Доклад в воспитательскую копилку
консультация по художественной литературе на тему

Ганжа Ирина Васильевна

Организация работы по приобщению ребенка к чтению очень важна в современном обществе.       Приобщение ребенка к книжной культуре происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для детей дошкольного возраста. Деятельность воспитателя детского сада по приобщению дошкольников к литературе способствует:

  • продвижению детского чтения, вхождению ребенка в книжную культуру;
  • осознанию родителями ценности семейного чтения, необходимости приобщения ребенка к книге и чтению;
  • созданию домашней библиотеки с раннего возраста;
  • просвещению родителей воспитанников в области детской литературы и методики приобщения к чтению,

а самое главное — помогает детям осознать, что чтение — это удовольствие, счастье познания и творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_vremya.docx18.1 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад в воспитательскую копилку

Деятельность воспитателя в организации работы по приобщению ребенка к чтению

     Детское чтение все больше становится чрезвычайно важным феноменом, который определяет уровень культуры будущего общества. Во все времена существования человечества, люди проявляли особое внимание к произведениям для детей, считая их наиважнейшими в формировании человека в ребенке.

      В отечественной науке детское чтение рассматривается как важнейший источник и средство развития личности растущего человека. Вместе с тем последние исследования чтения детей свидетельствуют о его глубоком кризисе, выход из которого немыслим без решения проблем раннего приобщения ребенка к книге, чтению.

      Приобщение ребенка к книжной культуре происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для детей дошкольного возраста.

      Круг детского чтения – это круг тех произведений, которые читают (слушают чтение) и воспринимают дети. Эти произведения как специально писались для них, так и перешли от взрослых, были приняты и поняты детьми. В «круг детского чтения» входят фольклор, детская литература, книги, перешедшие в детское чтение, творчество самих детей.

Публикация произведений юных авторов теперь становится нормой, которая свидетельствует о подвижности понятия «круг детского чтения».

Исходными принципами при формировании круга чтения дошкольников являются: психологические, педагогические, литературоведческие, историко-литературные. Книги для дошкольников должны быть доступны их восприятию, эстетичны, разнообразны по жанрам. Место детской литературы в культуре детства определяется традиционным приоритетом слова в современной цивилизации.

     В подборе круга детского чтения должно уделяться особое внимание:

  • доступности
  • наглядности
  • занимательности
  • динамичности сюжета
  • воспитательной ценности произведения.

      В круг детского чтения должны входить все виды литературы:

  • проза (эпос), поэзия (лирика), драма, художественная литература
  • фольклорные жанры: народные сказки, колыбельные песни, пестушки, потешки, заклички, приговорки, небылицы-перевертыши, детские народные песенки, страшилки
  • авторские сказки, стихотворные миниатюры, рассказы, повести
  • произведения литературы народов мира.

      Правильно сформированный «круг детского чтения» предполагает учет половых (гендерных) различий детей. Это не значит, что мальчики и девочки должны читать совершенно разную литературу. Это значит, что взрослый, подбирающий литературу для чтения детям, должен учитывать, что девочкам не нужно забывать читать те книги, где говорится о женских добродетелях, о ведении дома, о женском предназначении (В. Одоевский «Рукодельная песенка»; Б. Поттер «Ухти-тухти»; Е. Благинина «Вот какая мама» и др.). Мальчикам будет интересна литература о сильных, мужественных людях, о путешествиях, изобретениях, поведении человека в нештатных ситуациях и т.д. (Б. Житков «На воде»«Помощь идет» и другие.           Образовательная программа, которая реализуется в дошкольном учреждении, содержит в себе определенный список рекомендуемой литературы для чтения детям, согласно возрастной категории.

       В круге детского чтения существует ряд произведений, обязательных, без которых дошкольное детство не возможно себе представить. Это произведения прошедшие проверку многими поколениями читателей, классические произведения:

  • народные сказки
  • произведения К.Чуковского, С.Маршака, А.Барто
  • юмористические рассказы Н. Носова, В. Драгунского
  • сказки Ш.Перро, Х.Андерсена, А.Линдгрен, Братьев Гримм.

      Не прочитанные вовремя, они не станут основой культурного развития личности ребенка.

     Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер. У него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности. Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов: пассивного этапа, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые; активного этапа, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает читать сам.

      Ребенок-дошкольник это слушающий читатель. Живо и эмоционально слушает стихи, труднее прозу. Ему свойственна наивность. Порой, не дослушав окончания произведения, может изменить его, к примеру - плохой конец на хороший или просто просит не читать дальше.

Что нужно воспитать в ребенке, чтобы он стал читателем? В первую очередь это воспитание чувств, свободы духа, развитие фантазии, умения мыслить (Белинский В.Г.).

      Наряду с чтением в детском саду, содержание которого зависит от образовательной программы, выполняемой в дошкольном учреждении, существует домашнее, семейное чтение. Домашнее чтение – это вариативная часть чтения, содержание которой зависит от образования, знания детской литературы, вкуса и возможностей родителей. Вариативность детского чтения играет положительную роль, так как способствует сохранению уникальности ребенка-читателя.

      Семья отличается постоянством и длительностью воспитательных воздействий отца или матери. Читающие родители становятся образцом для подражания. В настоящее время семья находится в кризисном состоянии, и в силу ряда объективных причин её воздействие на формирование ребенка-читателя затруднено. Не способствует этому процессу низкая педагогическая грамотность многих родителей, сложное финансовое положение семей, отсутствие должного внимания к процессу читательского развития ребенка со стороны отца и матери.

      Основными задачами в организации семейного чтения являются: вовлечение семьи в атмосферу чтения, педагогическое просвещение родителей, особенно молодых, в области детской литературы и детского чтения.

      Таким образом, деятельность воспитателя детского сада по приобщению дошкольников к литературе способствует:

  • продвижению детского чтения, вхождению ребенка в книжную культуру;
  • осознанию родителями ценности семейного чтения, необходимости приобщения ребенка к книге и чтению;
  • созданию домашней библиотеки с раннего возраста;
  • просвещению родителей воспитанников в области детской литературы и методики приобщения к чтению,

а самое главное — помогает детям осознать, что чтение — это удовольствие, счастье познания и творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательский час по личностному развитию на тему:«Здравствуйте Вам!»

Воспитательский час по личностному развитию на тему:«Здравствуйте Вам!»...

Воспитательские позиции.

В презентации предоставлен анализ позиции воспитателя. Указаны основные принципы работы и какие результаты мы при этом получаем....

Воспитательская работа

Воспитательская работа...

воспитательское занятие на тему "Насекомые"

Обобщение и систематизация знаний детей о насекомых...

воспитательские копилки

здесь вы можете посмотреть картотеки или конспекты занятий...

Презентация к докладу на РМО учителей-логопедов "Копилка игр учителя-логопеда используемая при автоматизации звуков".

Автоматизация звука – достаточно длительный процесс, который нельзя спрогнозировать по срокам. Поэтому в копилке логопеда должно быть достаточное количество наглядно-дидактического материал...