Презентация "Роль загадки в развитии дошкольника"
презентация по художественной литературе на тему

Татьяна Петровна Соловьева

Презентация "Роль загадки в развитии дошкольника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_rol_zagadki_v_razvitii_doshkolnika.pptx1.78 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль загадки в развитии дошкольника Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. В современном детском саду загадки используются как дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга.

Слайд 2

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны. Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них: •воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции; •стимуляция умственной активности; •развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения, чувства юмора; •расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире; • развитие сенсорной сферы.

Слайд 3

Виды загадок с примерами. Прямые загадки , в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. ФОРМА Разговорная Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает? Стихотворная Может и разбиться, Может и свариться. Если хочешь, в птицу Может превратиться.

Слайд 4

Загадки-рифмовки . Отгадывать их несравнимо легче ведь нужное слово так и просится на язычок. Но польза от таких словесных игр огромная. Они способствуют развитию интеллекта малыша, будят фантазию и воображение, но, главное, помогают получить первые представления о рифме. Апельсины и бананы очень любят… (обезьяны) У меня пропал носок, утащил его… (щенок) В реке большая драка: поссорились два… (рака) Очень много окон в нем. Мы живем в нем. Это… (дом) Не боюсь я слова "брысь", — я лесная кошка… (рысь)

Слайд 5

Загадки-обманки тоже рифмуются, но в этом-то и весь фокус. Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Если же говорить последнее словечко в рифму — получится смешная чепуха. Подобные загадки учат детей думать и быть внимательным, не поддаваться на обман. А еще развивают чувство юмора. Кто грызёт на ветке шишку? Ну, конечно, это … (мишка, белка) С пальмы вниз, на пальму снова Ловко прыгает ... (корова, обезьяна) Ржёт на поле поутру Длинногривый ... (кенгуру, конь) Слышал даже иностранец — Всех в лесу хитрее ... (заяц, лиса)

Слайд 6

Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются. У тридцати двух воинов один командир. (Зубы и язык) Двенадцать братьев Друг за другом бродят, Друг друга не обходят. (Месяцы) По лужку он важно бродит, Из воды сухим выходит, Носит красные ботинки, Дарит мягкие перинки. (Гусь) Стучат, стучат — не велят скучать. Идут, идут, а все тут как тут. (Часы)

Слайд 7

Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но обрамленная в образную народную речь. На крыльце сидит щенок, Греет свой пушистый бок. Прибежал еще один И уселся рядом с ним. ( Сколько стало щенят?) (1+1=2) Пять ребят в футбол играли. Одного домой забрали. Он в окно глядит, считает, Сколько их теперь играет. (4) (5-1=4) Сколько ушей у трёх котят? Сколько ножек у стола?

Слайд 8

Принципы отбора загадок для дошкольников При отборе загадок для работы с детьми необходимо, прежде всего, определить доступность их содержания, учесть опыт ребенка, психологические особенности возраста. Также большое значение имеет сложность художественного образа выбранной загадки, точность и полнота характеристики. Для детей младшего дошкольного возраста можно использовать: Загадки-описания (нерифмованный текст, содержащий названия различных качеств предмета). Оно округлое, может быть красное, желтое, зеленое, растет на дереве и очень вкусное. (яблоко)

Слайд 9

Рифмованные загадки (в которых отгадка рифмуется с текстом загадки). Ку-ка-ре-ку кричит он звонко. Хлопает крыльями громко-громко, Курочек верный пастух, Как зовут его? (петух). Хороши для младших дошкольников и загадки про зверей с ярко выраженными и хорошо известными детям признаками (голос животного, чем он питается, повадки и т.д.). Он сидит послушный очень, Лаять он совсем не хочет, Шерстью он большой оброс, Ну конечно это - (пёс). Каждый вечер, так легко, Она даёт нам молоко. Говорит она два слова, Как зовут её - (корова).

Слайд 10

Детям среднего дошкольного возраста предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т.д. Характеристика предмета загадки может быть дана подробно, как «мини-рассказ» о предмете. Рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами . Стукнешь о стенку - А я отскачу. Бросишь на землю - А я поскачу. Я из ладоней в ладони лечу - Смирно лежать не хочу. (Мяч) Рядом разные подружки, Но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка. (Матрёшка)

Слайд 11

В работе с детьми 4-5 лет следует использовать и загадки-рифмовки , что привлекает внимание детей, повышает их интерес, активизирует речь (с целью подобрать слово-отгадку в рифму ребенок должен проанализировать содержание самой загадки (ряд речемыслительных операций), выделить несколько подходящих но смыслу слов, а затем уже вычленить из их числа слово-рифму. Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст ? Как же быть без хруста, если я ... капуста И зелен, и густ, на грядке вырос куст. Покапай немножко, под кустом ... картошка Отлежал себе бочок Наш пузатый ... кабачок

Слайд 12

Детям же старшего дошкольного возраста , учитывая достаточный жизненный опыт, развитую наблюдательность, способность к рассуждению необходимо предлагать загадки о явлениях природы, о необыкновенных свойствах, которые мы не замечаем в обыденной жизни, но для детей это целое открытие. Зимнее стекло Весной потекло. (лед) Пушистый ковёр Не руками ткан, Не шелками шит. При солнце, при месяце Серебром блестит. (снег) Растут - зеленеют Упадут - пожелтеют Полежат – почернеют. ( листья)

