ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ВНУТРЕННИХ РЕСУРСОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
консультация по рисованию (старшая группа) на тему

Сорокина Валентина Васильевна

В статье описывается работа по изобразительной деятельности с детьми с нарушением интеллекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx32.4 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК

СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ВНУТРЕННИХ РЕСУРСОВ

ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Среди различных видов деятельности дети особым образом выделяют изобразительную и отдают ей предпочтение, ведь благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения изобразительная деятельность приближается к игре. С другой стороны, рисование развивает наблюдательность, воображение, зрительное восприятие  , внимание, фантазию, восприятие пространства и пространственных отношений.

Изобразительная деятельность является также средством эмоционально-эстетического воспитания дошкольников .

Для успешного обучения рисованию детей с нарушением интеллекта необходимо учитывать их индивидуальные особенности.

При обучении дошкольников формообразующим движениям следует сначала обучать более простым, а позже — сложным движениям. Чем лучше ребенок овладеет формообразующими движениями на первом году обучения, тем лучше и свободнее он будет создавать изображения любых предметов.

Перед рисованием следует обследовать предмет, его форму. В этот про-

цесс включаются согласованные движения рук по форме предмета, а потом по его контуру. Характер движения рук зависит от особенностей формы предмета. Так, обследование предметов круглой формы требует плавного, неотрывного движения, постепенного, равномерного, кругового. Обведение жестом предметов прямоугольного контура производится по сторонам предмета с остановкой движения на углах и изменением его направления. Длительность движения в одном направлении зависит от длины сторон предмета. Движения, необходимые для начертания того или иного предмета в рисунке, в известной степени сходны с движениями, применяемыми в процессе его обследования. У детей формируется обобщенное представление о движении в ходе обследования и движении при изображении предметов одинаковой формы.

При первом изображении предмета той или иной формы, его линий, следует четко показывать движения руки, а затем уже дети покажут движением руки в воздухе, как они будут его рисовать. У детей формируется представление о движении, необходимом для изображения определенной линии или предмета. При последующем изображении тех же линий и предметов той же формы нужно предложить детям вспомнить, как надо действовать рукой. Такой путь обучения детей формирующим движениям позволяет прибегать к прямому показу только втом случае, когда предмет или линия встречаются детям впервые; во всех остальных случаях можно опираться на опыт детей. Если педагог видит, что некоторые дети не могут приступить к выполнению задания, можно прибегнуть к дополнительному, индивидуальному обучению. Бывает, что рука ребенка очень слаба и он не может показать в воздухе нужное движение, не может рисовать. В таком случае нужно взять руку ребенка в свою и на отдельном листе выполнить рисунок вместе с ребенком его рукой.

Закрашивание рисунков — сложное комплексное умение, требующее целого ряда навыков и качеств движений: ритмичности, произвольного изменения размаха, легкого, без излишнего напряжения движения, произвольной остановки в нужной точке, удержания направленности движения по прямой, регуляции силы нажима на карандаш. Детей нужно учить закрашивать изображения в пределах контура. Для этого необходимо использовать различные трафареты; выделять объект, предназначенный для закрашивания, рельефным контуром или контрастной линией, лучше черного цвета. Линии и мазки следует проводить в одном направлении — сверху вниз, слева направо или по косой, не выходя за линии контура и не проводя по одному месту несколько раз. Необходимо сразу отрабатывать различные движения, учитывая особенности закрашивания карандашом и кистью. Для работы дошкольниками с нарушением интеллекта удобнее использовать фломастеры и маркеры, а также гуашь. Уровень развития мелкой моторики — один из показателей готовности детей с нарушением интеллекта к школьному обучению. Ее недостаточное развитие является причиной неподготовленности руки к письму; дефици-тарность зрительного восприятия и внимания также могут вызвать трудности в обучении ребенка в школе. Поэтому работа по подготовке руки к письму должна начинаться задолго до поступления в школу.Перечислим задания для детей дошкольного возраста, способствующие развитию мелкой моторики рук:

