Главные вкладки

    Планирование совместной образовательной деятельности по проекту «Путешествие в волшебную страну Математика»
    методическая разработка по математике (старшая группа) по теме

    Планирование работы с логико-математическими играми Никитина, Кюизенера, Дьенеша, математическим планшетом + контспект математического развлечения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kopiya_scenariy.doc552 КБ

    Предварительный просмотр:

    Планирование  совместной образовательной  деятельности  по  проекту   «Путешествие в волшебную страну Математика»

    Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель.

    Вид проекта: познавательно - игровой, долгосрочный, групповой.

    Цель проекта: систематизация  знаний,   стимулирующая   познавательные   и    творческие  способности детей.

    Задачи  проекта:  

    Развитие познавательных способностей: закреплять представление о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве); развивать логическое мышление, сосредоточенность, память; закрепить умение различать количественный и порядковый счет; закрепить умение группировать предметы по двум свойствам: цвет и форма; расширение кругозора детей.

    1. Развитие связной речи:  Учить отвечать полными предложениями; развивать доказательную речь; закреплять умение согласовывать числительные с существительными.
    2. Воспитательные задачи: поддерживать интерес к играм математического содержания, используя игровой сюжет; развивать чувство уверенности в своих знаниях; формировать у детей представления о взаимопомощи, дружбе; продолжать учить действовать по словесной инструкции педагога.

    Развивающая среда: диск с видео и аудио материалами; игра Никитина «Сложи узор» (плоскостной вариант); математические планшеты; палочки Кюизенера (плоскостной  вариант); числовые домики; карточки с заданиями.

    Взаимодействие с семьей: Анкетирование «Логико – математические игры в развитии детей». Родительское собрание «Интеллектуальное развитие детей логико – математическими играми». Выпуск газеты детского сада «Аистенок»: «Поиграйте дома», «Играйте по правилам», «Логические блоки Дьенеша»

    Итоговое событие: совместная деятельность «Дорогою добра».

    Познавательно-речевое   развитие

    Познание

    Игры с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, счетными палочками, математическим планшетом,  кубиками Никитина «Сложи узор».

    Беседы: «Если бы не было часов..»,  «Что значит: время бежит, идет, тянется?»,

    Коммуникация

    Чтение

    художественной

    литературы

    Разучивание стихов, пословиц, поговорок о цифрах; песни «Дорогою добра».

    А. Лопатина «Добрая математика», А. Тюняев «Счет со зверюшками», М. Мышковская «Геометрия в стихах и картинках», «Смушок начинает учиться. Цифры», Т. Дубровкина «Дни недели», В.Катаев «Цветик-сеицветик», Г.Остер «Как хорошо дарить подарки».

    Социально-личностное  развитие

    Социализация

    С/р игры «Почтальон принес письмо», «Магазин» (деньги - палочки Кюизенера или блоки Дьенеша), «Зоопарк», «Бензозаправочная станция». Этикет межличностых отношений «Мне нравится с тобой дружить», «Рисуем вместе», «Построим вдвоем»

    Безопасность

    Служба спасения 112 работает круглосуточно. Зачем нужно знать свой адрес и телефон? ТРИЗ «Хорошо-плохо», игра «Один дома».

    Труд

    Художественное - эстетическое  развитие

    Книжки-малышки: «Жили-были геометрические фигуры» (для детей младшей группы); «Превращения квадратика» (Танграм); «Кулинарная книга» (алгоритм приготовления блюд); «Медицинские карты» (с/р игра «Поликлиника»).

    Художественное

    творчество

    Музыка

    Аппликация + рисование: «Жил-был треугольник», «В жаркой Африке» (Слон – монгольская игра), «Лиса и заяц» (Танграм), «Сказочная страна» (Вьетнамская игра), «Теремок» (Монгольская игра).

    Разучивание песни «Дорога добра»; артикуляционной гимнастики «А – О – У». Аудиозапись «Голоса птиц».

    Игры «Сколько слышишь инструментов?», «Музыкальное эхо» (определение силы звука по модели, составленной из полосок разной длины).

    Физическое развитие

    Физическая культура

    Подвижные игры: «Мы – веселые ребята», «Ловкие ребята», «Догони свою пару», «День и ночь», «Два и три».

    Физминутки: «Здравствуйте», «Мы вместе», «Мы дружные», «Вежливый», «Добрый», «Веселый».

    Здоровье

    Кинезиологические упражнения, дыхательная гимнастика, упражнения для глаз «Посмотри направо - налево, вверх-вниз», релаксация «Представьте себе…»

    Задачи с экологическим содержанием: «Вредно-полезно», «Можно - нельзя».

    Приготовьте, дети, ушки!

    Приготовьтесь гости, слушать!

