Доклад на тему: «Сказка – ложь, да в ней намёк»
консультация по логопедии (старшая группа)

Созинова Светлана Владимировна

Доклад на тему:

«Сказка – ложь, да в ней намёк»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 11 комбинированного вида»

____________________________________________________________________________________________________________________

683009, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Академика Королёва, д.47/3, ИНН 4100018182

тел/факс: 8 (4152) 27-28-55, тел. 8 (4152) 27-01-92, эл. почта: mdou-11@pkgo.ru

                        

Доклад на тему:

«Сказка – ложь, да в ней намёк»

Разработала:

учитель-логопед

С.В. Созинова

г. Петропавловск-Камчатский,

2019

Уважаемые коллеги!

Представляю Вашему вниманию доклад на тему: «Сказка – ложь, да в ней намёк»

В период дошкольного детства ребенок получает основные уроки взаимодействия с другими людьми, в результате чего формируются его представления о себе и собственных возможностях.

Огромную роль в этом призван сыграть родной русский язык, богатство и многообразие которого отражено в сказках.

Сказка может помочь ребенку узнать мир, понять собственные его переживания. Издавна житейский опыт передавался через образные истории. Дети забирались на печь, бабушки пряли  и рассказывали сказки, поучительные истории,  в памяти малыша накапливались знания о жизни.

Сказка оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи детей, и чем чаще они их слышат, тем в большей степени впитывают гармонию слова, учатся употреблять в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками слова и выражения. Дети, повторяя образные слова и выражения из сказки, начинают задумываться над их прямым и переносным значением. Язык сказки ритмичен,  героям даны определения – это позволяет ребенку обогатить словарь и лучше запомнить и понять содержание сказки.

Сказка учит общаться, благополучный конец сказки воспитывает оптимизм, уверенность в преодолении любых трудностей, веру в торжество добра. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие взаимоотношения.

В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений, особенно детям дошкольного возраста нравятся сказки. Сказка занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок».

У детей старшего дошкольного возраста сопереживание носит непосредственный характер: они представляют себя с полюбившимися героями произведений, проникают во внутренний мир, копируют их характер. Так вживаются в образ, что с помощью воображения становятся участниками событий.

Сказка играет большую роль в эстетическом развитии детей дошкольного возраста, без которого немыслимо благородство души, чуткость к чужому горю, страданию. Благодаря сказке, дети познают мир не только умом, но и сердцем, и не только познают, но и откликаются на события и явления окружающего мира, выражают своё отношению к добру и злу. Сказ с последующим пересказом способствует развитию мышления и обогащению языка ребёнка.

Под воздействием сказки обостряется восприимчивость детей ко всему прекрасному в жизни и природе. Ведь в основном, все действия сказки происходят на фоне природы. В сказке нет больших картин изображения природы, но дети видят «чистое поле», «белую берёзоньку», «травушку-муравушку», «быструю реченьку», «крутой бережок» и многое другое.

Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно, так как сказки для детей просты по содержанию и носят цикличный характер, т. е. один и тот же эпизод повторяется многократно с небольшими изменениями.

Слушая сказку, дети вновь и вновь переживают события, которые в ней происходят. Впечатление, производимое на них сказкой, сильно ее сказочными образами: лиса - хитрая, сообразительная, находчивая; волк - страшный, глупый и злой; а заяц - трусливый.

Для того чтобы сказка помогла сформировать образы героев, для детей дошкольного возраста, она должна быть зримой, наглядной.

Именно зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий, которые происходят в сказке. Такими опорами могут быть хорошие иллюстрации в книжках, или действия, разыгранные воспитателем при помощи элементов настольного театра. Дети, усваивают знания при многократном повторении. В то же время они не любят однообразной деятельности, от которой быстро устают. Поэтому необходимо использовать различные приемы, которые, с одной стороны, помогли бы детям сформировать определенный образ героев сказки, и с другой стороны, не утомили бы их.

Произведения русских народных сказок знакомят детей с разными сторонами действительности: явлениями живой и неживой природы, миром человеческих отношений, произведениями культуры, миром собственных переживаний.

Формированию процесса речевой коммуникации способствует использование метода сказотерапии, созданного петербургскими авторами Т. Д. Зинкевич и А. М. Михайловым и нацеленного на интеграцию личности, расширение сознания и совершенствование взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Метод сказотерапии помогает в решение следующих речевых задач:

- развитие умения преодолевать речевые трудности;

- выявление и поддержка творческих способностей;

- формирование навыков конструктивного выражения эмоций;

-развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

Сопереживая героям сказки, ребенок легко погружается в свой внутренний мир, создать который помогает рассказчик своей историей, представляющей сложное сплетение наблюдений, обучающих навыков, интуитивных подсказок и целеполаганий. В результате ребенок получает ценный и важный посыл, стимулирующий его неповторимые ассоциации и переживания.

Заключение

 Сказка – незаменимый инструмент формирования речи и личность в целом. То, что ребёнок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого в последствие будет строиться его речь и фантазия.

Работа по данному направлению дает положительные результаты, так как имеющиеся знания, благодаря их многократному практическому и наглядно-действенному воспроизведению в игре, театрализации обыденной жизни, опытно-экспериментальной деятельности приобретают прочный и осознанный характер. Внутри образовательного процесса сказка позволяет раздвинуть границы реального мира, что, в свою очередь, побуждает каждого ребёнка к деятельности. И ребёнок становится не просто слушателем, а активным участником образовательного процесса.

Восприятие  сказки является особым, интегративным видом деятельности, который способствует решению большинства образовательных задач и повышению качества освоения Программы в рамках ФГОС ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"

Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...

Конспект познавательно - исследовательской деятельности на тему "Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок".

Цель: формирование у дошкольников основ безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях на примере детских сказок....

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего  дошкольного возраста по теме «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»....

Конспект открытого интегрированного занятия на тему: «Сказка ложь, да в ней намёк…»

Конспект открытого интегрированного занятияна тему: «Сказка ложь, да в ней намёк…»(Возраст детей 6 лет.)...

Перспективный план по теме: " Сказка ложь- да в ней намёк..."

Этот план дает возможность охватить все виды деятельности, через сказку....

Презентация на тему:" Сказка ложь-да в ней намёк..."

Совершенствовать навыки творческого рассказывания, с детьми 5-6 лет....