Обучение выразительному чтению стихов детей с речевой патологией.
статья по логопедии

Колесник Татьяна Викторовна

В статье показана взаимосвязь эмоциональной выразительности речи и интеллектуального развития ребенка. Даны рекомендации по подбору стихов для детей с нарушениями речи и приемы заучивания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ

ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ СТИХОВ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

Подготовила

учитель-логопед

ГБОУ Школа № 2026

Колесник Т.В.

Значение выразительной речи в жизни человека неоспоримо. Эмоционально окрашенное слово  - важный инструмент общения.

  Что же такое «выразительность речи»? 

  «Выразительность речи – это умение внятно, убедительно и в то же время, по возможности, сжато выражать свои мысли и чувства, умение владеть интонацией, выбором слов, построением предложений», - писал Н.С.Рождественский (доктор пед. наук, профессор, автор учебников по русскому языку).

А выразительное чтение – это искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, которыми насыщено художественное произведение, выражения личного 

отношения исполнителя к произведению.  

Рассмотрим критерии выразительности речи и их связь с общим развитием детей.

  Темп речи.  Различные оттенки речи придают живость, динамику, богатство выразительного звучания речи. Если речь будет иметь один и тот же равномерно звучащий темп, она поблекнет, станет безжизненной.

Ритм – это чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления. Наиболее ощутимо выражение ритма в стихотворной речи.  Ребенок, читая стихотворение, должен чувствовать ритм, отвечающий содержанию. Он должен стараться определить, где сделать короткую паузу, а где остановиться перед решающим словом или фразой, чтобы создать нужное впечатление. Это дает возможность и самому ребенку понимать, о чем он рассказывает.

Очень медленны движенья,

Еле-еле, еле-еле

И «походка», как скольженье,

ИЛИ

Завертелись карусели,

В дом свой прячется от страха,

А потом, потом, потом

Хвост поджавши, черепаха.

Все бегом, бегом. бегом

Ударение  играет смыслоразличительную роль (замок – замок). Русское ударение подвижно, например: нет стены и высокие стены. Хорошо развитые слуховое внимание, восприятие, логическое мышление и чувство языка помогают овладеть этим важнейшим признаком слова.

Дыхание – важная составляющая выразительной речи. Вдох и выдох при речевом высказывании имеет некоторые особенности: вдох короткий, а выдох длительный экономный, чтобы хватило на произнесение длинной фразы, мысли. У детей часто встречаются нарушения речевого дыхания. Забор воздуха недостаточный, выдох короткий слабый. Из-за этого голос к концу фразы «затухает», становится тише, иногда конец фразы ребенок договаривает уже на вдохе.

 Голос – важная речевая характеристика. Образованные люди владеют голосом и речью значительно искуснее по сравнению с малообразованными. Голос создан самой природой для установления обратных связей со средой обитания. Нормальное возрастное развитие голосовой функции ребенка – жизненная биоэнергетическая основа общего его развития.

Интонация усиливает значение слова. Иногда с ее помощью можно придать высказыванию совершенно противоположный смысл, а не то что выражает слово. (порицание – «ну, ты умник!?»). Интонация включает в себя: силу голоса, темп, ритм, мелодику, тембр. Интонация позволяет передать эмоциональные оттенки текста, настроение автора (грусть, тревога, радость). Овладение интонационными средствами языка находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка.

Интонация

|

Раскадировка посыла (возможна только при хорошем развитии ребенка)

|

Правильная реакция, действие

|

Улучшается позновательное развитие

|

Снижается риск развития алекситимии – невозможность понимать свои чувства, эмоции (гнев – страх, радость – стыд)

Эмоции записаны в нашем теле, заложены природой и, только,  потом получают словесную оболочку: жалко, злюсь, радуюсь, сочувствую и т.д. А это и есть словарный запас, который формируется на чувственном восприятии.

Есть разные причины  алекситимии, например, особенности воспитания в семьях, где не принято говорить о чувствах или органические поражения ЦНС.

В данном случае эмоциональные нарушения проявляются чаще.

Сегодня нам достаточно смайлика, чтобы описать свои чувства, состояния. Но, если нет оречевления, нет и понимания. Ведь в каждый смайл вкладываются свои субъективные переживания.

 Выразительность речи предполагает хорошее интеллектуальное развитие, и, в свою очередь, интеллектуальное развитие влияет на формирование критериев выразительности речи.

