

Вед: Пусть звонко музыка играет,  спешите к нам в нарядный зал,

          Ребята начинаем наш новогодний карнавал!

Дети входят в зал под музыку, становятся вокруг елки.

Вед.: Разноцветной каруселью  закружился карнавал,  

         Всех друзей и всех знакомых к нам на праздник он позвал.

         Пой, играй, танцуй, шути, сыпь цветное конфетти.

         Лучше нету карнавала, краше елки не найти.

   1 Снова к нам пришел сегодня праздник елки и зимы.

      Этот праздник новогодний с нетерпеньем ждали мы!

    2.Лесом частым, полем вьюжным зимний праздник к нам пришел

       Так давайте скажем дружно:

Все: Здравствуй, здравствуй Новый год!

     3.Будет весело у нас   Мы новый год встречаем,

        И всех, кто к нам пришел сюда

Все:  Сердечно поздравляем!

Хоровод «Елочку зеленую в гости мы позвали»

Влетает сорока:   Вы здесь поете, пляшете и  ничего не знаете!

                             Бастинда околдовала вашего Деда Мороза.

                             Не придет к вам Новый год!   Улетает. 

Вед.: Ребята, наш Дедушка Мороз попал в беду надо его выручать. А как же нам туда добраться? Может сорока нам укажет путь.  Отправляемся в сказочную страну. Звучит музыка.  (Дети за сорокой идут на стульчики).

Вед.: Вот и сказочный лес. (Звуки вьюги) Но что-то здесь не уютно, холодно.

            Давайте попробуем позвать Деда Мороза.

Дети: Дедушка Мороз, ау!

 Вед.: Ничего не выходит… Что же нам делать? Спросим у елочки…

Голос елки:  Как помочь вам знаю я, слушайте, мои друзья!

                      Элли в гости позовите и слова произнесите:

                      «Элли, приходи скорей, чтобы выручить друзей!»

Дети произносят слова.

 Звучит мелодия из сказки "Волшебник Изумрудного города". Входит Элли и Тотошка.

Элли: Здравствуйте,  вы меня звали? Меня зовут Элли, а это мой друг – Тотошка!  

             А что у вас случилось, почему вы такие грустные?

Вед: Дорогая Элли! Не смогла бы ты помочь нашим детям? У них одно желание - встретиться с

          дедушкой Морозом. Но злая волшебница Бастинда спрятала его в своей пещере.

Элли:  С большим удовольствием я вам помогу. Ну пора в путь.

Поют и обходят елку:   Мы к Дедушке Морозу на выручку идем,

                                          Чтоб был наш путь не скучен, мы песенку поем.

                                          Заветные желания исполнит Дед Мороз,

                                          И будет всюду радость, не будет больше слез!

 Выходит Страшила ей на встречу.

Элли: Здравствуйте, а ты кто?

Страшила:  Мне нынче исполнилось ровно 3 дня, из старой холстины скроили меня, и ниткой суровой зашили. Но только умишко забыли! Не дали бедняге Страшиле!

Элли:  Но Дедушка Мороз поможет тебе. Давай поиграем с ребятами, а потом в путь пойдем.

Страшила: Я согласен.

Игра: Собери игрушки

Ход игры:  Участвуют 2 команды по 3-4 человека. Каждая команда собирает игрушки в свой мешок. Необходимо сообразить, что надо зажать дно мешка, чтобы игрушки оставались в нем. Таким образом, один ребенок держит дно мешка, а другие собирают.

Элли: Страшила, нам пора.

Поют вместе:   Мы к Дедушке Морозу на выручку идем,

                           Чтоб был наш путь не скучен, мы песенку поем.

                           Заветные желания исполнит Дед Мороз,

                           И будет всюду радость, не будет больше слез!

Обходят елку. Выходит к ним Дровосек.

Дровосек:  А я рожден железным, я мог бы быть полезным.

                    Да только не хватает сердечной теплоты.

Элли:  А ты кто?

Дровосек:  Я железный Дровосек, просидел в лесу весь век.

                     Без работы и без ласки жил в лесу, как в страшной сказке.

                      А ведь я в душе поэт, только жаль, что сердца нет.

