Выразительное чтение стихов детьми дошкольного возраста
консультация по художественной литературе (подготовительная группа)

«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyrazitelnoe_chtenie_stihov_detmi_doshkolnogo_vozrasta.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Выразительное чтение стихов детьми дошкольного возраста

 

«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка»

В.Г.Белинский.

Природа наделяет человека задатками, которые помогают ему устанавливать связи со средой его обитания, познавать окружающий мир, обеспечивают жизнеспособность. Очевидно, что именно среда активизирует определенные задатки человека, те, которые необходимы для его успешного в ней существования. Выдающийся советский грузинский ученый Д.Н. Узнадзе (См.: Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1995. – С. 94-102) считал, что задатки (он называет их функциями) развиваются по мере востребованности их средой, по мере их необходимости для самого ребенка. Он выделил два фактора, предопределяющих развитие функций (природных задатков): ограниченность развития, заложенная самой природой (максимум, выше которого подняться невозможно), и ограниченность во времени развития. Иначе говоря, все природные функции, которыми наделен человек, имеют крайне ограниченное время для своего развития. Если они были вовремя востребованы средой, активизированы ею, то со временем функция превращается в стабильный механизм, которым человек будет пользоваться всю дальнейшую жизнь. Если активизации по каким-либо причинам не произошло, то по истечении отпущенного природой на развитие функции времени она угаснет, и развить ее будет невозможно.

Как обычно бывает: мама берёт в руки книжку или записку из детского сада с четырьмя строчками, которые нужно выучить её ребёнку к определённой дате (в силу занятости мамы, дата эта оказывается «завтра») и говорит дочке или сыну, что сейчас мы будем учить стишок. В большинстве случаев она получает резко негативный ответ. Малыш не желает не только учить, но даже слушать и просто тихо сидеть рядом. Мама нервничает, она заранее чувствует себя виноватой и перед воспитательницей за то, что её ребёнок не выполнит задание и перед ребёнком за то, что у него будут неприятности... А всего этого можно было легко избежать, соблюдая всего лишь несколько правил.

Правило № 1: учим стихи заранее

Стихи редко задают «на завтра», обычно всё же отводят примерно неделю на подготовку. И вся эта неделя вся нужна для того, чтобы выучить нужные строчки.

Правило № 2: понемногу каждый день

Не стремитесь к тому, чтобы кроха сразу повторял стихотворение вслед за вами. Первые три дня сами рассказывайте стихотворение при ребёнке. Достаточно по 1-2 раза 4-5 раз в сутки:

  • утром, как проснулся;
  • по дороге в детский сад;
  • по дороге домой;
  • на прогулке;
  • перед сном.

Правило № 3: в игровой форме

Не превращайте заучивание стихов в нудную зубрёжку. Играйте! Рассказывайте стихотворение на разные голоса, пробуждайте фантазию ребёнка. Как бы это сказал медведь? А зайка? А бабушка? А пупсик? А ты сам как расскажешь?

Некоторые дети сами не хотят учить стихотворение, но с удовольствием это делают от имени любимой игрушки. В этом случае просто спрашивайте: - А может твоя Зайка повторить целую строчку за мной? А две? А все четыре?

Если Зайка устала, можно пригласить на помощь Мишку. Не забывайте хвалить Зайку за успехи: - Такая маленькая, а вон как учит, почти так же, как ты.

Некоторые родители не рассказывают стихи детям, а напевают их. В напевном виде многие строчки запоминаются быстрее, а спустя пару дней их будет просто воспроизвести и в обычном, стихотворном, виде.

Правило № 4: призовите на помощь ассоциации

Поговорите с ребёнком о стихотворении. Попробуйте вместе «нарисовать в голове» картинку, соответствующую стихотворению. Разберите сложные слова, составьте ряд ассоциаций.

Если вы воспользуетесь этими правилами, то навсегда забудете о том, что такое «зубрить» стихи и полюбите их учить, причём вместе с вашим малышом.

Хотелось бы заметить, что все люди по разному читают стихи! Один - монотонно, вяло. Другой - выделяя особенности стихотворного размера. Третий – громко, эмоционально и неестественно. Но с удовольствием мы слушаем того, кто читает так, как разговаривает в жизни, с живой выразительностью, четкой речью, переживая эмоции, затронутые данным произведением.

Можно ли научить этому ребенка?

Да, можно. При этом, читая и заучивая стихи с малышами, мы решаем следующие задачи:

 - укрепление памяти;

 - выработка четкой дикции, овладение средствами интонационной выразительности: тембр, темп, регистр, интонация, ритм, динамика, звуковысотный рисунок, размер, акцентуация (выделение определенных элементов в слове или во фразе);

 - развитие творческих способностей ребенка;

 - расширение кругозора;

 - воспитание нравственных качеств (любовь к близким, забота о животных, бережное отношение к природе, игрушкам и т.п.).

Вот несколько советов, которые помогут развивать ребенка в данном направлении.

Как правильно выбрать стихотворение для заучивания?

