Проект "Социальное партнерство ДОУ и детской библиотеки как способ воспитания у детей интереса и любви к чтению"
проект по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Кыласова Ольга Павловна

Проект был реализован на базе детского сада № 25 "Мозаика" г. Королева и филиала детской городской библиотеки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Королева Московской области

детский сад № 25 «Мозаика» комбинированного вида

______________________________________________________________

 

   На полках книжных мудрость тихо дремлет,

                        Скучает, ожидая малыша,        

                                                                                       Который Интернета не приемлет,

                                                                                                      С восторгом смотрит в книгу, чуть дыша...

Проект

«Социальное партнерство ДОУ

и детской библиотеки

как способ воспитания у детей

интереса и любви к чтению»

Воспитатель: Кыласова О.П.

г. Королёв

2013-2014 уч. г.

Ребенка учим с детства быть послушным,

Быть честным и других не обижать,

Уметь любить, прощать, быть добродушным

И, если надо, руку помощи подать.

        И воспитать такого человека

        Легко поможет нам библиотека!

Лишь в книгах опыт вековой таится,

Любой вопрос найдет в них свой ответ.

В беде и в радости всем книга пригодится,

Она, как друг хороший, мудрый даст совет.

Тема проекта: Социальное партнерство ДОУ и детской библиотеки как способ воспитания у детей интереса и любви к чтению.

Вид и сроки реализации проекта: информационно-творческий, долгосрочный (в течение учебного года, с октября по май).

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы (6-7 лет), воспитатели Кыласова О.П., Паукова Е.А., музыкальный руководитель Пенькова Ю.В., сотрудники библиотеки-филиала № 12 МКБУК ЦБС г. Королева, родители.

Предполагаемый результат проекта: организация  цикла совместных с сотрудниками библиотеки мероприятий, направленных на воспитание у детей любви и интереса к книгам; проведение театрализованного представления для родителей, демонстрация презентации об итогах проекта детям и родителям. В результате – максимальное количество семей воспитанников, записавшихся в детскую библиотеку.

Проблема:

Не секрет, что компьютерные технологии принесли в бытность современных взрослых и детей не только положительные перемены. Экран монитора постепенно вытесняет бумажные книги, многие взрослые в сознательном возрасте никогда не переступали порога книжных магазинов, а их дети не знают, что такое библиотека. Поэтому педагогам детских дошкольных учреждений приходится начинать знакомство детей дошкольного возраста с библиотечной системой и особенностями ее работы практически с нуля. Метод проектной деятельности помогает всесторонне решить эту задачу, и на смену скучным экскурсиям приходит целый тематический комплекс мероприятий.

Актуальность проекта:

Нам, педагогам, сегодня детей часто становится просто жаль. Когда спрашиваешь их: «Ребята, а вам дома читают?» и получаешь утвердительный ответ лишь от 2-3 человек из группы, чувствуешь недоумение и горечь. Скольких минут совместного  с детьми времяпрепровождения, мышления и соучастия лишают себя родители! А когда в ответ на просьбу принести на выставку в группу любимую книгу ребенка слышишь от мамы: «А диск с мультфильмом можно?..», то понимаешь: начинать нужно не с детей. А может быть, именно с детей? Ведь они — сегодняшние дошкольники — уже завтра пойдут в школы и через несколько лет либо будут с трудом читать условие задачи в учебнике, либо «запоем» станут прочитывать книги любимых авторов. Поэтому именно в старшем дошкольном возрасте, когда ребенок делает первые шаги в складывании слогов в слова, радуется тому, что понял  смысл и пытается читать дальше, следует максимально заинтересовать его книгой. Показать ее ценность, привлекательность, объяснить, что культурный человек — читающий человек.

        Дети, заражаясь атмосферой книг, интересных фактов и мыслей, невольно переносят свой энтузиазм на родителей, как  бы исподволь привлекая к чтению даже самых заядлых любителей компьютера и телевизора. Они тормошат, упрашивают, не дают покоя своими  вопросами: «Мама, почитай мне!», «Мама, давай запишемся в библиотеку, там знаешь, как здорово!», «Мама, а какая твоя любимая книга?».

