Тренинг повышения внутренних ресурсов педагогов
статья на тему

Ковалева Татьяна Ивановна

Тренинг повышения внутренних ресурсов педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_povysheniya_vnutrennih_resursov.docx34.35 КБ

Предварительный просмотр:

И каждый час, и каждую минуту

О чьих-то судьбах вечная забота,

Кусочек сердца отдавать кому-то,

Такая уж у нас с тобой работа…

                                         Гимн воспитателей    

   Каждое утро мы спешим на работу, где нас ждут дети, встречи с родителями, коллеги. Здесь мы общаемся, дружим, совместно создаем что-то новое – у нас настоящий коллектив.

   А что такое коллектив? Мы привыкли называть коллективом группу людей, работающих в одном учреждении.

   Однако коллектив – сложный изменяющийся организм, центром которого является совместная социально значимая деятельность (именно, социально значимая, имеющая общую важную цель). Права и обязанности в коллективе распределяются объективно, вся группа принимает на себя ответственность за результаты совместной деятельности.

   Коллектив в каждом детском саду особенный. Каждый педагог личность – личность творческая, эмоциональная. Все имеют свои увлечения, привязанности и, конечно, свое мнение от того насколько талантлив и мудр педагог во многом зависит будущее тех, кто завтра будет водить поезда, лечить людей, управлять страной. Профессия уникальная и сложная.

   Любая профессия предъявляет человеку требования, под которые вынуждена подстраиваться психика – требования личностного порядка, а не только профессионального. В процессе любой деятельности возникает усталость, происходит накопление отрицательных эмоций. Наша профессия сложна еще и тем, что педагог находится в постоянном интенсивном и тесном общении с большим количеством людей, в эмоционально нагруженной атмосфере. К этому добавляется чувство неудовлетворенности своей профессией из-за низкой оплаты труда, снижения престижности работы. Коллективы в детских садах, как правило, женские, а у женщин в большей степени, чем у мужчин, развивается эмоциональное истощение. Сотрудникам со стажем, разрядами и наградами также часто не удается избежать тяжелого эмоционального состояния апатии и усталости.

   

    Я верю в то, что внутри каждого из нас живет Сила, способная с любовью указать нам путь к прекрасному здоровью, идеальным взаимоотношениям, блестящей карьере и процветанию в любой сфере жизни.  

                                                                                                                               Луиза Хей.

Все гениально просто, но хотелось бы конкретнее, что это за сила, которая  есть в каждом из нас и как найти к ней подход? Как ее можно приложить к конкретной цели, мечте? Один из законов Дао гласит, что все меняется кроме закона изменений. Спокойно воспринимать изменения, которые неизбежны, поможет опора на себя, внутренняя сила. Чем полнее вы осознаете свои сильные стороны, тем легче вам будет противостоять трудностям и достигать целей.   В психологии то, что может помочь человеку в различных ситуациях, принято называть  личностными и социальными ресурсами,  личностным потенциалом. Что сюда входит?

 Притча - метафора "Живительный источник". Как нельзя дважды вступить в одну и ту же реку, так и нельзя повторить свой жизненный путь. Путь начинается с самого рождения Человека, с первого вздоха, с первого крика, который возвещает всех о начале жизненного пути. Что таит эта дорога для путника, идущего по ней? Как долог этот путь, по каким просторам он проходит, какие препятствия будут встречаться на пути? На все эти вопросы ответ приходит в течении жизни.. И где бы не находился человек, он всегда найдет свой неповторимый живительный источник, который восполнит утраченные силы и даст энергию для дальнейшего пути. А сам путь будет непременно освещен источником тепла и света

Притча о жизнестойкости. Однажды расстроенный  ученик сказал Мастеру: - Учитель, я устал, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил, что мне делать? Учитель вместо ответа поставил на огонь три одинаковых емкости с водой. В одну емкость бросил морковь, в другую - положил яйцо, а в третью - насыпал кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из 3-й емкости. - Что изменилось? - спросил он ученика. - Яйцо и морковь сварились, а кофе растворилось в воде, - ответил ученик. - Нет, - сказал Учитель - Это лишь поверхностный взгляд на вещи. - Посмотри - твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаково неблагоприятных обстоятельств - кипятка. Так и люди - сильные внешне могут расклеиться там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и крепнут. - А кофе? - спросил ученик. О! Это самое интересное! Кофе полностью растворилось в новой враждебной среде и изменило ее - превратило кипяток в великолепный ароматный напиток. Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств - они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации.

