Доклад на тему:«Сказка в системе воспитания дошкольников».
консультация по художественной литературе на тему

Миценко Ольга Сергеевна

Влияние сказки на воспитание и развитие детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:«Сказка в системе  воспитания   дошкольников».

ЧДОУ Детский сад № 99

воспитатель Миценко О.С.

Сказка - один из более распространенных литературных жанров, с которым ребенок знакомится в детском саду. Сказка оказывает воспитание на всестороннее развитие ребенка.

Оптимизм особенно нравится детям, что успокаивает их воспитательное взаимодействие.

Образность – важная особенность сказок, которая не только помогает развитию их восприятия детьми, но и способность к абстрактному мышлению.

Забавность сказок повышает интерес детей к ним. Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок всех народов мира.

Эти особенности сказок и позволяют использовать их при решении педагогических задач.

Сказка позволяет осуществлять процесс воспитания детей более целостно, т.е способствует расширению границ нравственного, духовного, патриотического,  экологического, эстетического и умственного развития. Большую помощь сказка оказывает в системе социальной адаптации: игровая терапия, игровая коррекция поведения, открытие неприятных  или пугающих ребенка ситуаций в игре, или инсценировании сказки не только снижают внутреннее напряжение ребенка, но и способствуют социальной адаптации в дошкольном учреждении или в семье. Сказки можно использовать во всех формах работы по физическому воспитанию. Вот некоторые из них.

1.Двигательно – творческая  организованная образовательная деятельность, основанная на одном из видов устного народного творчества.

2.Сюжетные  физкультурные занятия с «вкрапыванием», «вплетением» элементов сказки (проводится в форме двигательного рассказа»).

3. Театрализованная организованная образовательная деятельность с использованием, мимических и  упражнений, пантомимы, инсценировок и игр драматизаций.

4. Музыкально-ритмическая организованная образовательная деятельность, основанная на народных плясках и танцах, играх и хороводах с использованием народных песен и мелодий.

5. В игровых физкультурных занятиях используются народные игры и жанры со сказочными героями.

6. Интегрированная  организованная образовательная деятельность, сочетающая фольклор и физические упражнения.

Сказка используется как способ развития мышления дошкольников.  

Анализ содержания сказки и установления связи  содержания, с каким либо метким выражением( пословица, поговорка, приговорка) приучают детей мыслить, определять значение каждого произведения , находить в нем поучения.

Особое значение сказка имеет в системе народного воспитания. Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего детства, когда формируется характер, отношение к миру, к окружающим людям.

В этикете существуют две нравственные возрастные категории – добро и зло.

Соблюдение моральных требований  ассоциируется добром. Нарушение же моральных норм и правил. Отступление от них характеризуется как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.

Такие нравственные категории как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе, сказок о животных.

Эти сказки могут показать:

*Как дружба помогает победить зло  (« Зимовье»)

*Как добрые и миролюбивые побеждают(«Волк и семеро козлят»)

* Что зло наказуемо(«Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»)

Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных, в них воплощены высокие идеалы, мечты людей о счастливой жизни, покорение природы, радостном труде. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством достижения цели. Через сказку дети овладевают языком народа, знакомятся с родной природой, обычаями, укладом жизни, учатся преодолевать трудности. Сказка вырабатывает отрицательное отношение к злу, нетерпимость к несправедливости, учит быть добрыми, храбрыми, отзывчивыми.

Герои волшебной сказки волшебной сказки – люди, обладающие высокими моральными качествами. Это падчерица из сказки «Морозко», Иван из сказки «Конек  Горбунок», Аленушка  из сказки « Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Все они носители добра, наделены положительными чертами: честностью, трудолюбием, смелостью, находчивостью, самопожертвованием. Положительным героям в сказках противопоставлены отрицательные персонажи: Баба- Яга  («Гуси- лебеди»),  мачеха («Морозко») и прочие. Эти персонажи не обладают не одним положительным качеством: они злы, жадны, ленивы.

При чтении сказки следует передавать особенности героев, так, чтобы дети сразу поняли, о ком будет идти речь, что за герой,  как к нему относиться.

Идеалы для ребенка являются далекой перспективой, к которым он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве во многом, определяет его как личность.

Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших» и т.д.), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Например:

*Сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными и трудолюбивыми.

*Сказки  «Теремок» и «Зимовье зверей» учат дружить.

* Сказка «Маша и медведь» предостерегает. в лес одним ходить нельзя _ можно попасть в беду, а уж если случилось _ не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.

*Наказ слушать родителей , старших звучит в сказках «Гуси - лебеди»,« Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,«Снегурочка».

*Страх и трусость высмеивается в сказке «У страха глаза велики».

*Хитрость «Лиса и журавль»,«Лиса и тетерев»,«Лисичка сестричка и серый волк».

*Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается «Хаврошечка» ,   «Мороз Иванович» и «Царевна - лягушка».      

*Мудрость восхваляется «Мужик и медведь»,«Как мужик гусей делил»,«Лиса и козел».

*Заботы о близких поощряется «Бобовое зернышко».

Из этого следует, сказка является наиболее распространенным литературным жанром с которым знакомят  дошкольников, обладает огромным неисчерпаемым потенциалом в развитии и воспитании детей.              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

laquo;Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка жизненных явлений»....

доклад на тему Сказка в жизни ребенка

доклад на тему: "Сказка в жизни ребенка"...

Доклад на тему: «Сказка – ложь, да в ней намёк»

Доклад на тему:«Сказка – ложь, да в ней намёк»...

Доклад на тему: Сказка как средство развития связной речи в среднем дошкольном возрасте.

В настоящее время по изучению проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста ведется большое количество исследовательских работ психологов и педагогов.Исследователи отмечают, что развитие р...

Доклад на тему: «Сказка, как средство развития речи детей 3-4 лет»

Система работы по развитию связной речи у младших дошкольников включает в себя предварительную работу, непосредственное знакомство со сказкой, организацию творческой деятельности на её основе.С р...