План по ознакомлению с литературой в старшей группе
материал по художественной литературе (старшая группа) на тему

Махлай Ирина Владимировна

План по ознакомлению детей старшего возраста с литературой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon план по литературе134 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                     Приложение №8

Перспективно – тематическое планирование  НОД  

 Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие».

 Образовательная деятельность  «Чтение художественной литературы»                                                              

Месяц

Чтение литературы по лексическим темам

«Былинные богатыри»

Знакомство с детскими писателями

Устное народное творчество

Сентябрь

1 - 3 неделя: Знакомство детей с художественным творчеством

4 неделя: Знакомство с творчеством ставропольского поэта А.Екимцева.     «Утро»                                                                            «Наш любимый Ставрополь»                      

Заучивание стихотворения                                               «Дорогое мое Ставрополье» Г.Фатеев

*«Встреча с былиной» 

Чтение книги И.В. Карноуховой                               «Русские Богатыри»

Цели:

1.Сформировать у детей представление о былине, ее происхождении, авторстве, содержании.

2. Рассказать детям о том, чем отличаются былины от других литературных жанров, например, сказки.

3.Воспитывать   чувство гордости за богатырскую силу России, уважения к русским воинам.

*К.И.Чуковский                      

Цель: Помочь детям понять особенности сказочного жанра, испытать радость от встречи со знакомыми героями.

«Муха-Цокотуха» «Краденое солнце» «Тараканище»

«Без пословицы не проживёшь».  

Знакомство с понятием «устное народное творчество». Малые формы фольклора.

Пословицы и поговорки о Родине

Потешки                              «Как у нашего соседа»                                     «Чики – брики»

Октябрь

1 неделя: «Овощи и фрукты»                                                                                                  Чтение рассказа «Как появились овощи и фрукты» (энцикл. в сказках стр 32)    Чтение рассказа В.Сутеева «Мешок яблок»                                                                          Заучивание стихотворения Я. Аким «Яблоко», Чтение сказки  Л.Скребцова «Принцесса яблонь». Чтение стихов о фруктах (абрикос, груша, яблоко)                                                                Чтение сказки «Почему помидор красный»

2 неделя: «Ягоды и грибы»                                                                                                                     Чтение сказки «Откуда взялисьназвания грибов и ягод» (энцикл. в сказках стр 64)  Чтение сказки В.И.Даля «Война грибов и ягод» 

3 неделя: «Деревья и кустарники»                                                                                                     Чтение сказки «Для чего деревья сбрасывают листву»  (энцикл. в сказках стр 29)                           Чтение и заучивание стихотворения Г. Лебедева «Деревце», И.Токмакова «Ели»

4 неделя: «Осень». 

Заучивание стихотворения И. Бунин  «Листопад». Чтение сказки Н. Грибачева «Рыжие листья»    Чтение рассказа по теме Сутеев «Мы в осеннем лесу». К. Бальмонт «Осень»

*«Былинные богатыри - славные защитники родной земли 

Чтение былин

«Добрыня», «Добрыня и змей»,

Цели:                                                         Беседа по содержанию прочитанных былин.

Знакомство с пословицами и поговорками о богатырях.

1.Сформировать понятие о том, кто такой богатырь; кому и как служили богатыри, какими качествами они обладали.

2. Воспитывать   любовь к Родине; на примере былинных героев формировать чувство взаимовыручки, смелости, ответственности.

* Э.Успенский                                      Цели: Учить осмысливать характеры персонажей. Вызвать желание услышать другие произведения поэта.

«Дядя Федор, пес и кот»                        «Крокодил Гена и его друзья

*Малые формы фольклора.

«Без труда – не вытащишь и рыбки из пруда». Знакомство с пословицами о труде и лени

Дидактическая игра «Закончи пословицу», настольно-печатная игра «Сложи пословицу».