У современных детей все чаще встречаются недостатки в выражении эмоционально-смыслового высказывания, отмечаются признаки гипомимии,  трудности  выражения на лице эмоциональных состояний. Это отмечается и в игровой деятельности, в обучении, в театрализованной деятельности, в рассказывании стихов и других видах деятельности.

Большинство сегодняшних детей имеют специфические нарушения речи, ряда высших психических функций и процессов. Отечественные и зарубежные исследователи отмечают наличие многообразной неврологической симптоматики, что приводит к нарушению фонематического слуха и восприятия, нарушению грамматического строя, дети испытывают трудности накопления словаря, выявляются особенности формирования психических функций: снижение функции внимания и памяти, трудности при обобщении, классификации, нарушение установления причинно-следственных связей, нарушение общей и мелкой моторики. Все это приводит к снижению познавательной деятельности, и значит к снижению интеллектуального развития. И тогда мы видим:

Ребенку трудно запомнить текст и понять смысл. У детей со стертой формой дизартрии нарушено большое количество звуков, нарушена слоговая структура, а, значит, дети не могут правильно произнести слова, особенно со стечением согласных. Наша речь насыщена стечениями согласных (здравствуйте, строительство, пространство и т.д.).  У многих слабый речевой выдох, тихий,  монотонный, без модуляций, голос. Значит, страдают такие важные характеристики выразительности, как интонация, дикция, ритм и темп, поэтому, дети голосом не могут выделить нужное слово.

Как правило, выразительно читают стихи лишь несколько детей из группы. Остальные читают невыразительно, и педагог с этим мирится.

Что же делать?

Сначала нужно правильно выбрать стихотворение для заучивания. У каждого ребенка есть индивидуальные особенности характера, эмоционального состояния, состояния речи, памяти. Ребенку предстоит публичное выступление и, желательно, чтобы оно было успешным. Поэтому стихотворение подбирается с учетом всех этих особенностей.

Стихотворение должно быть доступным близким и понятным по содержанию.
Чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение. Детям 2 лет достаточно двух-четырех строчек, 3-4 лет – одно-два четверостишия, 5-7лет – до пяти четверостиший, в зависимости от проявляемого ребенком интереса и уровня развития памяти.  Стихотворение для малышей должно быть динамичным, без описательных моментов, с короткими строками, простым ритмом. Старшие дошкольники способны воспринимать метафоры, сравнения, небольшие описания, но все же динамичность важна. 

Иногда детям трудно дается заучивание стихов. Причин может быть несколько:

- не понимает смысл стихотворения;

- есть незнакомые слова, значения которых ребенок не знает;

- плохая память;

- снижен фонематический слух и ребенок не слышит рифму.

С чего же начать?

С предварительной работы!

Она должна быть проведена с начала учебного года.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

  • УТОЧНЯЕМ ЗНАНИЯ ОБ ЭМОЦИЯХ.

Радость - лицо расцветает улыбкой: уголки губ оттягиваются кверху, около глаз         собираются морщинки.

Удивление - широко раскрытые глаза и рот. Причиной удивления должно быть что-  то внезапное, неожиданное.

Грусть – опущены брови, уголки губ, глаза грустные.

Гнев - сдвинутые брови, оттопыренные губы, выставленная вперед нижняя губа,   стиснутые кулаки и сильная жестикуляция. При более сильном взрыве гнева эти симптомы меняются, глаза выкатываются из орбит и блестят. Лицо краснеет. Расширенные ноздри дрожат, дыхание затруднено. Голос становится хриплым.

Страх - адекватно имитировать выражение страха не удается ни одной возрастной группе: ни детям, ни взрослым.

  • УЧИМСЯ ИЗМЕНЯТЬ СИЛУ ГОЛОСА:                                                      

Ударяй тихонечко: стук-стук-стук.                       Скажите громче слово «гром» -

И тогда услышишь нежный звук.                          Грохочет слово словно гром.

Ударяй сильнее: стук-стук-стук.                            Скажите потише – «шесть мышат» -

И тога услышишь громкий звук.                            И сразу мыши зашуршат.

                          (В. Орлов)                                                                (А. Барто)

  • УЧИМСЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ.

ПРИМЕР ВЫРЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ:

Заяц гордо шел по лесу,                                                   (в голосе гордость)

Вел зайчиху, как принцессу.                                           (восхищенно)

До макушек длинных ушек заяц был в нее влюблен.   (вкратчиво)

Но сознаться и признаться все не мог решиться он.     (легкое сожаление)

Правда, заяц понимал, что в пути молчать неловко…  (повествовательно)

Просто он слова искал, а когда нашел, сказал:              (легкая задумчивость)

- Ты такая! Ты такая! Ты такая!..Как МОРКОВКА!    (кульминация восхищения)

Н. Ламм

КАК ЗАУЧИВАТЬ СТИХИ.

