Развитие интонационной выразительности речи дошкольников с речевыми нарушениями
консультация по логопедии

Читоркина Лариса Николаевна

Материал предназначен для педагогов ДОУ и родителей дошкольников, имеющих речевые нарушения. 

Консультация познакомит Вас с особенностями формирования интонационной выразительности речи у детей с ТНР, с трудностями, которые испытывают дошкольники, особенностями коррекционной работы по данному направлению. Так же Вашему вниманию будут предложены  игры и упражнения, направленные на формирование основных компонентов  интонационной выразительности речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие интонационной выразительности речи

дошкольников с речевыми нарушениями

Речь – одно из важнейших свойств человека, основное средство общения между людьми и выражения мыслей. Раннее освоение речи обеспечивает легкое и полное усвоение знаний.

Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка.

С.Л. Рубенштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам». Выразительность он рассматривает как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного речевого развития.

Формирование интонационной выразительности у детей - это сложный процесс, в котором ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной речью.

В дошкольном возрасте дети владеют наибольшей чуткостью к языковым явлениям. Ребёнок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов. Иная картина складывается при нарушении у детей развития интонационной выразительности речи. По мнению В.И. Селиверстова, «отсутствие стимула и желания говорить, боязнь речевого общения приводят к тому, что речь ребёнка становится тусклой, вялой, тихой, невыразительной».

Недостаточная сформированность интонационной стороны речи дошкольников приводит к возникновению трудностей в организации коммуникативной деятельности, снижение потребности и эффективности речевого взаимодействия, ограничение коммуникативного потенциала. Это обуславливает целесообразность мероприятий по развитию интонационной выразительности речи в комплексе мероприятий по коррекции нарушений плавности речи.

Навыки модулирования голоса понадобятся детям во время чтения, пересказа произведения, в котором, наряду с повествовательными предложениями встречаются также вопросительные и восклицательные. Именно этот навык поможет сделать речь эмоционально богатой, выразительной, содержательной, что, несомненно, является залогом успешного обучения детей в школе.

Интонация позволяет передать эмоционально-смысловые оттенки текста, выражая настроение (грусть, тревогу, радость…).

Недостаточная интонационная выразительность у детей старшего возраста с ОНР может влиять на качество передаваемой информации, тем самым создавая трудности во взаимопонимании и ограничивая коммуникативные возможности детей. Интонационной  выразительностью речи в норме овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения с взрослыми.

Результаты обследования интонационной выразительности речи дошкольников с ОНР показали, что дети испытывают трудности:

  1. в умении говорить шепотом;
  2. переключаться на ту или иную высоту (выше, ниже, громче, тише);
  3. выделять голосом нужное слово, повышать или понижать тон голоса;
  4. в восприятии и воспроизведении эмоциональных значений;

У детей с речевой патологией отмечаются:

  • нарушение тембра (глухой, дрожащий, резкий, напряженный)
  • нарушение мелодического оформления повествовательных, вопросительных и восклицательных высказываний.

Для развития интонационной выразительности речи необходима  специальная коррекционная работа, которая проводится по трём направлениям:

  1. Развитие просодических компонентов речи:
  • речевое дыхание,
  • сила, высота и тембр голоса,
  • ритм речи,
  • темп речи,
  • логическое ударение.
  1. Формирование навыка восприятия и воспроизведения основных типов интонации: утвердительной, вопросительной и восклицательной.
  2. Развитие выразительности мимики, жестов, движений.

Игры и игровые упражнения,

направленные на формирование интонационной выразительности речи

 у дошкольников с речевыми нарушениями

  • «Девочка в лесу».

Взрослый читает:

Громко я в лесу кричала,                          - ТРИ! – громко, коротко на выдохе.

Гулко эхо отвечало.                                  Старый дуб совсем засох.

Скоро будут холода?                                И вздохнуло эхо…

Отвечало эхо…                                          - ОХ! – громко, коротко  на выдохе.

- ДА! – громко, долго  на выдохе.            Ну, прощай, иду домой!

Сколько ёлочек, смотри!                          Огорчилось эхо…

Отвечает эхо…                                          - ОЙ! – громко, протяжно на выдохе.

  • «Шаловливый ветерок»

    Взрослый: Шаловливый ветерок

   Зацепился за кусток,                                       Дети:
   Пошуршал листвой немножко,       Ш-ш-ш-ш-ш (долго и тихо на выдохе)

                  Покружился у окошка,                    У-у-у-у  (долго и громко)     

                  Возле дома посвистел                      С-с-с-с (долго и тихо)
                  В лес осенний улетел.                       Ау! (долго и громко) 

   

  • «Пылесос»

Взрослый: Пылесос, пылесос,

Ты куда суёшь свой нос?