- пальчиковые игры;

- сортировка сыпучих материалов на мелкие и крупные;

- тренировка кистей рук ручным эспандером;

- собирание бус, нанизывание крупных пуговиц;

- подбор крышек к баночкам разного размера;

- катание по очереди каждым пальцем камешков, бусинок, крупы;

- хлопанье в ладоши: тихо, громко, быстро и медленно;

- игры с различными вкладышами, с матрешкой;

- наматывание проволоки на палочку, катушку; , .      ,

- застегивание всевозможных застежек, закручивание крышек

- игры с механическими игрушками (повороты ключика);

- завязывание узлов на толстой веревке, на шнуре;

- резание ножницами;

- игры с кубиками, конструкторами;

- игры с мозаикой: ориентировка на плоскости; выкладывание линий — прямых, по диагонали, сверху вниз и снизу вверх; выкладывание дорожек — широких и узких, коротких и длинных; выкладывание пунктирных линий (с пропуском свободных окошек мозаики); выкладывание геометрических фигур;

- запускание волчков;

- разминание пальцами пластилина;

- лепка из пластилина;

- «ходьба» пальчиками по «следочкам», сделанными из пластилина на дощечке (ребенок ставит пальчики то на один след, то на другой, продвигаясь вверх или вниз; поиск пластилиновых «следочков» на дощечке и выкладывание на них горошин и т. д.);

- рисование в воздухе;

т. д.

Одним из средств раскрепощения кисти и развития мелкой моторики является рисование — не столько само по себе рисование (в широком смысле — умение изображать на листе бумаги предмет), сколько техника рисования. При обучении детей правильной технике и приемам рисования достигается умение свободно владеть карандашом, легко держать его пальцами, свободно и точно проводить линии в любом направлении, штриховать и раскрашивать, рисовать предметы больших размеров (на весь лист). От гибкости кисти руки и пальцев зависит изображение предметов: если ребенок рисует слишком маленькие предметы, то у него жесткая фиксация кисти; если он

рисует, не поворачивая лист бумаги, то он тренирует свои пальцы и руку. Обучение технике и приемам рисования в дальнейшем становится основой для обучения старших дошкольников рисованию, более точному и качественному изображению предметов.

В работе с дошкольниками с нарушением интеллекта можно использовать следующие техники и приемы рисования.

Техника восковой живописи. На

лист бумаги наносится рисунок свечкой или парафином, который затем полностью закрашивается акварелью или гуашью (возможно также тушью или чернилами). Фон должен быть не бледным, а достаточно насыщенным. Восковая живопись особенно хороша для изображения вечерних и зимних пейзажей.

Рисование сыпучими материалами (манкой, просушенным после использования молотым кофе, песком разных оттенков, молотой яичной скорлупой, измельченными сухими листьями разных оттенков, опилками). На лист бумаги наносится рисунок, а затем на него наносится клей. При работе с умственно отсталыми  детьми лучше использовать цветной клей. Рисунок посыпается каким-либо сыпучим материалом. Если используются разные по цвету материалы, то работу лучше начинать с более темных оттенков. Эта методика особенно эффективна для развития мелкой моторики пальцев. Изображать сыпучими материалами можно практически все: различные предметы, пейзажи, декоративные рисунки. Подкрашивая манку, можно расширить цветовую гамму.

Пальчиковая живопись. Рисунок наносится пальчиком, ладошкой, ребром ладошки. При этом краска наноситься прямо на руку. Сюда можно отнести и рисование с обведением ладони и пальцев. Следует отметить, что незрячие дети далеко не всегда получают удовольствие от работы с красками или глиной—данные материалы часто вызывают брезгливость у этой подкатегории детей с нарушением зрения.

