"Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста."
статья по художественной литературе

Щербатая Елена Сергеевна

Публикация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Титульный лист

Название работы (статьи):  Роль художественной литературы в воспитании чувств и развития речи детей дошкольного возраста

Автор: Щербатая Елена Сергеевна

Должность, учреждение: воспитатель , ГБОУ «Школа № 1987»

Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста.

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, внутреннему миру героя.

Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети замечают настроение  близких и окружающих его людей. В них пробуждаются гуманные чувства – способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.

«Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот не понял и не узнал ее», - писал В.Г. Белинский. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек , песен, народной сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – особенности этих фольклорных произведений, миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы доступные ему.

Народ – непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях , кроме народных , вы не найдете такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию. Например: «Был бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа»; «Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать, кто его переколпакует, тому полколпака гороху». А доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени , трусости , упрямства , капризов , эгоизма. Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитание на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми , защищая обиженных и слабых и наказывая злых.

И эстетические, и особенно нравственные (этические) представления дети должны вынести именно из художественных произведений, а не из нравоучительных рассуждений воспитателей по поводу прочитанных произведений, подготовленных выспрашиваний по вопросам. Педагог должен помнить: излишнее морализирование по поводу прочитанного приносит большой, часто непоправимый вред; «разобранное» с помощью множества мелких вопросов произведение сразу утрачивает в глазах детей всякую прелесть; интерес к нему пропадает.

Нужно целиком довериться воспитательным возможностям художественного текста.

Вот так точно писал в свое время К. Д. Ушинский: «Не условным звукам точно учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, но знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями,  как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные  верования, в народную поэзию,  как не мог бы ввести ни один эстетик ;  оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ». В этих словах великого педагога указан не только ожидаемый результат усвоения родного языка, но и метод его изучения: доверие «языку-учителю», который «не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу».

Таким образом, помогая детям овладеть языком художественного произведения, педагог выполняет задачи воспитания.

В нашем детском саду воспитатели проводят литературные досуги, в которых принимают участия педагоги и дети, старший воспитатель, родители и другие сотрудники дошкольного учреждения. Такой подход опирается на научное положение о том, что продуманная организация свободного времени ребенка имеет большое значение для его эстетического воспитания и общего развития.

Недавно в нашем саду прошел досуг, посвященный творчеству Агнии Львовны Барто, целью которого явилось закрепление имеющихся у детей знаний о творчестве А. Л. Барто, развитие эстетического вкуса, любознательности, внимания, наблюдательности, памяти, воображения, формирование умения выразительно исполнять поэтические произведения, приобщение детей к чтению , воспитание у них любви и интереса к литературе , а также воспитания взаимоуважения старших к младшим.

Дети подготовительного дошкольного возраста исполняли танец с игрушками под музыку Б. Савельева «Разноцветная игра».

Ведущий:  Здравствуйте дети! Мы очень рады видеть Вас в нашем детском саду. Уважаемые гости, ребята, обратите внимание на выставку в зале. Посмотрите, сколько книг, игрушек, детских работ представлены сегодня. (Включается аудиозапись А.Л.Барто стихотворение «Я расту».)

Дети:  Да это же А.Л. Барто.

Ведущий:  А кто она такая? Что вы мне про нее можете рассказать?

Ребенок: А. Барто- поэт. Родилась она105 лет назад в Москве. Ее отец работал ветеринарным врачом. Он дал ей прекрасное домашнее образование. А.Барто увлекалась балетом, поступила в балетную школу и там уже начала писать свои первые стихи. Первое ее издание называется «Китайчонок Ван-ли».

Ребенок: А еще на ее произведения были сняты фильмы: «Подкидыш», «Слон и веревочка», «Алеша Птицын вырабатывает характер». А. Барто очень любила детей, у нее были и свои дети, а потом родился и внук Володя. Поэт посвятила ему целый сборник стихов « Вовка- добрая душа». На стихи Барто написано много песен.

Ведущий: Да, ребята, она была действительно замечательным человеком. Вы только всмотритесь в это доброе лицо женщины. Девизом  творчества  которой стали слова: « Я дарила детям радость, а дети возвратили мне молодость. Даже в 75 лет!» Это- известная детская писательница, чьи стихи в нашей стране знает каждый ребенок.

Ребенок: А я знаю стихотворение «Капризные ерши».

Ребенок: А я знаю еще стихотворение «Сонечка».

Ребенок: А я тоже хочу рассказать стихотворение Барто  «Помощница».

Ведущий: Ребята, уважаемые гости, приглашаем Вас в наше путешествие в страну А. Барто. А на чем  мы с вами будем путешествовать, нам подскажут наши гости, отгадав мою загадку:

Что за чудо- синий дом

Ребятишек много в нем,

Носит обувь из резины

И питается бензином? (автобус)

Далее, игровое упражнение «автобус».

Ведущий:  Первая наша остановка называется «Игрушки». Дети средней группы исполняют песни из серии «Игрушки» А. Барто : ( Зайка, Бычок, Лошадка, Мячик).

