Комплексный подход к процессу обучения и воспитания детей с речевой патологией в ДОУ
статья по логопедии по теме

Кузнецова Светлана Михайловна

В данной статье раскрываются особенности взаимодействия специалистов ДОУ , позволяющие оптимизировать коррекционно-развивающую работу с детьми с речевой патологией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti-logopaty.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексный подход к процессу обучения и воспитания детей с речевой патологией.

Арюкова Сания Фаридовна, педагог-психолог МДОУ№№53,132 г.Астрахани

Комплексный подход к процессу обучения и воспитания детей с речевой патологией требует применения ряда мероприятий, направленных на коррекцию не только речевых нарушений, но и расстройств  вторичного порядка, к которым относится нарушение становления высших психических функций. В качестве оценки результатов логопедической работы приводятся такие, например, критерии, как повышение работоспособности, развитие памяти, реабилитация поведения. Действительно,  реализация  задач  психокоррекционной  работы в специальных (коррекционных) ДОУ для детей с нарушениями речи предполагает участие в такой работе разных специалистов, в том числе и логопедов, и воспитателей, и медицинских работников. Однако в соответствии с Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии « ...психологическое обеспечение образовательного процесса в коррекционном учреждении осуществляет психолог, входящий в штат учреждения». Это Типовое положение распространяется на компенсирующие (логопедические) группы детских садов комбинированного вида.

Анализ опыта практической работы психологов с детьми-логопатами в условиях ДОУ показал, что наиболее оптимальным вариантом является сочетание двух форм работы: специальных занятий по коррекции нарушений восприятия, мышления, памяти, внимания и отдельных заданий, включаемых в ежедневные занятия воспитателя, логопеда и других специалистов. В тематическом плане такие задания соотносятся с программой логопедической, коррекционно-воспитательной и общеразвивающей  работы.

Планирование работы специальных (коррекционных) ДОУ с учетом принципа комплексного подхода относится к функциям управления. Разработка системы прочных, научно обоснованных горизонтальных и вертикальных связей между специалистами, четкое распределение функций, задач, программного материала между педагогами, воспитателями, психологами, медицинскими работниками значительно повышают эффективность и результативность коррекционной работы.

Главное в коррекционно-образовательном процессе, чтобы деятельность педагогов была социально-ориентированной. Руководящая роль при этом отводится доброте, справедливости, любви, уважению к воспитанникам, особенно имеющим какие-то проблемы, в том числе и речевые. Чрезвычайно важно умелое и творческое применение методов и приёмов взаимодействия с ребёнком, гибкость, мудрость, терпение, а главное – любовь к детям.

 В нашем дошкольном учреждении  проведению всего комплекса коррекционного обучения уделяется особое внимание. Во всех группах созданы условия для детей с учётом принципов построения развивающей среды В.А.Петровского. В группах оборудованы речевые уголки, оформлены словесные, настольные речевые игры, атрибуты для сюжетно- ролевых игр и театрализованной деятельности, наборы мелких настольно-сюжетных игр, конструкторы, мозаика, пазлы, что позволяет развивать все стороны речи детей и мелкую моторику рук.

 В дошкольном учреждении функционируют 2 логопедические группы. Всё логопедическое коррекционно-педагогическое воздействие направлено на устранение речевого дефекта у детей, на предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения ( подготовка к обучению грамоте, профилактика  дисграфии, совершенствование познавательных процессов и обеспечение личностной готовности к обучению в школе).

 Достижение этой цели обеспечивается постановкой широкого круга образовательных, воспитательных, коррекционных и развивающих задач, решение которых осуществляется в комплексе учителями-логопедами, воспитателями, узкими специалистами в тесной взаимосвязи.

Учителя – логопеды, определяя содержание коррекционной работы в логопедической группе, стремятся к тому, чтобы восстановительная и формирующая работа с детьми протекала с учётом нейропсихологического подхода. В связи с этим они применяет коррекционно-развивающие игры, используя варианты упражнений на автоматизацию звуков, лексико-грамматические и психологические задания. Посредством коррекционно- развивающих игр обеспечивается психологический комфорт, развивается эмоционально-волевая сфера детей во время занятий, повышается речевая мотивация, компенсируется несформированность фонематического слуха, активизируются необходимые звуки в результате запоминания большого количества речевого материала.

 Вместе с воспитателями учителя-логопеды проводят релаксацию, дыхательную, пальчиковую и артикуляционную гимнастику, массаж. Воспитатели закрепляют полученные знания, доводят звуки до автоматизма, расширяют словарь детей по лексическим темам, помогают практическим путём овладеть навыками словообразования и словоизменения, грамматическим категориям, согласованием в роде, числе и падеже, что является профилактикой возможных нарушений письменной речи, развивается внимание, память, воображение, коммуникативные навыки. Накоплена богатая картотека сказок-помощников с различными заданиями, с использованием разных видов театров.

Большую коррекционную работу с детьми с ОНР проводит педагог-психолог. Вместе с учителем-логопедом в результате диагностирования выявляется  группа риска среди детей средней и старшей групп, с которыми проводятся  подгрупповые и индивидуальные занятия с использованием разнообразных приёмов работы (изотерапии, сказкотерапии, куклотерапии).  Чтобы вызвать заинтересованность, познавательную активность детей, педагог-психолог использует  разнообразные формы организации детей:

  1. занятия-путешествия
  2. сюрпризные моменты
  3. проблемные ситуации
  4. подгрупповые и индивидуальные занятия

Психолог знакомит воспитателей и родителей с технологиями оказания помощи ребёнку, испытывающему трудности в  социальной адаптации, проводя «Родительский лекторий», индивидуальное консультирование ( родители), а с воспитателями проводятся обучающие семинары, групповое и индивидуальное консультирование. Тематика консультаций:

«Логопедические игры-помощницы», «Не дайте ребенку стать трудным» и др.

 Актуальной в нашем дошкольном учреждении является такая форма работы, как оформление тематических уголков в логопедических группах, где можно найти советы логопеда, практические приёмы работы с детьми, общие сведения о детях с ОНР.

 Родители посещают занятия в группах во время проведения « Недели семьи», активно принимают участие в массовых мероприятиях, праздниках. Такое сотрудничество педагогов и родителей – основа успешного обучения и воспитания ребёнка, путь комплексного преодоления имеющихся у ребёнка отклонений в развитии, особенностей поведения, вызванных ими затруднений.

 Таким образом, многолетний опыт работы убедительно доказывает, что стойкость результатов достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства с его сетью интегрированных связей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Специфика организации индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания дошкольников».

Индивидуальный подход – это не разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка и осуществляться в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко органи...

Система работы по использованию современных мультимедийных технологий в процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста

Система работы по использованию современных мультимедийных                    технологий в процессе обуче...

Преемственность в системном подходе к развитию, обучению и воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста

Преемственность в системном подходе к развитию, обучению и воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста...

«Исправление недостатков в поведении детей является - одна из основных задач в процессе обучения и воспитания детей»

Произвольное, т.е. осмысленное, целенаправленное, инициативное  поведение ребёнка формируется в деятельности. Различные недостатки в поведении  сдерживают становление произвольности – ...

Виды игр и их значение в воспитании детей с речевой патологией. (Консультация для воспитателей.)

Виды игр и их значение в воспитании детей с речевой патологией. (Консультация для воспитателей.)...

"Комплексный подход к развитию моторно - двигательных навыков детей со зрительной патологией"

В статье рассказывается о методах и работе по развитию мелкой моторики детей....