Консультация для воспитателей и родителей "Ваши помощники книги"
консультация по художественной литературе (старшая, подготовительная группа) на тему

Власенкова Валентина Ивановна

Как много сейчас прекрасной детской литературы! Как важно приучить детей сначала слушать, а затем и читать замечательные произведения, созданные для наших малышей. А каккие бывают книги, как их подобрать для детского чтения - вы можете узнать из этой консультации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Ваши помощники – книги»

Консультацию подготовила

учитель – логопед

детского сада № 56 ОАО «РЖД»

Власенкова Валентина Ивановна

 

Смоленск 2018

Ваши помощники – книги

        Процесс общения ребёнка – дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось ещё во времена Ярослава Мудрого, а если обратиться к мировой цивилизации, то и значительно раньше.

        Книга не только должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней, как праздник.

                Ребёнок – дошкольник является своеобразным читателем. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения_ всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

        Крайне важным в деле приобщения ребёнка – дошкольника к книге является сотрудничество работников дошкольных учреждений и родителей. Оно предполагает тесный контакт обеих сторон, ясное понимание того, что чтение способствует духовной связи ребёнка со взрослым, преодолению дефицита общения детей и родителей, потому, что процесс чтения не может быть механическим, это совместная работа ума и души.

        Формы общения могут быть различными:

  1. Лекции для родителей по проблемам детского чтения, психологии возраста и восприятия книги.
  2.  Сообщение методиста дошкольного учреждения о проблемах руководства детским чтением, которые поднимаются в таких журналах, как «Библиотека», «Детская литература». «Дошкольное воспитание».
  3. Обязательное включение родителей в организацию и проведение литературных праздников, оформление информационного пространства, связанного с книгой. Здесь могут быть использованы всем известные старые, но не устаревшие формы работы: книжные выставки, аннотирование новых книг, списки – рекомендации о том, что и как читать детям, информация о книгах, которые читаются детям на занятиях.
  4. С помощью родителей можно получить информацию о наличии книг в домашних библиотеках, частоте и продолжительности домашнего чтения, детском интересе к книге и степени начитанности малышей.
  5. Родители могут принимать участие в экскурсиях в близлежащую библиотеку. В ней с помощью библиотекарей можно проводить работу с родителями по комплектации домашних библиотек, методике отбора книг, организации семейного чтения.

Занятия по детской литературе в дошкольном учреждении всегда должны быть открытыми для родителей, Свободное посещение занятий поможет родителям понять методику работы по чтению, увидеть способности и возможности своего ребёнка.

        Родители, взрослые должны уяснить, что чтение, участие в работе по его организации поможет им самим понять проблемы детства, постигнуть образ детства.

        Основная задача воспитателя – выделить чтение как самостоятельный вид занятий в системе организации жизни ребёнка в детском саду.

        Процесс чтения должен занимать не менее 30 минут в день (в зависимости от возраста ребёнка) и не иметь никаких других задач, кроме задачи глубокого постижения текста. Он должен быть хорошо продуманным, систематическим, тесно связанным с семейным чтением, несущим интеллектуальную и эмоциональную нагрузку. Всё это поможет сформировать устойчивый интерес ребёнка к литературе.

 

        Для знакомства с детской литературой в детском саду предлагается четыре основных вида занятий:

  1. Тематическое, где предполагается приобщить дошкольников к ведущим темам детской литературы, наиболее близким и понятным детям, взятым из их, детской жизни.
  2. Теоретическое, где происходит знакомство детей с доступными их возрасту теоретическими понятиями, необходимыми для выявления художественных особенностей текста.
  3. Творческое, основной целью которого является развитие творческого потенциала дошкольников.
  4. Аналитическое, где на доступном детям уровне анализируется текст с целью более глубокого проникновения в его смысл и художественные особенности.