        Таким образом, достигая своей цели привлечения детей к чтению и библиотеке, проект оказывает влияние и на родителей, заставляя их учиться у собственных детей, переоценивать свои ценности и стараться быть образованнее и культурнее. А это, на наш взгляд, большой плюс. Ведь иначе, чем через их собственных детей, переломить нежелание читать у большинства современных  пап и мам просто невозможно.

Цель:

 Воспитание у детей старшего дошкольного возраста интереса и любви к чтению книг.

Задачи:

  • Познакомить  детей с библиотекой, рассказать об особенностях ее работы.
  • Прививать интерес к литературе, художественному слову.
  • Воспитывать умение не перебивая слушать чтение взрослых.
  • Воспитывать бережное отношение к книге.
  • Воспитывать у детей культуру поведения в общественных местах, закреплять знание правил этикета.

Этапы:

  1. Подготовительный этап (октябрь)

Ответственные: воспитатели подготовительной группы Кыласова О.П., Паукова Е.А., заведующий читальным залом библиотеки-филиала № 12 МБУК ЦБС Такшина С.Э.

  • Выявление и формулирование  проблемы.
  • Анализ отношения к чтению книг в семьях (анкетирование родителей, опросы детей).
  • Целеполагание.
  • Планирование работы по реализации проекта совместно с сотрудниками библиотеки.

  1. Практический этап (с ноября по май)

Ответственные: воспитатели подготовительной группы Кыласова О.П., Паукова Е.А., музыкальный руководитель Пенькова Ю.В., заведующий читальным залом библиотеки-филиала № 12 МБУК ЦБС Такшина С.Э.

Непосредственно образовательная деятельность:

Вид деятельности

Сроки

1

Согласно тематическому плану ДОУ, в ноябре вся образовательная деятельность с детьми проходила по темам «Мои любимые книги», «В мире сказок».  В начале ноября дети отправились в увлекательное путешествие по русским народным сказкам, произведениям Н. Носова, Г.Х. Андерсена, сказкам А.С. Пушкина. Были проведены беседы «Откуда пришла книга?», «Волшебные предметы русских народных сказок». На занятиях по лепке, аппликации и рисованию дошкольники воссоздавали образы литературных персонажей самостоятельно. Так, прошли занятия по лепке сценок из сказок «По щучьему велению» и «Конек-горбунок», аппликации «Персонаж любимой сказки», «Царевна-лягушка». Дети рисовали волшебных птиц, придумывали, как может выглядеть сказочное царство, создавали иллюстрации к произведению  А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…».  

Тема «Мои любимые книги» - с 04.11.2013 по 15.11.2013 г.

Тема «В мире сказок» - с 18.11.2013 г. по 29.11.2013 г.

2

В последующие месяцы учебного года работа с детьми по образовательной области «Коммуникация» обязательно включала в себя еженедельное знакомство детей с произведениями литературы, отечественными и зарубежными авторами. Поэтические произведения заучивались детьми наизусть, сказки и рассказы подвергались обязательному пересказу.  

В течение всего учебного года

3

НОД «Обложка книги сказок» («Художественное творчество (рисование)»)

март

4

НОД «Писатели о Великой Отечественной войне» («Познание», «Коммуникация»)

май

Совместная деятельность воспитателей с детьми

Вид деятельности

Срок

1

Чтение книг детям дважды в день: перед дневным сном и после пробуждения (список литературы для чтения был составлен воспитателями на основе рекомендаций, изложенных в примерной основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.). Обсуждение прочитанного.

Ежедневно в течение учебного года

2

Организация выставки в уголке книги: «Моя любимая книга», составление детьми рассказов о любимой книге и литературном герое.

Ноябрь

3

Рассматривание иллюстраций в книгах.

