Консультация для воспитателей "Использование "сказачных помощников" для активизации внутренних ресурсов ребенка"
консультация

В настоящее время специалисты по работе с детьми и родители все чаше сталкиваются с неадекватным поведением ребенка, с трудностями детской адаптации к меняющимся социальным условиям. В процессе становления личности ребенок постоянно встречается с трудными ситуациями, иногда приобретающими крайне выраженный кризисный характер. Дети не всегда успешно преодолевают эти стрессовые ситуации, поэтому все более остро встает вопрос о том, как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолеть травмирующую ситуацию и совладать с негативными эмоциональными переживаниями. В силу своих возрастных особенностей дети оказываются особенно восприимчивыми к негативным социальным воздействиям, поэтому вопрос терапевтической помощи тем из них, кто не способен к самостоятельному преодолению психологических последствий кризисных событий, является в настоящее время крайне актуальным.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_arhipova_n._n.docx19.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 85 комбинированного вида»

Консультация

для воспитателей

«Использование «сказочных помощников» для активизации внутренних ресурсов ребенка»

Воспитатель: Архипова Н. Н.

В настоящее время специалисты по работе с детьми и родители все чаше сталкиваются с неадекватным поведением ребенка, с трудностями детской адаптации к меняющимся социальным условиям. В процессе становления личности ребенок постоянно встречается с трудными ситуациями, иногда приобретающими крайне выраженный кризисный характер. Дети не всегда успешно преодолевают эти стрессовые ситуации, поэтому все более остро встает вопрос о том, как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолеть травмирующую ситуацию и совладать с негативными эмоциональными переживаниями. В силу своих возрастных особенностей дети оказываются особенно восприимчивыми к негативным социальным воздействиям, поэтому вопрос терапевтической помощи тем из них, кто не способен к самостоятельному преодолению психологических последствий кризисных событий, является в настоящее время крайне актуальным.

Основой стрессовой устойчивости личности в неблагоприятных социальных условиях является внутренний психологический комфорт: ощущение благополучия, внутренняя уравновешенность, так называемая устойчивость Я. Адекватная психологическая адаптация подразумевает хорошую приспособляемость к неблагоприятным социальным условиям, а неадекватная адаптация, наоборот, может выражаться в невротических конфликтах, асоциальном поведении, плохой социальной приспособляемости, повышенной эмоциональной уязвимости..

Таким образом, формирование эффективного адаптационного стиля у детей можно рассматривать в качестве одной из главных целей психокоррекционной работы. Как известно, важнейшим механизмом формирования личностной устойчивости к стрессу является мобилизация внутренних механизмов совладания с негативными эмоциональными переживаниями. Гармоничное сочетание ассимиляционных и аккомодационных тенденций в процессе преодоления кризисного события открывает для ребенка возможность обращения к личным внутренним ресурсам. В свою очередь, это усиливает у ребенка чувство контроля над событием и повышает его самооценку, тем самым помогая успешно справиться с кризисом.

Обсуждая идею облегчения для детей доступа к внутренним ресурсам, есть смысл использовать идею Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития. Как известно, при определенной внешней помощи любой ребенок делает значительно больше, чем может сделать самостоятельно, как бы преодолевая пределы возрастного развития. Другими словами, ориентация психологической помощи «выше» текущего уровня развития ребенка, а не на уже имеющиеся возможности, дает ребенку возможность обратиться к собственным еще не использовавшимся внутренним ресурсам. То, что ребенок может сделать с чьей-то помощью сегодня, он сможет сделать самостоятельно завтра.

Новой технологией психолого-педагогической коррекции детей в последнее время стала сказкотерапия. Исследования ученых показывают, что сказочная метафора воздействует непосредственно на бессознательное человека, минуя барьеры, которые ставит перед специалистом недостаточно развитый интеллект ребенка. Причем воздействие метафор оказывается глубинным и удивительно устойчивым. Метафорическое, сказочное воздействие активизирует ресурсы личности, выводит ребенка на путь самостоятельных открытий. Язык

метафор, образов, активизирует, пробуждает сознание ребенка, открывает новые возможности его взаимодействий с окружающим миром, делает более глубоким контакт специалиста и ребенка, специалиста и родителя. Это в свою очередь является залогом духовного развития в контексте тройственного союза «ребенок - родитель - психолог».

Почему мы в детстве так любим сказки? Воображению необходимо что-то не совсем от жизни, что-то таинственное, чудесное, страшное, но непременно со счастливым концом. . Чувство справедливости является, видимо, врожденным, и невыносимо, чтобы доброта не вознаграждалась и торжествовало зло. Жизнь   постепенно приучает нас к этому. Сказка дает детям на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира. Не надо торопиться объяснять мир, надо   называть его в самых неожиданных и причудливых поворотах. Мир весь - тайна, за каждой запертой калиткой скрывается дивное царство, и нет предела возможностям человека. И что Баба-яга, Кощей Бессмертный тоже есть, просто в жизни они выглядят иначе, чем в сказке, но тот, кто узнал их в раннем детстве, всегда распознает их в любом обличий и одолеет.

Знание испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. Знание сокровенное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем мире, безусловно, лечит. И именно сегодня, в конце тысячелетия к нему интуитивно тянутся люди. Перечитывают и интерпретируют Библию, ищут скрытый смысл в сказках, легендах и мифах, может быть еще и для того, чтобы заново открыть то, что в глубине души давно известно?.. Поэтому, когда мы говорим о том, что сказкотерапии - это лечение сказками, мы имеем в виду совместное с детьми открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими..