Кляксография. Жидкой краской (гуашью, чернилами) с помощью большой мягкой кисти наносится «клякса», которая затем раздувается при помощи трубочки в разных направлениях. Возможен и другой способ: лист наклоняется в разные стороны. Эта техника развивает воображение ребенка, укрепляет дыхательную систему. Интересные работы получаются при объединении кляксографии и монотипии, когда на одну сторону листа наносятся и раздуваются капли, а затем рисунок прижимается другой стороной листа.

Техника мозаики или витража (эффект «разбитого стекла»). На листе бумаги или силуэт предмета наносятся прямые линии в разных направлениях, разбивающие его на отдельные части — «осколки». Затем каждая часть закрашивается своим цветом, в результате чего создается цветная мозаичная гамма. Используется не меньше трех цветов. Второй вариант: лист бумаги складывается в разных направлениях, а потом по изгибам наносятся фломастером линии. В заключение наносится краска. Эта техника позволяет свободно ориентироваться на плоскости, развивает зрительную память, внимание. Мозаику можно использовать как фон, украшение силуэта, при знакомстве с холодными и теплыми цветами, светлыми и темными тонами, зимними оттенками снега, цветами осени и т. д.

Флоротипия предполагает работу с сухими листьями и травами. На поверхность сухого материала наносится краска и отпечатывается на листе бумаги. Иногда краска скатывается, поэтому в нее необходимо добавлять клей ПВА. Если работа предстоит на цветной бумаге, ее предварительно следует слегка смочить, а затем высу-

шить, чтобы не скатывалась краска. Флоротипию хорошо использовать для изображения пейзажей, составления узоров, изображения букетов.

Ниткография. Для нанесения изображения с помощью нитей (разных по толщине) на одну сторону листа бумаги или силуэта кладется смоченная краской нить и прижимается другой стороной. Получаются волшебные, ажурные узоры. Эта техника хорошо сочетается с монотипией.

Рисование пластилином. Раскатываются пластилиновые палочки или шарики, которые затем как бы размазываются по листу в определенном направлении. Рисунок получается объемным. Такая техника хороша для изображения крон деревьев, цветов, рыбьей чешуи, костра и т. п. Рисование пластилином хорошо развивает мелкую моторику пальцев. Для использования этой техники с незрячими детьми необходима серьезная предварительная работа, во время которой педагог обучает рисовать картины по заданному рельефному контуру.

Техника завитка, дуги и спирали.

Рисовать можно любыми материалами (мелками, красками, фломастерами и т. д.). Вначале удобнее рисовать фломастером и восковыми мелками. Такой способ изображения позволяет сделать предмет объемным, пушистым. Умение рисовать дуги, завитки, спирали помогает раскрепостить зажатую руку ребенка.

Монотипия. Эта техника требует от детей определенного уровня творческого воображения. Существует несколько вариантов с использованием целлофана или стекла, а более простой вариант — складывание листа пополам. В первом случае пятна наносятся краской на целлофан, который затем прижимают к листу бумаги и как бы растирают по нему краску. Во втором случае пятна краски наносятся на одну сторону листа бумаги, а потом прижимаются другой его стороной. Дальше включается воображение ребенка: среди цветных разводов он должен увидеть рисунок. После того как работа высохнет, можно дорисовать недостающие — по мнению ребенка — детали.

Рисование по мокрой бумаге. В начале работы необходимо намочить лист бумаги большой мягкой кистью или окунуть его в воду. Рисунок наносится насыщенной краской. Эту технику хорошо использовать для изображения пасмурной, туманной погоды или для создания размытого фона, чтобы после высыхания бумаги нанести на него четкий рисунок.

Рисование   зубными   щетками,

поролоновыми жгутиками, ватными тампонами, скомканными салфетками. Здесь используется прием «при-макивания». Эта техника хороша для изображения пушистых поверхностей, крон деревьев.

Коллаж — это сочетание перечисленных ранее способов изображения с добавлением элементов аппликации и конструирования.

