Конспект совместной деятельности педагога и детей с использованием технологии культурных практик по теме "В мире фольклорных произведений о матери".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа) по теме

Хромова Ирина Николаевна

Наш детский сад является пилотной площадкой по разработке технологии культурных практик, направление - восприятие художественной литературы и фольклора. Восприятие художественной литературы выступает одним из элементов прцесса познания мира. Художественные тексты позволяют на уровне интуиции схватывать целостную картину мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_obraz_materi.docx351.39 КБ

Предварительный просмотр:

МБУ «Школа №26»

структурное подразделение, д/с «Тополек»

КОНСПЕКТ

совместной деятельности педагога и детей (ООД)

( в форме путешествия)

по теме

«В мире фольклорных произведений о матери»

для детей старшего возраста.

Составил: Хромова И.Н.

г.о.Тольятти

Возрастная группа: старшая группа

Вид (разновидности) деятельности детей: 

  • Музыкальная деятельность (слушание музыки)
  • Коммуникативная деятельность (взаимодействие информационное: полилог - взаимодействие)
  • изобразительная  деятельность (рисование)
  • двигательная  деятельность (движения «вагончиками»)

Интегрированные виды деятельности:

Коммуникативно-двигательная деятельность

Музыкально-изобразительная деятельность

Содержание деятельности детей : детей (дидактические единицы): 

  • Представления  о пословицах, поговорках о маме.
  • Представления о колыбельных песенках.
  • Реализация своего замысла  в рисунке.

Интегрированная форма:  проект (подготовка проекта)

Задания для совместной деятельности детей

Задание

(действие и его содержание)

Способ

предъявления задания

Способ презентации детьми

результатов выполнения задания

Послушайте отрывок песни и скажите о чем она.

Прослушивание магнитофонной записи начала  мелодии.

Устный ответ

на вопрос.

Вспомните пословицы и поговорки о маме, как вы их понимаете?

 

Словесная инструкция.

Устные  ответы.

Посмотрите на репродукции картин  и скажите, кто на них изображен? что делает мама? как называются такие песенки?

Зачитывание вопросов с опорой на иллюстрации.

Устные ответы на вопросы.

Какие колыбельные песенки вы знаете?

Назовите или спойте.

Словесная инструкция.

Устный ответ.

Закройте глаза, представьте свою маму и подумайте, как вы изобразите свою мамочку.

Словесный

Обдумывание содержания портрета.

Выберите материал для рисования портрета.

Словесный

Самостоятельный выбор материала для рисования портрета.

Нарисуйте  портрет мамы.

Словесная инструкция с использованием демонстрационного материала.

Рисование портретов.

Организуйте выставку портретов на магнитной доске и расскажите о своей маме.

Словесный.

Организация выставки портретов на магнитной доске и устные ответы.

Образовательные задачи.

ЗНАНИЯ  

 Закреплять у детей представления о пословицах, поговорках и др. фольклорных формах о матери.

ОТНОШЕНИЯ

Воспитывать в детях доброе, внимательное, уважительное отношение к маме через палитру фольклорных форм.

ДЕЙСТВИЯ

Совершенствовать умение выделять в тексте слова-характеристики мамы.

Развивать умения детей использовать различные изобразительные средства при рисовании портрета.

Материалы и оборудование.

1. Стимульный материал:

– устное объявление

2. Материалы для деятельности детей:

материалы для представления заданий и результатов деятельности:

 магнитная доска для демонстрации иллюстраций и рисунков детей.

материальные средства для деятельности детей:

- аудиозапись отрывка песни «Мама» (сл. И муз. Ю.Мельнейчук), фонограмма (русская народная мелодия –поезд «КАП-КАП»).

- письменные принадлежности (бумага, карандаши, краски, восковые мелки)

3. Дидактический материал

серии картинок, где мама баюкает ребенка.

4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:

– магнитофон

Конструктор совместной деятельности педагога и детей

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационно-целевой

Педагог приглашает встать  детей в круг и предлагает послушать отрывок песни «Мама»  и сказать о чем она.

Педагог предлагает детям отправиться в необычное путешествие, где мы будем говорить о маме и просит занять места в «поезде».(звучит фонограмма движущегося поезда).

 

Дети встают в круг , прослушивают отрывок песни  и отвечают на вопрос педагога.

Дети встают друг за другом и двигаются под фонограмму «вагончиками».

Содержательно-деятельностный

Педагог сообщает о прибытии поезда на 1-ую станцию «Пословицы и поговорки о маме», предлагает детям  занять свободные места.

Педагог просит вспомнить пословицы и поговорки о маме, объяснить их смысл и проводит беседу.

Педагог предлагает продолжить путешествие и занять места в «поезде».

