Художественная литература, как средство формирования культуры поведения дошкольников
календарно-тематическое планирование по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Петренко Елена Сергеевна

Формирование морально-нравственного отношения к окружающему миру; воспитание доброжелательных отношений с товарищами; обобщение правил культуры общения со сверстниками; план работы на учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл so_16-17.docx27.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад №42»

«Светлячок»

План по самообразованию

«Художественная литература, как средство

 формирования культуры поведения дошкольников»

на 2016-2017 год

Выполнила:    воспитатель  

Петренко Е.С.

         

г. Саров

Пояснительная записка

Культура поведения – это неотъемлемая часть мировой цивилизации, составная часть общей культуры человека. Я считаю, что проблема воспитания культуры поведения дошкольников актуальна, так как культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни человека. Если ребенок научится общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми.

Одной из главных задач в формировании личности дошкольника является воспитание культурного поведения. К средствам воспитания культурного поведения следует отнести развивающую среду, игру, художественную литературу. Велика роль художественной литературы, так как она воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность.

Цель-формирование морально-нравственного отношения к окружающему миру; воспитание доброжелательных отношений с товарищами; обобщение правил культуры общения со сверстниками.

Задачи:

1.        Воспитать дружеские взаимоотношения между детьми;

2.        Помочь в формировании у детей умения оценивать свои поступки и поступки сверстников через художественные образы и сюжеты;

3.        Повышать культуру речи, умение вежливо разговаривать со сверстниками и взрослыми;

4.        Закреплять нравственные качества и правила общения между людьми;

5.        Продолжать развивать интерес к художественной литературе.

Предполагаемые результаты

Дети должны уметь:

1.        Применять накопленные практические навыки нравственных норм поведения в социуме;

2.        Различать полярные понятия «хороший-плохой»; «красивый-некрасивый»; «добро-зло»; «правда-ложь» и т.д. в литературном произведении и в жизни;

3.        Делать самостоятельный нравственный выбор;

4.        Уметь выражать чувства и переживания словами;

5.        Распознавать настроение по мимике: «радость», «гнев», удивление», «печаль»

        


План деятельности

Месяц

Методическая литература

Оснащение педагогического процесса

Практическая работа с детьми

Взаимодействие с родителями

Методическая помощь

Сентябрь

Жучкова Г.Н. «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет»-М., 2000г.;

Маралов В.Г. «Как научить ребенка быть внимательным и терпимым к людям»-М.,2009г.;

Филиппова Л.В. «Сказка как источник творчества детей»-М.,2001г.

Ярушина И. «Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старшего д.в.»

Изучение методической литературы и интернет источников; подбор и проведение диагностических методик («составь рассказ по картинке», методика «умеешь ли ты дружить»); поиск «музыкального сопровождения» к началу занятий; подбор необходимых игр и худ.произведений для дальнейшего взаимодействия с детьми.

Проведение диагностики педагогом-психологом по следующим методикам:

«Школьная оценка сформированности социальных форм поведения ребенка» (А.М.Щетинина, Л.В.Кирс); методика «Составь рассказ по картинке». Организация игр «Скажи ласково», «Улитка».

Привлечение родителей к изготовлению «подушек-сидушек» для занятий.

Подбор методической литературы; написание плана по самообразованию; помощь в подборе художественных произведений и необходимых игр.

Октябрь

Создание альбома «Портреты русских и зарубежных писателей»

Чтение стихотворений «Книжка про книжку», «Как печаталась книжка», «Что такое хорошо и что плохо» С.Я. Маршак.

Беседа и обсуждение.

Придумывание с детьми группового приветствия «Привет друг!».

Консультация для родителей на тему «Что и как читать будущим первоклассникам».

Помощь в составлении консультации

Ноябрь

Пополнить атрибуты для театрализации.

Создание картотеки «Мирилок».

Организация гастролей к малышам «Мы артисты!»

Игра «Сочини новое продолжение сказки…»

Чтение стихотворения «Два маленьких котенка» С.Я.Маршак.

Нравственная беседа «Злой язычок»

Посещение театра «Куклы говорят с человеком»,  (Православное объединение «МИР»)

Организация мини-библиотеки в группе «Моя любимая книжка».

(Рассказ ребенка о книге)

Помощь в организации посещения театра

Декабрь

Подготовка сюжетных картинок/картинок из сказок для составления рассказа.

Клубок «Добрых слов»

Разучивание «Мирилок». Индивидуальная работа по сюжетным картинкам.

Игра «Связующая нить» (что хочешь пожелать другому и себе)

Схематизация по ТРИЗ «Солнце в ладошке…» (девиз)

Нравственная беседа «Кривляки, хвастунишки и дразнилки»

Январь

Беседа «Что такое басни?»

Знакомство с баснями Крылова И.А. (обыгрывание)

Глазами и словами детей «История книгопечатания»

Нравственная беседа «грубость и драка»

Изготовление книжек-самоделок (о себе, хобби и пр.)

 

Февраль

Подбор музыки

Продумывание выставки

Игра «Тень-Путник» (копирование действий)

Глазами и словами детей «История книгопечатания»

Чтение\обсуждение «Цветик-семицветик» В.Катаев

Нравственная беседа «Жадность»

Помощь в организации выставки «История книгопечатания»

Помощь в организации выставки

Март

Постановка сказки

Апрель

Подведение итогов

Повторная диагностика

Выступление на итоговом родительском собрании


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов. «Художественная литература как средство формирования социально - нравственного поведения дошкольников».

Консультация для педагогов.«Художественная литература как средство формирования социально - нравственного поведения  дошкольников».Умение правильно воспринимать литературное произведение не прихо...

Художественная литература как средство формирования культуры поведения и моральных норм у детей.

Опыт работы по теме "Художественная литература как средство формирования культуры поведения и моральных норм у детей"....

Художественная литература как средство формирования культуры поведения и моральных норм у детей.

Опыт работы по теме "Художественная литература как средство формирования культуры поведения и моральных норм у детей"....

Художественная литература как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

Велика роль занятий по чтению художественной литературы. Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художе...

Художественная литература как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

Культура поведения – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Поэтому так важно научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности ...

Художественная литература как средство формирования нравственного поведения детей дошкольного возраста

В статье раскрывается вопрос формирования нравственного поведения детей средствами художественной литературы...

«Детская художественная литература ,как средство формирования культуры безопасного поведения»

В соответствии с требованиями ФГОС ДО в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» решение образовательных задач по формированию безопасного поведения детей дошкольного в...