Элли: Быть бессердечным очень  страшно. Дедушка Мороз тебе поможет. Пойдем с нами.  

Вед.: А чтобы  было легче идти, ребята исполнят для вас веселый танец, ведь они у нас такие дружные.

Танец новогодний (парный)

Поют вместе:   Мы к Дедушке Морозу на выручку идем,

                           Чтоб был наш путь не скучен, мы песенку поем.

                           Заветные желания исполнит Дед Мороз,

                           И будет всюду радость, не будет больше слез!

Выбегает Лев:  Кто это там на дороге? Четверо на одного бедного беззащитного льва.   Но все-таки я Лев! Я должен их съесть. (рычит)

Тотошка: Не смей трогать Элли! Как тебе не стыдно обижать слабых, ты просто трус!

Лев:   Судьба моя нелепа, я выгляжу свирепо,

           А сам дрожу от страха, как заяц под кустом.

           Ох, как бы мне хотелось иметь большую смелость.

            Я дедушку Мороза хочу  просить о том.

             Ах, мне бы чуточку львиной храбрости! Это мое самое заветное желание.

Элли:   Дедушка Мороз тебе поможет. Пойдем с нами, ведь мы друзья. Скоро Новый год, давайте споем новогоднюю песню, может дед Мороз нас услышит…

Песня «Новый год идет по свету»

Идут все вместе вокруг елки.

 Элли: Кажется мы заблудились! Что же делать?

Зима: Давайте опять спросим совета у елочки, она нам должна помочь.

Голос елки: Как помочь вам знаю я, слушайте, мои друзья!

                        Зовите добрую фею Стеллу из Волшебной страны.

Дети зовут.

Стелла: Я попробую вам помочь. Мы с моими помощницами феями исполним свой  волшебный танец и укажем вам дорогу.

Танец фей

Звучит тревожная музыка. Феи убегают на места. Входит Бастинда.

Бастинда: Ну, что попались голубчики!  Я злая волшебница Бастинда! Деда Мороза освободить  пришли, желания свои исполнить хотите ха-ха-ха! Смешные человечки, решили, что он вам поможет? Как бы не так! Я …его… заколдовала! И он к вам не придет сегодня! Ха-ха-ха!   Теперь я великая властительница тьмы! Победить меня никто не может. Ну ладно, утомилась, я тут с вами. Отдохну, и за коварства возьмусь. Ложиться и храпит.

Зима:  Элли, что же делать?

Стелла: .Я знаю, Бастинда боится воды!

 Зима: Давайте позовем моих лучших подружек-снежинок, пусть закружатся втанце.                                 Танец Снежинок                

(Закружить Бастинду, она убегает из зала).

 Звучит торжественная музыка, выходит Дед Мороз.

Д. М:  Здравствуйте, мои друзья!

            Я от чар освободился, в дед Мороза превратился. Все желания исполню!

(Подходят к Д.М. по очереди)   Страшила мечтает стать умным, Дровосек-сердце, а Лев - смелость  львиную.

Д. М.: Ну что же. Ваши заветные желания исполню я. Подойди ко мне Страшила.   Пусть Страшила будет горд - Ум отличный, высший сорт! (дотрагивается до его головы 3 раза)

(достает сердце) Вот  сердце. Пусть  из бархата оно, но внутри оно полно, нежности и пыла. Ты  отныне Дровосек - самый добрый человек.

(походит к льву) (Д.М. дотрагивается посохом до льва)

                              Лев теперь - самый храбрый в мире зверь! 

Все участники: Спасибо Дедушка Мороз!    

Д. М: Пора нам праздник начинать. Был у вас я год назад, видеть всех очень рад.

           Пусть же этот Новый год много счастья принесет!

Зима: Дедушка, посмотри. Елочка стоит не весела.

Д. М: Это не беда.  А ну скорее становитесь вокруг елки!

           Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

          Мы зажигаем елку от новогодних улыбок детей.

           1-2-3-улыбнись!   А наша елка-засветись! (Елка загорается)

 .          Со всей страною вместе мы встретим Новый год.

             Кружись у елки дружный веселый хоровод.

ХОРОВОД: «Белые в декабре…»

Д. М: А теперь друзья, поиграть пришла пора.

