Конспект занятия по «Ознакомлению с художественной литературой и развитию речи» Тема: «Зимушка» (старшая группа)
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему

Патлина Ирина Александровна

Программное содержание:

  1. Расширять представления детей о характерных признаках зимы, учить находить эти признаки самостоятельно.
  2. Учить детей понимать скрытое либо метаморфическое значение фразеологизмов.
  3.  Развивать логическое мышление, умение разгадывать загадки, фантазию, слуховое внимание.
  4.  Воспитывать любовь к природе.

Словарная работа: Активизировать речь детей прилагательными (блестящая, метельная, вьюжная и др.)

Методы и приёмы:

- словесные (художественное слово, вопрос-ответ, указания, исправления);

- наглядные (картина, домик, карточки-схемы);

- игровая мотивация (сказочный персонаж, ритмическая игра),

- аудиозапись.

Материал: Изображение домика с закрытыми ставнями, картина с изображением зимнего пейзажа, карточки-схемы с условными обозначениями, аудиокассета (П. И. Чайковский «Времена года»).

Предварительная работа:

- Наблюдения в природе,

- рассматривание альбома «Зима», 

- чтение художественной литературы: З.Александрова «Снежок», И.Суриков

«Зима»,  «Два Мороза», «Морозко»,

- заучивание стихов, пословиц, поговорок.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_zima.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия

по «Ознакомлению с художественной литературой

 и развитию речи»

Тема: «Зимушка»

(старшая группа)

                                                                                                     

Патлина                                                                                                       ХМАО, пгт. Пионерский

Ирина                                                                                                             МДОУ   д/с «Росинка»

Александровна        

                                                                   

Программное содержание: 

  1. Расширять представления детей о характерных признаках зимы, учить находить эти признаки самостоятельно.
  2. Учить детей понимать скрытое либо метаморфическое значение фразеологизмов.
  3.  Развивать логическое мышление, умение разгадывать загадки, фантазию, слуховое внимание.
  4.  Воспитывать любовь к природе.

Словарная работа: Активизировать речь детей прилагательными (блестящая, метельная, вьюжная и др.)

Методы и приёмы:

- словесные (художественное слово, вопрос-ответ, указания, исправления);

- наглядные (картина, домик, карточки-схемы);

- игровая мотивация (сказочный персонаж, ритмическая игра),

- аудиозапись.

Материал: Изображение домика с закрытыми ставнями, картина с изображением зимнего пейзажа, карточки-схемы с условными обозначениями, аудиокассета (П. И. Чайковский «Времена года»).

Предварительная работа:

- Наблюдения в природе,

- рассматривание альбома «Зима»,  

- чтение художественной литературы: З.Александрова «Снежок», И.Суриков

«Зима»,  «Два Мороза», «Морозко»,

- заучивание стихов, пословиц, поговорок.

 Ход занятия

Перед детьми стоит изображение домика с закрытыми ставнями.

Воспитатель: Ребята, хотите узнать, что спряталось за закрытыми ставнями домика?  Тогда отгадайте загадку, и мы узнаем, о чём с вами будем говорить на занятии.

Отгадайте, ребятки,

Про кого моя загадка?

Кто поляны белит мелом?

И на стенах пишет мелом?

Шьёт пуховые перины,

Разукрасив все витрины?

Дети: Зима.

Воспитатель: Верно, зима. (Открывает ставни, а там картина с зимним пейзажем). Чтобы порадовать нашу гостью, давайте поиграем в «Зимние слова».

Дети, встав в круг, передают мяч друг другу, называют «зимние» слова: метель, снежинка, вьюга, снеговик, снег, пурга, лёд, сугроб, снегири, мороз, шуба, санки, варежки и т.д.

Воспитатель: Молодцы! Думаю, зима довольна. Когда вы слышите слово «зима», что вы представляете?

Дети: Снег, мороз.

Воспитатель: В народе говорят « Мороз не велик, да стоять не велит» кто из вас объяснит, почему так говорят.