        Общаясь с ребёнком, необходимо выработать модель его поведения при чтении художественной литературы. Прежде всего нужно научить ребёнка слушать. Это достигается не призывами к слушанию и послушанию, а подбором интересной, доступной ребёнку литературы, неспешным, выразительным чтением, умением почувствовать и учесть эмоциональное состояние малыша. Книгу нельзя навязывать, преподносить как нечто обязательное, читать между делом.   Ещё

 В.Г. Белинский предостерегал: «Читать дурно выбранные книги для них и хуже и вреднее, чем ничего не читать».

        С ранних лет необходимо учить ребёнка относиться к книге как к величайшей ценности: правильно держать её в руках, правильно перелистывать, знать её место на книжной полке, помнить о том, что у неё есть автор и название. Всё это необходимо для того, чтобы воспитать грамотного читателя.

        Понятие «грамотный читатель» , естественно не ограничивается умением обращаться с книгой, но начинается именно с него. Это понятие, синонимом которому является «талантливый читатель», включает в себя правильное (соответственно авторскому замыслу) восприятие произведения, постижение его идейно – художественной сущности, видение его как произведения искусства, отображающего действительность, типизирующего его  явления в художественных образах. Быть грамотным читателем важно не только для самого человека. «…Ничто так не характеризует степень общественного развития, степень общественной культуры, как уровень читающей публики в данный исторический момент» (Н.А. Рубакин). Отсюда вытекает следующая принципиальная установка: анализ художественного текста на доступном ребёнку уровне и усвоение в простейшем изложении некоторых теоретических понятий, дающих представление об особенностях произведения (эпитет, сравнение, ритм, рифма). При этом должны учитываться психофизиологические особенности возраста, в частности, какие понятия и в каком возрасте должен усвоить ребёнок.

        Глубокий анализ художественного текста, правильное его понимание невозможны без знания особенностей восприятия произведений.

        Восприятие – Это постижение глубинной сущности произведения и воздействия его на читателя. Исследователи считают, что оно зависит от целого ряда причин: особенностей личности читателя, степени сложности произведения, жанровой разновидности, ситуации, в которой происходит акт восприятия, контекста событий личной и общественной жизни.

        Восприятие – это творческий процесс, начинающийся эмоциональной реакцией на произведение. В.Г.Белинский назвал её «стадией восторга». Чтобы ребёнок пережил эту стадию, необходим этап подготовки к восприятию, соответствующий настрой на слушание. Это может быть пересказ отдельных интересных моментов из биографии писателя, отразившихся в произведении или способствующих его написанию, пересказ краткого, но занимательного отрывка из произведения, прерванный на самом интересном месте предложением прочесть всю книгу; выразительное чтение взрослого, ярко рисующее картины текста; «письмо», якобы адресованное детям самим автором произведения, которое подвигнет их на внимательное слушание читаемого и т. д.

        После чтения текста необходимо немного помолчать, оставить ребёнка наедине с услышанным, дать простор для работы воссоздающего воображения.

        Ребёнок дошкольного возраста не в состоянии самостоятельно разобраться в смысле, а тем более в нюансах текста. И чтобы его эмоции стали «умными» (Л. С. Выготский), необходимо помочь ему в анализе, обдумывании прочитанного, необходимо, если потребуется, скорректировать его восприятие..

        В каком случае восприятие нуждается в коррекции? Ребёнок наивно – реалистически относится к искусству. Всё происходящее в тексте зачастую воспринимается им как действительное, вне времени, вне законов художественного творчества. Дошкольнику свойственно внеконтекстное восприятие, когда буйное воображение выносит его за пределы текста. Ребёнок может дополнять писателя, по-своему изменять написанное и считает это нормой.

        Очень часто на восприятие ребёнка воздействуют морально-этические установки семьи, среды, времени, и он понимает произведение в зависимости от своего нравственного кодекса среды, продуктом которой он является, её потребностей и вкусов.

        Процесс восприятия индивидуален, и выправлять в нём следует только явные отклонения, и то делать это нужно мягко, тактично, ненавязчиво. Ребёнок должен иметь право на собственное видение текста, но только в том случае, если оно не противоречит идейно-художественному замыслу произведения.