Ноябрь

1 неделя: Творческие каникулы

2 неделя: «Наша Родина – Россия. Символика страны»                                    Заучивание стихов Н. Никитин «Лучше нет родного края» «Родная земля»                      Чтение рассказа М.М.Пришвин «Моя Родина»                                                            

3 неделя: «Человек»                                                                                                                             Чтение рассказов В. Сухомлинского «Красивые слова, красивые дела», «Скажи человеку «Здравствуйте», «Трудно быть человеком».                                                                  Чтение рассказа Е Пермяк «Как Маша стала большой»

4 неделя: «Моя семья.  Народы России»                                                                                           Чтение рассказа Сказки народов России:

 «Как собака друга искала»- народы севера; «Кит и олень» - чукчи;                                   «Айога» - нанайская сказка

5 неделя: «Народная игрушка»                                                                                                             Чтение и заучивание стихотворения «Матрешка»                                                                                 

*«Одежда русских богатырей»

Чтение былин

 «Алеша Попович и Тугарин змей»

Беседа с детьми на тему «Одежда русских богатырей»

Просмотр видеоролика “Богатырская сила”.

Цели:

1.Познакомить детей с главным предметом одежды богатыря- рубахой, дать представление о символьном значении вышивки.

2. Воспитывать в детях отвагу, мужество, желание              защищать  тех, кто нуждается в защите и помощи.

3.Поддерживать в детях желание быть похожими на русских богатырей.

Дидактическая игра

 «Что нужно богатырю», «Собери богатыря в дорогу».

* Русские народные сказки

Цели: Помочь детям понять особенности сказочного жанра, испытать радость от встречи со знакомыми героями.                            Воспитывать потребность рассматривать книгу и иллюстрации.

«Царевна -лягушка», «Лиса и кувшин», «Хаврошечка», «Крылатый, мохнатый, да масленый»,

*«Наши любимые загадки».    Знакомство детей с видами загадок: загадки-обманки, загадки-рифмовки, народные загадки.

Игры: «Отгадай загадку и найди отгадку»,                      «Придумай загадку» (по схеме),                       «Отгадай и сравни загадки»

Декабрь

1неделя: «Посуда. Профессия повара»                                                                                                                                Заучивание пальчиковой игры «Посуда». Чтение стихотворения  про «Посуду»В Пузырев. Заучивание Л.Буртан «Чайник». Загадки про посуду.                                                                      Чтение и заучивание стихотворения «Веселый повар»

2 неделя: «Зимняя одежда и обувь»                                                                                                                                                            Чтение рассказа  Туве Янссон  «Шляпа волшебника»                                                                          Чтение сказки Н.Носова «Живая шляпа»                                                                                            Чтение рассказа Л. Толстого «Филиппок» по теме «Обувь»

3 неделя: «Новый год. Рождество»         Чтение сказки «Вовкин кот и Новый год». Малые формы фольклора «Улитка» Молдова. «Коляда коляда ты подай пирога».                                                       Волшебная сказка «Снегурочка».                                                                                                   

 

4 – 5 неделя Творческие каникулы

*«Доспехи и вооружение богатырей»                                  

Беседа с детьми «Доспехи и вооружение богатырей»

Рассматривание иллюстраций  с изображением снаряжения и доспехов богатырей. Отгадывание загадок.

Цели:

1.Познакомить детей с доспехами и оружием богатырей, с их назначением.

2. Познакомить со значение новых слов.

3.Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

Игра-инсценировка с использованием атрибутов богатырей «Мы богатыри»

* Поэты «О зиме»

1.Есенин                                      2.Фет                                                              3. Никитин

Цели:                                 Познакомить с творчеством русских поэтов. Вызвать чувство радости от восприятия стихов, желание услышать другие произведения поэтов. Учить читать наизусть отрывки из произведений

«Береза»                                   «Встреча зимы»                            «Кот поет, глаза прищурил»                               «Волк»

*«В тереме расписном я живу,

К себе в избу всех гостей приглашу…». Развлечение с пословицами и загадками.

Пословицы о дружбе. Составь рассказ по пословице

«Хорошо иметь друзей».

Анализ сказки «Теремок».

Пословицы и загадки о времени, часах.