ИГРА С ДЕДОМ МОРОЗОМ. 

Д. М: Ох, устал, ох посижу, на ребяток погляжу.

            По секрету всем скажу очень я стихи люблю.

Стихи

 Д.М.: Ну вот,  праздник состоялся! (собирается уходить)

Зима: Дед мороз, а про подарки ты не забыл?

Д.М.: Я волшебник или нет? Говорят, что мне 100 лет.

           Несите мне большой котёл, поставьте вот сюда, на стол.

           Соль, сахар и ведро воды, немного снега, мишуры.

           Добавлю снежинку я. Одну минуточку, друзья,

            В котле нам надо всё смешать, Волшебные слова сказать:

          «Снег, снег, снег! Лёд, лёд, лёд! Чудеса под Новый год!

           Снежинка, помоги! Всё в подарки преврати!»

(открывает крышку котла)

Секрет сюрприза: в большой котёл ставится кастрюля меньшего размера, именно в неё льют воду и сыплют все компоненты. Между стенками кастрюли и котла помещают несколько подарков. Остальные подарки воспитатели подносят незаметно в мешке). (Звучит волшебная музыка)

Дед Мороз: Хорошо вы все плясали, очень я доволен вами!
                     А теперь, мои друзья, раздаю подарки я!
                        У праздника есть начало, у праздника есть и конец,
                       Кто с нами играл и смеялся весь вечер, тот был молодец.
Дед Мороз: До свидания, взрослые и дети.

Дед Мороз со Снегурочкой уходят.

Папка передвижка

Десять «почему» детям необходимо читать.

1. Благодаря чтению развивается РЕЧЬ ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.

 2. Чтение развивает МЫШЛЕНИЕ. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.

 3. Работа с книгой стимулирует ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.

 4. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет КРУГОЗОР. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.

 5. Книги помогают ребенку ПОЗНАТЬ САМОГО СЕБЯ. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.

 6. Книги помогают детям ПОНЯТЬ ДРУГИХ. Читая книги, написанные писателями других культур и других эпох, и, видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.

 7. Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует ДУХОВНОМУ ОБЩЕНИЮ родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности.  Книга объединяет поколения.

 8. Книги - ПОМОЩНИКИ РОДИТЕЛЕЙ в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.

9. Книги придают СИЛЫ И ВДОХНОВЕНИЕ. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они сокращают одиночество, приносят утешение и указывают выход из трудного положения.

10. Чтение - самое ДОСТУПНОЕ И ПОЛЕЗНОЕ для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие. Книгу можно брать с собой, куда угодно. Ее можно бесплатно взять в библиотеке, и ей не нужна электросеть.

«Как читать детям».

1. Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи - все то, что может помешать ребенку слушать рассказ или сказку.

2. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.

3. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать текст, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать необходимые паузы.

4. Показывайте ребенку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте все воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы предлагаемые иллюстрации были как можно более реалистичными.

5. Во время прочтения литературного произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около 15 минут. Найдите это время для своего ребенка.

6. Обязательно задайте ребенку вопросы по прочитанному.

7. Прививайте ребенку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней.


Консультация для родителей

Любовь к чтению – необходимость или пережиток прошлого?

Некогда самая читающая страна, а ныне территория, интегрированная в мировое сообщество и перенявшая у него не только положительные тенденции, Россия получила вместе с этой консолидацией один некрасивый минус - практически утратила любовь к хорошей литературе. И если старшие поколения еще сохранили увлеченность чтением, то дети, в большинстве своем, совсем не имеют этой хорошей привычки.

Только ленивый не ведет сейчас разговоры о том, что наши дети перестали читать книги и проводят все свободное время за телевизором и компьютером, редко черпая из них полезную информацию. Задавая вопрос о том, почему молодое поколение не любит читать, мы не осознаем, что адресуем его в первую очередь себе. Потому что ответственность за эту детскую нелюбовь к чтению лежит именно на родителях.

Так можно ли научить ребенка любить книги? Можно и, более того, необходимо! Но, для начала разберемся, какую практическую ценность имеет чтение в повседневной жизни.