Педагог сообщает детям о прибытии на 2-ую станцию, название которой они должны будут отгадать. Предлагает присесть «на полянку». Вносит иллюстрации, где мама баюкает ребенка и спрашивает, кто изображен? что делает мама?как называются такие песенки?как же можно назвать станцию?

Предлагает вспомнить детям колыбельные песенки.

Педагог проводит беседу по содержанию колыбельных песенок.

Педагог сообщает о продолжении путешествия, просит занять места «в вагонах». (звучит фонограмма движущегося поезда). Предлагает остановиться на следующей станции под названием «Моя мама» и пройти за парты.

Педагог предлагает детям нарисовать портрет своей мамы и рассказать о ней.

Педагог приглашает  выбрать средства для рисования портретов и приступить к работе под  песню «Мама».

Дети рассаживаются на стульчики, полукругом.

Вспоминают знакомые пословицы и поговорки о маме, высказывают свои мысли, предположения о понимании содержания данной фольклорной формы.

Дети встают друг за другом и двигаются под фонограмму «вагончиками».

Дети присаживаются на палас, рассматривают иллюстрации и отвечают на предложенные вопросы.

Дети вспоминают колыбельные песенки, участвуют в беседе.

Дети встают друг за другом и двигаются под фонограмму «вагончиками».  Останавливаются и занимают места за партами.

Дети воспринимают информацию.

Дети самостоятельно выбирают материал для работы и рисуют под песню «Мама».

Оценочно-рефлексивный

Педагог предлагает организовать выставку портретов на магнитной доске и рассказать о своей маме.

Дети  вывешивают портреты  на магнитной доске и говорят о своей маме, глядя на свои работы.

Методы и приемы:

1. Методы стимулирования и мотивации деятельности детей, их интереса к деятельности (эмоциональная и интеллектуальная стимуляция):

вводная беседа (информационного характера):

о чем поется в песне?

Как бы вы назвали эту песню?

 Эта песня называется «Мама», автор и композитор которой является Ю. Мельнейчук.

2. Методы организации и осуществления деятельности: 

-беседа (актуализирующая имеющийся опыт детей).

Вопросы к беседе:

  • Вспомните пословицы и поговорки о маме.
  • Как вы понимаете пословицу: Нет милее дружка, чем родная матушка?
  • Какие слова в этой пословице характеризуют маму?
  • Объясните смысл пословицы: Сердце матери лучше солнца греет.
  • С чем сравнивают маму в этой пословице? Почему?
  • Как можно объяснить пословицу: Матушкин гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.
  • Какие слова здесь описывают маму?
  • Как вы понимаете пословицу: Матери все дети равны-одинаково сердцу больны.
  • Как характеризует маму эта пословица?

–демонстрация  репродукций картин, где мама баюкает ребенка.

K:\Любящая мама-2.jpg

K:\0_69b81_443fa87d_XL.jpg

K:\729737446.jpg

-беседа по содержанию колыбельных песенок (актуализирующая имеющийся опыт детей).

Вопросы к беседе:

  • Какие колыбельные песенки вы знаете?

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок.
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,
Нашу Машу не буди.

Ночь пришла, темно вокруг.
Рыбка спит и спит петух.
Спит коровка, спит щенок.
Засыпай и ты, сынок.

Сладко спи, ребенок мой,
Глазки поскорей закрой
Баю-баю, птенчик спать!
Будет мать тебя качать,
Папа сон оберегать.

  • О чем поется в колыбельной песенке?
  • Что чувствует мама, когда поет малышу песню?

-поручение: Нарисуйте  портрет мамы.

  1. Методы контроля и самоконтроля:

– коллективный смотр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности педагога и детей с использованием технологии культурных практик.

Детский сад, в котором я работаю, является пилотной площадкой по разработке технологии культурных практик (восприятие художественной литературы и фольклора). Восприятие (чтение) художественной ли...

Конспект совместной деятельности педагога и детей по организации работы пресс-центра на тему «Здоровье-лучшее богатство»

Конспект совместного мероприятия педагога и детей подготовительной к школе группы . В процессе такой деятельности дети знакомятся с профессиями медиакластера, учатся грамотно общаться с современными м...

Конспект совместной деятельности педагога и детей по организации работы пресс-центра на тему «Вселенная, или Космос»

Конспект занятия для подготовительной к школе группе по ознакомлению с космическим пространством и умение создавать медиапродукт в рамках деятельности детского пресс-центра....

Конспект совместной деятельности педагога и детей по организации редакции информационной газеты «Почемучки.» тема номера «Путешествие в страну здорового питания». (для детей 6-7 лет)

Вид редакции: редакция информационной газеты.Содержание деятельности детей (дидактические единицы):1. Структура газеты:- рубрики: «Дает силы нам всегда витаминная еда», «Полезно-непо...