- Жу-жу-жу! жу-жу-жу!

Я порядок навожу!

Далее дети делают глубокий вдох носом (плечи не поднимать, щёки не надувать) и на выдохе произносят: Ж-ж-ж-ж!

  • Игра «Эхо»

В игру можно играть вдвоем или с большим числом игроков, главное, чтобы участников было с четное количество. Игроки разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Одна шеренга громко произносит сочетания гласных звуков, например, ау, оу, ио, аи и пр., а вторая тихо их повторяет.

  • Игра «Поезд»

Дети вместе с взрослым стоят, выстроившись по цепочке, взрослый впереди. Все вместе начинают читать стихотворение, изменяя высоту голоса и одновременно перемещаясь по кругу, делая круговые движения согнутыми в локтях руками, изображая поезд.

Поезд мчится во весь дух:

— Ух! Ух! Ух! (произносить высоким голосом) Едет — едет паровоз:

«У-у-у-у! Я домой вас повезу» (произносить низким голосом).

  •  «Пчёлы и мёд»

Оборудование: картинки с изображением пчёл разной величины.

Пчёлы — полезные насекомые. Они собирают пыльцу с цветов и делают мёд. Покажи, как жужжат пчёлы.

(Большая пчёлка — жужжать громко, маленькая — тихо).

  • «Мыльные пузыри»

Оборудование: картинки с изображением пузырей разной величины.

Маша любит надувать мыльные пузыри. Но пузыри лопаются. Посмотри на картинки и покажи, как лопаются мыльные пузыри.

(Большой пузырь — громкий хлопок, маленький — тихий).

  • «Дождик»

Взрослый читает стихотворение, ребёнок хлопает в ладоши в том же темпе, в котором произносятся слова: КАП-КАП-КАП.

Фраза произносится несколько раз в разном темпе - быстром, медленном, нормальном.

    Капля раз, капля два,

    Капля медленно сперва:

          КАП-КАП-КАП

    Стали капли поспевать,

    Капля каплю догонять:

          КАП-КАП-КАП

    Зонтик поскорей раскроем

    От дождя себя укроем

          КАП-КАП-КАП

  •  «Кто в каком домике живёт?»

Взрослый  предлагает ответить на вопросы: «Где живёт белка?», «Кто живёт на болоте?», «Чей домик - гнездо?» и т. д. Следит за тем, чтобы при ответах дети голосом выделяли слово-носитель логического ударения.

  • «Барышня»

Цель: формировать умение делать ударение на заданном слове во фразе. Обратить внимание ребёнка на то, как меняется основная высказываемая мысль.

Взрослый произносит предложение:

Я очень милая барышня.

Далее ребёнку  предлагается повторить это предложение (можно перед зеркалом) 4 раза, каждый раз выделяя голосом (произносить громче остальных слов) поочерёдно все слова в предложении.

Я очень милая барышня.

Я очень милая барышня.

Я очень милая барышня.

Я очень милая барышня.

То же самое можно сделать и с другими фразами:

Девочка играет в саду с куклой.

Шуба висела на вешалке.

Мальчик прочитал интересную книгу.

Дедушка купил Ване машинку.

Огромным стимулом для развития и совершенствования выразительной речи является театральная деятельность. Играя роль, ребенок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это безусловно влияет на развитие сферы чувств ребенка. Эстетические переживания помогают ребенку испытывать восхищение теми проявлениями жизни, которые раньше он не замечал, передать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняя роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие коррекционно-педагогические задачи, касающиеся формирования образной выразительной речи дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Л.А.Позднякова Развитие интонационной выразительности речи дошкольников со стертой дизартрией как средство формирования коммуникативных навыков.

Статья посвящена анализу нарушений мелодического оформления речи дошкольников со стертой дизартрией на основе применения экпериментально-фонетического подхода, содержит подробную характеристику наруше...

Сообщение к семинару на тему "Развитие интонационной выразительности речи дошкольников"

   Научив ребёнка «правильно» дышать, воспитав длительный речевой выдох, мы, тем самым, создадим необходимую базу для овладения правильным звукопроизношением.    ...

Развитие интонационной выразительности речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата посредствам использования презентаций

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обуч...

Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи детей с речевыми нарушениями.

Логопедическая работа  по развитию интонационной выразительности речи детей с речевыми нарушениями....

Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников с речевыми нарушениями

Недостаточная интонационная выразительность у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, может влиять на качество передаваемой информации, тем самым, создавая трудности во взаимопонимании, и ограничив...

Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников с речевыми нарушениями

Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников с речевыми нарушениями Недостаточная интонационная выразительность у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, мож...