Нередко сейчас можно услышать мнение, что чтение книг – это ненужный атавизм для современного человека, что все необходимое он может почерпнуть из Интернета. И, к тому же, перегружать мозг, занимать время чтением – не есть современный стиль жизни. Куда рациональнее потратить его на дополнительный заработок и активный клубный отдых.

И те, кто имеет такое мнение, почему-то не задумываются, какую важнейшую роль играет чтение для поиска хорошей работы и, соответственно, для получения средств на дорогостоящий отдых.

В настоящее время большинство работодателей столкнулось с глобальной проблемой: очень трудно становится найти сотрудника даже не хорошо образованного, а хотя бы просто владеющего грамотным русским языком и способного без ошибок оформить простейшую документацию. Образованные сотрудники – это лицо фирмы, и разборчивые работодатели очень придирчивы к соискателям на свои вакансии. Но, не обязательно уровень образованности измеряется количеством дипломов престижных вузов. В большинстве случаев человек принимается на работу по результатам собеседования и если соискатель начитан и компетентен, соответствует коммуникативным и профессиональным требованиям фирмы – работодателя, то обычно зачисляется в штат без промедления. Все просто: начитанность позволяет соискателю правильно и убедительно подать себя и свои навыки потенциальному работодателю. Начитанность можно приравнять к образованности. Ведь чтение в деле образования человека играет первостепенную роль. Ничто так не формирует грамотность и постановку речи человека, его способность доступно и понятно выражать свои мысли на бумаге и в разговоре, как чтение хорошей литературы. Навык этот формируется независимо от знаний правил русского языка, он откладывается на подсознательном уровне в виде речевых шаблонов.

Способность четко и доступно выражать свои мысли также приходит с запоминанием правильных, понятных оборотов речи, которые употребляются в книгах.

Итак, шансы получить хорошую работу значительно увеличиваются у тех, кто обладает грамотным русским языком и способен убедительно преподнести работодателю свои преимущества при личном общении. Показать свою компетентность практически невозможно без умения аргументировано высказывать свою точку зрения.

Идем дальше. Кроме материальных потребностей у любого нормального человека, не ограниченного миром денег, существуют потребности в красоте, любви, духовном развитии, познании нового, открытии неизвестного. И такую возможность, доступную всем без исключения, дают именно книги. Чтение открывает безграничный мир путешествий, знаний, эмоций и чувств. То есть фактически, чтение – это целый мир, прекрасный, глубокий, почти бездонный, развивающий духовную жизнь человека и незаменимый для формирования разносторонней, востребованной личности.

Как же прививается любовь к чтению у ребенка?

Никаких хитростей здесь нет. И рецепт прост и понятен, и интуитивно используется многими родителями. Мы лишь обобщим успешный опыт формирования вкуса к литературе.

Первое- это личный пример. Надо признать, что воспитание в целом и формирование каких-либо привычек у детей (положительных или отрицательных) происходит в большей степени не в процессе выполнения словесных указаний родителей, а в результате оценки и подражания привычкам, манерам и действиям самих родителей. Не даром психологи безапелляционно утверждают, что личный пример – это основа воспитания ребенка. Так и с чтением. Если малыш видит в своей семье папу и маму, беспрестанно смотрящих телевизор и, в лучшем случае, отгадывающих кроссворды, то странно было бы наблюдать у ребенка привязанность к чтению книг. Мы можем научить детей лишь тому, что умеем и делаем сами. Если книги присутствуют в доме, не как модный элемент интерьера, а перемещаются с кухонного стола на мягкий ковер, с прикроватной тумбочки на диван и ребенок видит, что взрослые сами увлеченно читают, то будет воспринимать это, как данность, норму повседневной жизни и станет сначала подражать, а потом и увлечется чтением.