    Кто-то бросил к нам в оконце

    Посмотрите, письмецо.

    -Ребята, это письмо пришло к нам из Волшебной страны Математики. Принцесса Циферька  просит помощи. В  стране случилась беда –  стали исчезать краски. Чтобы помочь друзьям, нам надо взять все цвета нашей прекрасной планеты Земля. Давайте посмотрим на волшебный экран, а затем каждый перечислит, что он больше всего запомнил (приложение 1).

    1. Сенсорное развитие, развитие внимания и памяти.

    - Молодцы! Теперь, мы можем отправляться в путешествие. Возьмемся за руки и досчитаем до 10.

    1. Закрепление порядкового счета от 1 до 10. Дети считают  и под музыку переносятся в Волшебную страну Математику.

    1 остановка.  Город Геометрических фигур

    - Вот мы и попали в Волшебную страну Математику. Это город…Геометрических фигур. А как вы догадались? (ответы детей). В городе Геометрических фигур и дома и жители необычные. Они состоят из геометрических фигур. Давайте перечислим их. (Ответы детей: круг, овал, квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция, треугольник, четырехугольник,  многоугольник).

    -А вот и наш друг Геометрик. Здравствуй, Геометрик. Что-то ты не весёлый! Что у тебя случилось?

    - К нам в гости приходил гномик Ух. Мы показали ему наш зоопарк, а потом у нас почему-то исчезли все звери.

    -Ребята, давайте поможем Геометрику вернуть зверей в зоопарк. Но сначала сделаем зарядку для пальчиков.

    1. Кинезиологическая гимнастика
    1. «Внимание»: «Чтоб внимательными быть – нужно на ладонь давить»
    2. «Ладошки»: Мы ладошки разотрём, силу пальчикам вернём».

    Педагог напоминает, что и животные в этом городе состоят из геометрических фигур.

    1. Развитие комбинаторных способностей, чтение.  Игра Никитина «Сложи узор»: дети выкладывают животных  и расселяют их по вольерам, прочитав название (приложение 2).

    -Молодцы! Вы вернули всех зверей,  жителям города Геометрических фигур: слона, черепаху, тигра, ослика, белку, жука, лебедя, сову, петушка. А скажите, в природе встречаются тигры белого цвета? (ответы детей). На самом деле – встречаются, и не только тигры.  Тех, у кого в коже, в волосах и в глазах недостает темного красящего вещества, называют альбиносами. Скажем вместе: «АЛЬБИНОСЫ». Давайте посмотрим на  волшебный экран и перечислим зверей – альбиносов. (Ответы детей). 

    -А нам пора отправляться в путь. Впереди нас ждут новые приключения.

    Дети, взявшись за руки, идут змейкой под песню «Дорога добра» (Слова Ю. Энтина; Музыка М. Минкова)

    Спроси у жизни строгой:

    -Какой идти дорогой?

    Куда по свету белому

    Отправиться с утра?

    Иди за солнцем следом,

    Хоть этот путь неведом.

    Иди, мой друг, всегда иди

    Дорогою добра!

               2 остановка.  Лес загадок

    - Вот мы и подошли к лесу. Но он не похож на лес Загадок. Ребята, какой он? (Ответы детей: страшный, опасный, вселяющий ужас, грозный, жуткий, зловещий, мрачный, некрасивый, пугающий, тревожный, уродливый, ужасный). А вот и Мудрая сова. Давайте спросим, что же случилось в волшебном лесу.

    Сова рассказывает, что таким лес стал, после того , как здесь пробегал гномик Ух. А чтобы лес стал прежним, нужно отгадать разноцветные загадки.

     -Это не беда. Мы сможем помочь  вернуть краски лесу Загадок. Правда, ребята?

    1. Развитие логического мышления. Отгадывание загадок (приложение 3)

    - Посмотрите, каким красивым, разноцветным стал лес Загадок. Прислушайтесь! Каких птиц вы узнаете? (ответы детей: дятел, кукушка, соловей). Мы помогли мудрой Сове и нам пора отправляться в путь, впереди – город Веселых Мастеров. А на чем мы отправимся в путь, вы узнаете, отгадав загадку.

    С теплым воздухом он,

    А под ним корзинка,

    Под ногами земля –

    Словно на картинке.

    1. Дыхательная гимнастика «Вот мы шарик надуваем, и рукою проверяем!» Дети «надувают» воздушные шары, произнося звук «ш-ш-ш»,  берут их в правую руку и под музыку бегут по кругу.

    3 остановка. Город Веселых мастеров

    - Перед нами город Веселых Мастеров, давайте отпустим шары  («с-с-с»).  А вот и Палочкин - Считалочкин. Здравствуй, веселый человечек. А у вас что случилось?