Использование  разнообразных техник и приемов рисования раскрывают перед детьми большие возможности разнообразных эмоций, способствуют формированию у детей предпосылок изобразительной деятельности и игры, проявлений в деятельности элементов творчества, оказывают благотворное влияние на развитие личности, поведения и общения.

Образовательная программа дошкольного образования, реализуемая в нашем специальном дошкольном учреждении для детей с нарушением интеллекта, включает образовательную область «Искусство. Изобразительная деятельность. Мы разработали примерное планирование занятий изобразительной деятельностью, которое представляем вниманию читателей журнала.

Для детей у нас организован кружок «Чудилки», примеры занятий которого вы также найдете в статье. Эти занятия позволяют познакомить дошкольников с описанными выше техниками и приемами изобразительной деятельности.

Примерное планирование и

содержание занятий с  детьми нарушением интеллекта

дошкольного возраста

Количество занятий на одну тему можно уменьшать или увеличивать; через некоторое время можно вернуться к пройденной теме для закрепления или в том случае, если ребенок ее усвоил слабо.

1 год обучения

Сентябрь (подготовка руки к рисованию).

Упражнения для рук, сжимание эспандера, сортировка косточек, нанизывание бус.

Октябрь (изображение линий: горизонтальных, вертикальных, сплошных и пунктирных).

Мозаика. Выкладывание горизонтальной линии в виде дорожки. Выкладывание вертикальной линии — «столбики». Выкладывание линии спропуском — «пунктирная» линия в вертикальном и горизонтальном направлениях.

Ноябрь (линии короткие и длинные, высокие и низкие).

Выкладывание из мозаики длинных и коротких «дорожек» — линий. Выкладывание высоких и низких столбиков.

Декабрь (ориентировка на плоскости, длинные и короткие линии).

На пластилиновой карточке с помощью палочек составляются длинные и короткие (горизонтальные) линии с опорой на края карточки. Закрепляется умение ориентироваться на плоскости: сверху выкладывается длинная линия, а снизу — короткая. Составление длинных и коротких вертикальных линий с опорой на край карточки. Закрепление знания правой и левой сторон.

Январь (вертикальные и горизонтальные линии из косточек, наклонные линии).

На пластилиновой карточке косточками выкладываются горизонтальные и вертикальные линии с опорой на ' контрольную рельефную линию или линию, выложенную из палочек, или шнур. Ребенку дается понятие «наклонной» линии (в сравнении спрямой), его учат определять эту линию осязательно и выделять ее среди прочих линий. Выкладывание наклонных линий палочками, косточками, крупой с опорой на контрольную линию, а затем Выкладывание наклонной линии без опоры на контрольную линию, но при наличии образца прямой линии.

Февраль (волнистая линия, закрепление знаний о горизонтальных, вертикальных и наклонных линиях).

Закрепляются знания о прямых, ровных линиях. Детей учат выкладывать их — если не самостоятельно, то хотя бы с помощью опорной линии. Дается понятие о волнистой линии (в сравнении с прямой) в вертикальном и горизонтальном положении. Детей учат

узнавать ее на ощупь и выкладывать косточками с опорой на трафарет.

Март (ломаные линии, знакомство с квадратом).

Детей знакомят с ломаной линией (в сравнении сволнистой и прямой линиями), учат определять ее осязательным способом среди других линий и правильно называть. Обучение выкладыванию ломаных линий с опорой на трафарет или опорную линию. Знакомство с квадратом. Обучение узнаванию этой фигуры среди других и воспроизведению квадрата всеми возможными способами: мозаикой (по счету), палочками, косточками, с опорой на трафарет, образец или самостоятельно.

Апрель (треугольник, знакомство с треугольниками, разными по форме).

Детей знакомят с треугольником, его свойствами, учат узнавать треугольник, выполненный разными способами, среди других фигур. Обучение выкладыванию треугольника косточками с опорой на трафарет, с помощью палочек без опоры на трафарет, с помощью мозаики. Знакомство с треугольниками разной формы.

Май (прямоугольник).