Ведущий: Мы с вами снова отправляемся в путь. Игровое упражнение «Автобус» (муз. Е. Железнова; С. Железнов). Раздаются голоса птиц.

Ведущий: Ребята, вы слышите голоса?  Наша остановка называется- «Птицы».

Ребенок: Ребята, посмотрите, да это же Королек. (Ребенок читает стихотворение Барто «Королек»).

Ребенок: Ребята, смотрите, поползень. ( Ребенок читает стихотворение А. Барто «Поползень»).

Ребенок: Посмотрите, а это- чечетка. (Ребенок читает стихотворение « Чечетка»).

Ребенок: А это- щегол. (стихотворение «Щегол»).

Ведущий: Все эти стихи пор птиц написала Агния Барто. Мы с вами знаем, что на ее стихи написано много песен.

Песня- инсценировка «Любитель- рыболов». Исполняют дети подготовительной группы.

Ведущий: Отправляемся в путь, а путешествовать мы будем….  А пусть помогут нам наши гости, отгадав мою загадку:

Он в безбрежном океане

Туч касается крылом.

Развернется под лучами,

Отливает серебром . (Самолет).

Игровое упражнение «самолет». (Ритмика Суворова)

Ведущий: Мы приземлились в аэропорту «Школа».  (Раздается звук колокольчика, выходят 3 девочки).

Ребенок: Читает стихотворение «Маша- первоклассница».

Ребенок: Читает стихотворение «Первый урок».

Все вместе: Я на уроке в первый раз,

        Теперь я- ученица.

                     За партой правильно сижу

             Хотя мне не сидится.

Раз мы с вами оказались в школе, и вы будущие первоклассники, я для вас приготовила кроссворд. Буду зачитывать строчки из стихотворения А. Барто , а вы - название стихотворения.

Я свою сестренку Лиду

Никому не дам в обиду!

Я живу с ней очень дружно,

Очень я ее люблю,

А когда мне будет нужно

Я и сам ее побью.   (Защитник).

Из-за этой самой птицы

Я ревел четыре дня,

Думал,  мама согласится –

Будет птица у меня…   (Снегирь).

 

Весна, весна на улице,

Весенние деньки!

Как птицы заливаются

Трамвайные звонки.   (Веревочка).

Я, как по острым стеклам,

Вскарабкалась на берег,

Кричу, что я утопла,

А мне никто не верит.  (Русалка).

Она кричит еще с порога,

Объявляет на ходу:

- У меня уроков много,

Я за хлебом не пойду.  (Любочка).

А мама в белой юбке

Как капитан из рубки,

Дает команду бодро:

- Скорей несите ведра,

Мыльницы и губки!  (Купание).

Кто, кто в этой комнате живет?

Кто, кто вместе с солнышком встает?  (Машенька).

Он был  один в саду пустом,

Он на террасе лег.

Он целый день лежал пластом,

Он не хотел махать хвостом,

Он даже есть не мог.  (Уехали).

Ведущий: Отправляемся дальше в путь. Но сначала загадка:

Железные избушки

Держатся друг за дружку,

Первая с трубкой

Тянет всех за собой.

Полотно, а не дорожка.

Конь, не конь – сороконожка.

По дорожке той ползет

Весь обед один везет.  (Поезд).

Игровое упражнение поезд. (Ритмика Суворова).

Ведущий: Наша станция конечная «Детский сад».

Инсценировка «Игра в стадо». Исполняют дети подготовительной группы.

Таким образом, художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости, чувства гражданственности. В связи с этим педагоги нашего детского сада обращают особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей.

Отбирая литературу для детей, педагоги опираются на то, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности.

Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир. Для всестороннего развития чувств в нашем детском саду воспитатели включают детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, дети создают свои рисунки, аппликации, коллективные работы по мотивам сказок, рассказов, организуют выставки: «Моя любимая книга», «Сказки А.С. Пушкина», «Книги о труде», «К.И. Чуковский» и др. Воспитатели подбирают диафильмы к произведениям, уже  знакомым детям.

Таким образом, наш детский сад продолжает работу, направленную на воспитание чувств и развитие через художественную литературу.

                                            Список литературы:

  1. А.Л. Барто. Стихи детям «Махаон», 2007.
  2. М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова.  Программа воспитания и обучения в детском саду. М.:Мозайка – Синтез, 2005.
  3. В.В. Гербова. Приобщение детей к художественной литературе. М.: Мозайка – Синтез 2005.
  4. А.В. Запорожец.  Психология воспитания ребенком – дошкольником литературного произведения. М., 1986.
  5. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: 1977.    

                                                                                             Щербатая Елена Сергеевна

                                                                                            Воспитатель. ГБОУ школа № 1987.

                                                                                                                          Г. Москва.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитие речи детей"

Воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка, её роль в воспитании чувств и развитие речи детей....

Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению р...

Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни нашего народа...

"Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста".

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни нашего народа. ...