Январь

2 неделя: «Зима. Зимние забавы»                                                                                                                       Отгадывание загадок по теме «Зима.  Чтение сказки Д. Пейшенса «Зима в лесном городе»                                                                             

3 неделя: « Дикие животные России и Ставропольского края»                                                                                                Чтение рассказа «Для чего животным теплая шуба» (энцикл. в сказках стр 34)                                            Чтение сказки «Озорные мишки». Чтение загадок по теме.                                                                     Чтение рассказов Г. Скребицкого «Как белочка зимует» «Как заяц зимует»                                    Чтение рассказа Е. Чарушина  «Лисята» «Медвежата» по теме «Детеныши диких животных»

4 неделя: «Зимующие птицы»                    Чтение рассказов  Г. Скребицкий «Появились синички»,                                         В. Бианки «Синичкин календарь», «Холодно в лесу, голодно», Л. Воронкова «Птичьи кормушки».

*«Герои былин»

Познавательное занятие «Герои былин»

Чтение былин:                                         «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»,                                            «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»,                               «Садко в подводном царстве».

Цели:

1.Учить детей внимательно слушать былины, давать краткую характеристику героям былин (богатырям и их врагам) .

2.Воспитывать желание быть похожими на русских богатырей.

Пальчиковая игра                              «Мы теперь богатыри»

Сл.игра «Какой богатырь?»

* Зарубежные писатели:

Г.Х.Андерсен,                              Братья Гримм,                         Ш.Перо

Цели:                                            Помочь детям понять особенности сказочного жанра.                              Воспитывать потребность рассматривать книгу и иллюстрации. Понимать главную мысль сказки. Связно передавать содержание произведения.

«Мальчик с пальчик»          «Бременские музыканты»                             «Заяц и еж

*Колыбельные песни. Их назначение. Прослушивание различных колыбельных песен.

Заучивание потешки «Тень-тень-потетень…».

Разыгрывание потешки                               «Тень-тень-потетень» с помощью кукольного театра.

Февраль

1 неделя: «Транспорт. Профессии на транспорте»                                                                             Чтение рассказа «Как появилась машина» «Как машины людям помогают» (энцикл. в сказках стр 26, 31)                                                                                                                             Заучивание стихотворения «Шины» Чтение «Волжик и Мерсон» Е.В. Никифоров.

2 неделя: «Зимние виды спорта»                                                                                                                           
Чтение рассказа «Как появились разные виды спорта»   (энцикл. в сказках стр 77)                                                Заучивание стихотворения И.Бурсова «Хитрые санки»                                                                             Чтение рассказа «На горке»                                                                                                                   Загадки о зимних видах спорта.

3 неделя: «Животные Севера»                                                                                                             Чтение рассказа  «Как животные приспособились к жизни на Севере» (энцикл. в сказках стр 53)                                                   Чтение юкагирской сказки «Отчего у белого медведя нос чёрный»                                                 Чтение рассказа Г. Снегирева                                    « Пингвиний пляж»  «Отважный пингвинёнок»

4 неделя:  «День защитника Отечества»                                                                                                                 Чтение стихотворения М. Яснова «Всадники». Рассказ по теме «День защитника Отечества. Символика России»                                                                                                                  Рассказ знакомим дошкольников «Символикой России».

*«Отрицательные герои и их роль в сюжете былин»

Чтение былин, беседа об отрицательных героях.                                               «Змей Горыныч», «Соловей Разбойник», «Тугарин Змей»

Цели:

1.Охарактеризовать отрицательных героев, которые встречаются в сюжетах былин.         2.Воспитывать желание у мальчиков быть сильными, смелыми защитниками 

Сл.игра «Скажи, какой герой»

С/р игра «Богатыри охраняют русскую землю»

Д/ и «Узнай по описанию»

*Русские писатели.

Пришвин,                                      Мамин-Сибиряк, Чарушин,                          Паустовский,                             Бианки.

Цели:                                   1.Познакомить с авторами, их биографией,  произведениями.   2.Знакомить с особенностями рассказов о животных, подвести к пониманию нравственного смысла.                            3.Воспитывать любовь к животным.                           4.Развивать интерес и любовь к книге.

«Воробей»                                       «Как муравьишко домой добирался»                       «Кладовая солнце» «Серая шейка»

* Пословицы о правдивости и лжи.

Анализ сказки Л.Н.Толстого «Мужик и водяной».

Народная подвижная игра                        «Кострома».

Март

*1 неделя:  «Продукты питания. Профессия кондитер»                                                                                                                                                                                                              Чтение рассказа  «Как появился первый хлеб»   (энцикл. в сказках стр 61)                                                                                                                             Чтение стихов «АЙ ДА СУП!»,  «КАША»  Ирина Токмакова.                                     «БУБЛИК»  Яков Аким.