Формы работы те же, что и с предыдущими геометрическими фигурами.

2 год обучения

Сентябрь (повторение вариантов линий).

Необходимо повторить и закрепить знания всех пройденных линий, узнавание линий, знание их названий. Практические задания: воспроизведение линий по словесному заданию педагога (без образца).

Октябрь (повторение плоскостных фигур).

Необходимо повторить и закрепить знание геометрических фигур, умение выделять их в очертаниях предметов, правильно называть их свойства, воспроизводить фигуры всеми возможны ми способами. Обучение чтению рельефных изображений геометрических фигур.

Ноябрь (круг и овал).

Детей знакомят с кругом и овалом (в сравнении друг с другом), учат распознавать и называть эти фигуры, знать их свойства, называть сходство и различие. Обучение узнаванию круга и овала, выполненных разными способами, и их воспроизведению с помощью косточек, шнура, с использованием трафаретов.

Декабрь (работа со шнуром по спирали).

Детей учат выкладывать круг с помощью шнура по спирали (самостоятельно). Обучение выкладыванию шнуром по спирали овала.

Январь (упражнения «Узнай руками», «Квадрат на колодке»).

Закрепляется знание геометрических фигур посредством работы с карточками дидактической игры «Узнай руками». Детей учат воспроизводить квадрат на колодке.

Февраль (задания на колодке).

Детей учат воспроизводить прямоугольник с помощью шнура на колодке, а также воспроизводить овал на колодке с помощью шнура.

Март (задания на колодке).

Работа с колодкой по воспроизведению круга. Работа с колодкой по воспроизведению треугольника.

Апрель (треугольники разной формы).

Детей учат воспроизводить треугольники разной формы, совмещая трафарет треугольника с квадратиками на колодке. Их учат выбирать нужную колодку по заданной трафаретной форме треугольника, совмещая данный трафарет треугольника со всеми колодками до тех пор, пока образец не совпадет с гвоздиками по форме на одной из колодок. Выполнение этого треугольника.

Май (рисование, «Заборчик»).

3 год обучения

Детей учат составлять элементарные рельефные изображения с помощью трафаретов, простейших сюжетных изображений.

Примерные темы занятий: «Заборчик», «Дерево», «Флажок», «Солнышко», «Воздушный шарик», «Неваляшка», «Цыпленок», «Чашка», «Грибок», «Домик», «Тележка», «Снеговик», «Елка», «Человек» и т. д. ;. -

>:

4 год обучения

Детей продолжают учить составлять более сложные предметные изображения, а также небольшие сюжетные, используя знакомые образы.

Примерные темы занятий: «Мишка», «Зайчик», «Лодочка», «Паровозик», «Лес», «Улицы города», «Машина с игрушками», «Звери в лесу», «Лодочка в море», «Цветок в вазе» и т. д.

Примеры занятий кружка «Чудилки»

Содержание конспектов занятий кружка ориентировано на слабовидящих детей.

Тема «Волшебный ковер-самолет» Программное содержание. Познакомить детей с нетрадиционным видом рисования сыпучими материалами (манка, кофе, опилки, сухие измельченные листья разного цвета). Учить равномерно распределять сыпучий материал на бумаге, не оставляя пробелов. Развивать мелкуюмотори-ку пальцев. Расширять знания детей о цветовой гамме (светло-коричневый, молочный, темно-коричневый, бордовый). Закреплять понятие «транспорт». Приучать детей аккуратно работать с клеем и сыпучим материалом. Развивать интерес к нетрадиционным видам рисования.

Материал: альбомный лист белой бумаги, разрезанный на части по количеству детей: лист цветного картона по формату больше альбомного листас яркой бахромой по краям: сыпучий материал (кофе, манка, сухие измельченные листья разного цвета, опилки); тряпочки, клеенки, кисти, клей. Ход занятия.