Поэтому сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

Самое важное для нас — создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом. Поэтому нам важно объяснить детям в каких конкретных жизненных ситуациях они могут использовать этот сказочный урок. «Ребята, наверное, в вашей жизни были случаи, когда вы чувствовали, что вас обидели; вы, может быть, злились на обидчика, придумывали, как бы ему отплатить. Вспомнили такие ситуации? Подумайте, а какую возможность получили вы от своего обидчика. Ответить на этот вопрос не просто, особенно, если было очень больно. Но сказка нас учит, что не бывает событий только плохих. Некоторые обидчики помогают нам задуматься над тем, что у нас не получается, что мы не умеем или делаем плохо, или не с тем дружим, или...».

Теперь мы можем вспоминать, были ли в нашей жизни ситуации, когда за наказанием скрывалась забота. Так постепенно, мы выйдем на объяснение тех действий родителей, которые непонятны или обижают ребенка. И он получит возможность непросто проговорить свою обиду или гнев, но и осмыслить ситуацию по-новому, используя сказочные уроки. Хочется верить, что многие родители, педагога и психологи не просто читают своим детям сказки, но и совместно размышляют над ними. Ведь «человек не осознающий» часто становится игрушкой в руках обстоятельств... Сказкотерапия — это еще и процесс объективизации проблемных ситуаций.

Обратимся к волшебным сказкам. Почему именно на главного героя «сыпется» так много испытаний? А что происходит в результате всех приключений и злоключений? Как правило, дети отвечают на этот вопрос: «Он становится крепче». Однако, сказка учит, что испытания даются только сильнейшему. Тому, кто может их выдержать, осознать, использовать во благо. Испытание дается по силам. Так кто же здесь слаб? Понимание этой простой истины часто производит психотерапевтический эффект: «обиженный » человек вдруг осознаёт у себя внутри источник силы. Еще неизвестно, что и как делать, но уже ясно — Я МОГУ. И в этом случае, сказкотерапия — процесс активизации ресурсов, потенциала личности.

Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребенка появляются новые знания и представления и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающим. Сказка может в увлекательной форме и понятными словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы; в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя; дает возможность примерить на себя и пережить. чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести.

Эта уникальная возможность проиграть жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы, и она ставит сказку в ряд самых эффективных способов развития и коррекции детей. На сказках апробируются психотерапевтические приемы, позволяющие смягчить поведенческий негативизм у ребенка. Сказка позволяет проиграть такие вымышленные ситуации, каких нет и не может быть в окружающем мире..

Принципы сказкотерапевтической диагностики, коррекции и развития близки к принципам гуманистической, позитивной терапии.

Под психодиагностикой с помощью сказочных приемов подразумевается проективная диагностика, описывающая как целостную картину личности, так и отдельные ее проблемные и потенциальные элементы.

Под сказкотерапевтической коррекцией подразумевается систематическое усиление потенциальности и творческих способностей человека, за счет которого происходит преодоление проблемных элементов.

Сказкотерапевтическая коррекция исключает директивное изменение негативных форм поведения. Вместо этого предлагается принцип «расширения спектра альтернативных реакций». То есть человеку в сказочной форме предлагается множество моделей поведения в различных ситуациях и предоставляется возможность проиграть, прожить как можно больше этих моделей. Опыт показывает, что чем больше у человека арсенал возможных реакций, моделей поведения, тем лучше он адаптирован к условиям окружающего мира.

Сказкотерапия является комплексной технологией, так как она включает в себя лучшие элементы различных психологических и педагогических   технологий. Сказкотерапия - это одна из технологий арттерапии (терапии искусством), которая тесно связана с игровой терапией. Более того, она также связана с психосинтезом, телесноориентированной терапией, психоанализом и ТРИЗом.

Сказкотерапия способствует: активизации мышления, расширению сознания ребенка, совершенствованию его взаимодействия с окружающим миром; восстановлению адекватного поведения ребенка с помощью различных сказочных приемов. А так же способствует  снижению уровня тревожности и агрессивности у детей;   развитию умения преодолевать трудности и страхи;   выявлению и поддержке творческих способностей; формированию навыков конструктивного выражения эмоций;   развитию способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации; передаче ребенку основных жизненных принципов и закономерностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг повышения внутренних ресурсов

Комплекс упражнений способствующих повышению самооценки...

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ВНУТРЕННИХ РЕСУРСОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

В статье описывается работа по изобразительной деятельности с детьми с нарушением интеллекта...

картотека ситуаций нахождений внутренних ресурсов

картотека ситуаций нахождений внутренних ресурсов...

Консультация для педагогов и родителей "Внутренний мир ребенка - О чем расскажет детский рисунок»

консультация для родителей и педагогов "О чем расскажет детский рисунок"...

Тренинг повышения внутренних ресурсов педагогов

Тренинг повышения внутренних ресурсов педагогов...

Тренинг "Повышение внутренних ресурсов педагога"

Данный материал содержит описание тренинга для педагогов по профилактике професиионального выгорания...

Элементы арт-терапии для снятия внутреннего напряжения, снижения агрессии и восстановления жизненного ресурса ребенка.

Детская агрессия – это способ реагирования ребенка на невозможность сделать то, что хочется, именно так, как хочется. Из определения детской агрессии следует, что агрессия у ребенка возникает то...