Ответы детей.

«Береги нос в большой мороз».

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы! А  вы  знаете пословицы о зиме? (ответы детей). Что можете сказать о зиме в наших краях? Какая она?

Дети: Суровая, колючая, злая, ветреная,  вьюжная, холодная, хмурая.

Воспитатель: Зимой, когда идёт снег, очень красиво и дети любят играть в разные зимние игры. Какие зимние игры вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы! Хотелось бы вам встретиться с волшебницей- зимой? (Да) Тогда закрывайте глаза, а я произнесу волшебные слова: « По щучьему веленью, по моему хотенью, пусть к нам в гости придёт Зима».

Звучит фонограмма П.И.Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года».

Входит «Зимушка»

 Зима: Здравствуйте, ребята, я слышала, что вы тут обо мне говорите, и решила к вам в гости заглянуть. Мне очень грустно и  обидно, что меня все считают холодной, колючей и хмурой. Но ведь и я хочу, чтобы меня люди любили и не называли такими словами.

Воспитатель: Не огорчайся, Зимушка. Мы с ребятами сейчас что - нибудь придумаем. Ребята, я предлагаю вам пофантазировать и придумать для красавицы зимы новые  красивые слова, которые понравятся ей.

(Ответы детей).

Зимушка: Ой, и правда когда солнечный зимний день, то всем кажется, что всё вокруг блестит и сверкает. На Новый год прихожу к вам нарядная. В Рождество  и на Крещение всем весело. Спасибо вам за такие красивые слова. Какие вы молодцы. Вы столько знаете о зиме. Я за это с вами поиграю.

        Ритмическая игра «Метелица»

                    Метелица, Метелица.

                  (Дети разбегаются врассыпную) 

                    Снег по полю стелется.

                   (Выполняют плавные движения руками)

                    Кто кружится, вертится

                   (Свободно кружатся)

                     Тот заметелится

                    (Приседают на последний слог)

Зима: Ну вот, мне пора возвращаться в лес, но я обязательно ёще приду к вам в гости. До свиданья.

Зимушка уходит.

Воспитатель: А теперь давайте расскажем о зиме подробнее. В этом нам помогут наши помощники картинки - схемы. Вы возьмёте картинку и придумаете по ней предложение. Настя, иди возьми картинку и придумай своё предложение. ( Ответы детей). Умнички. Какие разнообразные получились у вас предложения. А может быть кто- то из вас хочет составить рассказ о зиме. (3 ребёнка). Молодцы. А вот Аня и Эвелина выучили  стихи  о зиме, давайте послушаем (Чтение стихов).

Воспитатель: Ребята о чём же мы сегодня с вами говорили на занятии? А, как же мы её порадовали? ( Ответы детей).

Ой, посмотрите, какие сугробы зима нам намела, давайте пойдем, посмотрим и потрогаем их. ( Дети находят в сугробах зайчиков).  Да это же зима вам подарки оставила, в благодарность за то, что вы столько много о ней сегодня рассказали.

 

 

Самоанализ занятия

Тема: «Зимушка»

(старшая группа)

Программные задачи:

Образовательные:

1. Расширять представления детей о характерных признаках зимы, учить находить эти признаки самостоятельно.

2. Учить детей понимать скрытое либо метаморфическое значение фразеологизмов.

Развивающие:

1. Развивать логическое мышление, умение разгадывать загадки, фантазию, слуховое внимание.

Воспитательные:

       1. Воспитывать любовь к природе.

 Словарная работа: Активизировать речь детей прилагательными (блестящая, метельная, вьюжная и др.)  

Методы и приёмы:

- словесные (художественное слово, вопрос-ответ, указания, исправления),

- наглядные (картина, домик, карточки-схемы),

- игровая мотивация (сказочный персонаж, ритмическая игра),

- аудиозапись.