Ежедневно в течение учебного года

4

Регулярное обновление книг в уголке книги согласно тематическому плану

В течение учебного года

5

Привлечение детей к ремонту книг в уголке, постоянный детский контроль за состоянием книг в группе

В течение учебного года

Создание уголка «Библиотека» для сюжетно-ролевых игр, изготовление формуляров на каждого ребенка

Декабрь

5

Загадывание загадок о литературных героях, проведение литературных викторин для детей

В течение учебного года

6

Чтение произведений П.П. Бажова «Огневушка-поскакушка», «Серебряное копытце», «Голубая змейка», «Малахитовая шкатулка».

Декабрь, январь

7

Рисование иллюстраций по прочитанным сказам

П.П. Бажова, организация выставки в фойе ДОУ

Январь

8

Подготовка к музыкально-литературной композиции по произведениям П.П. Бажова, разучивание ролей.

Январь

9

Подготовка к беседе «Ежели вы вежливы», подбор стихотворений по теме, разучивание.

Февраль

10

Подготовка к празднованию Дня Победы, разучивание танцев, песен и стихов. Изготовление подарков для ветеранов.

Апрель-май

11

Подведение итогов проекта, выбор лучших фотографий, оформление презентации для родителей.

Май

Самостоятельная деятельность детей

  1. Рисование иллюстраций к понравившимся произведениям.
  2. Организация сюжетно-ролевых игр «Библиотека», «Магазин «Книги»».

Взаимодействие с библиотекой

  1. 11.11.2013 г. Экскурсия и знакомство детей подготовительной группы с библиотекой по адресу: г. Королев, ул. Кирова, 5. Ребята с интересом слушали увлекательный рассказ  сотрудницы библиотеки З.А. Тиняевой о том, как устроена библиотека и как много интересных книг хранится в ней.
  2. 28.01.2014 г. В читальном зале библиотеки состоялся утренник «Малахитовая шкатулка», посвященный 135-летию П.П. Бажова.

Цель: закрепление знаний дошкольников о творчестве П.П. Бажова, его биографии; обобщение знаний о прочитанных ранее произведениях писателя, расширение кругозора детей; вызывание интереса к героям уральских сказов, к неповторимому языку, с помощью которого автор передает читателю сказания о земле уральской.

Силами детей и педагогов была подготовлена музыкально-литературная композиция «Сказы седого Урала», где роли персонажей Бажова исполнили воспитанники подготовительной группы. В завершение праздника сотрудники библиотеки подарили детям книгу произведений П.П. Бажова.

  1. 11.02.2014 г.  В читальном зале библиотеки прошла беседа «Ежели вы вежливы», посвященная Всемирному дню спасибо.

Цель: знакомство детей старшего дошкольного возраста с Всемирным днем спасибо, закрепление представлений о правилах поведения в общественных местах и правилах общения со взрослыми и сверстниками, формирование понятия толерантности, воспитание уважения и заботливого отношения к старшим, терпимости друг к другу.

Воспитанники подготовительной группы прочитали выученные заранее стихотворения.

  1. 25.03.2014 г. В рамках «Недели детской книги» в библиотеке прошел утренник «Книжкины именины», подготовленный силами наших соседей - педагогов и воспитанников МБДОУ № 24 г. Королева.

Цель: знакомство детей с историей праздника, обобщение знаний дошкольников о творчестве русских писателей и поэтов, формирование стойкого интереса к книге как источнику знаний.

Дети подготовительной группы нашего ДОУ присутствовали на празднике в качестве зрителей, активно отгадывали загадки и отвечали на вопросы литературных персонажей.

  1. 07.05.2014 г. Праздник «Пусть не будет войны никогда!» и акция «Прочти детям о войне», посвященная 69-й годовщине Великой Победы над фашизмом, прошли в стенах читального зала библиотеки. На праздник были приглашены родители, бабушки и дедушки детей, а также ветераны войны.