  1. I. Стихотворение должно быть доступным.

1) В первую очередь, близким и понятным детям по содержанию.

2) Чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение. Детям 2 лет достаточно двух-четырех строчек, 3-4 лет – одно-два четверостишия, 5-7лет – до пяти четверостиший, в зависимости от проявляемого ребенком интереса и уровня развития памяти.

3) Стихотворение для малышей должно быть динамичным (в основном действия), без описательных моментов, с короткими строками, простым ритмом. Старшие дошкольники способны воспринимать метафоры, сравнения, небольшие описания, но все же динамичность важна.

  1. II. Стихи для детей должны быть высокого качества, ведь поэзия является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха (умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка), этических и нравственных понятий. Читайте детям произведения народного творчества (народные потешки, прибаутки, шутки, песенки) и мастеров художественного слова. Ищите хорошие стихи современных поэтов. Нельзя использовать слабые стихи непрофессионалов, с неточными рифмами, нарушением строя, с неграмотным употреблением формы слова.

Как учить стихи с детьми дошкольного возраста?

Прежде чем познакомить ребенка с выбранным стихотворением, просмотрите его сами, выберите нужное настроение, интонацию, расставьте акценты, выделяя главное слово. Если используется диалог, или повествование идет от лица какого-либо персонажа, то можно менять и тембр голоса. В некоторых стихах возможно обыгрывание звучания слов. Так, шипящие звуки - передают шелест травы, листьев, протяжные гласные – завывание ветра. Этот прием нужно использовать осторожно, подчеркивание звука должно быть небольшим. Можно использовать изменение скорости прочтения, связанное с содержанием. Быстрое проговаривание может сопровождать быструю смену событий или высокую скорость действия, затягивание речи - нежелательное или затянувшееся действие.

Прочитайте ребенку стихотворение естественно и выразительно, прочувствовав настроение. Поговорите с ним о содержании, убедитесь, все ли он понял. При необходимости объясните новые слова. Важно, чтобы стихотворение понравилось.

Предложите ребенку поиграть: вы читаете стихотворение, а он договаривает концы строк. Не затрудняет детей и пофразовое повторение текста. Затем можно перейти к целостному пересказу. На первых порах ненавязчиво подсказывайте, проговаривайте вместе отрывки, которые пока не отложились в памяти. Чтобы сохранить интерес у детей младшего возраста, можно рассказать стихотворение для разных игрушек по очереди или от лица мишки, зайки, кошки и т.п. Дети старшего дошкольного возраста способны хорошо принимать задачу, поставленную перед ними: выучить стихотворение. Следите, чтобы речь ребенка была внятной и естественно выразительной. Порой дети очень быстро проговаривают текст, проглатывая окончания. Можно сразу остановить и поправить, чтобы не закреплялась ошибка. Длительность такого занятия с ребенком не должна превышать пяти минут. Лучше еще раз вернуться к стихотворению через некоторое время.

Выучили и забыли?

Постарайтесь сохранить интерес ребенка к стихотворению. Попробуйте его рассказать по ролям или обыграть с игрушкой. Выученное стихотворение дарите бабушке и дедушке на дни рождения, используйте в домашних концертах, вспоминайте в подходящей ситуации, наблюдая за погодными явлениями, животными, рассматривая растения и транспорт, любуясь игрушкой и вместе с ребенком выполняя работу по дому. Следуя этим несложным рекомендациям, вы можете научить своего ребенка любить литературу, поэзию, замечать прекрасное вокруг себя, сформировать ясную четкую выразительную речь, что очень пригодится не только в школе, но и во взрослой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме "Использование методики МНЕМОТЕХНИКА в процессе заучивании стихов детьми дошкольного возраста"

В данной презентации раскрыты цели и задачи мнемотехники вообще как метода, цели самих мнемотаблиц, а так же  показаны на примерах конкретных стихов формы мнемотаблиц...

Буклет для педагогов и родителей "Рекомендации по заучиванию и выразительному чтению стихов с детьми дошкольного возраста"

Рекомендации по заучиванию и выразительному чтению стихов с детьми дошкольного  возраста...

Выразительное чтение стихов о весне. Возраст: 3-5 лет.

https://vk.com/wall-194162895_29 Выразительное чтение стихов о весне. Возраст: 3-5 лет....

Обучение выразительному чтению стихов детей с речевой патологией.

В статье показана взаимосвязь эмоциональной выразительности речи и интеллектуального развития ребенка. Даны рекомендации по подбору стихов для детей с нарушениями речи и приемы заучивания....

Программа выразительного чтения для старшего дошкольного возраста «Радуга слов» со способными детьми.

Программа выразительного чтения для старшего дошкольного возраста «Радуга слов» со способными детьми....

Иллюстрированный сборник литературных произведений для чтения с детьми дошкольного возраста «Поговорим с тобой о папе»

Иллюстрированный сборник литературных произведений для чтения с детьми дошкольного возраста«Поговорим с тобой о папе»Иллюстрированный сборник литературных произведений содержит стихотворен...