Прежде чем познакомить ребенка с выбранным стихотворением, просмотрите его сами, выберите нужное настроение, интонацию, расставьте акценты, выделяя главное слово. Если используется диалог, или повествование идет от лица какого-либо персонажа, то можно менять и тембр голоса.

В некоторых стихах возможно обыгрывание звучания слов. Так, шипящие звуки - передают шелест травы, листьев, протяжные гласные – завывание ветра. Этот прием нужно использовать осторожно, подчеркивание звука должно быть небольшим (шшшелест листьев).

Можно использовать изменение скорости прочтения, связанное с содержанием. Быстрое проговаривание может сопровождать  быструю смену событий или высокую скорость действия, затягивание речи - нежелательное или затянувшееся действие.
Прочитайте ребенку стихотворение естественно и выразительно,
прочувствовав настроение.

Поговорите с ним о содержании, убедитесь, все ли он понял. При необходимости объясните новые слова. Важно, чтобы стихотворение понравилось, и ребенок понимал, о чем он рассказывает.

Предложите ребенку поиграть: вы читаете стихотворение, а он договаривает концы строк.  Затем можно перейти к целостному пересказу. На первых порах ненавязчиво подсказывайте, проговаривайте вместе отрывки, которые пока не отложились в памяти. Чтобы сохранить интерес у детей младшего возраста, можно рассказать стихотворение для разных игрушек по очереди или от лица мишки, зайки, кошки и т.п. Дети старшего дошкольного возраста способны хорошо принимать задачу, поставленную перед ними: выучить стихотворение.

Следите, чтобы речь ребенка была внятной и естественно выразительной. 

Заучивайте сразу с правильной интонацией!

Отрабатывайте сразу интонацию, силу голоса, эмоции, мимику, жестикуляцию.

Порой дети очень быстро проговаривают текст, проглатывая окончания. Можно сразу остановить и поправить, чтобы не закреплялась ошибка.

Как ребенок заучил, так он и прочтет стихотворение во время выступления. Требование воспитателя: «Ты на празднике читай с выражением», для ребенка пустой звук, потому что он учил по-другому.

ИСТОЧНИКИ.

http://spbsht.ru/kak-nauchitsya-krasivo-i-vyrazitelno-chitat-stikhi

http://bskdou15.ru/sites/default/files/

http://www.polygraph-pk.ru/stati/emocii-cheloveka

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – М.: Ярославль: Академия развития, 2002. – 208 с.

Лазаренко О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей. – М.: ТЦ «Сфера», 2009. –64 с.

Шевцова Е.Е.Технологии формирования интонационной стороны речи / Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина. – М.: АСТ. 2008. – 222 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный подход к процессу обучения и воспитания детей с речевой патологией в ДОУ

В данной статье раскрываются особенности взаимодействия специалистов ДОУ , позволяющие оптимизировать коррекционно-развивающую работу с детьми с речевой патологией....

Личностно-ориентированный подход к воспитанию и обучению детей с речевой патологией.

Главным направлением обновления дошкольного воспитания стала гуманизация педагогического процесса, предполагающая ориентацию педагога на личность ребенка, изменение характера общения с ним, т.е. перех...

Инновационный педагогический опыт по теме: «Развитие исполнительских умений детей младшего школьного возраста в процессе обучения выразительному чтению наизусть».

laquo;Развитие исполнительских умений детей младшего школьного возраста в процессе обучения выразительному чтению наизусть». Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение ...

Развитие интонационной выразительности речи у детей с речевой патологией средствами театрализованной деятельности.

В своей работе я использую имаготерапию как  средство развития интонационной выразительности речи.Для этого на основе методики Л. В. Лопатиной я разработала свою систему работы «Развитие ин...

Выразительное чтение стихов детьми дошкольного возраста

laquo;Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка»...

Буклет для педагогов и родителей "Рекомендации по заучиванию и выразительному чтению стихов с детьми дошкольного возраста"

Рекомендации по заучиванию и выразительному чтению стихов с детьми дошкольного  возраста...

Выразительное чтение стихов о весне. Возраст: 3-5 лет.

https://vk.com/wall-194162895_29 Выразительное чтение стихов о весне. Возраст: 3-5 лет....