    -Гномик Ух  разрушил разноцветную пирамидку, которую мы построили и стёр надпись «ПИРАМИДКА».

    -Давайте поможем веселым человечкам. Сначала мы соберем разноцветную пирамидку (палочки Кюизенера). А теперь каждый, с помощью математического планшета сложит одну букву, а вместе у нас получится слово «ПИРАМИДКА». (Дети выполняют задание).

    -Вот и в городе Веселых Мастеров мы помогли навести порядок.

    4 остановка. Река Времени.

    -Перед нами река Времени. Мы сможем переправиться через неё, если вспомним, что мы знаем о времени (ответы детей).

    - Молодцы! А теперь мы сможем перейти реку Времени по волшебному мосту. А чтобы было веселей, давайте споем нашу песенку.

    1. Речевое упражнение на развитие дыхания,  голоса,  артикуляции  «А – О –  И - У».

    5 остановка.  Цифроград

    -Перед нами главный город Волшебной страны Математики  – Цифроград. Нас встречают  его жители – цифры. А вот и принцесса Циферька.

    -Здравствуйте, ребята! Я внимательно наблюдала за вашими успехами, - вы настоящие  волшебники.

    - Принцесса Циферька, ребята не волшебники. Они просто очень добрые и дружные, а еще любят играть с цифрами и геометрическими фигурами. Поэтому они и смогли помочь жителям твоей страны.

    -Вы молодцы! А теперь помогите, пожалуйста, цифрам найти свои домики!

    1. Игры «Цифровые домики». Дети решают примеры и расселяют  цифры по домикам. (Цифра на крыше показывает, сколько жильцов должно жить в каждом домике.)

    - Вы справились со всеми заданиями. И в награду за ваш ум и смекалку, за вашу доброту и дружбу – вот вам игра. Давайте и дальше будем дружить!

    -Принцесса Циферька, нам пора возвращаться  в детский сад.

    -Ой! А что же делать с гномиком, который натворил столько бед?

    - Ребята, а давайте возьмем  гномика Уха с собой и научим его не только считать и писать, но и как правильно себя вести. До свидания, принцесса Циферька!

    -До скорой встречи, ребята!

    1. Закрепление обратного счета  от 10  до 1.

    -Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы смогли помочь друзьям,

    узнали новое слово– альбинос.
                        А вы, гости дорогие,

    Приходите снова к нам,

    Рады мы всегда гостям!

    Пришло время расставанья,

    Говорим вам: «До свидания!»

    Используемая литература

    1. Лопатина А., Скребцова М. Добрая математика. – М.: Амрита – Русь, 2009.
    2. Михайлова З.А. Математика от трех до семи. – СПб: Детство – пресс, 2007.
    3. Михайлова З.А. Математика до школы - СПб.: Детство – пресс, 2000.
    4. Моисеева М.Ф., Федорова А.И. Сказочная угадайка. – СПб.: Смарт, 1996.
    5. Никитин Б.П. Развивающие игры. – М.: Физкультура и спорт, 1990.
    6. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. – М.: Мозаика – синтез,2009.
    7. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. – СПб.: Акцидент, 1997.
    8. Панова Е.Н. Дидактические игры – занятия в ДОУ. – Воронеж, 2007.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по математическому развитию:"Путешествие в волшебную стран "Математика." для детей старшего дошкольного возраста.

    Закрепить счёт в пределах десяти, умения работать с карандашом и с бумагой. Развивать умения решать математические задачи, умения анализировать, сравнивать, обобщать. Развивать сообразительность, вооб...

    «Применение методов интерактивного и активного обучения в непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы» Тема: «Путешествие в волшебную страну математики»

    Дети отправляются в "волшебную страну математики" чтобы помочь чебурашке. считают до 10  на остановках выполняют задания, и каждое задание приближает к "волшебной стране".Помогают Чебурашке и воз...

    Конспект НОД по ФЭМП «Путешествие в волшебную страну Математики».

    Конспект НОД по ФЭМП в группе общеразвивающей направленности для детей от 6 до 7 лет: «Путешествие в волшебную страну Математики»....

    Конспект НОД по познавательной деятельности ( математике) в подготовительной группе на тему: «Путешествие в волшебную страну Математики»

    Конспект представлен в виде увлекательного путешествия с разнообразными заданиями для детей....

    конспект занятия по математике "Путешествие в волшебную страну Математику"

    интересное познавательное занятие по математике....

    Конспект НОД по РЭМП "Путешествие в волшебную страну математика"

    Конспект образовательной ситуации с дошкольниками деятельностного метода Л.Г. Петерсон...

    Непосредственно-образовательная деятельность по математике в средней группе. «Путешествие в волшебную страну «Математика»

    Непосредственно-образовательная деятельность по математике в средней группе. «Путешествие в волшебную страну «Математика»...