2 неделя:    Творческие каникулы.

3 неделя: «Дом. Квартира»                                                                                                                                           Чтение сказки С.Я. Маршак «Кошкин дом»,                                                                                                                   Чтение рассказа Э.Успенский «Новоселье чебурашки» 

4  неделя: «Мебель»                                                                                                                              Чтение и заучивание стихотворения С.Михалкова «Особая мебель»                                 Чтение рассказа Ю. Тувим «Стол»                              С. Маршак «Откуда стол пришел?».                                        Отгадывания загадок о мебели.  

5 неделя: «Домашние животные и их детёныши»                                                                         Заучивание стихотворения С. Михалкова «Котята»                                                                                            Чтение рассказа «Как появились породы собак»  (энцикл. в сказках стр 54)                                                                                                                    Чтение рассказов Е. Чарушина «На нашем дворе» (собака, кошка, кролик, свинья, корова)                                                                                                                                                       Чтение   загадок по теме «Домашние животные».

*Мир русских  былин  в картине В.М. Васнецова «Богатыри».

Прослушивание песни А.Н.Пахмутовой «Богатырская сила».

Работа по картине:                       Как одет Илья Муромец?

Как вооружён Илья Муромец? Какой конь под богатырем? и т.д.

Рассматривание картин:

«Илья Муромец» - Рерих

 «Настасия Микулишна» Васильев (женщина богатырь)

Цели:

1.Обобщить и упорядочить знания детей о былинных героях, через рассматривание картин художников. 2.Активизировать и обогащать словарь путем уместного употребления в речи фольклорного богатства родного языка.

3.Учить детей последовательно излагать свои мысли, при работе с картиной.

*А.С.Пушкин                             

«Сказка о золотом петушке»                                    «Сказка о рыбаке и рыбке»                                             «У лукоморья дуб зеленый»

Уточнить и обогатить представления о сказках А.С.Пушкина.                      Помочь почувствовать своеобразие языка сказок.                          Вызвать желание услышать другие произведения поэта. Учить осмысливать характеры персонажей, составлять описательный рассказ.

* Знакомство с понятием «скороговорка». «Ехал Грека через реку…».

Заучивание скороговорки «Ехал Грека через реку…».

Апрель

1 неделя:  «Домашние птицы»                                                                                                                                                     Чтение рассказов К. Ушинский «Петушок с семьёй», «Гуси», «Уточки», «Курица и утята» Б. Житков « Храбрый утенок».                                                                                                       Чтение русских народных сказок «Кот, петух и лиса»

2 неделя: «Весна»                                                                                                                                                  Чтение рассказа Скребицкого Г.А.  "Весна".                                                                                               Заучивание стихотворения о весне А.Плещеев «Уж Тает снег»                                                         Чтение загадок о весне. Чтение сказки  Э. Шим «Весна»

3 неделя: «Перелетные птицы»                                                                                                                 Чтение рассказов по теме « Перелетные птицы» Л.Н.Толстой.                                                                 Заучивания стихотворения  Г. Ладонщиков «Возвращаются певцы».                                                       Чтения загадок о перелетных птицах.

4 неделя: «Знакомство с русским народным творчеством»                                                  Чтение и инсценировка потешки                     «Тень-тень-потетень».                                                     Чтение и заучивание потешек, колыбельных песенок, дразнилок.

                                    *«Богатыри в современных мультфильмах»

 Просмотр современных мультфильмов про богатырей.     Беседа по содержанию.                      

Игра «Богатыри»

Цели:

1.Провести сравнительную характеристику между былинными богатырями и богатырями, изображаемыми в современных мультфильмах.

2.Закрепить знания детей о русских богатырях, через просмотр современных мультфильмов.

                                                            *Н. Носов                                

«Огурцы»                            «Заплатка»                                 «Карасик»                             «Мишкина каша»

Познакомить с автором и его биографией.     Знакомство с произведениями автора.    Рассматривание иллюстрации к рассказам

Выставки книг в книжном уголке.

Закреплять представления о жанровых особенностях рассказа, его отличия от сказки и стихотворения.           Учить понимать образное содержание произведения.    Понимать главную мысль рассказа.