Второе – развитие интереса к чтению. Его проще всего привить в раннем возрасте, когда еще чтение является развлечением, а не довлеющей обязанностью. В школьном возрасте, когда чтение становится почти принудительным, привить любовь к процессу достаточно сложно. Так что начинать нужно именно с дошкольного, самого раннего возраста. Читайте с ребенком много и постоянно. Рассказывайте ему интересные истории, созвучные с темой прочитанной книги. Обсуждайте сюжет и героев повествования. Интересуйтесь, что нравится и что не нравится в данной книжке, какие эмоции она вызывает у ребенка, хотелось бы ему почитать еще что-то подобное. Включите чтение книги в ежедневный ритуал подготовки ко сну. Это успокаивающее занятие на ночь не только крепко отложиться в подсознании ребенка, но и даст дополнительную близость и теплоту общения родителей с малышом. На самом деле нельзя недооценивать значимость своего присутствия рядом с малышом во время его засыпания.

Ребенок, обделенный элементарным родительским вниманием и близостью, растет неуверенным в себе, с комплексами, которые часто переходят во взрослую жизнь и ограничивают его личность. А чтение, как самый простой и, при этом, интересный способ общения, может стать настоящей палочкой выручалочкой для родителей. Тут важно преодоление собственной лени. Чаще всего помехой на пути к чтению для ребенка становится обыкновенная лень его родителей.

Мы - взрослые можем возразить: да не лень это вовсе, а элементарная нехватка времени. Однако, посмотрим на что уходит это наше драгоценное время, которое так сложно выделить на занятия с ребенком. Куда более важным мы считаем успеть переделать все домашние дела и, по возможности, предоставить ребенка самому себе. И ведь не в помощь нам технический прогресс и возросший уровень бытового сервиса, не экономят время стиральные и посудомоечные машины,  не высвобождают вечернее время готовые полуфабрикаты. В действительности же, мы просто оправдываем свое нежелание уделить время на чтение с ребенком. А значит прочь лень, находим время для ежедневного чтения и обсуждения прочитанного.

Третье. Книги для детей нужно выбирать ответственно и с душой. Обращать внимание на содержание, так как малыши часто реагируют на, казалось бы, невинные сказки самым непредсказуемым образом. Если Вы замечаете за своим ребенком повышенную впечатлительность, то лучше выбирать сказки нейтрального содержания с понятным и хорошим концом, иначе съеденный лисой колобок может обернуться слезами и нежеланием больше слушать сказки. Детям постарше необходимо покупать книги не столько популярные, сколько действительно интересные и формировать вкус как бы исподволь, не запрещая читать какую-либо литературу, а просто направляя к хорошим книгам. Отлично, если библиотека ребенка будет периодически пополняться книгами, полюбившихся ему авторов.

Детских книг в доме должно быть много, самых разных и пусть ребенок соприкасается с ними повсюду, даже рисует на страницах или использует в игре. Таким образом, формируется привычка постоянно общаться с книгами. Читать ребенку можно и большие книги, по одной - две главе в день, останавливаясь «на самом интересном месте». Так вы не только разожжете интерес к содержанию книги, но и будете тренировать память ребенка.

Еще один отличный способ заинтересовать ребенка чтением – аудиокниги. Очень часто ребенку бывает достаточно прослушивания всего одной интересной аудиокниги для того, чтобы оценить прелесть чтения.

Как видите, советы просты, и привить любовь к чтению у ребенка не так уж и сложно, если уделять этому достаточно времени и собственного желания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование совместной образовательной деятельности по проекту «Путешествие в волшебную страну Математика»

Планирование работы с логико-математическими играми Никитина, Кюизенера, Дьенеша, математическим планшетом + контспект математического развлечения....

Творческий проект : «Детский сад - Волшебная страна»

Детский сад – это целый мир, мир детства, любви, дружбы, взаимопонимания. Это уютный дом, в который дети приходят с большой радостью, а наградой за  нелёгкий труд станут детский смех и счастье в ...

Познавательно-творческий проект «Детский сад – волшебная страна».

Сформировать и систематизировать представления детей о детском саде, его истории, о символах детского сада, национальном своеобразии.Создать условия для становления основ...

Проект по математике "Волшебная страна - Математика"

Проект расчитан на два года , для детей 5-7 лет...

Творческий проект по тестопластике «Волшебная страна теста»

Комочек соленого теста –Лепить из него интересно!Комочек из теста мягкий,На ощупь приятный и гладкий.Лежит у меня на ладошке,Слепить из него могу кошку,Слоненка слепить или мишку,Картинку, что в...