Материал: Изображение домика с закрытыми ставнями, картина с изображением зимнего пейзажа, карточки-схемы, аудиокассета (П. И. Чайковский «Времена года»).

Предварительная работа: Наблюдения в природе, рассматривание альбома «Зима»,  чтение художественной литературы: З.Александрова «Снежок», И.Суриков «Зима»,  «Два Мороза», «Морозко», заучивание стихов, пословиц, поговорок.

 

На протяжении всего занятия в комплексе решались поставленные задачи, которые соответствовали программным требованиям реализуемой общеобразовательной программы дошкольного образования  «От рождения до школы» Веракса

        Это занятие идёт в разделе «Ознакомление с художественной литературой и развитию речи». Данное занятие построила в соответствии с возрастными особенностями детей и санитарно-гигиеническими требованиями.

       Музыкальное сопровождение способствовало созданию положительного эмоционального настроя детей. А использованные в ходе занятия задания способствовали более эффективному усвоению материала, все они нацелены на развитие внимания, мышления, воображения.

        Использование сюрпризного момента (приход сказочного персонажа Зимы), способствовало созданию обстановки таинственности, загадочности  и повышению у детей интереса к предстоящей деятельности.

На занятии была предусмотрена смена видов деятельности, что позволило удержать внимание детей достаточно длительное время. Для поддержания необходимого уровня работоспособности на занятии использовались индивидуальная, групповая формы обучения. Проводилась физминутка по сюжету занятия, с разной степенью подвижности. Она доставила радость детям, удовлетворила их  потребности в движении, способствовала выплеску эмоций, снятию мышечного напряжения.

Дети говорили полными ответами. Использовали в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

       На протяжении всего занятия прослеживалась доброжелательная, эмоциональная, комфортная обстановка, дети с удовольствием выполнили предложенные задания.

              В заключительной части занятия настроила детей на добрый, счастливый день. Это у нас присутствует на каждом занятии.

              Здоровьесберегающие технологии были реализованы через создание позитивного настроя, соответствия длительности занятия требованиям САНиПИН.

             Старалась, чтобы дети меня видели, слышали, слушали и говорили так, как я их учу.  Темп и голос своей речи старалась регулировать.

              Все дети справились с поставленными задачами. Считаю, что активность и заинтересованность у детей были видны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ по ознакомлению с художественной литературой, развитию речи, развитию представлений об окружающем мире и себе, формированию культурно-гигиенических навыков в 1 младшей группе. ТЕМА: Как н

Интегрированное занятие в первой младшей группе.Тема: Как нужно ухаживать за собой.  Познакомить детей с произведением А. Барто «Девочка чумазая»...

Консультация для родителей «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ».

Консультация для родителей «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ».В соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» в младшей группе на развитие речи и ознак...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей логопедической группе для детей с ТНР по теме "Дикие животные"

Цели и задачи:-   уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Дикие животные»,-  закрепить с детьми названия детенышей диких животных, жилищ животных, используя макеты из прир...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей логопедической группе для детей с ТНР по теме "Дикие животные"

Цели и задачи:-   уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Дикие животные»,-  закрепить с детьми названия детенышей диких животных, жилищ животных, используя макеты из прир...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи. Тема: "Домашние животные". Средняя группа

Конспект фронтального  (подгруппового) занятия для детей с ТНР, ЗПР. Тематический цикл: "Домашние животные".  Возрастная группа: средняя....

Конспекты НОД («Ознакомление с художественной литературой, развитие речи»)

laquo;Ознакомление с художественной литературой, развитие речи»Тема «В гости к сказкам»...

Конспект образовательной деятельности «Ознакомление с окружающим миром, развитие речи». Тема: «Домашние питомцы» Образовательные области (познавательное развитие, речевое развитие) Группа компенсирующей направленности для воспитанников с интеллектуальной

Конспект образовательной деятельности «Ознакомление с окружающим миром, развитие речи». Тема: «Домашние питомцы»Образовательные области (познавательное развитие, речевое развит...