Эрих Фромм считал, что каждый человек обладает тремя самыми важными ресурсами, способными помочь ему решить любую проблему.

 Это: надежда – то, что обеспечивает готовность к встрече с будущим, саморазвитие и видение его перспектив, что способствует жизни и росту;

вера – осознание существования множества возможностей и необходимости вовремя эти возможности обнаружить и использовать;

душевная сила (мужество) – способность защитить надежду и веру, способность сказать “нет” тогда, когда весь мир хочет услышать “да”.

 Итак, ресурс – это что-то внутреннее, что может нам помочь в достижении цели. Формула, использующая ресурсы для достижения успеха будет выглядеть так:

А.С. + Р. = Ж.С.

А.С. – Актуальное Состояние – это то, что есть сейчас.

Р. – Ресурсы – что нам для этого может понадобиться

Ж.С. – Желаемое Состояние – это то, что стремимся достичь.

Ресурсы – это жизненно необходимая энергия, наши силы и здоровье, все то, что позволяет нам быть энергичными, активными, уверенными и счастливыми.
Как известно, ресурсы бывают внешние и внутренние. К внешним относятся деньги, время, к внутренним – энергетика человека и его здоровье.


Итак, каковы же признаки сниженного жизненного ресурса?


1. Постоянная усталость;
2. Отсутствие интереса к жизни;
3. Использование шаблонного поведения, повторяющееся длительное время;
4. Неудовлетворенность от реализованных задач;
5. Неспособность получать удовольствие, преобладание негативных эмоций.
              Причины быстрого расхода энергии кроются чаще всего в нелюбимых обязательствах, скучной работе, во всем том, что нужно делать, потому что «надо».
Так как же пополнить жизненную энергию?
Действительно прибавляет сил все то, что способствует проявлению положительных эмоций: хобби, любимая работа, открытые и честные отношения с людьми. Конечно, не всегда получается стать тем, кем хотелось бы, не общаться с нужными людьми и т.д. Однако, всегда можно пополнить этот ресурс дозированно. Итак, рассмотрим способы пополнения жизненной и профессиональной  силы.
1. Любимое хобби
Любое творчество обладает мощнейшей энергетикой. Сам процесс созидания является источником жизненного ресурса, а продукт творчества повышает не только улучшает нам настроение, но и повышает самооценку.
2. Домашние питомцы
Искренняя любовь домашних животных трогает, поднимает настроение, взаимодействие с животными успокаивает и умиротворяет.
3. Природа
Прогулки по лесу, паркам, взгляд на красивые места умиротворяет, успокаивает, заставляет изменить направление мыслей и, как следствие, дает жизненные ресурсы.
4. Методы телесно-ориентированной психологии
Различные медитативные методы, методы телесного отреагирования позволяют избавиться от накопившегося гнева и агрессии и восполнить баланс жизненного ресурса.
5. Поиск внутреннего ресурса

Для поиска ресурса внутри себя достаточно вспомнить ситуацию, в которой вы ощущали прилив сил, энергии, тепла и испытывали при этом внутренний комфорт. Побудьте в этом состоянии, прочувствуйте его. Такое упражнение приводит к тому, что даже в безнадежной ситуации мы чувствуем себя сильными и уверенными.
6. Различные арттерапевтические техники.
Арттерапевтические методы связаны с нашей творческой энергией, повышают ее, открывают наши эмоции, затрагивают чувства… К ним относятся: куклотерапия, работа c глиной, рисунками, мандалами, масками и другие.
7. Решение проблемы, забирающей энергию.
Нерешенные проблемы поглощают нашу энергию. Важно выделить из общего списка проблем ту, на которую уходит самое большое количество сил и времени. Для этого нужно выписать все нерешенные задачи, проранжировать данный список по интенсивности возникающих эмоций, понять, с какой проблемой связана ваша самая негативная эмоция: тоска, гнев, раздражительность, и т.д. Именно на эту проблему в вашей жизни уходит самое большое количество сил и времени. Помните, что с каждым прожитым годом жизненный ресурс будет поглощаться этой проблемой все больше и больше. Осознание проблемы – это уже важный шаг в пути к ее решению. Но если в реализации поиска выхода из ситуации возникли трудности, можно обратиться к помощи психолога.
        Мы рассмотрели лишь некоторые способы пополнения жизненной энергии. Выберите приемлемый для себя и, возможно, вы увидите, что внутренняя энергия проявляется во внешней жизни, улучшая ее, решая сложные жизненные задачи, как, впрочем, и следует ожидать от сильного, уверенного и здорового человека.

