Развитие интонационной выразительности речи у детей с речевой патологией средствами театрализованной деятельности.
статья по логопедии

В своей работе я использую имаготерапию как  средство развития интонационной выразительности речи.

Для этого на основе методики Л. В. Лопатиной я разработала свою систему работы «Развитие интонационной выразительности у детей с ТНР средствами театрализованной деятельности». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt2018-2.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

     

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 17 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга 

Развитие интонационной выразительности речи

у детей с речевой патологией средствами театрализованной деятельности.

Опыт работы.

Автор: учитель-логопед

Скворцова Анна Олеговна.

2018г.

       Как известно, важным атрибутом грамотного человека является его речь. При условии, что она отличается четкостью дикции, логической ясностью, интонационной и орфоэпической выразительностью.

      Ни для кого не секрет, что одним из средств передачи информации является интонация. Она формируется одновременно с овладением ребенком родным языком и является неотъемлемой его частью.

     Установлено, что ребенок с речевой патологией самостоятельно не может овладеть речевой нормой. Как показывает практика, у детей с ТНР часто отмечаются нарушения интонационной выразительности, которые оказывают отрицательное влияние на развитие других компонентов речевой системы.

     Поэтому, в своей работе я использую имаготерапию как  средство развития интонационной выразительности речи.

Для этого на основе методики Л. В. Лопатиной я разработала свою систему работы «Развитие интонационной выразительности у детей с ТНР средствами театрализованной деятельности». Работа ведется поэтапно.

                                          Имаготерапия

                                             как способ

                                         коррекции речи

 

 

                                         

          Анализ              Анализ средств         Проигрывание        Проигрывание

   литературных         интонационной               простых                   этюдов,

   произведений         выразительности   театрализованных      импровизаций,

                                                                               игр                        спектаклей

 

На начальном этапе работы мы формируем у детей способности понимать содержание сказок, эмоционально на него откликаться, уметь выражать отношение к событиям и героям, анализировать средства языковой выразительности.      

      На этом этапе работы я сама определяю направление и ход работы с литературными произведениями. Высказываю свое мнение, даю оценку поступков того или иного персонажа. Обращаю внимание детей на средства передачи языковой и интонационной выразительности. Комментирую их и объясняю.

Постепенно дети начинают это делать самостоятельно.

      В дальнейшем вместе с детьми мы учимся понимать и передавать эмоции и чувства героя или рассказчика средствами интонационной выразительности.

Я часто выступаю в роли «незнающего». Не предлагая готовых оценок и алгоритмов, я стараюсь с помощью вопросов, сомнений, опасений и удивлений пробудить уверенность, почувствовать себя компетентным и ответственным за поиск решений. Это повышает самосознание и самооценку детей.

Постепенно мы переходим к проигрыванию простых специальных театрализованных игр (в том числе из раздела «Культура и техника речи»).

      Исследовательская деятельность и экспериментирование – неотъемлемая часть моей работы по развитию интонационной выразительности. Вместе с детьми мы исследуем звуки речевые и неречевые, свойства воздушной струи, силу, тембр голоса. Увлекательные эксперименты со словами вызывают особый интерес у детей. В дальнейшем ребята активно используют элементы словотворчества и стихотворчества при создании своих авторских сказок.

       В ходе своей работы я заметила, что дети проявляют большой интерес к моделированию сказок по методике ТРИЗ. Они с удовольствием придумывают сказки на новый лад, сказки-оживлялки, сказки наоборот, осовременивают сказки.

      В наши дни очень актуальна проблема зависимости современных дошкольников от гаджетов. Как отвлечь малыша от компьютеров и планшетов, сделать их творческими, пытливыми и коммуникабельными?

       Я уверена, решить эту проблему без развития у детей познавательной и речевой мотивации невозможно.        

      Одним из наиболее результативных методов, на мой взгляд, стала реализация различных проектов:  «Что за чудо эти сказки! »,  «Волшебная страна сказок Пляцковского», «Актеры-мастера», «Путешествие куклы-веснянки»,и др.