Цель:  воспитание уважения к истории своей страны, к людям старшего поколения, знакомство с творчеством Туричина и его произведением «Крайний случай».

Дети выступили  с концертными номерами, прочитали стихотворения, а также приняли участие в мастер-классе по технике изготовления солдатского письма-треугольника. Сотрудница библиотеки Виктория Хабловская прочла детям рассказ писателя Туричина «Крайний случай», а в заключение праздника дети поздравили ветеранов Великой Отечественной войны с Днем Победы и подарили коллективные работы, выполненные своими руками.  

Взаимодействие с родителями

Вид деятельности

Сроки

1

Привлечение родителей к участию в проекте путем анкетирования и приглашения на совместную экскурсию в библиотеку.

Октябрь, ноябрь

2

Проведение консультации для родителей «Мама, почитай-ка!» о пользе семейных чтений

Ноябрь

3

Сбор домашних детских книг для участия в выставке «Моя любимая книга»

Ноябрь

4

Сбор книг разных изданий  с иллюстрациями к сказам П.П. Бажова

Январь

5

Совместное изготовление костюмов к музыкально-литературной композиции «Сказы седого Урала», помощь в разучивании ролей с детьми дома. Приглашение на театрализованный праздник «Малахитовая шкатулка».

Январь

6

Оформление в раздевалке стенда с детскими рисунками по прочитанным дома с родителями произведениям.

Февраль

7

Приглашение на праздник «Пусть не будет войны никогда!»

Май

  1. Заключительный этап (май)

Ответственные: воспитатели Кыласова О.П., Паукова Е.А., родители.

  • Подведение итогов проекта.
  • Обобщение материалов проекта
  • Проведение круглого стола для родителей  «Наш наставник – знание, книга – наш учитель (В. Маяковский)» (анкетирование, демонстрация презентации).

Итоги реализации проекта:

        Социальное партнерство нашего дошкольного образовательного учреждения и детской библиотеки, несомненно, положительно отразилось на воспитании дошкольников. В ходе работы над проектом все его участники - и педагоги, и дети, и родители - кто-то впервые, кто-то спустя много лет, открыли для себя двери этого книжного царства, места, где хранится вековая мудрость, места с названием Библиотека.

        Ребята подготовительной группы хорошо усвоили для себя, как функционирует библиотека, кто такой библиотекарь и для чего нужна его работа. Сразу после первой нашей экскурсии в ноябре несколько детей в группе записались в библиотеку, о чем с удовольствием рассказали в группе другим детям и педагогам. В процессе дальнейшей работы над проектом, подготовки и проведения мероприятий совместно с сотрудниками библиотеки ее читателями стала еще половина детей. Таким образом, к концу учебного года из 24 детей в группе в детскую библиотеку записалось 18 человек. Не может не радовать и тот факт, что удалось вызвать интерес к библиотеке и у родителей, и несколько семей после посещения детской библиотеки согласились участвовать в мероприятиях Клуба выходного дня, проходящих в читальном зале библиотеки. Папы предложили проводить турниры по шахматам, бесплатно обучая детей этому виду спорта.

        После планомерной и ежедневной работы педагогов по чтению детям в детском саду в течение дня у дошкольников заметно вырос интерес к книге. Чтение перед дневным сном стало обязательным «священным» ритуалом, во время которого поведение детей было близким к идеальному, и все 24 человека в группе внимали каждому слову читающего воспитателя. Целиком (а не выборочные главы) прочитано довольно много больших по объему детских произведений Д. Родари, Н. Носова, А. Толстого, Э. Успенского, А. Усачева и других детских писателей. Удалось воспитать  в детях культуру слушания читающего взрослого.