        Восприятие – это процесс, тесно связанный с возрастом, взрослением ребёнка, его читательским опытом. Поэтому всегда нужно помнить о доступности текста, его смысле и объёме не вообще, а относительно возраста.

        Изучение восприятия детей данного возраста проводится при помощи постоянного наблюдения за ребёнком. Взрослый должен вести ребёнка от элементарного уровня восприятия, т. е.  усвоения сюжетной схемы, до системного уровня, т. е. до понимания богатства содержания и формы произведения, до той степени усвоения смысла, когда он начинает воздействовать на личность маленького человека, формировать его.

        Умение чувствовать слово, воссоздавать картины, изображённые в произведении, будет способствовать формированию высокого творческого потенциала ребёнка. Для этого ему необходимо предлагать ряд заданий, основанных на знании фольклорного и литературного материала. Некоторые задания можно выполнять не только в дошкольном учреждении, но и дома (например, игра в  «рифму», пересказы разного рода)

        Самое пристальное внимание нужно уделять нравственному началу произведений, с помощью литературы будить в ребёнке «чувства добрые». Взрослый, читающий ребёнку, должен постоянно помнить об «учительской» роли литературы, о том, что литература – «правдивая и волнующая запись человеческого опыта» (Д .Б. Пристли), который полезнее усваивать с детства. Но обращение к нравственным проблемам  текста не должно быть навязчивым. Не следует открыто призывать ребёнка поступать так, как поступает положительный герой произведения, вести себя так, как он себя ведёт. Но надо прочесть произведение так, чтобы ребёнок сам понял, «что такое хорошо и что такое плохо». Открытый дидактизм ведёт,  во–первых, к искажению сути художественного произведения, к выработке представления о нём, как о своде правил «житейского обхождения», во-вторых -  к выработке стойкой неприязни к литературе, процессу чтения, к стремлению поступать наоборот.

        Взрослые должны помнить, что книга привлекает маленького ребёнка прежде всего оформлением. Её внешний вид должен быть не только привлекательным, но и завлекательным: разные формы обложек, красивые, яркие иллюстрации. О том, что приоритетно для ребёнка, хорошо сказал современный поэт  А.Кушнер

Мы читаем книги вместе                                   И бизоны, и удавы,

С папой каждый выходной.                        А у папы – никого!

У меня картинок двести,                                У меня в пустыне дикой

А у папы – ни одной.                                Нарисован львиный след.

У меня слоны, жирафы -                                Папу жаль. Ну что за книга,

Звери все до одного -                                Если в ней картинок нет!

        Исследователями было доказано, что красочное оформленные книги влияют на развитие мозга ребёнка. В библиотечной зоне  группы и в домашней библиотеке должны быть разные типы книг:

Первый тип - книжка – игрушка, книжка – картинка, которая даётся в руки ребёнку с самого раннего возраста (до года). Это ещё не литература. Здесь зрительный образ преобладает над словесным, рисунки имеют главное значение.  К. И. Чуковским было замечено, что этот период является важным в овладении ребёнком речью, и книга, дающая богатые зрительные впечатления, будет хорошим помощником в этом деле.  К. Д. Ушинский писал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребёнок усвоит их на лету…» Кроме того, есть надежда, что ребёнок, в раннем возрасте взявший книгу в руки и получивший наслаждение от общения с ней, и в дальнейшем будет тянуться к книге и станет страстным читателем.

        Второй тип – это книжка – вырубка. Её обложка вырезана по контуру того предмета, о котором идёт речь в тексте, и её игровое внешнее оформление тоже способствует привлечению ребёнка к знакомству с содержанием.

        Третий тип – книжка – панорама. Она не только ярко иллюстрирована, но и снабжена движущимися фигурками. Действие в ней как бы оживает с помощью этих фигурок. Манипулируя ими, ребёнок не только включается в ритм текста, но и проживает происходящее вместе с героями.

        Также надо помнить о том, чтобы в библиотеке малыша были книги разного типа отражения действительности: не только сказки, но и реалистическая литература, не только проза, но и поэзия.