Слайд 13

Для старших дошкольников особо хороши загадки с возможными несколькими правильными ответами, где в дискуссии может развиваться доказательная речь. Брат с братом сидят всю жизнь рядом, видят белый свет, а друг друга нет. глаза В брюхе баня, в носу решето, пупок на голове, рука на спине. чайник

Слайд 14

Загадка для старших детей может быть использована и как часть занятия и как целое занятие. Например, загадки, дающие представление о многозначном значении какого-нибудь слова , несут столько информации, что ее обыгрывание займет все занятие. Отгадай, какое слово есть у каждого портного? Это слово вместо шубы ежик носит на спине. Это слово вместе с елкой в Новый год придет ко мне. иголка Такие загадки непременно найдут свое продолжение в изобразительной деятельности детей. В работе с загадками не настолько важно как быстро ее дети отгадают, главное – заинтересовать детей, вовлечь их в процессе сравнения, сопоставления, обсуждения и поиска отгадки. Расспросы, споры , предположения – это и есть развитие речи, творческого воображения, образного мышления.

Слайд 15

В подготовительной группе детям, усложняя учебную задачу, предлагаются загадки, содержащие краткое описание, часто с метафорическими сравнениями, оборотами . Задача воспитателя - доступно пониманию ребенка разбирать смысл метафор, фразеологизмов, проводя как можно больше ассоциаций. Смысл загадки, обороты, выражения, как никогда тщательно разбираются именно в подготовительной группе, поскольку дети должны не только понимать их, но и объяснить содержание, их смысл самостоятельно. Хоть сама и снег и лед, А уходит - слезы льет. зима Посреди двора стоит копна: Спереди - вилы, сзади – метла. корова Нашел я шар, разбил его, Увидел серебро и золото. яйцо

Слайд 16

Детям, которые уже знают буквы и умеют на слух выделять в словах отдельные звуки, можно предложить загадки- «веселые стихи». Они донесут до малыша важную мысль: каждая буква должна стоять на своем месте. Иной раз замена всего одной буквы в слове совершенно меняет смысл не только самого слова, но и вся фраза превращается в смешную бессмыслицу. Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: — Там ползет зеленый лук с длинными усами! жук Жучка будку не доела: неохота, надоело. булку Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей . грачей На виду у детворы крысу красят маляры. крышу

Слайд 17

Сочинять свои собственные загадки — это не менее интересно и полезно, чем их отгадывать. Такая творческая работа учит малыша говорить ярко, кратко и образно, помогает найти сходство между непохожими вещами, увидеть знакомый предмет или явление с новой, необычной стороны. Сочинять загадки можно буквально обо всем. Начинать можно на самой обычной прогулке: "Маленький, серенький, по веточкам прыгает и чирикает". воробей Подобные описательные загадки вполне по силам сочинять малышам, начиная с трехлетнего возраста.

Слайд 18

С ребятишками постарше, можно сочинять загадки-сравнения : Круглый, как шар, Зеленый как трава, Сладкий, как сахар (арбуз). Для этого нужно сначала выделить какие-то основные признаки предмета, о котором составляется загадка, а потом уже подумать, с чем их можно сравнить. С усами, а не дядя, Полосатая, а не тигр, Живет в доме, а не собака. кошка

Слайд 19

Если вы решили придумать загадку, например, о зонтике, попросите ребёнка выделить его основное назначение, для чего он нужен. - Прятаться от дождя! А на что похож зонтик? - На купол, на грибок. А какого он цвета? - Яркий, разноцветный, расписной. Загадка готова : Купол расписной от дождя спрятал нас с тобой.

Слайд 20

Чем больше жизненного опыта, тем интереснее детские загадки. И наоборот, чем больше мы отгадываем и сочиняем загадки вместе с малышом, тем лучше он развивается, тем большее количество информации усваивает. Старый веселый и очень много работает. Он бывает разноцветный, умеет летать и говорить.

Слайд 21

Работа с родителями

Слайд 22

Роль загадок велика . Они оказывают большое влияние на развитие речи детей, на обогащение словарного запаса, на развитие воображения и мышления детей, на обогащение их представлений об окружающем мире, на воспитание эстетических чувств, на развитие ребенка в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль загадки в развитии дошкольника

«РОЛЬ  ЗАГАДКИ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА»   ЦЕЛЬ:выяснить какую роль играют загадки в воспитании дошкольника,объединив усилия родителей и педагогов по воспитанию детей с помощью русского ф...

Роль загадки в развитии дошкольника.

Значение загадки в работе с детьми дошкольного возраста...

Роль загадки в развитии дошкольника.

В настоящие время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в воспитании и обучении детей... Какова же ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста?...

Консультация для воспитателей на тему «Роль загадки в развитии дошкольника».

Жизнь полна загадок и секретов, и мы с раннего детства пытаемся разгадать их. Необходимо воспитывать в ребенке чувство восприятия красоты, учить постигать мир, понимать все его многообразие. Но загадк...

«Что такое загадки? Загадки и развитие дошкольника»

Загадки — один из самых древних фольклорных жанров.Еще Аристотель при рассмотрении поэтического искусства, говоря про загадки, метко называл этот жанр хорошо составленной метафорой.Существует не...

Роль загадки в развитии дошкольника

Данный материал будет полезен родителям, которые хотят исправить речь своего ребенка....

Консультация для воспитателей: "Роль загадки в развитии дошкольника".

Значение загадки в работе с детьми дошкольного возраста. Методика работы с загадками....