Ко второй половине учебного года две трети детей в группе научились читать самостоятельно, и чтение книг в книжном уголке стало одним из любимых детских занятий. Кто-то по слогам, кто-то так же бегло, как педагог, дети читали себе, друг другу, радовались своим успехам в чтении, тому, что понимают смысл прочитанного, улавливают юмор автора произведения. Подаренная нашей группе сотрудниками детской библиотеки книга Г. Остера «Дети и ЭТИ» стала одной из самых любимых детьми. В юмористической форме рассказывая о взаимоотношениях  детей и взрослых, эта книга побывала в руках каждого из нас, включая и педагогов. Вместе с ребятами мы читали, рассматривали картинки, смеялись шуткам, потом много раз вспоминали и цитировали отрывки – это объединяло нас с детьми, мы радовались, что своим интересом к литературе нам удалось заразить и своих воспитанников.

        Бережное отношение к книгам у детей вошло в привычку, книги в группе содержались в отличном состоянии, и каждый из ребят знал, что неаккуратное обращение с книгой вызовет порицание со стороны товарищей. Много книг  было принесено воспитанниками из дома, дети охотно делились другу с другом книгой, а некоторые, прочитав дома с родителями что-то интересное, даже рекомендовали эту книгу для прочтения остальным ребятам в группе.

        Работа над проектом не оставила в стороне и родителей. Видя интерес к чтению у собственных детей, родители более заинтересованно стали относиться к просьбам педагогов читать детям дома, стали приносить новые книги для чтения в группу детского сада. Анкетирование родителей в конце года показало, что значительно вырос уровень семей, практикующих вечерние семейные чтения, повысилось количество родителей, признающих ценность и важность чтения книг детям и детьми, в лучшую сторону изменилось отношение к библиотеке.

        На наш взгляд, именно такое социальное партнерство детских библиотек с дошкольными образовательными учреждениями, школами и другими детскими учреждениями способно изменить отношение общества к чтению книг, вновь пробудить в детях интерес к книге. Компьютер, планшет, телефон вошли в быт каждой семьи, дети с первых дней жизни видят в руках родителей не книгу, а тот или иной гаджет. Поэтому так важно, так необходимо уже с дошкольного возраста в детских дошкольных учреждениях взращивать в детях будущего читателя. И это, на наш взгляд, задача государственного масштаба. Ведь вновь стать самой читающей страной в мире, не развивая библиотечную сеть и не привлекая к чтению книг подрастающее поколение, просто невозможно.

Список литературы:

  1.  Е. С. Евдокимова. «Технология проектирования в ДОУ». ООО «ТЦ Сфера», 2006.
  2.   Л. С.Киселева. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения». – М: АРКТИ,  2006.
  3.  «От рождения до школы». Примерная основная образовательная программа дошкольного образования/под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 2-е изд., испр. и доп. - МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.  

 

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание разносторонних интересов у детей с нарушением зрения в семье. Рекомендуемая художественная литература для домашнего чтения. Воспитание у детей интереса к книге.

Консультации для родителей, которые хотят видеть своих детей жизнерадостными, активными, разносторонними. Родители должны подводить ребенка к поиску ответов на возникающие вопросы, а в этом ему помогу...

" Воспитание у детей интереса и любви к родному городу".

Опыт работы педагога по данной теме....

Воспитание у детей интереса и любви к книге.

В презентации представлен материал по воспитанию у детей интереса к книге...

Опыты и эксперименты "Комнатные растения как средство воспитание у детей интереса и любви к природе"

Ухаживая за комнатными растениями, дети всегда стараются понять, почему всё происходит именно так, а не иначе. Благодаря исследовательской деятельности дети учатся получать на свои многочисленные &laq...

Методическая разработка для родителей старшей группы на тему «Воспитание интереса и любви к чтению»

Трудно переоценить значение литературы для развития ребенка. Она способствует расширению кругозора, детского горизонта знаний о мире, помогает усвоить образцы поведения, воплощенные в литературных гер...

Организация и проведение акции «Растим читателя» совместно с детской библиотекой, как способ пробуждения интереса детей дошкольного возраста к чтению

Акция «Растим читателя» предусматривает реализацию комплекса мероприятий, направленных на создание и развитие информационно-образовательного пространства, приобщение к чтению художественно...