А сегодня я предлагаю несколько способов эмоциональной разгрузки.

«Руки»

посмотрите внимательно на свои руки: сильные и нежные, ласковые и трудолюбивые. Мы любим свои руки, ведь они могут все: и обнять и поднять, приготовить обед и красиво накрыть на стол… За что вы любите свои руки?

«Толкалки» - цель: снять напряжение, восстановить дружескую атмосферу, если она была нарушена.

Ведущий предлагает встать участникам в две линии, друг напротив друга, упереться ладонями в ладони партнера и постараться сдвинуть его с места, «перетолкать». Затем можно предложить поменяться партнерами и толкаться спиной.

 

Дыхательная гимнастика

1, 2, 3, 4, 5 – ВДОХ

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 – ВЫДОХ

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 – ВДОХ

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 – ВЫДОХ

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 – ВДОХ

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,10, 11 – ВЫДОХ

 

«Постукивание» - снять напряжение, улучшить эмоциональное состояние

участники разбиваются на пары: один закрывает глаза и расслабляется, другой встает у него за спиной. Сначала ладошками постукивает по плечам, спине, ногам. Затем в той же последовательности массирует, поглаживает. Затем участники меняются местами.

   Воспитатель никогда не сможет научить ребенка радоваться жизни и быть счастливым, если сами вечно усталые, мрачные и замотанные люди. Посмотрите вокруг себя: что вы видите, слышите, чувствуете? Остановите свой взгляд на том, что вам нравится, вспомните, что вы любите, что вас радует.

Если вы хотите продлить свой профессиональный путь, необходимо всеми возможными средствами расширить сферу своей деятельности, не сводя ее к профессиональным ценностям,  - спорт, турпоходы, экскурсии, спектакли  и т.п. Чем больше различаются межу собой обычное, «житейское», и «рабочее» состояния, тем длиннее путь профессионального развития.

Но самое главное понять, что самое важное в этой жизни – это мы сами, наше здоровье тела и здоровье духа. Именно такими – здоровыми, счастливыми, веселыми, самодостаточными хотят нас видеть самые дорогие люди на Земле – семья, дети. Следовательно, стоит остановиться, посмотреть на себя со стороны, отбросить мысли о безнадежности попыток, о том, что «все равно ничего не выйдет, и все-таки сделать то, что мы всегда откладываем «на потом», «до лучших времен». И, может быть, это самое событие изменит в лучшую сторону всю вашу жизнь.

Закончить свое выступление я бы хотела бы одной притчей.

  • Спасти одну звезду

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

-Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? – спросил человек, подходя ближе.

-если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, -ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

-но это просто глупо! – закричал человек. – Оглянись! Здесь миллионы морских звезд. Берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят! Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

-Нет, мои попытки изменят очень много…для этой звезды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг повышения внутренних ресурсов

Комплекс упражнений способствующих повышению самооценки...

Презентация Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в ДОУ как ресурс повышения качества образования

Согласно ФГОС дошкольное учреждение является первой ступенью образования, а повышение его качества является приоритетной задачей модернизации образовательной системы...

Конспект тренинга "Развитие личностных ресурсов педагога ДОУ"

Тренинг личностного роста для педагогов ДОУ...

Тренинг "Повышение внутренних ресурсов педагога"

Данный материал содержит описание тренинга для педагогов по профилактике професиионального выгорания...

Психопрофилактическое занятие с педагогами ДОУ. "Предупреждаем эмоциональное выгорание посредством поиска внутренних ресурсов"

Психопрофилактика эмоционального выгорания педагогов через поиск внутренних ресурсов....

Тренинг для воспитателей "Раскрытие внутренних ресурсов"

Цель: Научить видеть вещи особым образом, познакомить участников с очень простым способом легкого и непринужденного рисования без предварительного наброска....

Тренинг для педагогов тема: «Ресурс педагога»

Цель: активизировать личностные ресурсы.Задачи:подвести педагогов к осознанию своих ресурсов, поиску источников восстановления, вдохновения;извлечение из памяти ресурсных воспоминаний....