— Сегодня я приглашаю вас, ребята, попутешествовать по разным сказкам и волшебным странам, но для этого нам нужен транспорт. Предлагайте, на чем мы поедем, а может, полетим? (Ответы детей.}

Не забывайте, что наше путешествие волшебное, значит, и транспорт у нас должен быть необычным. Вспомните, на чем передвигаются в сказках? (На метле., в ступе, в сапогах- скороходах, на ковре-самолете.}

— Метла Бабы-Яги нам подойдет? (Нет.)

А почему? (Нас много...На ней неудобно и т. д.)

А ковер-самолет? (Ответы детей.)

—— По-моему, в самый раз. Но у нас его нет. Давайте волшебный ковер сделаем сами. А чтобы он получился пушистым, мы раскрасим его сыпучим материалом.

— Как вы, ребята, думаете, почему этот материал называется сыпучим? (Потому что он хорошо сыпется.) Видели, как мама посыпает солью салат? Давайте попробуем и мы.

Физлшнутка«Посоли салат» (выполнять двумя руками поочередно).

Пора за дело. Свои листики бумаги хорошо смажем клеем и густо «закрасим» сыпучим материалом. Работаем быстро, иначе клей высохнет и сыпучий материал не приклеится. Насыпайте материал равномерно, без белых пятен. Подождем, пока листики подсохнут.

— А теперь ваши красивые работы поместим на большой лист картона и превратим его в красочный ковер! (Приклеиваем детские работы к цветному картону с бахромой так, чтобы между деталями оставалось расстояние.)

Посмотрите, какой большой и очень красивый волшебный ковер у нас получился! А самое замечательное то, что вы сделали его сами, своими руками.

— Он должен хорошо высохнуть, а в следующий раз мы отправимся на нем в путешествие. (Коллективнаяуборка рабочих мест.)

Тема «Путешествие листика» Программное содержание. Предложить ребятам познакомиться с новой техникой нетрадиционного рисования — флоротипией. Учить бережно работать с сухим материалом, стремиться к тому, чтобы отпечаток получился четким и ярким. Закреплять навыки работы с кистью и красками. Углублять знания о временах года и их признаках. Развивать воображение и фантазию ребенка. Создавать хорошее настроение.

Материал: краски (акварель или гуашь); viальбомного листа, кисти, баночки для воды, тряпочки, клеенки по количеству детей; по 3 сухих листочка с одного дерева (или примерно одинаковой величины и формы). Ход занятия.

Ребята, открыла я сегодня окошко, чтобы проветрить группу, и вдруг ветер занес на подоконник целую стайку листьев. А один из них мне рассказал целую историю о своих приключениях. Хотите ее услышать?

— А может, мы ее вместе и нарисуем? (Для фона можно включить спокойную музыку.)

Когда пригрело солнышко и растаял снег, зажурчали звонкие ручьи, зазвенели птичьи песни.

— А в какое время года это бывает? (Ответы детей.)

На дереве вдруг лопнули... (Почки.)

— И появились что? (Листочки.)

— Молодцы, ребята, хорошо помогаете мне рассказывать историю листика.

— Продолжим. Наш путешественник-листик нежился в лучах солнца и играл с теплым ветерком. Он рос, рос, рос.

— А какого цвета был листочек весной, как вы думаете? (Зеленый.)

— Самое время начинать рисовать сказку. Возьмите по сухому листочку, на клеенке раскрасьте его зеленым цветом. Только краску сильно не разбавляйте водой, цвет должен быть яркий, насыщенный. Переверните листик окрашенной стороной к листу бумаги и прижмите его тряпочкой. Затем очень аккуратно снимите тряпочку и сухой листик. Вы немного подустали, давайте подвигаемся.

Физлшнутка«Дерево». Вытянуло деревце свои веточки к солнышку. (Руки вверх, подтянуться.) Легкий ветерок заиграл листиками. (Шевелим пальчиками.) Ветер усилился, закачалось дерево. (Покачивания руками и телом в разные стороны.) Облетели листочки с дерева и упали на землю. (Постепенно присесть.) Повторить 2-3 раза.