        Часто в построении сюжета детских произведений большая роль отводится игре, игрушкам, занимательному, неординарному случаю. Маленький человек познаёт мир играя. Однако в его библиотеке должны быть не только игровые, развлекательные, но и серьёзные книги, заставляющие трепетать от радости, наполняющие детское сердце болью, включающие в сопереживание происходящему в книге. Это нужно для того, чтобы ребёнок с детства понимал многоликость мира, чтобы развивался весь спектр его чувств, чтобы он не привыкал к восприятию жизни как сплошной игры и радости. В библиотеке малыша должны быть познавательные книги, заставляющие его мыслить, развивающие его интеллект.

        Появление новой книги должно быть замечено ребёнком. Её можно положить на видном месте, преподнести как подарок:

В день вашего рождения

Дарю вам сие произведение.

Когда вы будете, моя дорогая,

Совершенно большая –

И будете иметь своего мальчишку,

Можете подарить ему эту книжку.

Поэтому не мажьте её маслом,

Ни вишнёвым соком.

И раскрывайте всегда прямо, а не боком.

Целую вас в носик, в глазки, в правую щёчку.

Желаю вам десять пудов счастья –

И ставлю точку.            (Саша Чёрный     1925 год)

        Можно прочесть из книги самый неординарный отрывок, привлечь другие виды искусств: напомнить ребёнку, что он когда – то смотрел кино или спектакль, поставленный по этой книге.

        Вырабатывайте у ребёнка умение занять себя полезной деятельностью. Давайте ему возможность самому рассматривать книгу, а затем просите рассказать об увиденном. Чаще ставьте его в ситуацию выбора, спрашивая о том, какую книгу он хотел бы прочитать или просмотреть и почему именно к ней он тянется.

        Среди методов и приёмов работы по пропаганде детской книги, по формированию интереса к чтению у детей наиболее целесообразными и легко выполнимыми как дома так и вне его являются:

- игра в библиотеку

- «книжкина больница»

- чтение с продолжением

- беседы, рисование, лепка, игра по прочитанной книге

- разного рода литературные турниры и викторины

        Но при всём при этом не следует забывать о том, что текст важнее всех, даже самых удачных и оригинально придуманных дополнений к нему. И надо учить ребёнка находить интерес прежде всего в самом тексте произведения. Если он постигнет эту науку, то будет решена ещё одна проблема:  «Привлечь, пристрастить ребёнка к чтению – одна из первых задач воспитания. Кто полюбит читать, тот невольно, незаметно для себя приобретёт множество знаний, и нужно будет лишь внести в эти знания систему, чтобы создать человека образованного…» (В. Брюсов) и, что самое главное, духовно богатого, открытого людям, миру и добру.

        Очень интересно система занятий по детской литературе с художественными произведениями и методическими рекомендациями по содержанию работы с детьми представлена в программе: «Из детства в отрочество»,  которая адресована всем тем, кто хочет воспитать в ребёнке грамотного читателя.

Много стихов о чтении книг вы найдёте на сайте    ВО!круг книг

        

        

        С


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателя "Роль детской книги в речевом развитии детей"

Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагого...

Консультация для воспитателей "Ребенок и книга"

Консультация для воспитателей "Ребенок и книга"...

Консультация для воспитателей: "Пальчиковые игры - помощники на занятиях по рисованию с детьми дошкольного возраста"

Данный материал содержит информацию о значении пальчиковых игр для дошкольников и  картотеку пальчиковых игр для занятий по рисованию....

Консультация для воспитателей "Книга для мальчика, книга для девочки"

laquo;Через книгу происходит «врастание» ребенка в гендерную культуру того общества, где он живёт и развивается» (с позиции концепции Л. С. Выготского).Гендерное...

Консультация для воспитателей "Использование "сказачных помощников" для активизации внутренних ресурсов ребенка"

В настоящее время специалисты по работе с детьми и родители все чаше сталкиваются с неадекватным поведением ребенка, с трудностями детской адаптации к меняющимся социальным условиям. В процессе станов...