                                                  * Чтение нанайской сказки «Айога».                    «Как аукнется, так и откликнется».

Дидактическая игра «Отгадай и сравни загадки о «двух братцах».

Сюжетно-ролевая игра                                     «Уложи дочку спать». Использование колыбельных песен.

Пословицы и загадки с числами.

Май

1 неделя    «День Победы»                                                                                                                          Чтение и заучивание  стихотворений о войне «День Победы» Белозеров Т.                                          «Нет войны» С. Михалков                                                                                                                                                      Чтение рассказов о войне. В. Осеева «Андрейка» К.Паустовский «Стальное колечко»

2 неделя «Животные жарких стран»                                                                                                         Чтение сказки «Как подружились бегемот и птицы»   (энцикл. в сказках стр 85)                                                                                                           Чтение рассказов В. Мороз «Животные жарких стран»                                                                    Заучивание стихов О.И. Самофалова «Жираф», «Слон «, «Носорог»

3 неделя:  «Цветы, луг родного Ставрополья»                                                                       Чтение сказки «Любитель цветов»                                                                                                    Чтение рассказа «Причуды растений луга», «Полезные свойства луговых растений»                                                                                                                                            Чтение и заучивание стихотворений  «Что такое луг?» «Мак» «Василек»

4 неделя: «Лето. Насекомые»                                                                                                                                               Чтение рассказа В. Бианки                                      «Как муравьишко домой спешил»                                                                                                                                                                                                                   Л.Н.Толстой  «Летний вечер»                                    «Гроза в лесу»                                                                                                 Заучивание стихотворения «Стрекоза» В.Сибирцев                                                               Чтение сказки «Самое прожорливое на свете»  (энцикл. в сказках стр 84)                                                                                                                                                              

*«Былина в гости к нам пришла».

Д/и «Узнай, о ком говорю»

Игра «Назови пословицы о богатырях и дружбе». 

Рассказ  «Былинные герои»  Рассказ сопровождается демонстрацией иллюстраций.

Отгадывание загадок про богатырей.

Цели:

1. Обобщить знания детей об образе русских богатырей в былинах;

2. Учить рассказывать о героических подвигах русских богатырей;

3.Воспитывать желание детей быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными.

*Л.Н.Толстой

«Гуси – лебеди» «Девочка и грибы»                           «Еж и заяц» «Воробей»                                     

Познакомить с автором, его биографией,  произведениями.     Рассматривание иллюстраций.       Прослушивание аудио произведений.                            Выставки книг в книжном уголке.                                     Уточнить и обогатить представления о произведениях автора.   Помочь почувствовать своеобразие языка.            Вызвать желание услышать другие произведения писателя.

*Придумай сказки по пословице                          «Собирай по ягодке – соберёшь кузовок». Толкование пословицы.

Считалки. Рассказывание считалок. Для чего используют?

Дидактические игры: «Кто больше скажет пословиц», «Один скажет, другой продолжает».

Игра: «Изобрази отгадку пантомимой».

Рассказывание скороговорки: «Расскажите про покупки…».

Иллюстрации к игровой потешке «Сорока-ворона».             «Счастливая рыбка». Закрепление малых форм фольклора


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по чтению художественной литературы в старшей группе ЗПР

Перспективное планирование разработано в соответствии с лексическими темами и программмой Баряевой, Зарин...

Перспективный план по чтению художественной литературы в старшей группе детского сада

Предлагаю Вашему вниманию, составленный мною перспективный план по ознакомлению с художественной литературой в страшей группе....

Перспективный план по ознакомлению с окружающим в старшей группе

План разработан в соответствии с ФГОС ДО и авторской Программой "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой...

ПЛАН-КОНСПЕКТ интегрированного занятия по ФЭМП и ознакомлению схудожественной литературой в старшей группе

В занятии интеграция областей: познавательное развитие, хкдожественно-эстетическое развитие,физическое и речевое развитие детей в старшей группе. Занятие проведено 11.02.2020 г в рамках мероприятий не...

Перспективный план по чтению художественной литературы в старшей группе детского сада

Перспективный план по чтению художественной литературы в старшей группе детского сада...