— Приключения нашего друга продолжаются. Стало совсем жарко. Только иногда прилетали тучи с теплым дождиком, а порой и с настоящей грозой.

— В какую пору бывает такая погода? (Летом.)

Со временем дожди стали идти все чаще, а тепла меньше. Уже не так весело, как летом, пели птицы. Какое время года наступило? (Осень.)

— Что происходит с листьями осенью? (Они желтеют, краснеют.) И наш листик стал красным.

— Возьмите второй сухой листик и раскрасьте его красным цветом. Отпечатайте аккуратно рядом с зеленым листом на вашем рисунке.

— Все холоднее становилось. А однажды налетел порывистый ветер, сорвал наш листочек с ветки, и, кружась, он упал на землю, постепенно засох и стал какого цвета? (Коричневого.)

Возьмите третий листик и, раскрасив, отпечатайте рядом с другими листочками.

— Но ведь сказка не должна плохо заканчиваться. Снова дунул ветер и занес листик и его друзей в нашу группу. И благодаря им мы с вами и нарисовали эту замечательную сказку о путешествии листика. А те листья, что остались лежать под деревом, будут целую зиму, словно одеяло, укрывать его корни и траву вокруг. А весной снова лопнут почки и зазеленеют листья на деревьях.

— Я надеюсь, вам понравилось рисовать сказку? (Ответы детей.)

Вы замечательно сегодня потрудились. До новой встречи! (Убираем рабочее место.Рассматриваем готовые работы.)

Литература

Григорьева, Л.П. Развитие восприятия у ребенка / Л.П. Григорьева, М.Э. Бернадская, И.В. Блинникова, О.Г. Солнцева // Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением. — М.: Школа-Пресс, 2001.

Григорьева, Л.П. Особенности зрительного опознания изображений у слабовидящих школьников / Л.П. Григорьева // Дефектология. — 1984. — №2.

Денискина, В.З. Учимся улыбаться / В.З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2010. — №1. — С. 66-73.

Потемкина, А.В. Современные подходы к использованию средств изобразительной наглядности на коррекционных занятиях со слабовидящими дошкольниками / А.В. Потемкина // В кн.: Актуальные проблемы социализации инвалидов по зрению. — СПб., 1999.

Горбылева, И.Л. Психолого-педагогическая коррекция средствами искусства в дошкольном учреждении для детей с нарушениями зрения / И.Л. Горбылева // Дефектология. — 1997. — № 6. — С. 60-67.

Шведова, Н.П. Рельефная наглядность для слепых / Н.П. Шведова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2013. — №1. — С. 33-42. •, :••


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительная Деятельность Нетрадиционными Способами

Воспитание у детей высокой потребности к творческому труду через нетрадиционную изобразительную деятельность...

Консультация для родителей Материалы для изобразительной деятельности и способы их использования в семье.

                  Правила для родителей1.          Удивляйтесь, переживайте, радуйтесь вместе с ребенко...

Использование сказки в изобразительной деятельности, как средства активизации речи детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр. Язык сказки прост и поэтому доступен. Рисовать сказку одновременно интересно и сложно. Поэтому  мы с родит...

Консультация для родителей «Материалы для изобразительной деятельности и способы их использования в семье»

Особая роль в воспитании детей принадлежит искусству. Детское изобразительное творчество нередко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Создавая детям условия...

.Изобразительная деятельность как способ развития творческого воображения

Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся загл...

Проектная деятельность как способ активизации образовательной деятельности дошкольников

Метод проектов является одним из известных способов активизации образовательной деятельности дошкольников...

Консультация для воспитателей "Использование "сказачных помощников" для активизации внутренних ресурсов ребенка"

В настоящее время специалисты по работе с детьми и родители все чаше сталкиваются с неадекватным поведением ребенка, с трудностями детской адаптации к меняющимся социальным условиям. В процессе станов...