Так, в проекте «Актеры-мастера» помог ребятам стать активными участниками разных видов театров. Опираясь на помощь взрослых, ребята создавали оригинальные, необычные куклы. Сначала проигрывали с ними хорошо знакомые сказки, а затем сочиненные самостоятельно.

           Чтобы помочь ребятам проявить себя, попробовать свои силы, принести пользу, показать публично достигнутый результат, вместе с родителями мы создали «Уголок театра». Здесь живут декорации к сказкам, театральные костюмы, различные куклы, в том числе и созданные детьми, потому что предметно-развивающая среда в группе должна способствовать проявлению творческого интереса к театрализованной деятельности.

 Вместе мы придумали «волшебный сундучок», куда дети складывают рисунки-проекты сказок, с которыми они хотели бы поработать в дальнейшем.

         В уголке поселились книжки-самоделки, лэпбуки о театре, театральная азбука.

В творческих альбомах «Скоро премьера!» представлены фотографии, совместные работы с родителями, детские работы. Такие альбомы помогают детям запомнить увлекательный путь постановки спектакля. К ним мы неоднократно возвращаемся в дальнейшем. Просматриваем, составляем рассказы, вспоминаем стихи, слова героев.

        В нашей группе сложилась традиция создания коллекции кукол, театров, привозимых со всех уголков мира. Ими мы постоянно пополняем наш театральный уголок. Это стимулирует детскую любознательность, подталкивает детей на поиск возможных способов создания новых материалов для драматизации. Что, в свою очередь поддерживает интерес к развитию интонационной выразительности.

              День премьеры – это всегда волнение, суета, приподнятое праздничное настроение. Но я понимаю, что единственный показ спектакля интересен скорее зрителям, чем самим исполнителям. Для детей наиболее важным и полезным является период подготовки спектакля, а затем возможность играть его как можно дольше и чаще. Неверно утверждение о том, что детям надоедает играть одно и то же. Я убедилась в этом на практике. Подготовленные спектакли дети с удовольствием демонстрируют своим родителям, а затем детям из других групп детского сада.

       Традиционными стали наши выступления перед пожилыми людьми социального дома, встреча с которыми всегда сопровождается бурными аплодисментами, слезами, улыбками и бесконечной благодарностью зрителей.

      Конечно, незаменимые помощники и активные участники во всех наших проектах -  это родители. Ни один проект, ни один спектакль не проходит без их поддержки. Я думаю, мы стали единомышленниками в решении поставленных задач развития интонационной выразительности средствами театрализованной деятельности.

        У нас с ребятами много планов. Так, в процессе создания спектаклей, проектов, исследований у нас появилась идея организовать театральную постановку летом на прогулочной площадке нашего детского сада. Это пока только задумка, но мы обязательно воплотим ей в жизнь. Ведь мое педагогическое кредо: «Педагог – он вечный созидатель. Он жизни учит, и любви к труду. Я педагог, наставник, воспитатель, за что благодарю свою судьбу».

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интонационной выразительности речи дошкольников с речевыми нарушениями

Материал предназначен для педагогов ДОУ и родителей дошкольников, имеющих речевые нарушения. Консультация познакомит Вас с особенностями формирования интонационной выразительности речи у детей с ...

РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данной статье размещен доклад по теме "РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"....

Мастер – класс для педагогов Театрализованная игра как средство развития интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста по Федеративным государственным образовательным стандартам дошкольного образования

Театрализованная игра как средство развитияинтонационной выразительности речи детейстаршего дошкольного возраста по  Федеративным государственным образовательным стандартам  дошкольного обра...

Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи детей с речевыми нарушениями.

Логопедическая работа  по развитию интонационной выразительности речи детей с речевыми нарушениями....

Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников с речевыми нарушениями

Недостаточная интонационная выразительность у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, может влиять на качество передаваемой информации, тем самым, создавая трудности во взаимопонимании, и ограничив...

Проект по выявлению и развитию интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности

Пояснительная записка          У большинства детей дошкольного возраста в той или иной степени отмечается неспособность интонационно оформлять свою речь, п...